Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Нижний Новгород — Россия Июнь 2016

От Вознесенского Печерского монастыря, о нём я писала тут, я направилась к Верхне-Волжской набережной, которая меня очаровала с первого взгляда. Сложно представить, что раньше она выглядела совсем по-другому.

Верхне-Волжская набережная

В 1834 году Николай I, будучи в Нижнем Новгороде с визитом, остался недоволен тем, что любование видами на Волгу и Заволжье омрачало присутствие домов бедняков, куч мусора и неприятные запахи, от них исходившие. В связи с этим он повелел обустроить откос в виде бульвара с городским садом. В 1836 году набережная была выложена булыжником и штакетником, и началась её застройка каменными домами по проектам лучших архитекторов.

На набережной, непосредственно на откосе, был разбит Александровский сад.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Есть, конечно, дома, которые сейчас на реконструкции, но в целом, эта набережная произвела на меня очень приятное впечатление. Слева- шикарные особняки, справа- красавица Волга. Так же с этой набережной хорошо просматривается г. Бор,

расположенный на противоположном берегу реки и канатная дорога, связывающая два берега. Стоимость проезда на канатной дороге стоит 70 рублей в одну сторону. Я каталась на ней на следующий день, ощущения незабываемые. Я хоть и не боюсь высоты, но должна признаться, что было страшновато, особенно в те моменты, когда кабинка проезжала столбы- опоры (кабина тряслась и качалась в разные стороны).Местные жители, конечно, давно к такому виду транспорта привыкли, он для них необходимость, так как моста через Волгу в этом месте нет. Ещё можно разглядеть городской пляж на Гребном канале (да, там занимаются греблей).

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

За приятными размышлениями я не заметила, как подошла к главной моей цели- Нижегородскому Кремлю.

Надо сказать, что Нижний расположен на так называемых, Дятловых горах. Дятловы горы, это живописный высокий откос, представляющий собой семь холмов, расположенных в месте слияние рек Оки и Волги. Почему Дятловы? на этот счёт есть несколько легенд. 1.Название могло произойти от внешнего сходства красно-белой глины с черными прожилками берегов, сформированных холмами, с раскраской оперения дятла. 2.Некоторые краеведы считают, что Дятловы горы получили название из-за большого количества дятлов, предположительно обитавших в лесах, некогда покрывавших правый берег Оки. 3.По одной из существующих легенд, Дятел — прозвище мордвина-язычника, полученное им за то, что он был вынужден постоянно работать топором для постройки на месте слияния Оки и Волги жилищ для своей семьи, состоявшей из восемнадцати жен и семидесяти сыновей (такое и вообразить сложно). 4.По другой легенде, происхождение названия связано с именем чародея Дятла, который проживал в ущелье горы возле устья Оки ещё до основания там города. В этой же местности жил Скворец — мордвин, женатый на восемнадцати женщинах, родивших ему семьдесят детей. После смерти Дятла Скворец похоронил его, согласно просьбе, на вершине одной из гор (холмов), получивших название «Дятловых». А в наши дни живописный откос, поделённый оврагами на 70–110 метровые холмы, является красивейшим местом отдыха горожан и гостей Нижнего Новгорода, откуда открываются панорамные виды на устье реки.

Памятник легендарному летчику-испытателю, Герою Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову установлен в 1940 году. Летчик Валерий Чкалов известен всему миру как командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. После его трагической гибели жители города установили ему памятник в том месте, где он любил гулять.

Площадка около Георгиевской башни — одно из любимых мест горожан и гостей Нижнего.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Здесь в одном кадре можно вместить и красоту Волги, и место слияния её с Окой, и стрелку с собором Александра Невского, и стены древнего кремля.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Можно просто посидеть и понаслаждаться красотой окружающего мира…

Вниз от памятника Чкалову раскинулась огромная Чкаловская лестница, её протяженность- 560 ступеней!

Чкаловская лестница. Фото из интернета.

Я по ней спускаться не стала, так как мне был более интересен кремль, куда я и направилась.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Двор кремля очень живописен, практически весь отреставрирован, приятен для прогулок.

Вход в сам кремль и прогулка по его окрестностям бесплатны, а вот чтобы поднятся в башни и прогуляться по стене кремля, надо купить входной билет.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Я взяла единый за 250 рублей и с головой окунулась в историю.

Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. Первая попытка замены деревянной крепости́цы на каменный кремль относится к 1374 году. В это время князь Дмитрий Константинович заложил белокаменный кремль.

В настоящее время сохранилось 13 башен. Длина кремлевской стены с башнями составляет 2045 м. Высота стен с зубцами — 12 м, толщина их на уровне земли — 5 м. Высота башен от 18 до 22 м. В тайницкой башне был подземный ход к реке Почайне.

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

В Кладовой башне сейчас кафе, в остальных всевозможные выставки.

