Турист Елена (Alena747Sorokina)
Елена
была 11 апреля 13:59

Приморск, Выборг, Ломоносов, Кронштадт + 3 города — Россия Июль 2015

При планировании отпусков наш слаженный коллектив из любителей путешествий (меня и моих родителей) уменьшился на одного участника — папе не дали отпуск в июле. Июль выбрали из соображений, что уже наверняка тепло, и при этом будет возможность застать хоть немного белые ночи.

К подготовке поездок, а особенно самостоятельных, я отношусь обстоятельно, все планирую, составляю список мест, обязательных к посещению, примерно пытаюсь разбить все по дням, оптимально с учетом всех возможных факторов. От обилия интересного замирало в душе, и нападала паника — как все успеть?! Начитавшись отзывов, очень волновалась за поездки в Петергоф и Пушкин, хотелось попасть во дворцы (ну как это — не увидеть такую красоту?!), но писали, что в сезон это практически невозможно, или придется отстоять огромные очереди. Много читала о карте гостя, но приобрести так и не решилась, если что можно купить и на месте.

В апреле месяце приобрела билеты на самолет, время отпуска ограничено, успеть нужно многое, да и ехать около полутора суток в поезде утомительно, особенно в сравнении с 2 часами на самолете. В качестве места проживания выбрали съемную квартиру в районе Лиговского проспекта, воспользовавшись советом знакомых. В пригороде Петербурга живет моя сестра с мужем, у них останавливались в первый день, и они занимались организацией наших выходных. Вместе с ними увидели много интересного, за что очень благодарны! В конце апреля купила билеты в Мариинский театр на «Щелкунчик», цены не демократичные, но вполне доступные. Прогноз погоды совсем не радовал, но решили не отчаиваться раньше времени. Тем более узнали, что наши соседки по лестничной площадке также собираются посетить Петербург и также в июле, более того, вылет у нас в один день, но разными рейсами. Договорились совместно съездить в Царское село и в Петергоф.

И вот, наконец, наступила долгожданная суббота 4 июля и мы в 7:30 погрузились в самолет Аэрофлота, который направил свои крылья в Северную Пальмиру.

День первый — Кронштадт, Ораниенбаум

Через 2 часа совершили посадку в Пулково, встретил нас муж сестры. По пути к дому провез по городу, проведя краткую обзорную экскурсию. Первые впечатления неоднозначные, испытывала волнение, а вдруг исполнение мечты не принесет того удовольствия, на которое рассчитываешь, или более того вообще разочарует и не оправдает ожиданий. Но наши ожидания — это наши проблемы (как сказал великий Аршавин), а настраиваться надо всегда на позитив. Проспекты широкие, много газонов, на которых загорают люди — это забавно. Конечно, красиво все.

Приведя себя в порядок, не откладывая в долгий ящик, с удовольствием согласились на предложенную родственниками прогулку в Кронштадт. Город-крепость находится на острове Котлин и до 1996 года это был закрытый город. Главное его предназначение — защита Санкт-Петербурга с моря, для чего была возведена система фортов. Путь наш проходил по дамбе — мощное сооружение, с видом на Финский залив. Остановились ненадолго полюбоваться и сделать пару фото на фоне бушующего ветра.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

В городе прогулялись (не покидает ощущение какой-то неухоженности, запущенности), полюбовались на военные корабли.

Сходили к Кронштадтскому футштоку, от нуля которого измеряются абсолютные высоты на территории нашей страны.

Со времен курса по геодезии мечтала увидеть его. Посмотрели на уровень. Далее пошли лицезреть Петровский док — созданный по проекту Петра I. Корабли заводили в док по каналу, закрывали шлюзы и спускали воду, затем производился ремонт. Все работы делались вручную.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Минус самостоятельного осмотра — отсутствие информации, все это мы почерпнули из рассказов экскурсоводов проходящих мимо групп. С одной из них прогулялись до Дома офицеров, бывшего Итальянского дворца (дворец А. Д. Меншикова), в котором раньше находилось общежитие. Потом с ними же отправились в Петровский парк, особо примечательный памятником Петра I.

