igo
Игорь Пользователь — был 23 ноября 18:29

Нячанг — Дананг — Ханой — Кат Ба — Хайфон — Хошимин — Нячанг

Первые две недели 2016 года я провел во Вьетнаме.

Маршрут:

Нячанг — Дананг (спальный автобус)

Дананг — Ханой (самолет)

Ханой — Кат Ба (автобус + автобус + катер + автобус)

Кат Ба — Хайфон (автобус +катер + автобус)

Хайфон — Хошимин (самолет)

Хошимин — Нячанг (спальный автобус)

Ночной семичасовой перелет Барнаул — Нячанг на Боинге-757 авиакомпании «АзурЭйр» никаких трудностей не доставил. Полет прошел вполне себе буднично, два раза горячо и вполне вкусно покормили, и утром 2 января мы приземлились в международном аэропорту Камрань.

Запах раскаленного асфальта — это первое, что я почувствовал при выходе из самолета. На паспортном контроле заспанный вьетнамец с некоторой ленцой поставил въездной штамп и выпустил в зал прилета, при этом обратный билет никто не спросил. Итак, все границы позади, можно выдохнуть с облегчением и поменять первые сто долларов на два миллиона двести сорок тысяч донгов. А потом автобус туроператора «АнексТур» развез всех прилетевших по отелям. Я же вышел в центре Нячанга у башни, которую русские не зовут иначе как «Лотос».

Первым делом двинулся вдоль берега на север посмотреть Чамские башни По Нагар. Набережная Нячанга — это, конечно, верх совершенства. Все чисто, аккуратно, красиво, а по изворотливо подстриженным деревьям-кустикам, впору изучать геометрию. Спустя час-полтора, заплатив за вход, поднялся по небольшой лестнице к этим культовым сооружениям. Сам храмовый комплекс небольшой, и посмотреть все подробно можно довольно быстро.

1

Впереди еще одно место для осмотра, которое я наметил дома, а именно пагода Лонг Шон с лежащим и сидящим Буддой.

1
1

Посмотрев этот буддийский храмовый комплекс, на городском автобусе № 2 уехал на автовокзал и за 220 тысяч донгов (10 $) купил билет на ночной автобус в Дананг. Хорошая это все-таки вещь — sleeping bus, уснул в одном городе, проснулся в другом. Экономия и времени, и денег. В автобусе, кстати, каждому пассажиру дают плед, бутылочку воды и пакет для обуви.

Приехали в Дананг еще до рассвета, и пассажиры вытряхнулись в предрассветную тьму на главном автовокзале. Взглянув на карту, я двинулся в сторону реки Хан, через которую переброшены знаменитые мосты Дананга, в количестве без малого аж шести штук. Пока шел, успел понаблюдать за жизнью утреннего города. Вьетнамцы начинают свой день очень рано, кто-то даже в 6 часов утра свадьбу решил сыграть.

2

К слову сказать, видел и вьетнамские похороны, которые сначала по незнанию принял за колонну русских байкеров. Едут на мотобайках с флагами и транспарантами во всю улицу ну точь-в-точь как наши байкеры только без косух и лишь в самом конце этой бесконечной колонны два автомобиля, один из которых катафалк.

Дойдя до реки, пошел вверх по течению в сторону моста с драконом. Набережная была пустынна, лишь небольшие группы вьетнамцев делали свою утреннюю гимнастику. Быстро идти не получалось, потому что на всей набережной стоят в огромном количестве разнообразные скульптурные композиции, каждую из которых хочется непременно и всесторонне сфотографировать.

1

Так я дошел до моста «Dragon bridge». Гигантская рептилия пронизывает 700-метровый мост, а ночью еще и светится. Невероятно!

1

Так с отвисшей челюстью я перешел на другой берег реки и пришел к океану, который лишь по названию был тихим. Штормило-с.

3

Тут на берегу я позавтракал местным фаст-фудом: banh mi. Это весьма распространенная уличная еда во Вьетнаме. Очень вкусный свежий багет со сборной начинкой на усмотрение продавца: овощи, свинина, сосиска, колбаса, зелень, паштет, чили, соус. Все это разогревается, заворачивается в бумагу и кладется в пакет. Очень удобно, да и найти передвижные багетные не составляет труда — они повсюду.

