Наталия Щербина Пользователь — была сегодня 14:08

Дорога по Тибетскому нагорью: Лхаса — Катманду.

«Важно быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего — с самими собой. Что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду? Если ты сам себе Тибет». (Альфред Перле)

По поводу трактовки счастья через гармонию с собой и с окружающим миром спорить с австрийским писателем сложно. Но вот в Тибет мы все-таки поехали, возможно, потому, что себя Тибетом ну никак не ощущали.

Прорабатывая маршрут нашего путешествия по Тибетскому нагорью, и изучив все возможные на тот момент варианты, мы остановились на следующем. Из Москвы мы летим в Катманду (1 300 м над уровнем моря). Три дня мы проводим в столице Непала, получая разрешение на посещение Тибета, адаптируясь к промежуточной высоте перед Лхасой (3 490 м) и просто знакомясь с городом. Далее перелет Катманду — Лхаса. Три дня в бывшей столице Тибетского государства, о чем я подробно написала ранее. А затем переезд на джипе из Лхасы по Тибетскому плоскогорью обратно в Катманду через Гьянгдзе (4 000 м), Шигадзе (3 600 м), Тингри (4 300 м) и Жангму (2 300 м). Уж очень привлекла нас перспектива посмотреть другие тибетские города и поселения, проехаться по перевалам и пересечь Большой Гималайский хребет.

Итак, проведя три дня в Лхасе, и получив массу доселе невиданных впечатлений, мы отправились в обратный путь к Непальской границе.

Наша первая остановка была около озера Ямджо-Юмцо, которое находится на высоте 4 488 м.

Согласно тибетской мифологии, озеро есть не что иное, как воплощение богини. А его название переводится как «бирюзовые серьги богини». Интересен тот факт, что на одном из островов озера расположен монастырь, в котором некогда жила единственная женщина лама в Тибете — Турче Памо.

Очень интересно придание, по которому считается, что когда воды озера Ямджо-Юмцо высохнут, Тибет станет необитаемым. Думаю, что это произойдет еще не скоро, т. к. воды в озере много (его протяженность — 73 км, а глубина местами доходит до 60 метров). К тому же талые воды с близлежащих гор смогут долго подпитывать собой озеро, предотвращая тем самым надвигающуюся катастрофу.

Сделав несколько снимков и полюбовавшись бирюзовыми водами Ямджо-Юмцо, мы отправились к месту нашей следующей остановки и ночевки — поселку Гьянгдзе (Гьянцзе).

Поскольку территория Тибета находится высоко над уровнем моря — от 4 000 до 8 000 метров, то и климат здесь не отличается благосклонностью ко всему живому. Здесь практически ничего не растет и, следовательно, мало кто из животных живет. Я не беру в счет скудный домашний скот и птицу, которых разводят тибетцы. И тех, в таких условиях, прокормить очень сложно. Как эти люди выживают здесь, мне непонятно.

Всемирная слава о сверхспособностях тибетских монахов, окутанная тайнами и мистикой, интригует. Рассказы очевидцев о тибетцах, умеющих замедлять или ускорять обменные процессы своего организма, что позволяет им растапливать толстые слои льда и снега или проводить на холоде по несколько суток, впечатляют. А бегуны, которые могут бежать без остановки несколько дней подряд? Что тут скажешь…Проведя неделю в Тибете, и посмотрев в каких условиях живут эти люди, могу сказать, что по другому, не развивая эти самые способности, здесь и не выживешь. Безусловно, я многое утрирую. Но эта мысль неприступно следовала за мной, пока я находилась на высочайшей в мире возвышенности, наблюдая и знакомясь с жизнью ее обитателей.

Хотя земли нагорья и бесплодны, но виды здесь величественны и красивы. Я бы сказала, что это суровая красота.

Путь, проделанный нами от Лхасы до Гьянгдзе, составил около 220 км. И вот он — Гьянгдзе, распластавшийся перед нашими взорами.