Немного послушали экскурсовода, вышли на пристань, с нее отправлялась водная экскурсия по фортам (наверняка безумно интересная, ведь это одно из самого интересного, что есть в Кронштадте). По наводке гида вдали в ремонтном доке увидели мачты отбуксированной Авроры и яхты всяких непростых людей.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Прогулялись до машины и поехали к Морскому Никольскому собору. Он находится на Якорной площади, названной так из-за того, что на ней долгое время хранились корабельные якоря. Что сказать о соборе, он прекрасен, величествен как снаружи, так и внутри.

Строительство храма началось в 1903 году, освящение состоялось в 1913 году. Во времена Советской власти чего только не было в соборе, кинотеатр, матросский клуб, музей, театр Балтийского флота, в военные годы там находился госпиталь, наблюдательный пункт. Реставрация собора началась в 2008 году и продолжалась до 2013 года. В настоящее время храм считается самым главным храмом Военно-морского флота России. На площади установлен памятник Степану Осиповичу Макарову, довольно интересный, на постаменте располагаются барельефы, изображающие события из жизни адмирала.

Насмотревшись, погрузились в машину и направились за новыми впечатлениями в город Ломоносов (он же Ораниенбаум) для осмотра дворцово-паркового ансамбля.

Вход на территорию парка стоит 100 руб. парк открыт с 9:00 до 20:00, кассы закрываются в 17:00 и после этого вход свободный. Стоимость входа в большой Меншиковский дворец 250 рублей с 10:30 до 18:00, запускают в музей до 17:00, выходной день — вторник.

Для начала отправились на осмотр замка незабвенного Меншикова.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Попали на последний сеанс. Облачившись в бахилы начали осмотр в составе группы человек из 10. Тут необходимо сделать отступление и отметить, что это крайне полезная вещь — такие экскурсии, хотя, безусловно, есть свои минусы, например, если ты желаешь чуть дольше задержаться на какой-то детали, ждать тебя никто не будет и экскурсовод продолжит осмотр следующего помещения. Нам повезло, было очень интересно, экскурсовод отвечала на все вопросы. Дворец прекрасен, к тому же, он мало пострадал во времена Великой Отечественной, что тоже важно и ценно.

Участок для имения был подарен Светлейшему князю Александру Данилычу Меншикову (фигура значительная и интересная) тогда еще не императором Петром Алексеевичем, как своему ближайшему другу и соратнику. Сразу же началось строительство Большого Меншиковского дворца, который во времена первого хозяина имел небывалую роскошь и размах и, по мнению современников, даже превосходил Петергоф в то время (сейчас, конечно все не совсем так). Перед дворцом раскинулся Нижний сад, имеющий регулярную планировку. Необычно смотрятся цветные аппликации из разноцветного гравия, наряду с аккуратными кустарниками и скульптурами.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Сад сильно пострадал во время Великой отечественной войны и реставрация ведется до сих пор. Открывается вид на Финский залив, к которому проходит канал от ворот замка. Да и сам вид на фасад дворца завораживает — двухъярусная терраса смотрится очень парадно и нарядно. Помимо нижнего парка на территории расположен Верхний пейзажный парк.

После опалы князя в числе других имений дворец был отнят в казну, после этого здесь находился госпиталь, а потом он стал резиденцией великого князя Петра Федоровича (в последствии Петр III) и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Дворец перестраивается в соответствии с требованиями новых владельцев. Появляются потешная крепость Петерштадт и комплекс Собственная дача — Катальная горка и Китайский дворец (времени на осмотр которых у нас не было). Кстати, замечательная терраса появилась только в 70-х годах 18 века. Ну, а при советской власти тут находился Лесной техникум. Реставрацию дворца начали в 90-х гг. и закончилась она только в 2010 году.

