Турист Инна Воробьева (Incaica)
Инна Воробьева
была 1 июля 2020 22:51

Боржоми, Батуми, Тбилиси — Грузия Октябрь 2015

Фотоотчет посвящен нашей осенней (октябрь) поездке по Грузии с полуторагодовалой дочкой.
Маршрут: Тбилиси — Батуми — Квариати — Боржоми — Мцхета — Сигнахи — Алазанская долина — Кутаиси.
Перемещались
на позде (Тбилиси — Батуми — Боржоми). Часть поездки по Грузии прошла на машине Nissan Delica (арендовали машину с гидом-водителем).
Хочу рассказать о замечательных местах, где нам удалось побывать, несмотря на компанию пупса; поделиться сложностями, с которыми мы столкнулись в дороге; посоветовать некоторые недорогие, но симпатичные отели и ресторанчики, а также пару слов сказать о тех местах, которые посетить не успели (хотя были совсем рядом), а потом очень жалели!
Возможно, наш опыт будет полезен молодым родителям, и не только=)

ЧАСТЬ 1. БАТУМИ, БОРЖОМИ И ОКРЕСТНОСТИ.

В Тбилиси мы прилетели поздно вечером, остановились в отеле Hotel Tbilisi Central by Mgzavrebi, что расположен прямо в здании вокзала. Это очень удобно, если поезд отходит ранним утром. Место приятно оформлено (никакого «совка»!). Правда, ночью здесь творились какие-то чудеса… Менеджер, со стойки регистрации, взялся проводить нас до номера и всю дорогу чуть не спотыкался о ноги спящих в коридоре молодцев, приговаривая: «не понимаю, что им в номерах не спится»…. Честно говоря, было ощущение, что мы в Камбодже или Индии и мальчики при отеле просто решили вздремнуть. Ну, а расположились уж где сморило… Утром нас накормили очень вкусным завтраком. Лично мне не понравилась только звукоизоляция в номере (слышны звуки из коридора, но беруши вполне спасают). При этом железнодорожный шум из номера совершенно не слышен.

Оставив прогулки по Тбилиси на обратную дорогу, мы укатили в Батуми, чтобы застать последние деньки бабьего лета. Вуаля, нам это удалось! В середине октября море в Грузии было еще достаточно теплым (как нашим летом озера Ленобласти), а температура воздуха достаточной, чтобы пустить дочку разгуливать в платьице.

Поездка в Грузию

Середина октября, бабье лето в Батуми.

Но, прежде чем мы добрались до места, пришлось пройти некоторые испытания. Во-первых, Дашку немного укачало в поезде. Дорога идет по горам, иногда неприятно петляет, поезд, раскачиваясь, проходит впритирку к горам, резко поворачивает и т. д. Даже мне периодически хотелось взглядом отыскать линию горизонта. Если вы склонны к морской болезни, то, возможно, не стоит жадничать за завтраком перед посадкой на поезд… Во-вторых, от проводников мы узнали, что не доедем до назначенной точки — ремон дороги, придется сойти немного пораньше, километров этак на пятьдесят (в Кобулети). К счастью, на полустанке оказалось легко разыскать бомбилу, но с очень прокуренной и засаленной «лошадкой».

Поездка в Грузию

Нет, это не Китай, а Грузия (Батуми)!

Батуми впечатлил издалека! Эклектичный город. Похож на голливудского восставшего пирата-мертвеца. Смотришь на такого… и камзол черный золотом расшит, и сабля сверкает. Красота. Да вот только сквозь подгнившую щеку зубы видны…. Сейчас поясню мысль. В Батуми очень много футуристичного новостроя: небоскребы с ломаными линиями, стекло, бетон, хром. Издалека ну просто Гонконг какой-то. А подойдешь ближе — многие высотки, как бы это сказать…, «в разработке». Что-то функционирует, да так и осталось недостроенным. Что-то бросили, только начав отделку. Некоторые здания вполне «живые», а рядом забор от бывшей стройки остался и куча промышленного мусора возвышается.

Поездка в Грузию

Вот, например, обратите внимание на вытянутый дом.

Этот же дом, но ближе. Недешевое строительство…

Что мы видим, если присмотреться? «На сосне веселый дятел белке домик конопатил». По проекту — гостиница. По факту, похоже, прибежище бездомных? Возможно, номера пробуют распродать. Внизу много наклеек «Sale».

Тем не менее, город очень прикольный! Да, пожалуй, это самое подходящее определение. Отдельное спасибо за чистое море в черте города и длюннющую и широченную прогулочную зону!