Расположенный на высоте 3 977 метров, поселок подвергся китайскому влиянию одним из последних. Поэтому если вы хотите прочувствовать атмосферу исконно-тибетского поселения, то вам сюда.

Численность населения Гьянгдзе составляет около 8 тыс. человек. Следующий снимок является абсолютно типичным для поселка.

Водоснабжения в домах на момент моего посещения Гьянгдзе не было. Воду можно было взять только из колонок, находящихся на улицах. Где часто, прямо не отходя от разлива, тибетцы стирают свое белье в тазиках. Посмотрите, какое роскошное средство передвижения я засняла.

Что на меня еще произвело сильное впечатление, так это материал, которым отапливаются местные дома. Дрова и уголь в этих краях непозволительная роскошь. Поэтому отапливаются буржуйки высушенным навозом, который аккуратно складывается в кучи возле каждого дома. Снимка с горой данного натурпродукта я вам показать не могу, но следующая фотография показательна и дает неплохое представление о жизни тибетцев в данных местах.

К сожалению, Тибет — это не только монастыри и монахи, это не только красивые аскетичные виды и горные пейзажи, это не только священные места. Тибет — это еще жесткие и суровые природные условия, в которых пытается выжить человек. Конечно, те асфальтированные дороги, в которые китайцы закатали практически все Тибетское плато, меня впечатлили. Скажу честно, у нас на периферии Москвы не всегда можно встретить дороги такого качества. Мобильная связь, работающая на всех перевалах на высоте около 5 тыс. метров, тоже нас радовала там постоянно. Но ведь имеются гораздо более насущные проблемы в этом регионе, которые надо решать. И смогут ли решить их китайские товарищи, покажет только время. Очень часто можно услышать из рассуждений высокодуховных людей следующую фразу: «В Тибете на первом месте всегда находится пища духовная, а уж потом — телесная». Наверное, повторюсь, сказав, что в таких условиях только и остается, что думать о духовном. По-другому здесь никак и не выживешь.

Так вот возвращаясь к духовному….Прямо над поселком на горе Цзуншань возвышается крепость (дзонг).

Крепость известна тем, что в 1904 году именно здесь местными жителями был дан отпор английским интервентам. Несколько дней мужественные тибетцы держали оборону. Но для англичан взятие крепости было лишь вопросом времени, т. к. разница в вооружении английской армии и защитников крепости была колоссальной.

В Гьянгдзе расположена ступа Кумбуп, которая находится в монастыре Пелкор Чеде.

Храм в форме многоярусной ступы имеет по окружности 108 комнат. Я не очень хорошо владею данным вопросом, но говорят, что по красоте художественного исполнения и по обширности религиозного замысла ступа Кумбуп стоит на первом месте среди других ступ Тибета.

Переночевав в неплохой трехзвездночной гостинице со всеми удобствами и сносной едой, на следующий день мы продолжили свой путь к городу Шигадзе. Нам предстояло проехать 100 км, погрузившись в созерцание тибетских пейзажей.

Немного о тибетских перевалах… Самую высокую точку перевалов тибетцы украшают флагами, сооружают пирамидки из камней, и украшают их черепами яков. Здесь же в ожидании туристов коротают время местные попрошайки и торговцы сувенирной атрибутикой. И хотя их не так много, все равно лучше держать двери машин запертыми, не то не досчитаетесь чего-нибудь ценного.

Шигадзе в переводе с тибетского языка означает «плодородная земля». Обратите внимание, здесь действительно растут деревья. Да и город имеет вполне современные очертания.

Это второй по величине город в Тибете с населением около 80 тысяч человек. В общем-то, сам город никакого интереса не представляет.