Парк мы осматривали самостоятельно, сестра с мужем остались отдыхать на лавочке, так как уже неоднократно бывали в заповеднике. Парк нам очень понравился, к сожалению, времени было мало и не хотелось утомлять наших родственников, да и сами мы были уже полны впечатлений и устали. Если б была возможность, провели бы там не один час.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Наш первый день завершился за беседами под донскую рыбку с балтийским пивом, а за окном сумерки никак не хотели сгущаться. Ложились спать далеко за полночь, а на улице было примерно как у нас часов в 9–10. Нас ждал полный новых впечатлений новый день.

День второй — Приморск, Выборг

На этот день нам запланировали посещение сказочного Выборга.

Выдвинулись часов в 10 по пути заехали в маленький провинциальный Приморск, раньше носивший название Койвисто, что в переводе с финского означает «береза». Это городок на самом берегу Финского залива. Основная наша цель — осмотр стариной кирхи Святой Марии Магдалины.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Это бывшая лютеранская церковь, построенная в начале 20 века на месте старой деревянной. Ее посетил Николай II, что подтверждается документально, и пожертвовал деньги, на которые был приобретен орган. Чуть позже появились витражи на библейские темы. Внутри церковь украшали 10 хрустальных люстр (5 из них сейчас находятся в Финляндии), в центре была установлена скульптура судна — церковный символ жителей города. Жалко, что до наших дней не сохранился внутренний интерьер, равно как и витраж, который наверняка был красив — кирха значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня в здании располагается краеведческий музей. Для нас работница провела шикарную экскурсию, так что задержались даже дольше, чем планировали и ни секунды об этом не пожалели.

И вот мы, наконец, в Выборге. С этим городом была знакома по фотографиям знакомых, на которых изображены умопомрачительные виды «игрушечного» городка с башни. Проехав по городу, остановились у замка, который сестра с мужем предоставили нам на разграбление, оговорив предварительно место встречи. Для начала, конечно, поднялись на башню Святого Олафа, вдоволь насладились панорамой города, фотографировать хочется с каждой точки.

Потом прошлись по музейным выставкам. Очень понравилась коллекция с геологическими и зоологическими особенностями региона. Немного прогулялись по территории крепости.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

С родственниками встретились на площади Старой Ратуши, возле памятника основателю города Торгильсу Кнутссону.

Следующий пункт — Петровский парк, и осмотр памятника Петру I, установленного в честь двухсотлетия взятия города русскими войсками.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Интересно, что бронзовые Петр и Торгильс образуют собой общую скульптурную композицию: взгляды обоих направлены на «яблоко раздора» — Выборгский замок.

По пути в парке нам встретилась цветущая сирень, в Ростове она отцвела еще в мае. Улочки Выборга, вымощенные брусчаткой — это бесподобно, очень колоритно.

На «десерт» нам подали парк-заповедник Монрепо — это настоящее чудо! Удивительный комплекс такая природа, скалы, болота, сосны, красота. Земля в некоторых местах пружинит под ногами, сотканная из кореньев. Там гулять — неперегулять! Можно провести весь день, наслаждаясь природой.

На обратном пути, проехали еще раз по городу, мимо железнодорожного вокзала, здание которого тоже привлекает внимание, и Круглой башни, в которой сейчас располагается ресторан.

И вот мы возвращаемся назад в Петербург, на Лиговский проспект к нашему пристанищу на следующие 10 дней. Разместились, квартира уютная, приятная, может небольшой минус, что расположена на пером этаже, но на окнах ролл-ставни, что актуально в период расцвета белых ночей, да и вообще, для домов-колодцев. Быстро распаковали вещи и отправились запастись снедью для позднего ужина и как минимум на завтрашний день. В Петербурге много круглосуточных супермаркетов, так что это проблемы не составляет.

Для начала решили прогуляться, дошли до Невского проспекта по улице Марата, затем по нему до Лиговского. Перед сном созвонились с нашими компаньонами, договорившись на следующий день отправиться на покорение Царского села.