1
2

Следующим пунктом моей программы была статуя Гуанинь. Огромный храмовый комплекс с огромной же под пятьдесят метров статуей располагался на краю города, на холме. Дойти до него я намеревался пешком, но вскоре понял, что это плохая идея, что подтвердил пожилой вьетнамец, взявшийся подвести меня на мотобайке совершенно бесплатно. Не пренебрегайте такой возможностью. Даже за деньги. Обычно сами вьетнамцы предлагают отвезти, куда скажите. Это здорово экономит вам время, деньги, нервы, желудочный сок и все остальное. Такой способ передвижения гораздо быстрее стандартного такси и в разы дешевле. Но не нужно забывать о трех вещах: во-первых, договариваться о цене за проезд до того как согласитесь ехать, не забывая отчаянно торговаться, как в последний раз. Самая большая плата составляла 50 тысяч донгов (2 $) и это было через весь город Хайфон (который, к слову, третий по величине город Вьетнама) от автовокзала в аэропорт. Обычно же удавалось сторговаться за 20–30 тысяч. Во-вторых: крепко держаться за водителя. В-третьих, надевать шлем, ну его обычно предлагают сами водители. Таким образом, я здорово сократил свой путь к пагоде. Пагода большая, все храмы действующие, людей в выходной день много. Да и вид отсюда просто волшебный.

4

Дальше по плану руины Мишон, но перед этим нужно заехать в аэропорт и купить билет в столицу Вьетнама — Ханой. Сказано — сделано. На ближайшие четыре рейса все бвло раскуплено и я купил на 00–10. Мой вам совет: если точно знаете день вылета, покупайте билет заранее через Интернет — выйдет гораздо дешевле. Мне же пришлось выложить 100 $, что не есть дешево. Когда билет был куплен, я ушел на стоянку такси у аэропорта и после долгой и ожесточенной торговли договорился, что за 700 тысяч донгов (30 $) меня свозят в затерянный в джунглях город Мишон и привезут обратно.

1

Мишон расположен в полусотне миль от Дананга и представляет собой руины древних культовых сооружений, которые чудом сохранились до наших дней. Во многом потому, что были обнаружены сравнительно поздно: французы наткнулись на город в джунглях лишь в середине 20 века. Сейчас это место внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я до жути люблю всякие такие древние места, а здесь в Мишоне просто какая-то особенная атмосфера.

2

Я был один, солнце клонилось к закату, и было ощущение, что ты где-то совсем в нереальном мире. Еще два дня назад я ходил по снегу при температуре в минус тридцать, а теперь стою в майке и шортах посреди джунглей, и вокруг меня здания, которым более тысячи лет. Удивительно, но в Мишоне нет никаких цепочек, барьеров, табличек. Все тысячелетние артефакты находятся не под стеклом, а просто валяются под ногами. Ни одно строение не огорожено, в каждое можно зайти. Нет никакой охраны совершенно! И что вдвойне удивительно, никто еще не изрисовал своими автографами руины древнейшего города.

Затем час полета на Аэробусе А320 авиакомпании «VietJet Air» и я вышел в прохладу ночного Ханоя. Из аэропорта на автобусе добрался в самый центр города, к озеру возвращенного меча. Так, первым делом нужно найти еду. И едой этой стала тарелка супа Фо, съеденная прямо на тротуаре. Говорят в Ханое самый правильный Фо. Не уверен. Лично мне в Хошимине и Нячанге суп Фо понравился больше.

Прогуливаясь по ночному Ханою, в парке около монумента Ленина я сел на лавочку и просидел до рассвета. Едва стало светать, как начали появляться люди, и я с удовольствием понаблюдал, как они делают зарядку. Когда совсем рассвело, продолжил свой путь, мимо памятника Ленину с одной стороны, и цитаделью Тханглонг с другой, к мавзолею Хошимина.