Запомнился, пожалуй, завтрак в очередном трехзвездночном отеле. Три звезды — это лучшее, что было в этих местах на момент нашего путешествия. Я нисколько не претендую на звезды, да и сам отель по условиям проживания был очень достойным и располагался в центровом месте. Но завтрак меня шокировал: варенное яйцо, пол банана, кусок хлеба с джемом и чай. Все! Нас в пионерских лагерях кормили гораздо лучше! Банан хотя бы могли дать целиковый? В общем, если бы я знала, что меня ждет в Тибете, то взяла бы с собой из дома сумку с едой, это точно. «Но Тибет — это же пища духовная», — повторяла я себе как мантру слова, забежав в городской магазин, чтобы купить несколько сникерсов. Да, сникерсы в этой поездке стали для меня друзьями. О чем это я? Ах да, о духовном…

В Шигадзе надо заехать обязательно не только потому, что город расположен на пути от Лхасы до Катманду, и его нельзя объехать. В Шигадзе расположен монастырь Ташилумпо.

Монастырь являлся резиденцией второго после Далай-ламы духовного лица — Панчен-ламы. Монастырь частично был разрушен во время Культурной революции. «Воины — освободители» разрушили в свое время почти все крупные монастыри в Тибете. После того, как возмущение тиранией тибетских лам сошло на нет, коммерческая жилка китайских товарищей взяла-таки вверх. И монастыри спешно принялись отстраивать заново, чтобы привлекать в Тибет туристов. Деньги за вход и за фотосъемку в монастырях и религиозных комплексах к монахам не попадают. «Они текут в бюджет региона», — грустно поведал нам гид.

Одним из главных храмов в этом огромном комплексе является храм Майтрейи. Здесь хранится 26-метровая статуя Будды Майтрейи, на покрытие которой ушло 279 кг чистого золота.

Вообще, все крупные монастыри, которые мы посетили в Тибете, очень похожи внутри. Те же статуи, те же залы собраний, масляные лампады, изваяния Будд и Бодхистав…

Если сперва гид рассказывал и объяснял, где и что мы видим, то под конец путешествия его комментарии сводились к «думаю, вы и сами знаете, кто это…»

Весь следующий день нам предстояло провести в пути. Мы целенаправленно двигались в сторону Эвереста, на границу с Непалом.

Чем ближе к Непалу. Тем выше плато.

Оставаясь все такими же безжизненными, окружающие пейзажи менялись каждые два-три часа.

Ближе к вечеру мы вплотную приблизились к Большому Гималайскому хребту. Вот он, красавец, показался за холмами.

Джомолунгма (по тиб.) или Эверест — 8 848 метров — высочайшая вершина Земли. Джомолунгма переводится как «крыша мира». Есть еще одно название у этой горы, более точное — Сагарматха, что переводится с гимайлайского как «Мать Земли»

Сколько надежд, побед, поражений и трагедий хранят эти горы. Не было сил оторвать свой взгляд от этих заснеженных горных вершин. Как и не было сил продолжать свой путь далее. Предложенный нам туроператором для ночевки в Тингри отель оказался совсем не в Тингри, а в полутора часах езды, причем в обратную сторону. Нам было предложено либо разместиться в одном из трех гестхаусов Тингри, либо вернуться. Возвращаться нам совсем не хотелось, поэтому решили заночевать в поселке. Тингри — небольшой поселок с населением около 600 человек находится на высоте около 5 000 метров. По-сути, это одна длинная улица. Поселок является известной остановкой на ночь перед поездкой в базовый лагерь Эвереста. Место совсем ничем не примечательное, поэтому фотографировать я его не стала. Гестхаус «Снежный леопард» являлся лучшим из предложенных нам на выбор. Номер повышенной комфортности имел площадь около 6 кв. метров, без отопления, удобства — типа сортир. Далее я приведу дословный диалог между нами и «менеджером» гестхауса:

— Скажите пожалуйста, у вас душ есть?

-Да, конечно, есть. Но нет горячей воды.

-Но ведь умыться можно будет?

-Нет. Извините, но у нас вода замерзла.

пауза………….

— Да не переживайте вы так, мы все устроим. Вам принесут горячую воду в термосах.