День третий — Пушкин

Встреча была назначена в 7:00 на Витебском вокзале. Бежим к метро, которое в 3х минутах ходьбы от нас, купили жетоны, спускаемся по эскалатору, чувствуя, что, наверное, уже несколько опаздываем, выходим на перрон и видим наших соседок. Оказывается, они снимают жилье в том же районе. Так что позже, направляясь в Петергоф, встречались уже у метро.

Минут через 20 уже сидели в электричке, ехать около получаса. До дворца добрались на автобусе, люди приветливые, подсказывают, дают советы. Мы были третьими, пока мамы стояли в очереди отправились гулять и наоборот. Утренний вид парка — просто рай, великолепный дворец, туристов не наблюдается, работники готовят парк к открытию. Кстати, до и после официального открытия можно попасть в парк абсолютно бесплатно: парк открыт с 7 до 23, а кассы работают с 10 до 19, билет стоит 120 рублей. Во дворец — 520 рублей и индивидуальных туристов запускают с 12, принцип такой же, как и в остальных дворцах — собирают для осмотра с экскурсоводом группу человек из 20.

Времени до посещения дворцового комплекса у нас было достаточно и мы отправились на изучение территории парка.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Он прекрасен! Множество фигурных деревьев, ухоженных клумб с цветами, скульптуры, через пруды и каналы перекинуты мосты, на территории парка несколько павильонов. От всей этой красоты дух захватывает и переполняет гордость за то, что все это великолепие Наше.

Прекрасная солнечная погода также добавляет позитива, хотя, несмотря на солнце, свитер снять не тянет. Площадка перед дворцом оформлена также фигурной цветной аппликацией. Напротив Большого Дворца через сад расположился павильон Эрмитаж (оба — творение Растрелли), выполненный в том же стиле, предназначенный для приема особых гостей. Парковый комплекс разделен на регулярную часть (перед дворцом) и пейзажный парк. Обе части превосходны. Далее мы направились к павильону «Грот», в котором как раз выступал хор мальчиков, певших, а капелла. Грот выходит на пристань, с которой открывается очень живописный вид. Прошли по Камероновой галерее, названной именем архитектора. Прогулялись по Парку Фрейлин.

Подошло время для осмотра внутренних интерьеров Большого дворца, не буду подробно останавливаться на них, естественно, впечатляет все, лепнина, обилие позолоты, зеркала, великолепные разнообразные паркетные полы и потолки с шикарно выполненными живописными плафонами, отделка стен, выложенные изразцами печи, воссозданные интерьеры с утонченной мебелью. Особое впечатление производит, конечно, Большой зал: все отражается, сверкает, потрясающий плафон. Янтарная комната — это янтарная комната, что тут скажешь.

После дворца решили посетить еще Агатовые комнаты, для чего пришлось помимо уже привычных бахил дополнительно надеть войлочные тапочки. Экскурсовода нет — дают усыпляющий монотонностью аудиогид, но интерьеры не хуже дворцовых — восхитительные полы и куполообразные потолки просто какой-то невероятной отделки.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Комплекс комнат включает в себя Большой зал и Агатовый, Яшмовый, Овальный кабинеты, библиотеку и кабинетец. Для создания интерьеров использовалась специальная техника покрытия яшмой. Проделана огромная работа по реставрации.

Впечатлившись, продолжили осмотр парка, спустившись по пандусу.

Нагулявшись в Екатерининском саду отправились в Александровский парк. Он не такой ухоженный, но это не делает его менее прекрасным. Так как были уже уставшие, просто немного погуляли по парку. Безусловно, это место с богатой историей, которому стоит уделить внимание, но для изучения парка нужно потратить часа 3–4, не меньше. Очень жалею, что не пошли хотя бы взглянуть на Александровский дворец.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Обойдя парк, по Большому Китайскому мосту вышли к «Золотым воротам», ведущим к Екатерининскому дворцу. Ворота прекрасны!