Со стены кремля открывается живописный вид на стрелку. Стрелка разделяет собой Оку и Волгу, а также является портом для грузовых судов, прибывающих в Нижний Новгород и отправляющихся из него. На Стрелке располагается ещё одна достопримечательность города — собор Александра Невского. Вид на Стрелку является одной из визитных карточек Нижнего Новгорода. Это одна из самых узнаваемых частей города наряду с Кремлём, Чкаловской лестницей и ул. Большая Покровская. К 2018 г. на Стрелке планируется построить стадион для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Также будет построена новая одноимённая станция метро (шёпотом: мягко говоря, там сейчас всё перекопано;)).

Стрелка Нижнего Новгорода
Ильинская церковь
Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Почайна — одно из самых древних и загадочных мест города. По легенде, здесь, у истока речки Почайны, лежит большой камень, от которого зависит судьба Нижнего: настанет время, когда он сдвинется с места, из-под него выступит вода и затопит весь город. Почайна получила свое название от малой речки, протекавшей около кремлевских стен. А речку, говорят, так назвал основатель города князь Юрий Всеволодович.«Почайна» от слова «чаять», то есть поджидать. Это было место для дозоров, застав — самый первый рубеж города на Дятловых горах. Здесь располагался торг, впервые упомянутый в летописи 1341 года. А река была одним из главных источников воды древнего города. Сейчас о речке напоминает только название улицы Почаинской: река была убрана в коллектор в середине ХIХ века. В 1881 году в этих местах, примыкающих к Рождественке, был основан завод «Почайна». Сейчас ведутся активные реставрационные работы в этом районе, в скором времени мы сможем любоваться облагороженными видами Започаинья.

в нижнем углу- церковь Иконы Казанской Божьей Матери, в верхнем- Ильинская церковь
Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Высота ступеней порой доходит до 40 см, чувствуешь себя маленькой букашечкой…

Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

Туристов на стене было не так много, как я дожидала, поэтому была возможность спокойно сделать фото с открыточным Нижним.

Красный дом по центру- знаменитый ночлежный приют Бугрова, жители  которого стали прототипами пьесы Максима Горького На дне.
Чуть правее его- памятник Минину и Пожарскому.
Красный дом по центру- знаменитый ночлежный приют Бугрова, жители которого стали прототипами пьесы Максима Горького "На дне". Чуть правее его- памятник Минину и Пожарскому.
Набатный колокол

А это, оказывается, остатки старинного фуникулёра! Старинного фуникулёра! Представляете?

Фуникулер — это одно из множества детищ XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, для которой в Нижнем были возведены многие здания и даже разбит целый «город в городе», заполненный павильонами и впоследствии ставший одним из городских парков, ныне Парк 1 мая. Фуникулер же должен был показать, по замыслу тогдашнего градоначальника Дениса Дельвига, связь российской провинции с Европой. Ведь подобные дороги тогда были только в Швейцарских Альпах. Но наша, конечно, должна быль длиннее — 133 м, да еще и с уходом под землю. Правда, тоннель был длиной всего 30 метров, зато проходил под стеной кремля.

Трамвайчик решено было сделать не электрическим, а ходящим по принципу перегрузки верхнего вагона, в специальные цистерны которого наливалась вода. Верхний вагон, будучи тяжелее, ехал вниз, таща на жесткой сцепке нижний наверх. После чего воду сливали в специальный бассейн и наполняли другой вагон. Всего же поездка на этом чуде техники занимала полторы минуты и стоила от трех копеек, как участок проезда на трамвае. На настоящий момент идёт обсуждение проекта восстановления работоспособности этого чуда техники.

Кремлёвская набережная- излюбленное место прогулок. Ухоженные, чистые дорожки, великолепный вид, многочисленные скамейки.

Прогулялись бы здесь?

Кремлёвская набережная
Нижний Новгород. Нижегородский кремль и окрестности.

На завтра у меня запланирован променад по Рождественской улице, эта улица- уникальный музей под открытым небом, здесь исключительно каменные дома, история древнейших из которых начинается ещё в середине XVIII века. Официально здесь насчитывается 35 памятников архитектуры! Но это будет завтра, а на сегодняшний вечер у меня куплен билет в театр «Комедия» на мюзикл «Казанова». Билеты я покупала предварительно за 2 месяца до поездки, перед самым спектаклем билетов не достать!

История, рассказанная Кимом Брейтбургом и Евгением Муравьевым, началась 14 октября 1734 во Франции. В Булонском лесу под покровом ночи на карету графа де Шато напала банда разбойников под предводительством мамаши Пике. Граф, его супруга и двое слуг, их сопровождавших, были убиты.

Старшей дочери графа Женевьеве удалось бежать и укрыться в сторожке смотрителей, а младшая дочь, двухлетняя Тереза пропала. Исчезли и разбойники, хотя на ноги была поднята вся полиция Парижа.

Фото взято с сайта театра

Спустя 15 лет злодеи проживают в Венеции. Мамаша Пике теперь — хозяйка кабачка, ее любовник, Мальдини, по подложным документам стал судьей, а их сообщник, Риккардо, — судебным исполнителем. А Терезу, похищенную шайкой разбойников, удочерила мамаша Пике.

У мамаши Пике в отношение нее созрел коварный план, однако случайное появление Казановы спутало негодяям все карты…

На такой чудесной ноте закончился мой первый день в Нижнем Новгороде. Но я не заканчиваю свой рассказ, продолжение следует…