Вот такой короткий диалог. Горячую воду, действительно принесли. Не обманули. Принесли два термоса с горячей водой, которой, в общем-то, хватило. Ночью я надела на себя всю теплую одежду, которая у меня была, включая и шапку. Было все равно холодно, но здесь, как раз, и пригодился термос с горячей водой. Поужинать нам предложили в помещение, которое располагалось во внутреннем дворе гестхауса, назвав его очень красивым словом «кафе». Т. к. в горах темнее очень быстро, променада в этих местах тоже не устроишь, то мы поспешили на светское мероприятие под названием «ужин». Кому-то, возможно, не очень интересно читать о таких бытовых нюансах, но знаете, это были одни из самых сильных и ярких наших впечатлений в этой поездке. Заходим в помещение — дымовая завеса такая, что вообще ничего не видно. Посередине комнаты, площадью около 25 кв. метров, стоит печь, которая топится по-черному. Думать о том, чем они топят, совсем не хотелось, чтобы не расстроиться окончательно. Когда прошло некоторое время, пока глаза привыкли к дыму, стали различимы за соседними столиками местные старожилы. Туристов кроме нас в этом заведении больше не было. И здесь первая приятная неожиданность — нам принесли МЕНЮ. Я очень обрадовалась, когда увидела в списке предлагаемых блюд салат из овощей. Признаюсь, за неделю путешествия по Тибету, я очень соскучилась по нормальной еде и, в частности, по фруктам и овощам. Всю неделю мы питались исключительно рисом, правда в разном исполнении: рис с яйцом, рис с курицей, просто рис и др. варианты. Так что на рис я уже просто не могла смотреть. Если бы вы знали, с каким нетерпением я ждала свой заказ! И вот долгожданная минута наступила. Передо мной ставят тарелку с ………… чем вы думаете? С варенной травой. На мой вопрос: «Это что? Где мои овощи?». Женщина, обслуживающая нас, не моргнув глазом, ответила, что это и есть овощи. И здесь последовала коронная фраза Димы, которая по своей сути очень многое говорит о Тибете: " Наташ, я тебе удивляюсь. Ты хотя бы подумала, откуда в Тибете могут быть овощи." Крыть, в общем -то было нечем. Пробежав еще раз взглядом по меню, заказала блин с джемом. И как же я радовалась, когда мне принесли огроменный толстый блин с варением. Скажу вам честно, это был самый вкусный блин в моей жизни. Так что теперь с чувством, с толком, с расстановкой, я могу вам уверенно сказать, что тибетская диета существует, и она работает. Минус пять кило за 7 дней. Правда, есть одно очень важное условие: надо обязательно во время диеты находиться в Тибете.

На четвертый день наших странствий по Тибетскому нагорью нам предстояло пересечь Большой Гималайский хребет и добраться до Непальской границы. Утро выдалось очень солнечное, и нашим взорам открылась потрясающая картина с горными вершинами, укутанными в меховые снежные шапки.

В Гималаях находится 9 самых высоких горных вершин в мире. А протяженность самого большого горного хребта составляет около 2 400 км.

Гималаи переводятся как «обитель снега». Этот район занимает третье место в мире по количеству снега после Арктики и Антарктики.

Именно из Тибетского нагорья берут свое начало такие реки как Ганг, Янцзы, Инг и Меконг. Стоит отметить, что возраст этих рек намного превышает возраст самих гор, т. к. они протекали здесь еще до образования Гималаев. По мере поднятия горных пород, реки образовывали в них ущелья.

Стоит ли говорить о том, что дорога, по которой мы передвигались, была безлюдной. Ни одной живой души, как в прямом, так и в переносном смысле.

И как резко изменилась природа, а за ней и вся обстановка, как только мы переехали последний перевал.

Праздник жизни, по-другому и не скажешь. Душа запела от навалившейся со всех сторон зелени. Честно говоря, хотелось выйти из машины и просто идти пешком, вбирая в себя всю эту красоту. Хотелось пройти босиком по зеленой траве и прикоснуться к зеленым листьям, чтобы даже пальцами ощутить дыхание жизни, которая здесь была повсюду.