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Конечно, подумать страшно, сколько было потрачено средств на возведение и обустройство всего этого великолепия, но как же замечательно, что это все осталось потомкам, культурное наследие — это очень важно. Огромное спасибо расточительнице Елизавете Петровне.

В конце дня решили еще посетить Пушкинский лицей, успели на последний сеанс для индивидуальных туристов. Мне было очень интересно, экскурсия захватывающая, несмотря на большую группу, удовольствие получили.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

После этого направили свои гудящие стопы к вокзалу мимо домика, в котором останавливался Карамзин, постоянно оглядываясь, на видневшуюся часть дворца.

Пушкин замечательный город, очень зеленый, помимо посещенных нами в нем множество достопримечательностей, так что вернуться будет интересно. Не говоря уже о том, что на Екатерининский дворец можно смотреть бесконечно.

Вернувшись обратно в Питер, распрощались на вокзале, договорившись, не откладывать поездку в Петергоф. Наши девочки поехали домой, а у меня была ответственная миссия — купить билеты на Суперкубок России, который в прошлом году по счастливой случайности проходил в Петербурге, о чем я узнала, уже находясь там. Приобретя билет и шарф Зенита (который весьма пригодился именно в качестве шарфа) на память, поехали домой, хотели пойти пешком, но силы были на исходе. Хотя, по пути к метро полюбовались на величественный Казанский собор, колонны которого, к сожалению, закрывали строительные леса, и на вид Спаса на Крови.

День четвертый — Эрмитаж

На следующий день погода внесла существенные коррективы в наши Петергофские планы. Небо затянуто, моросит дождь, фонтаны откладываются до улучшения погодных условий.

Чем заняться в такую погоду? Правильно — посетить Эрмитаж, решили мы и сотни таких же гостей культурной столицей.

Подойдя к Зимнему, зашли в арку, там было несколько в принципе небольших очередей, стали в одну, понемногу людей пускали еще дальше, и (о, ужас!), вот там-то и начиналась настоящая очередь. После получаса нашего стояния в ней подошли наши соседки, ожидать стало веселее, в общем, примерно в половине двенадцатого мы оказались внутри.

Эрмитаж полностью оправдал мои ожидания. Гордость, поднявшаяся во мне после посещения Пушкина, порхала бабочками в животе. Осматривали самостоятельно, аудиогидов на русском уже не оставалось, так что мы ориентировались на воспоминания и собственные впечатления. Один существенный недостаток — разрешено фотографировать. А фотографировать хочется все на каждом шагу.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Простились мы в Египетском зале около 5 часов, девочки пошли к выходу, а мы решили еще побродить, ходили, пока смотрительницы не стали закрывать двери. Мои выводы — Эрмитаж бесподобен, на осмотр его залов и экспонатов можно потратить не один день или даже не одну неделю, а глубокому изучению Эрмитажа можно посвятить и многие месяцы.

После дня искусства был супермаркет и горячий чай с лимоном в уютной, а главное теплой комнате, а дождь не прекращался.

День пятый — Русский музей, Инженерный замок, пешие прогулки

В этот день с самого утра решили продолжить любоваться искусством и посетить Русский музей, который находится в Михайловском дворце. По пути любовались Спасом на Крови и чудесной решеткой Михайловского сада.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Главный вход почему-то не нашли, работники указали нам путь в обход и мы зашли со стороны Канала Грибоедова без очереди, хотя людей в залах было совсем не много, особенно по сравнению со вчерашним Эрмитажем. Коллекция музея отличная, тут все, знакомое нам по учебникам истории и литературы, я вообще люблю живопись, это прямо моё, так что получила несказанное удовольствие. Провели в музее часа 4, перекусили в буфете.