1

После чего посмотрел еще высокую пагоду Тран Куок. Затем я застопил мотобайкера, и тот за пару баксов довез меня до автовокзала Luong Yen. С этого автовокзала ходят автобусы на остров Кат Ба, что в бухте Халонг. Отправление в 7–20 и 11–20 зимой, когда не сезон, летом же еще есть рейсы в 5–20 и 13–20, судя по расписанию.

Билет стоит 210 тысяч донгов (10 $) и включает в себя автобус до автовокзала Хайфона, затем автобус до порта, потом катер до острова и, наконец, автобус по острову Кат Ба в центр одноименного города. Все пересадки по одному билету, так что не теряйте и не отдавайте билет кондуктору. В этом пути нужно стараться не проспать пересадку между первым и вторым автобусом и не выйти заранее с местными, которые едут в Хайфон. В остальном же ничего сложного.

Весь путь от Ханоя до острова занимает около пяти часов, по прибытии в полпятого вечера, оставался час до сумерек, полтора — до темноты. Я нашел отель на свой вкус и кошелек еще дома, но бронировать его не стал, предполагая, что в низкий сезон зимой в 11-ти этажном отеле будут свободные места. Отель называется «Thai Bao Hotel». Я заселился в самый дорогой четырехместный номер на одиннадцатом этаже с двумя огромными кроватями, телеком, кондишеном, вентилятором (ни то ни другое не третье не пригодилось), холодильником, сан узлом и всем тем, что может понадобится, проведшему весь день на ногах или в седле мотобайка ковбою путешественнику. Но что самое главное (почему я и выбрал этот отель дома) огромный широченный балкон с потрясающим видом на море. А теперь (внимание на экран) цена — 11 $. За четырехместный номер на одиннадцатом этаже с балконом. С широченным балконом, Карл!

1
1

Ладно, мысли в кучу, эмоции в сторону, бросить вещи и скорее на улицу в город, на набережную пока не стемнело побродить по берегу. Но кроме простого созерцания была и практическая цель, даже две: во-первых, найти экскурсию на завтра в бухту Халонг; во-вторых, найти мини маркет и купить там выпить. Мини маркетов в самом центре нашел целых два, а экскурсию на корабле купил в своем отеле на ресепшене.

Тут мне нужно отвлечься и рассказать о Викторе — управляющем отелем. Считаю, что он идеал менеджера. Очень душевный вьетнамец, который помогал во всем, при этом был совершенно незаметным и ненавязчивым. Никакие услуги не пытался впарить, а когда я поделился с ним, что мне нужно взять байк на день в аренду, то отдал мне свой. Короче, если будете останавливаться в этом отеле, всенепременнейше передавайте привет от русского постояльца Игоря.

1

Уже по потемкам вернулся в отель. Расположился на балконе и наслаждался видами ночной бухты, потягивая вьетнамский ром с кока-колой. В бухте мерцали, многократно отражаясь в воде тысячи огоньков, в основном от рыбацких судов. Все, теперь только спать. За этот день и за все предыдущие недовыспанные. Сколько их там накопилось, три? Вроде того. Вот на этом и остановимся.

1

Проснулся, как огурчик. Друзья мои, вид предрассветной бухты просто валит с ног!

3

А утренняя прохлада навеки прогоняет остатки сна. После завтрака за мной заехал микроавтобус с тем, чтобы отвезти на экскурсию по бухте Халонг. Первые пассажиры парень с девушкой: Бен, что сокращенно от Бенедикт, и Мария, они из Германии. Затем прихватили еще одного парня, тоже зовут Бен, но уже Бенджамин, и он из Лондона. Потом были две девчушки — сестры Джулия и Фрида из Швеции, пара Марсель и Тереза на вид и по именам больше французы, но выяснилось, что из Германии. И последними загрузились Джеймс и Калипсо.

Вот такой разношерстной компанией мы и прибыли в порт, где нас передали с рук на руки капитану судна.

Сразу скажу, что нам всем несказанно повезло в тот день с погодой. Светило яркое солнце и светило весь день, тумана не было, что для января редкость, было даже жарко, но рядом с водой на открытой палубе вполне себе комфортно.