Далее наш путь пролегал по красивейшим гималайским ущельям. К вечеру мы подъехали к Жангму — поселение на границе Непала и Китая. А утром нас заключил в свои распростертые объятия Непал, чему мы, не скрою, были очень рады. Вот так пролетела неделя в Тибете. Неделя, которая нам показала совсем другую жизнь. Неделя, расширившая не только наш кругозор, но и давшая более глубокое понимание определенных вещей. Неделя, показавшая ценность не только нашей жизни, но и жизни вообще.

Ворота в Тибет: Лхаса. — http://www.tourister.ru/responses/id_14904

Интересное путешествие и трудный маршрут!
Маршрут был одним из самых трудных в плане бытовых лишений, Сережа. Спасибо!
Наташа, полный респект! Трудное путешествие, но оно определенно стоит всех тягот пути. Увидеть эти суровые пейзажи тибетского высокогорья, познакомиться с бытом его аутентичных поселков, прикоснуться к их суровой аскетичной жизни это дорогого стоит! Да еще и диета какая эффективная - минус 5 кг за 7 дней! Нет, мне определенно туда надо, хотя бы ради этого!
Спасибо, Ира.))
tinka61 писала 15 марта 16:37
Нет, мне определенно туда надо, хотя бы ради этого!
Я туда больше без колбасы и тушенки не поеду.))
Так и запишем - в случае поездки в Тибет тушенку брать свою :)
Посмотрите, какое роскошное средство передвижения я засняла.

Это обычное средство передвижения на улицах Индии
Да, я в кусе, Максим. Но в отличие от Индии, здесь оно тоже относилось к роскоши.))
«Они текут в бюджет региона», — грустно поведал нам гид.