Поездка в Грузию

Набережная Батуми (Бульвар Батуми) невероятно длинная (аж 10 км!), с широченной прогулочной зоной.

Нам так и не удалось пройти ее до конца — Дашка уставала от солнца, моря и беготни раньше, чем мы успевали заглянуть за бесконечный поворот.

Поездка в Грузию

Забавная реклама водки (напротив пляжа).

Типичный пейзаж «нового» Батуми. Кстати, это озеро. Море с противоположной стороны.

Видите башенку вдалеке? Рядом расположен очень приятный ресторанчик. Только не в самой башне, хотя там тоже ресторан, но дорогой, а по соседству (название не помню). Местные рекомендовали его, как лучшее рыбное зведение. При нас сюда съезжались гости аж на 2 независимые свадьбы! Никто никому не мешал. Мы очень здорово посидели на открытом воздухе, вкусно поели, а ребенок поспал в коляске. Потрм Дашка пошла знакомиться с гусями, которые бродили по садику.

С едой в Грузии нам страшно не везло первое время. Мы просто с ужасом думали о том часе, когда придется идти на обед и заталкивать в себя (и уговаривать ребенка поесть) эти малосъедобные, но достаточно дорогие кушанья, ничего не имеющие общего с грузинской кухней Питера и Москвы. Так было и в первый день в Тбилиси, и в Квариати (альтернативы не было, но об этом чуть ниже), и в Батуми… После чего мы перестали заходить в первый попавшийся ресторан, даже если он интересно оформлен и там сидят туристы. Лучше заранее намечать места для обеда/ужина, основываясь на отзывах с Tripadvisor или слушать советы очень доброжелательных и общительных местных.
Из ресторанов Батуми нам особенно понравились:
1. Shemoikhede Genatsvale (8 Noe Zhordania Street). Было все очень вкусно, кроме шашлыка (жесткий, малосъедобный).
2. Сердце Батуми (Генерала Мазниашвили 11). Вообще все классно.

А еще в Батуми полно турецкой еды. До нее мы не добрались. Зато вкусно, но дорого поели в Чайхоне № 1, на набережной.

Поездка в Грузию

Кусочек старого Батуми! Уютно!

Туристическая часть Батуми.

Когда надоест любоваться урбанистическим пейзажем и купаться, очень советую посетить местный ботанический сад! Между прочим, крупнейший на территории бывшего СССР. Сад был основан в 1880 году, ботаником и географом А. Н. Красновым, кстати, братом генерала П. Н. Краснова.

Батумский ботанический сад.

Сад буквально нависает над морем.

Ботанический сад.

Здесь есть тенистые аллеи. Очень приятно гулять в жару.

Поездка в Грузию

Батуми в дымке, похож на мираж.

Горы.

Немного цветов.

Снова горы.

Поездка в Грузию

Живописные технические постройки на территории сада.

За спиной Олега лежит «мост» через овраг — давно упавшее тюльпановое дерево. Несколько его ветвей вытянулись вверх и теперь стоят как самостоятельные деревья

Поездка в Грузию
Железнодорожная станция Зеленый мыс. Сюда приезжают новобрачные погулять перед рестораном.

Часть морского отдыха мы провели в очень тихом уголке — поселке Квариати. Уверена, что здесь очень хорошо в пик сезона, летом, когда в Батуми не протолкнуться от наплыва отдыхающих. Первую линию занимают отели, узкую полоску между горами и отелями — симпатичный поселок

Поездка в Грузию

Квариати — небольшое приморское село на границе с Турцией.

В этом небольшом отельчике (Black Sea Hotel), что за спиной у Олега, мы были единственными постояльцами. В соседних гостиницах приезжих в октябре тоже кот наплакал. Black Sea — отличное место! Очень приветливые хозяева. Тамаз — хозяин, поселил нас в номере люкс вместо заказанного стандартного. Номер оказался славный: стекляные окна во всю стену выходят на море; холл и спальню соединяет длинный балкон.

К сожалению, в низкий сезон хозяева многих отелей в Квариати предпочитают закрывать ресторан. Т. е. свой завтрак турист получит, а вот место, где пообедать, придется искать. В поисках еды нам приходилось удаляться от отеля метров на 400. Прогулка была бы приятной, если бы вдоль шоссе шла пешеходная дорожка. С коляской по шоссе и тем более по галечному пляжу идти тяжело.

Резюме: мы бы с удовольствием еще раз приехали в Квариати летом (покупаться), но в низкий сезон остановка здесь не имеет большого смысла.

Кусочек Черного моря.