Первым пунктом нашей программы был Monkey island, куда мы высадились спустя час после отплытия. Капитан сказал, что у нас есть час времени и указал рукой направление на тропинку, ведущую наверх. Теперь я понимаю, почему остров так назвали. Обезьян мы не видели, но сами, карабкаясь вверх, вполне бы за них сошли. Однако этот треккинг по скалам стоит того: вид сверху просто божественный.

4

Совет: надевайте крепкую обувь, традиционные вьетнамки не годятся для этого.

3

Вернувшись, продолжили наш путь по бухте. Долго плыли мимо бесконечных островов и островков, коих тысячи в этом месте и каждый не похож на другой. И чем дальше, тем красивее становится. И когда стало казаться, что красивее уже некуда, приплыли в большую гавань, где по плану нас ждал каякинг. О, да, грести веслами одно из моих любимых развлечений. Да-да, без шуток. Поэтому, когда нам с Беном (который Бенджамин из Лондона) выдали байдарку и весла, у меня от радости аж дыхание перехватило.

Гавань эта, к слову, состоит из нескольких, связанных между собой частей, связанных через гроты, в некоторых из них полная темнота.

3
2

3

Ну, а затем нас ждал обед на корабле. Основное блюдо — рис. К нему рыба, овощи, блинчики нэм, традиционный соус и прочая и прочая, что нашло беспрецедентный отклик в наших сердцах и в частности в наших желудках. Обед входит в стоимость билета.

После приятной трапезы отчалили обратно. По пути остановились на диком пустынном пляже одного из островков и купались там целый час. Вода была вполне теплой. Когда вернулись в порт, нас развезли по отелям. Так закончился один из самых запоминающихся дней года в одном из самых эпичных мест мира.

На следующий день я решил взять мотобайк и поездить на нем по пустынным дорогам острова. Первым делом я поехал в Национальный парк в центре острова. Вход стоит 40 тысяч + 5 тысяч донгов за парковку байка, итого — 2 $. По нац. парку идет тропа с указателями, так что сбиться с пути трудно. И как-то сразу эта тропа начинает очень резко идти вверх.

После первой обзорной площадки небольшой спуск и еще один взлет на соседний пик. Сверху вид, как будто из фильма «Аватар» и полная тишина мистического тумана. Его можно было резать ножом, и мной овладело такое спокойное медитативное состояние, что не хотелось никуда уходить.

4

Дальше путь мой лежал по главной дороге острова к северному порту. Дорога нереальной красоты, будете на острове — обязательно берите мотобайк и в путь. Трасса совершенно пустынна: автомашин нет вовсе, а мотобайкеров так мало, что ими можно пренебречь.

1
2

В северном порту немного перекусил и поехал в военный форт времен американской войны, как ее называют вьетнамцы. Вход в форт платный, но лишь символически. Причем платите вы внизу, но разрешают на байке подняться на самый верх по узкой дороге с крутыми поворотами, на которых стоят сферические зеркала. Форт интересный и безлюдный. За час я уже все посмотрел и уехал обратно.

1

Сдав байк, пошел на пляжи в юго-восточной части острова.

3

Пляжи пустынны, не сезон чай, что лишь добавляло им шарма.

3

Между пляжами по скалам идет очень живописная тропинка.

По возвращении в отель наблюдал с балкона потрясающий по своей красоте закат.

4

Завтра я возвращаюсь на материк, но эти три дня на острове я запомню на всю жизнь. Наверное, это и правда место силы.

Утром автобус — катер — автобус — мотобайк и я уже в аэропорту Хайфона. Аэропорт маленький, компактный и очень удобный. Рейсы в Нячанг, Хошимин, Дананг, может и еще куда есть. Регистрация на мой рейс в Хошимин уже шла, купил билет и зарегистрировался на место у окошка справа по борту.

Спустя два часа я в Хошимине. Обратил внимание на отличия от полетов на Боинге российской авиакомпании. Во-первых, посадки у вьетнамцев были куда мягче, чем у наших. Во-вторых, пассажиры не аплодируют при посадке. Уж не знаю, почему так.

Выйдя из аэропорта, почувствовал изменения в температуре — жара стояла дикая, градусов не меньше сорока. Нашел остановку автобуса № 152 и уехал в центр Хошимина.

1
2

Приняв за тактику перемещения по городу, метод хождения куда глаза глядят, проходил так до темноты. После чего вписался в небольшой отель за 15 $. Бросив шмотки, вышел в ночной Сайгон. Температура хоть и спала, но не намного. Поужинал в уличном кафе для местных. Вообще, я старался есть в таких местах, это гарантировало вкусную добротную пищу большими порциями и напрочь исключало риск пищевого отравления. Вьетнамцы, конечно, с удивлением смотрят, как этот белый сейчас будет есть палочками. Для них это как в цирк сходить. Но я ни разу не ударил в грязь лицом.

2

Утром пошел в музей воины, расположенный неподалеку. Внутри, конечно, жутковато, особенно на этаже с жертвами диоксина.

1
2

На улице же выставлена трофейная техника, которую мы привыкли видеть в американских фильмах.

После музея в компании «Sinh Tourist» купил билет на автобус в Нячанг. Автобус ожидался вечером в 20–00 и впереди целый день, который я намеревался провести в парке «Suoi Tien». Это такой развлекательный комплекс, а также действующие буддийские храмы. Здесь представлен в лучшем виде весь цвет восточной мифологии: драконы, черепахи, лягушки с монетами во рту, журавли. И все это гигантских размеров, гораздо выше человеческого роста. И еще традиционная для Вьетнама крокодиловая ферма с невероятным количеством оных. Парк настолько большой что под конец дня ноги мои уже не чувствовали земли.

2
2

Добраться в парк можно автобусом № 19 из центра. Входной билет стоит 90 тысяч донгов (4 $). Аттракционы внутри оплачиваются каждый отдельно, например, крокодилья ферма стоит 30 тысяч донгов (1,5 $). В выходные дни работают все фонтаны, но много людей, особенно местной детворы, разной степени сопливости.

Вечером пошел в кафе, дабы отведать местного кофе. О, это просто праздник! Вьетнамский кофе, доложусь я вам, восхитителен. После целого дня вышивания ножками по жаре, это был час блаженства.

1

Рядом с офисом Sinh Tourist расположен парк, куда я и отправился посидеть на лавочке, благо уже стемнело. Свободных скамеек не было, и я подсел к средних лет мужику европейской внешности. Думал турист, оказалось, два года здесь во Вьетнаме живет, последние два месяца в этом парке. Так я познакомился с австралийским бомжом, который приехал во Вьетнам с большими деньгами, но неудачно женился и остался ни с чем. Типичный вьетнамский развод богатых белых мистеров. К сожалению, имени я не запомнил, но мужик этот пристойно говорит по-русски. Душевный такой человек, будете там — дайте ему пару баксов на табачок.

Через некоторое время прибыл огромный спальный автобус. Туристы загрузились внутрь, и мы отчалили в последний мой вьетнамский город — Нячанг, с которого, собственно, все и начиналось.

В Нячанг прибыли утром по темноте и я сразу же и направился в мой отель «Ken». Бросил рюкзак и пошел на утренний рынок. Что сказать, нравятся мне рынки, особенно утром, когда еще самую наисвежайшую продукцию раскладывают по лоткам. Прошел все ряды, ничего не купил, да я и не собирался, ведь я так просто — поглазеть приходил.

1

Потом прошелся по пляжу, но купаться не стал, да и никто не купался, потому что океан штормило и временами шел дождь. Отложим эту приятную процедуру на завтра. А сегодня бродить по магазинам, покупать сувениры и столоваться в уличных кафешках.

На следующий день я поехал на пляж Зоклет, что в 50 км от Нячанга к северу, на городском автобусе № 3. Цена билета примерно доллар. Надо же побаловать себя и пляжным отдыхом, сюда обычно за этим и едут. Вот и решил восполнить пробел. Пляж очень длинный и безлюдный. Не то, чтобы людей совсем нет, но их очень мало.

3
2

Море чистое, пологий длинный вход в море, вода очень теплая.