А деньги и правда лучше в благоустройство вкладывать. Монахи же люди святые и не от мира сего, ну вот куда бы они их вложили?
Максим, памятуя о нашей последней дискуссии, предлагаю оставить в покое монахов.))
Только время покажет, смогут ли китайцы вырулить ситуацию там или нет.
Один известный блогер как раз сейчас в Тибете. Это у него пост про столицу уезда Шангри-Ла. Больницу там красивую построили. Вот больницы местным точно нужны.
Каждый видит то. что хочет увидеть...Надо тогда объективно подходить к вопросу и рассматривать ситуацию не выборочно в одном уезде. Интересно, они больницы построили по всей автономии?
Ну что значит по всей автономии. В райцентрах, я думаю, там, где местная власть сидит. И там, где есть дороги. Потому как в больницах явно работают приезжие ханьцы, и они явно хотят жить в комфорте. Местным же образовательный уровень не позволяет работать чиновниками и врачами. Это как в России. Никто не станет строить больницу в деревне, где живут три бабушки.
Наташа
Суровые и во многом дикие места... Разок проехаться транзитом можно, но не более...
Сереж, может быть вернулась бы туда еще раз, чтобы к Кайласу сходить. И то только для того, чтобы себе доказать еще что-нибудь.))
Очень большие высоты, представляю как там тяжело дышать...
Я об этом писала, когда Лхасу описывала. Вам мужчинам, тем более высоким, гораздо тяжелее в этом вопросе. Факт.
Кстати, в заголовке написано "КаИманду" :)
Максим, спасибо! Исправила.
Наташ, пейзажи просто марсианские. Правда не знаю какие на Марсе пейзажи.
Но зато могу понять Рериха. Там не захочешь, за краски возьмешься!
За 7 дней 5 кг. Мне точно надо в Тибет. Как раз они-то мне и лишние. А ты такая худышечка, как ты там ноги-то таскала после такой ощутимой потери?
Leolik писала 15 марта 18:40
как ты там ноги-то таскала после такой ощутимой потери?
Лен, я тогда не обращала внимание на потери по причине, что даже не предполагала, что все так критично.)) Зато по возвращению я сидела целую неделю на одних булках. Вот это была красота.
Но зато могу понять Рериха. Там не захочешь, за краски возьмешься!
Соглашусь!
natchen писала 15 марта 18:50
Ну да. Звслужила!
И не говори.))
Наташа, вот для меня нет большей прелести на свете, чем природная красота в Тибете!
Рита! Если бы сказала другое, я бы очень удивилась. Ты же у нас еще та тибетка.))
Если все-таки соберешься в те края, про еду не забудь. Духовное духовным, а кушать хочется всегда.
Наташа, вы ещё и время года выбрали сложное! Туда, куда я собираюсь, на машинах проехать можно только 2 летних месяца в году, да и те, конечно, летними не назовёшь! Еда для меня никогда не была критичной, а вот холод! Из-за него пока и не еду! А есть уникальный гид из местных, родной многим настоятелям монастырей и первоклассный водитель! ...только сразу сказал, что дорога невероятно трудная и не раз может понадобится мужская сила... и желательно побольше ... и где её набрать то?!
хочухочухочу!!!!!!! Готов один только рис есть!!!
Ох, Олег...экзотики там , конечно, много. Самое главное, что ты предупрежден.)) А это уже полдела.
предупрежден - значит вооружен... осталось только окунуться в эту экзотику... ))
Ты уж тогда сразу и Кайласу примеряйся. Если Кайлас будешь рассматривать, то меня имей ввиду, могу составить компанию. Потому что найти попутчиков в эти края не так то и просто.))
Наташ... я пока хочу туда чисто теоретически... что-то мне подсказывает, что это недешевый трип будет, и не факт, что декабрь лучшее время для посещения... Но пока буду продолжать туда хотеть, и если что - сговоримся!
Я была в ноябре, погодные условия были нормальные. Касаемо стоимости, не помню уже, сколько денег на это ушло. Давно это было. Но почему то у меня как раз отложилось, что не очень дорого. Мои знакомые два года назад вдвоем хотели туда прокатиться, так их не пустили. Сказали, что группа должна быть не менее пяти человек. Вот так.
Просто есть направления, куда я одна точно не решусь поехать, но очень хочется. Я, например, очень мечтаю в Сахаре 7 дней провести, но туда однозначно надо ехать в мужской компании.)) Если бы мне такой вариант предложили, я как пионер, разгребла бы все дела и хоть завтра.
Сахара большая... в Судане тоже Сахара.. и в Ливии...
Эх... Пока все планы ограничивает курс доллара, я вот не знаю, смогу я на Камбоджу набрать к концу года, или нет... ((( А это ни разу не дорогая страна... В этом плане - печалька... И потом опять-таки - у меня отпуск 22 рабочих дня... И хочется его потратить по максимуму... Но в принципе - я за!
natchen писала 16 марта 11:05
надо ехать в мужской компании
Компания бедуинов - не? )))
Nomad писал 16 марта 11:09
Компания бедуинов - не?
Что ты, Олег.)) Боже упаси. Согласна видеть бедуина только проводником. Не более!
А сколько дней ты собрался в Камбоджи проводить? Я там пока не была, но мне казалось, чтобы самое основное увидеть надо на нее дня4-5 выделить. Или я не права?
natchen писала 16 марта 11:17
Боже упаси
Я катался по Вади Рам с бедуином... Мухаммад... прикольный товарищ был... У него две жены, а я как раз развелся... вот было тем для разговоров!
в Камбоджи
Теоретически планирую уехать туда дней на 25-30, как пойдет... Если чисто Ангкор и вокруг - то да, 4-5 дней максимум... я же хочу забраться в какую-нибудь камбоджийскую задницу... по стране покататься, на Тонле Сапе поплотнее посидеть, в Сиануквилле в конце концов отдохнуть.... )) Как бы через Тай, но без Тая... Но даже предположить не могу, насколько это будет интересно... И в принципе, собираюсь ехать с Ксю и Максом, если ничего не изменится в худшую сторону...
Теоретически планирую уехать туда дней на 25-30
Обалдеть.
Это же в какую з...цу надо залезть, чтобы месяц в Камбоджи провести...)).
Олег, будем надеяться на лучшее и пытаться попасть я в Китай, а ты с товарищами в Камбоджу.
Я и сам не знаю, что там месяц делать... Может птичек пошугаю... Природу посмотрю... Дело в том, что там недорого... я в Лаосе за две недели потратил всего 400 долларов... ни в чем себе не отказывая, в общем-то... Камбоджа, если отъехать от Ангкора, должна быть на таком же уровне... Тяжело с деньгами последнее время... (((
natchen писала 16 марта 11:28
будем надеяться на лучшее
это да!
Nomad писал 16 марта 11:33
Камбоджа, если отъехать от Ангкора, должна быть на таком же уровне
Мне почему то кажется, что Камбоджа красивая страна. Есть что посмотреть: и храмы, и природа. Расскажешь и покажешь нам потом.))
Я там был два раза... В третий раз, по доброй воле, в Ангкор бы уже не стал смотреть... Но так как собираюсь не один - придется... А вот дальше... планов как таковых еще нет... посмотрим...
Я тут распинаюсь, а он там уже два раза был. Вот мужчины, что за народ....
а я что? Я ничего... тем более, что полностью согласен, что
natchen писала 16 марта 11:41
Камбоджа красивая страна
А уж Ангкор, я считаю, каждый должен хоть раз увидеть...
на Кайлас лучше всего идти в июне на ДР Будды, Наташа! Да и по погоде, вполне терпимо! я который год мечусь, но пока не пускает! И группы набираются прямо там! У нас здесь есть великолепная гид замужем за китайцем - Надя(TIBET-NEWWAYTRAVEL)! Я давно за её материалам слежу - она очень интересно и подробно всё выкладывает! Так уж 1- 2 человека к ним в готовую группу легко присоединяться - обсуждали! Да и группы у них не от сохи и не туристы, а люди знающие зачем идут на Кайлас! Так что имей ввиду, если что!
Спасибо за информацию, Рита! Но мне кажется в июне там паломников много будет. Не протолкнешься! А если серьезно, буду иметь ввиду обязательно. Кайлас - это серьезно. На него настроиться надо.))
Наташа, на конкретные даты, там даже ограничения действуют и дАААлеко не всех паломников пускают. Так было уже два года в подряд - Китай регулирует и тут процесс! Но ты лучше с Надей задружись и к ней у группу в любое время присоединиться можно! А вообще, Кайлас - Да! Это не просто выйти погулять! Может тебя так же сразу допустит, как и Тибет!
Margaritka писала 16 марта 11:43
Может тебя так же сразу допустит, как и Тибет!
Капризный он очень.)) Сегодня пускает, завтра - нет. Что у него там в голове...кто знает.))
Рит, это я так ...с прицелом на будущее. Если вдруг компания интересная подвернется. Хотя не исключаю, что и одну как-нибудь торкнет туда отправиться. Мы же женщины народ непредсказуемый. ))
natchen писала 16 марта 11:57
Мы же женщины народ непредсказуемый
когда некому рядом нас застопорить предсказать!
Золотые слова!!!!
denis111
20 июня 17:00
А я был в Сахаре, правда только два дня всего лишь)
Tiboca
Какое интересное путешествие! И конечно красивые пейзажи гор)))
Спасибо, Валя!
Природа аховая.Конечно место окутано легендами...Но ...не знаю смогла бы я в таких условиях...Диета -это по мне ,а вот без воды и в холоде Ты героиня,Наташа
Соня, без воды и в холоде я была всего один день.)) А вот без еды пришлось помучиться. Я там с голодухи в одном магазине купила китайский чернослив. Минут 15 пыталась его как то размягчить. Не получилось.
Да....у нас есть здесь диаспора тех жителей...они ветераны какой-то войны...Интересный народ....Наверное и здесь живут по своим законам.
Я этих товарищей с целой тибетской школой видела под Женевой на озере. Была очень сильно удивлена. Хорошее место выбрали ребята для медитаций.
natchen писала 16 марта 18:41
Хорошее место выбрали ребята для медитаций.
видно ребята не промах)))
Наташа, какое же величие гор! Представляю, насколько более впечатляюще это наяву! Все особенности быта окупаются!
Женя, ты права.
И как не странно, все эти лишения окрасили поездку. Теперь есть, что вспомнить.))
Очень красиво! Спасибо за необычный альбом!
Магдалина, вам спасибо за проявленный интерес. Приятно!
4 апреля 19:50
Величественные пейзажи и минус 5 кг за неделю - это безумно привлекательно. А вот мерзлая вода для умывания и кизяки - как-то не очень. Впервые могу сказать, что Тибет не для меня. Суетна я чересчур для него.
4 апреля 20:18
)) Юль, есть хорошая поговорка: "Никогда не говори никогда".
12 апреля 11:04
Это верно! :)
15 апреля 15:08
варенное яйцо, пол банана, кусок хлеба с джемом и чай. Все!