Дальше наш путь лежал к Инженерному замку, в котором в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был убит император Павел I. Замок называют еще Михайловским, т. к. на его территории находится храм Михаила Архангела, а название Инженерного связано с тем, что в этом здании располагалось Главное инженерное училище. Строился замок по указу Павла I, желавшего построить для себя новую парадную резиденцию, задумывался как неприступная крепость. Что в принципе и получилось — с трех сторон замок окружен водой, были прорыты каналы и сооружены подъемные мосты, установлены пушки. Но все это не спасло императора от смерти от рук заговорщиков. Внутри интересная экскурсия, замок входит в комплекс Русского музея, можно взять аудиогид. На экскурсию по внутренним покоям надо записываться заранее, причем звонить надо в определенное время и проводятся они, как нам сказали, только по четвергам и субботам. А было бы очень интересно попасть туда.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

После посещения отправились гулять в сторону дома, так как уже были переполнены информацией, просто наслаждались. Поглядели на чижика-пыжика, памятника птичке из стишка, бросили монетки, в чижика попали, но не больше.

Дошли до Летнего сада, посидели на лавочке. После уже увиденных садов особо не впечатляет, красивый, ухоженный, но по мне, так слишком популярное место — затеряться сложно.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Хотели попасть в Летний дворец Петра I, но вроде бы он был на реставрации. Далее через Дворцовую набережную пошли к Марсову полю с мемориалом Жертвам революции, затем решили прогуляться вдоль Набережной реки Фонтанки до Невского.

Практически на каждом доме висят памятные таблички: здесь жил, родился, учился — голова кругом.

Проходили мимо здания цирка — на тот момент тоже находился на реставрации. Дошли до Аничкого моста с бронзовыми скульптурами, изображающими покорение коней человеком. Когда-то, будучи в Неаполе видела эти скульптуры перед королевским дворцом — подарок Николая I, вот теперь и до наших добралась.

По Невскому дошли до Екатерининского сквера, памятник шедеврален.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Александринский театр напоминает Большой.

Название свое получил в честь супруги все того же Николая I Александры Федоровны, а имя А. С. Пушкина ему было присвоена спустя 90 лет при Советской власти. Ну, а с 90х восстановили историческое название.

Обогнули театр и пошли по улице Зодчего Росси до Ломоносовского сквера, здания по улице выглядят одним, тянущимся по обе стороны домом, архитектор, как несложно догадаться, Росси. В одном из зданий находится Академия балета им. Вагановой. Прошли по необычному мосту Ломоносова и далее по улице Ломоносова, вышли к площади Пяти углов и на «финишную прямую» — уже знакомую нам Разъезжую.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Пришли домой практически без ног, уставшие, но весьма довольные.

День шестой — наконец-то Петергоф

С утра было облачно, но прогноз был оптимистический, так что мы решили воплотить в жизнь наши планы на Петергоф. Прибыли на электричке (они идут с Балтийского вокзала, время в пути около 40 минут), на автобусе доехали до парка, снова спрашивая дорогу у приветливых местных жителей, которые еще по пути показывали и рассказывали, что где находится, и быстрой трусцой через Верхний парк отправились к кассе, на этот раз очередь во дворец заняли вторыми.

Мы с Женей отправились на спокойный осмотр красот пока без толп туристов.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Это что-то невероятное! Сменили очередь, потом мамы пожертвовали собой и отправили нас смотреть на запуск фонтанов. Торжественное и великолепное событие, буквально до слез.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Открылись кассы и мы в числе первых отправились на изучение внутренних интерьеров Большого Петровского дворца (кстати, снова Растрелли). Шикарно, потом долго обсуждали, какой же дворец красивее в Царском селе или здесь.

Помимо посещения дворца приобрели еще экскурсию в гроты. Решили тоже сразу сходить, а потом спокойно гулять по парку. Тоже очень понравилось, интересно было узнать, как это все работает.

Вблизи каскад не менее прекрасен, чем издали.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

И отправились гулять по парку. Сначала дошли до Финского залива, посмотрели, как причаливают ракеты. Замечательный способ добраться до Петергофа! После этого обошли весь парк. Есть специальные индивидуальные экскурсии на паровозиках по всему парку. Что раздражает, так это толпы народа, особенно у главных достопримечательностей, но ничего не поделаешь — лето, сезон, хорошая погода.

Когда пришли назад к каскаду, до закрытия фонтанов оставалось минут 15–20, примостились на ступеньках Воронихинских колоннад в ожидании. Хоть день и был солнечный и вполне теплый, но снова не до такой степени, чтобы снять свитер. За весь день небо постоянно меняло свой цвет, по нему ходили облака, то закрывая солнце, то давая ему весело сиять, преломляясь на Самсоне и статуях каскада. Временами начинал накрапывать дождь. Такое вот переменчивое настроение у погоды.

Понаблюдав, как фонтаны постепенно перестают бить, выдвинулись в обратный путь. Прогулялись по Верхнему парку, уже спокойнее. По пути на остановку увидели красивый собор Петра и Павла. Не могли не подойти поближе! Снаружи чудесен, внутри скромен.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Провожал нас дождь, отправились домой снова полные впечатлений и без ног.

День седьмой — Петропавловская крепость

С утра отправились в Петроапвловскую крепость. Не успели добраться, как пошел дождик. Холодное дождливое лето начинает меня раздражать.

Прошли по крепости в составе экскурсии. Крепость была основана в 1703 году на Заячьем острове по проекту Петра I. Долгое время Петропавловская крепость служила тюрьмой для политических преступников. Одним из первых ее заключенных был сын Петра I Алексей, чуть позже тут содержались декабристы, петрашевцы, народовольцы. Мы посетили Трубецкой бастион, в котором была создана система одиночных камер.

Затем отправились в Петропавловский собор — усыпальницу Русских царей. Здесь погребены все цари из рода Романовых за исключением Петра II (похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля — храме усыпальнице русских царей до Петра I) и Ивана VI (предположительно погребен на территории Шлиссельбургской крепости, где находился в заточении и был убит). В июле 1998 года были преданы земле останки последнего императора и членов его семьи (за исключением цесаревича Алексея и великой княжны Марии, останки которых не были идентифицированы), а также останки расстрелянных вместе с царской семьей доктора, повара, лакея и служанки. Последнее захоронение состоялось в 2006 году, когда в собор были перенесены останки жены Александра III Марии Федоровны. Каждый саркофаг был в свое время украшен золотыми, серебряными и фарфоровыми венками, которые были изъяты по распоряжению Временного правительства и утрачены.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Поднялись на колокольню, осмотрели колокольный комплекс и дождливую панораму города.

Дождь не прекращался, так что мы отправились в Комендантский домик, в котором очень интересная экспозиция — представлена история Петербурга с момента основания крепости и до начала 20 века.

Петропавловский собор — место знаковое лично для меня, здесь как-то чувствуешь, что это часть твоей истории, а соответственно, в некотором смысле, часть тебя, вообще этим Петербург имеет важное для меня значение.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Дождь наконец-то прекратился, и мы еще немного погуляв по территории, отправились пешком домой. Прошли по Троицкому мосту, пожалуй, одному из самых нарядных и красивых.

Распогодилось, Нева блистала великолепно.

... Но наше северное лето, карикатура южных зим (Часть 1)

Сходили полюбоваться памятником Суворову, а заодно зашли узнать часы работы Мраморного дворца, в который в итоге так и не сходили, он, кстати, тоже входит в комплекс Русского музея. Во дворе стоит памятник Александру III.

Решили пройтись по Дворцовой, пока солнце светит, сделали пару фото, так, на всякий случай.

Домой шли по Невскому.

Вечером отправлялись к сестре, назавтра намечалась удивительная поездка в Карелию. Перекусив, переодевшись и захватив с собой вещи, выдвинулись в путь. Решили еще немного прогуляться, вышли на Адмиралтейской и пошли в сторону Исаакиевского собора по Малой Морской и далее от него на Сенатскую площадь к Медному всаднику. Потом, прикупив тортик, поехали в гости. Получился почти разгрузочный день