3

Здесь я провел весь день, насобирал мешок ракушек и загорел до стадии кремации. Вечером уехал обратно тем же автобусом, ходят они с интервалом в 30 минут. А там в Нячанге стандартная программа: прогулка по вечерним улочкам в поисках аутентичного кафе, ужин и спать.

2

Местный гопник в кепке на пляже Зоклет

В первую половину следующего дня бродил по нетуристическому Нячангу, забредая во все интересные места, а вторую половину провел на пляже.

2
1
1
2
2

На городском пляже Нячанга русских больше чем в Крыму, так что всегда найдется, кто присмотрит за вашими вещами. К вечеру по цвету кожи был совсем уже как лобстер.

За все время путешествия эти два дня так и остались единственными днями пляжного отдыха. Для меня так вполне достаточно.

На следующий день посетил институт океанографии, что заняло пару часов.

1

Я не был на Винперле, поэтому не могу сравнивать с тамошним океанариумом, но здесь мне понравилось. Остаток светового дня посвятил хождению по магазинам и покупкам: настоящий шелк, традиционная вьетнамская шляпа, кепки, майки, шорты, куча мелочевки вроде магнитиков, вееров и т. д. Ну и кофе, конфеты и фрукты, конечно. Фрукты полагается провозить в отдельной таре, но я этого не знал и провез в рюкзаке, все прошло чисто, никто не придрался.

Вечером попробовал очередной вьетнамский фастфуд: рис в чудном соусе с маринованной обжаренной на углях свининой. Не отказался и от пива, страшно даже подумать, последнего вьетнамского пива в этом году. Пиво было не то теплым, не то холодным, такой пограничной температуры между «еще можно пить» и «моча, господа». Затем был душ с энтузиазмом, как в последний раз, и спать. Завтра домой.

Утром проснулся очень поздно, и, не торопясь, собрался, торопиться теперь уже не зачем, не на поезд, чай, опаздываю. К назначенному времени спустился вниз и отбыл на, приехавшем за мной, автобусе компании «Anex Tour». В аэропорту все прошло без сучка, без задоринки, даже вылет не задержали. В дьюти фри еще купил вьетнамского рома и вина.

2

Во время полета сидел у окошка и успел немного поснимать, пока не стемнело. Потом же откинул голову и позволил мыслям бесконтрольно течь. Поездка полностью удалась, даже сверх того: я посмотрел все, что хотел посмотреть и побывал во всех местах, которые наметил дома, получил заряд положительных эмоций и радостных впечатлений на год вперед. Возможно, через год будет другая поездка, но об этом уже будет свой рассказ, в свое время.

Комментарии

Arkhip251166
+1
2 марта 4:23
Отличный маршрут и красивый места!
lesy
+1
2 марта 11:30
Очень интересно! Фото супер обожаю ворожение -Карл!. Моя дочь то же как че так Карл...
rametto
+1
2 марта 13:02
Отличное путешествие! Маршрут, прям как мечтается мне. Игорь, скажите, а как билеты покупали, в смысле языкового барьера, читала, что в аэропортах есть кассы на английском (да?), а на автовокзалах?
igo
2 марта 13:33
Спасибо за похвалу. Билеты безо всяких проволочек покупал. Сотрудники вокзалов и аэропортов в обязательном порядке владеют английским. Но даже если не знать языка, то тоже нет никаких проблем. Вам всегда напишут на листочке цену, время вылета, номер автобуса, главное не забывать улыбаться. Вообще вьетнамцы очень терпимо относятся к белым. И если вы им понравитесь они будут вас всячески опекать. Совершенно ненавязчиво и бесплатно.
Svetlana_Pikalova
3 марта 18:21
Спасибо, Игорь, замечательный рассказ! В апреле собираюсь во Вьетнам и продумываю себе маршрут. Ваша статья мне очень помогла с выбором.
Coshara
10 апреля 13:14
Ну как же вовремя! Мы едем в октябре, наверняка будут вопросы, подскажете, если что? А пока очень внимательно читаем!
igo
10 апреля 14:56
Конечно, чем смогу, помогу. Спрашивайте.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.