А что? Вполне себе континентальный европейский завтрак. А в Тель-Авиве вообще была булочка и кофе. Вареную траву и рис мы с Андреем ели в течение 2х недель в Непале. Нормально шло, даже вкусно было, и ни мяса, ни печенек не хотелось. Посему, в таком трипе пугает только горняшка, но вижу - риск того стоит. Уникальное место на планете!
15 апреля 15:26
Алла, с едой в Непале удивили. А нас нормально кормили. Правда, мы только в Катманду и были.))
15 апреля 15:36
Мы 2 недели кормились в аюрведическом госпитале, при этом в городе могли съесть все, что душе угодно, но на удивление ничего не хотелось. Правда, ужин обычно состоял из фруктовой тарелки и чая. В Непале я научилась пить просто чай, без печенек или конфеток, чего дома представить себе не могу.
16 мая 17:48
Вспомнился анекдот
Судья -подсудимый вы приговариваетесь к расстрелу! ваше последнее слово?!
подсудимый - Ну, вы бля вааще!
16 мая 17:56
В общем-то, все повествование созвучно анекдоту.
Миша, на каком моменте тебе вспомнился этот анекдот?))
17 мая 12:15
natchen писала 16 мая 17:56
на каком моменте тебе вспомнился этот анекдот?))

Наташ, ты будешь смеяться, как только название прочитал! Суди сама, вот в этих местах довольно долго жил, фото взял "без спросу" у Сергея Васильца
А в таких работал.
Духовные практики всех без исключения религий, это наверное последнее, что меня в жизни интересует. отсюда выводы..."Ну, вы, блин, даёте!"
17 мая 12:19
Это где работал - Тянь Шань, не Тибет, конечно, но и не баран чихнул!
17 мая 12:33
Фотка суперская .
17 мая 12:33
usman56 писал 17 мая 12:15
Миша, так и я пока не доросла до практик.)) Все больше посмотреть и себя показать.
17 мая 12:54
natchen писала 17 мая 12:33
Все больше посмотреть и себя показать

Наташ, скаламбурю. Вот действительно, тебя показать, так есть на что приятно посмотреть!
17 мая 13:03
Принимаю! Спасибо.
denis111
20 июня 17:02
Да, Тибет для нас, как другая планета, нечто далекое, таинственное, неизведанное
20 июня 17:07
Люди живут совсем другими ценностями, возможно вынужденно.
Kadet370
31 августа 3:43
Вы все зря ругаете тибетский отель за скудный завтрак. В Лос-Анжелесе трехзвездный отель кормил меня не лучше. Впрочем, банан был целый.
31 августа 6:58
Ничего себе! Американцы обнаглели.
Я недавно вернулась из Китая. И опять голодная. Поняла, что проблема с едой это не тибетская проблема, это проблема всего Китая.
2 октября 22:08
Наташа!
красота необыкновенная.В Лхасе мы были и 3 года назад собирались в Тибет. Уже и билеты были куплены и тур проработан подробно. Один из нас попал в больницу. через месяц узнали , что в Непале в то время было страшное наводнение. А сейчас туда наверно,не стоит.
3 октября 10:09
У меня была похожая ситуация с Новой Зеландией...
Shefer писал 2 октября 22:08
А сейчас туда наверно,не стоит.
Почему не стоит? Такие места, если есть потребность и желание, всегда интересны. Место уникальное.