После моря мы отправились в Боржоми (поездом до Хашури, оттуда на такси). Тбилисский поезд вполне комфортный: удобные сидения, даже воду раздают. Позабавило прибытие в Хашури. Мы стояли в тамбуре и готовились к выходу, увешанные всем своим скарбом. Но только двери начали открываться, со всех сторон полезли разновозрастные дядьки, активно работая локтями. Глаза стеклянные… Спотыкаются… Оказалось, курильщики. Здорово же людей скручивает без сигареты, если предупредительные, веселые грузины, стали похожи на пассажиров тонущего корабля в борьбе за последнюю шлюпку! За нами выскочила тетенька лет шестидесяти без пальто и сумки, но с тюрбаном на голове и в тапочках. Видимо, схватить какую-нибудь ерунду у местных торговцев. Только она вышла, мужички запрыгнули в вагон, проводники закрыли двери и поезд РВАНУЛ. Дама бежала в темноту под дожем, кричала что-то по-грузински. Мимо нее проплывали вагоны, проводники смотрели из окон… Все это действо заняло от силы 2 минуты. Состав не остановился.

Поездка в Грузию

В Боржоми мы застали начало золотой осени.

Улочка, на которой мы жили.

Во время каждой поездки мы стараемся хоть несколько ночей провести в так называемых хоумстей (домашних отельчиках/хостелах). Это всегда очень интересно, поскольку предполагает живое общение с хозяевами.
Очень симпатичный гест нам встретился в Боржоми. Он так и называется Боржоми, расположен в самом старом доме города. Приветливые хозяева. Домашний, уютный интерьер, как на даче=). Утром нас вогнал в краску небольшой эпизод… Хозяйка зачем-то специально для нашей дочки под дождем бегала в магазин за пакетированным молоком… Если ищете недорогое жилье в Боржоми на одну-две ночи, очень рекомендую! Кстати, из геста элементарно попасть в центральный парк, где можно искупаться в термальных источниках, бесплатно попить минеральной воды. Парк хоть и запущенный, но очень красивый.

Поездка в Грузию

Центральный парк (фото из кабинки фуникулера). Очень хотелось искупаться в горячих источниках, но до них оказалось идти 3 км по раскисшим от дождя парковым дорожкам. С коляской — не вариант.

Несмотря на дождь, прогулка нам очень понравилась. Золотая осень в Боржоми — очень красивое время года.

Поездка в Грузию

Вид на город из кабинки фуникулера.

В Боржоми мы встретились с нашим гидом-водителем, под опекой которого и продолжили поездку по Грузии на делике.

Микроавтобус Mitsubishi Delica — оказался отличной машиной для поездок по дорогам Грузии. Реки мы не форсировали (не встретили=), но по разбитым проселочным дорогам немного пробирались. Пока были в России, обсуждали с мужем вариант аренды авто, но начитавшись отзывов в ЖЖ, приняли решение отказаться от этой идеи. Именно для нас решение оказалось правильным. Дело в том, что во-первых, в Грузии не везде адекватно работал навигатор (проверяли), во-вторых здесь ездят не по правилам, а по понятиям: много сигналят, прохожим не уступают, в общем, работает схема — кто решительнее, тот и прав, как в Питере в начале двухтысячных. Если на трассе это не заметно и не напрягает, то по городу перемещаться очень неприятно. К тому же, мы получили замечательный бонус — возможность пить вкусное вино всегда, когда нам этого хочется и ни о чем не думать=).

Увы, из-за утренней прогулки по городу, у нас не осталось времени на главные достопримечательности окрестностей Боржоми — пещерный город Вардзию и крепость Рабат (впрочем, тогда мы о них ничего не знали).

Поездка в Грузию

Фото стянула из Википедии. Ахалцихская крепость (Крепость Рабат) — полностью отреставрированная средневековая крепость, на территрии которой соседствуют самые разные архитектурные стили.

Фото стянула из Википедии. Вардзия — пещерный монастырский комплекс XII–XIII веков.

Зато мы немного погуляли по здешним лесам, посетили Зеленый Монастырь и успели побывать в Мцхете, но об этом я расскажу в топике, посвященном Тбилиси и окрестностям.

Поездка в Грузию

Зеленый монастырь возведен на рубеже IX и X веков (правда, церковь возникла позднее, в XIV веке). С историей этого места связано давнее мрачное событие: во время одного из набегов турок здесь были убиты 300 монахов (теперь их мощи покоятся в часовне при монастыре). Сегодня посетители ходят смотреть на красные камни в ближайшей реке. По легенде, это кровь убиенных окрасила валуны.

Едва ли не больше, чем монастырь, меня впечатлили окрестные леса…

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия