Турист Наталия (natchen)
Наталия
была вчера 18:43

Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Ноябрь 2006

Тибет и все, что с ним связано, всегда был окружен мистикой и загадками: тибетские монахи и их суперспособности, тибетская медицина…Те чудеса, которые о них рассказывают, столетиями будоражили умы обывателей в надежде разгадать и познать эту тайну. Говорят, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение. Что не каждый желающий, который хочет туда попасть, может это сделать и реализовать. Не знаю. Но в моем случае именно так и получилось. Возможно, просто совпадение. Я очень люблю путешествовать, но о Тибете почему-то никогда не думала. Мало того, ничего о нем не знала. На тот момент в моем багаже путешественника было уже несколько серьезных поездок: по Африке, в Австралию и в Аргентину. Но тема Тибета была для меня настолько далекой и малоизученной, что я даже не смотрела в его сторону. Должна сказать, что в Тибет я попала в самый сложный период своей жизни, когда все, что выстраивалось годами, было разрушено до основания практически по всем направлениям. И вот однажды, придя в спортивный клуб в сквернейшем настроении, и встав на свою любимую беговую дорожку, ко мне подошел Дмитрий (тот самый, с которым мы потом совершили не одно увлекательное путешествие) и предложил составить ему компанию в поездке по Тибету, т. к. он не мог найти себе попутчика. Предложение оказалось очень неожиданным, но мне нужна была на тот момент сильная встряска, поэтому решение через 5 минут мной было уже принято. Вот так я и оказалась в Тибете.

И вот, месяц спустя, я уже разглядываю очертания Катманду, сидя в самолете, который совершает посадку в столице Непала.

Ворота в Тибет: Лхаса

Причем здесь Непал спросите вы? В Тибет удобнее ехать из Катманду, т.к для этого не требуется получения китайской визы. Разрешение на посещение Тибета в Китае получить гораздо сложнее, чем в Непале. При этом необходимо будет оформить двукратную непальскую визу, чтобы затем без проблем вернуться обратно в Катманду. Разрешение на посещение Тибета оформляется туристическим агентством в Катманду за один день. Никаких отметок в паспорт при этом не ставится. Разрешение состоит из двух листочков, один из которых отбирают на въезде в аэропорту Лхасы, а второй — на выезде. В нашем случае выезд с территории Тибета был осуществлен через паспортный контроль в Жангму-Кодари, т. к. нам предстояло от Лхасы 4 дня передвигаться на автомобиле до границы с Непалом. Т. к. китайские пограничники не понимают или делают вид, что не понимают никакого языка кроме родного, то я вам настоятельно рекомендую хранить листочки с разрешением на посещение Тибета как зеницу ока.

Три дня мы провели в Катманду, знакомясь с его достопримечательностями.

Ворота в Тибет: Лхаса

И вот мы уже дрейфуем на небесном лайнере, увлекаемые тибетскими тайнами и мистикой. Перелет из Катманду до Лхасы длится чуть меньше часа. Тибетское нагорье со всех сторон окружено высочайшими в мире горными хребтами — 6–7 тыс. метров и выше: Гималаи — на юге, Каракорум — на западе, Куньлунь — на севере.

За время полета, если вам повезет с погодными условиями, можно насладиться не только пейзажами Гималайских гор, но и аскетичной красотой тибетского плато, которое с воздуха представляет собой желто-коричневую холмистую местность, местами разрезанную руслами рек, без малейшего намека на какую-либо растительность.

Ворота в Тибет: Лхаса

Аэропорт Лхасы удален от города на расстояние 62 км. В радиусе 30 км от аэропорта уже высятся горы высотой 5 000- 6 000 метров. Учитывая, что сама Лхаса находится на высоте 3 490 метров над уровнем моря, пяти-шести тысячники просматриваются в округе невооруженным глазом.

Сам аэропорт довольно просторный, из-за чего производит впечатление абсолютного пустого. Быстро пройдя таможенный и пограничный контроль, мы поспешили к выходу, где нас ожидал гид, которому предстояло сопровождать нас всю поездку по Тибету. Молодой парень, тибетец, из своих 25 лет, четырнадцать проучился и проработал в Индии. Повязав на шею приветственные белые шарфики, мы поспешили в Лхасу, до которой дорога занимала по времени около часа. Кстати, подношение белого шарфа в качестве приветствия является распространенной традицией в Тибете. Белый цвет символизирует чистоту.

Пожалуй, здесь самое время упомянуть о горной болезни (ОГБ), или как ее еще называют высотная болезнь. Возникает ОГБ при подъеме в высокогорные районы с разряженным воздухом. Основные симптомы горняшки, описываемые в разных источниках, — это головная боль, тошнота, головокружение и чувство утомления. Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть протекания болезни, является скорость, с которой люди поднимаются на высоту. И этот фактор был учтен нами при принятии решения лететь в Тибет именно через Непал. Катманду расположен на высоте 1 300 метров над уровнем моря, так что 3 дня, которые мы провели в городе, стали для нас неплохой подготовкой перед Лхасой. Надо сказать, что мы абсолютно по-разному ощущали с Димой горную болезнь. Я перенесла ее значительно легче по ряду причин. Как оказалось, женщины гораздо легче мужчин переносят гипоксию. Мое легкоатлетическое прошлое стало мне в этом деле тоже хорошим подспорьем. И как это не абсурдно звучит, но рост тоже сыграл свою роль. Высокорослые люди, к коим относится и Дмитрий с ростом 1,92, переносят горную болезнь гораздо сложнее. Если я пару дней просто подтормаживала, чувствуя это по своим замедленным реакциям, то Дима несколько раз прикладывался к баллону с кислородом, который он предусмотрительно взял с собой. Так что, решение прилететь сначала в Катманду, а потом уже в Лхасу было абсолютно правильным.

При первом беглом знакомстве Ласа, как ее называют тибетцы, выглядит достаточно современно: то здесь, то там над городом возвышаются многоэтажные дома; широкие асфальтированные улицы, вдоль которых расположены большие магазины и ресторанчики. Такси и велорикши являются основным средством передвижения для туристов. Фото из интернета

Ворота в Тибет: Лхаса

Наш отель «Shongbala», неплохие три звезды, располагался в непосредственной близости от Тибетского квартала. Окна гостиничного номера выходили на одну из главных достопримечательностей города улицу Баркхор. Очень колоритное и, пожалуй, самое самобытное место в Лхасе.

Именно здесь ты начинаешь ощущать, что все-таки ты в Тибете: узкие переулочки с двух-трех этажными побеленными известковыми домами, завешенными покрывалами, которые заменяют двери; небольшие забегаловки и бильярдные. Как объяснил нам гид, бильярд — это игра, правила который здесь понятны всем. Поэтому бильярдных в Лхасе предостаточно.

Протяженностью около 2 км, улица Баркхор проходит вокруг монастыря Джоканг, одного из самых почитаемых храмов в Тибете.

Ворота в Тибет: Лхаса

Баркхор означает по-тибески «круг по часовой стрелке». То паломничество, которое совершают тибетцы к монастырю Джоканг, обескураживает и впечатляет. Т. к. монастырь Джоканг не контролируется никакой определенной религией, то привлекает к себе паломников всех школ тибетского буддизма, включая и последователей Бонпо (коренной религии Тибета).

Спускающиеся с окрестных гор паломники, стекаются сюда, чтобы совершить кору — ритуальный священный обход вокруг монастыря. Длина Баркор-коры составляет около километра и проходит по часовой стрелке вокруг храма. Это действо притягивает к себе взоры как магнит. Особенно сильное впечатление на меня произвели простирания. Молящиеся опускаются на колени и припадают лицом к земле, при этом руки выбрасываются вперед. Затем вновь группируют свое тело и заново простираются. Итак, раз 100, не меньше, произнося постоянно при этом молитвы. Теперь представьте, что простирания одновременно делают не меньше сотни паломников. При том, что одни закончив, отправляются в очередной километровый путь вокруг Джоканга, чтобы затем сделать еще порцию простираний, тогда как другие занимают освободившиеся места. Зрелище, скажу я вам, очень необычное для европейского туриста. Как утверждают источники, подобная практика считается одной из самых почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственно «эго». ©

Здание монастыря Джоканг четырехэтажное.

Ворота в Тибет: Лхаса

С крыши храма открываются красивые виды на окрестности.

Монастырь Джоканг был построен в 7 веке и является самым древним строением Лхасы. Его главное сокровище — Будда Шакьямуни в возрасте 12 лет выполнен в виде золотой статуи, украшенной драгоценными камнями. Находясь в монастыре, трудно поверить, что во время китайской культурной революции (1966—1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника. Радует то, что эти времена остались в прошлом. К сожалению, мы не фотографировали храмы и монастыри Тибета внутри, т. к. за каждый сделанный снимок нужно платить не менее 20 юаней. Впрочем, в каждом монастыре свои таксы за фотографии святынь.

Ворота в Тибет: Лхаса

Одной из ярких особенностей многих тибетских монастырей, и Джоканг не исключение, является ритуал подношение огня в форме масляных ламп. Т. к. поток людей, желающих сделать данный вид подношения, огромен, то в Тибете изобрели свой особенный способ. В тибетских монастырях зажигают одну большую лампаду, а все желающие просто подливают туда масло. Выглядит это как огромный чан с топленным маслом, запах которого распространяется по всему помещению. Запах топленного масла у меня прочно ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда я беззаботно проводила летние каникулы у бабушки в деревне. Тем неожиданнее для меня было встретить запах детства здесь, в Тибете. Тибетцы приносят растопленное масло в монастырь в термосе и добавляют его в каждую лампаду.

Понаблюдав с огромным интересом за тибетскими ритуалами, мы отправились в бывшую резиденцию Далай-ламы — дворец Потала.

Ворота в Тибет: Лхаса

Здание на выступе скалы, с бесчисленным количеством окон, в центре Лхасы является самым высоким древним дворцом мира. Возвышаясь над городом, Потала производит сильное впечатление. Первоначально построенный в 7 веке, дворец был деревянным. Но неудачно попавшая молния спровоцировала пожар, в результате чего дворец сгорел до тла. Эти страсти случились в 8 веке. То, что мы видим сегодня, было воссоздано уже в 17 веке под руководством Далай-ламы V. Когда Далай-лама V умер, правители не осмелились сообщить народу о его смерти, боясь, что люди взбунтуются, и строительство дворца не будет закончено. Десять лет довольно успешно удавалось скрывать сей факт, пока не завершилось основное строительство дворца.

Выполняя многочисленные функции, в первую очередь, дворец был местом жительства Далай-ламы и его окружения, вплоть до 1959 года (вторжения Китая в Тибет). Комплекс состоит из Красного дворца (Потранг Марпо) и Белого дворца (Потранг Карпо).

Ворота в Тибет: Лхаса

На сегодняшний день Потала является музеем. Для посещения туристов открыта совсем малая часть дворца. По установленным правилам на посещение комплекса отводится не больше часа. Мы продвигались неспешно, стараясь внимательно разглядеть все на своем пути, и уложились в 40 минут. Фотографировать внутри дворца строго запрещено даже за деньги. Множество комнат, в том числе часовни и библиотеки, украшены фресками и картинами. Никакого баснословного убранства и великолепия. Очень скромные интерьеры. Пожалуй, наибольший интерес представляют усыпальницы Далай-лам, оформленные с помощью золота и драгоценных камней. В общем-то, и все.

Так получилось, что после поездки в Тибет с разницей в месяц я побывала в Соборе Святого Петра, крупнейшей христианской церкви в мире. Противопоставление двух святынь таких разных религиозных течений произошло у меня как-то непроизвольно. Рассматривая и любуясь великолепием католического собора, в моей голове всплыли картинки недавно виденной аскетичной Поталы и других монастырей Тибета…Не вдаваясь в рассуждения о сути различий между этими двумя религиями, внешний облик и внутреннее убранство их главных храмов очень четко показывает суть этих самых различий.

Недалеко от Поталы расположена летняя резиденция Далай-ламы — дворец и парк Норбулинка.

Ворота в Тибет: Лхаса

Когда заходит речь о садах Норбулинка, практически все источники обязательно упоминают о том, что сады являются крупнейшими рукотворными садами в Тибете. И дело здесь даже не в рукотворности. На мой взгляд, само явление «сад» для Тибета — это уже чудо. Данную тему я более подробно разовью, когда буду описывать наш трафик по безжизненному тибетскому плоскогорью. В общем-то, название «дворец» в данном случае является собирательным, т. к. постройки в комплексе Норбулинка на «дворец» никак не тянут.

Этих самых «дворцов» по парку Норбулинка раскидано немало, т. к. каждый из Далай-лам считал делом чести возвести свою собственную летнюю резиденцию.

Ворота в Тибет: Лхаса

Во время нашего посещения, к сожалению, часть помещений находилась на реставрации, но общее представление о летней жизни Далай-лам мы получили.

При въезде в Лхасу можно увидеть высеченное в скале изображение Будды.

Ворота в Тибет: Лхаса

Конечно, нам сказали, что образ Будды возник сам собой, а люди потом его только раскрасили. Я очень уважительно отношусь ко всем религиям и приданиям, но все-таки должна быть разумная мера в той информации, которую доносят до туристов. На наш вопрос гиду, верит ли он сам в то, что нам говорит, он ушел от ответа…Ну, а мы поехали знакомиться с одним из самых крупным буддийских монастырей Сэра, который до недавнего времени являлся знаменитым университетом школы гелуг (гелугпа) тибетского буддизма, или желтых шапок.

Построенный в 1419 году, монастырь был домом для более 5 000 монахов. Однако, большинство монахов в 1959 году было репрессировано, т. к. они приняли участие в восстании во время китайской «культурной революции». Часть из них бежала. На сегодняшний день в монастыре Сэра функционируют духовные колледжи, и проживает более сотни монахов, количество которых строго регламентируется.

Ворота в Тибет: Лхаса

Монастырь Сэра — это целый город, в котором есть свои улицы и дворы. Здесь есть зал для чтения сутр, учебная часть и 32 отделения, в которых молодые монахи получают знания и занимаются духовными практиками.

Монастырь известен еще и тем, что именно здесь монах Тхонми Самбхота изобрел тибетский алфавит.

Ворота в Тибет: Лхаса

Вокруг монастыря проходит тропа Коры, по которой паломники около часа совершают ритуальный обход. Здесь много ритуальных камней с изображениями Будд, бодхисатв и со священными текстами.

Ежедневно по будням в три часа дня в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Диспуты проходят в форме яростного спора между «ведущим», «экзаменатором», задающим каверзные вопросы по основам буддизма, и «защитником» — экзаменуемым на предмет его знания учения и умения отстоять свою точку зрения.

Ворота в Тибет: Лхаса

В битве слов, монахи демонстрируют свою позицию с помощью различных жестов, в том числе хлопая в ладоши, толкая партнеров для ответа, или щипая их четки. Этот процесс со стороны смотрится очень интересно и забавно. «Ученый спор сопровождается ритуальными жестами, оживляющими его самым забавным образом. Существуют своеобразные способы, задавая вопросы вращать на руке свои длинные четки, хлопать в ладоши и притоптывать ногой. Есть и другие, тоже скрупулезно соблюдаемые оттенки движений, например, подпрыгивать, задавая вопросы или отвечая оппоненту. Таким образом, несмотря на то, что тирады противников чаще всего заимствованы из трудов классиков и делают честь главным образом памяти цитирующего их философа, все-таки жестикуляции и антраша полемизирующих сторон создают иллюзию горячей дискуссии». («Мистика и маги Тибета», Александра Дэвид-Неэль)

Вот такой нам показала себя Лхаса — бывшая столица Тибетского государства. Но это только лишь одна сторона Тибета… цивилизованного. Впереди нас ждало путешествие по Тибескому плоскогорью с заездом в культовые монастыри этого удивительного региона.