Владимир Шефер Пользователь — был 1 декабря 21:42

Покоряем Сибирь. Вдоль "Голубого меридиана" . Часть 2

10 сентября 2015 г. 19:25 Красноярск — Россия Август 2015

Быть на берегах Енисея и не сплавиться по великой реке -себе не простить. Но туризм у нас развит только на бумаге. Купить билет на теплоход по интернету нельзя. Для покупки билетов надо обращаться в фирму http://www.prt24.ru/ (ул. Дубровинского, д. 1А). Очень не хотелось ввязывать родню в это дело, решили пойти легким путем, купить тур с поездкой по Енисею и посещением Енисейска у турагентства.

И тут подвернулась красноярская турфирма «Полония». Хочу предупредить сразу, общение с ней принесло кучу неприятных моментов. Как только поездка была оплачена, сразу выяснилось, что программа меняется кардинально, а за билетами, которые фирма клялась доставить к трапу теплохода, ездили племянница. Поэтому выбирая это агентство будьте готовы к неприятным сюрпризам.

Теплоход «Валерий Чкалов» отчаливает от пирса по расписанию в 7:00. Мы путешествовали в каюте 1 класса для 2 человек. Билет в одну сторону на одного стоит около 5000 рублей. Билет в каюте 3 -го класса на 4 человека вдвое дешевле. Теплоход, хоть и старичок, но марку держит. На судне -чистота, в туалетах тоже, ели в судовом ресторане- очень довольны. На судне есть титан с горячей водой, вариант для молодежи, сами понимаете, еда на корабле- недешевая, суп — 170 рублей.

Енисей и сейчас стоит перед глазами.

Большую часть времени мы провели на палубе. А это последний по времени строительства мост- «Путинский.

День был ясный и солнечный, температура была выше 20 градусов тепла, но находиться на палубе было очень неприятно. В поездке вниз по течению постоянно дул пронизывающий ледяной ветер, поэтому обязательно берите с собой, даже летом, толстые ветровки и свитера. Чаще всего на палубе мы были одни, хотя на судне было немало путешественников, народ предпочитал спасаться от промозглости в каютах. Ничего не могу сказать про каюты других классов, но в нашей хорошо открывалось окно и обзор изнутри был прекрасный.

Древние жители называли реку «Великой» или «Большой рекой».

И не зря. Река выносит в Карское море почти 600 кубических километров воды в год, больше чем реки Европейской части, вместе взятые.

До сих пор географы спорят о том, какую точку брать за ее исток. Если за начало Брать реку Идер, то протяженность реки будет составлять 5075 км. Однако официальная протяженность великой реки все- таки -4278 км.

Река Енисей — это природная граница между Западной и Восточной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западно -сибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. Правый берег выше левого в пять раз.

Максимальная глубина великой реки достигает 70 метров. А максимальная ширина 75 км у Бреховских островов, но это далеко в низовьях реки, мы там не были.

Енисей часто называют «голубым меридианом», может и потому, что в бассейне реки находится центр России, на берегу острова Виви, а в городе Кызыле — центр Азии.

Вода поразила своей прозрачностью и зеркальностью. Приятно удивило, что берега были чистые, нигде не было видно завалов деревьев, вероятно, кто-то специально убирается.

По правому берегу расположен когда-то секретный объект «Красноярск-26» — город Железногорск.

По берегам раскинулось довольно много деревень, я думал, их там меньше.

Средняя глубина Енисея — 40 метров, а у островов — 25, но найдется немало мест, где реку никто и никогда не измерял.

За следующее фото я извиняюсь, но уж очень хороша деревянная церковь. В оправдание скажу, ширина реки здесь около 700 метров, а церковь стояла далеко на берегу.

Подходим к Казачинским порогам. Они труднопроходимые, ширина реки сужается в этом месте до 550 -600 метров, хотя обычная ширина реки в этом месте составляет 800- 1300 метров. Енисей несет свои воды со скоростью от 6 до 15 км в час, а здесь ускоряется до 40 километров.

Казачинские пороги под силу пройти только опытному капитану, и все равно прохождение порогов обеспечивается руководством капитана -наставника. Тяжелые суда самостоятельно преодолеть это место не могут. Их тянут специальным туером. Казалось бы возникает ответ на этот вопрос, к чему вся эта возня, а не проще ли было бы взорвать эти камни и расчистить русло реки. Ученые детально изучив проблему, пришли к выводу, после взрыва, в некоторых местах реки уровень воды может резко уменьшиться, а это повлечет проблемы с судоходством.

Это стрелка -место слияния Ангары с Енисеем (фото вверху). Если смотреть сверху, то Ангара значительно шире Енисея в этом месте. По логике, нужно было бы считать, что Енисей спадает в Ангару. Но по анализу пород, образующих русло рек, Енисей гораздо старше Ангары. Вода в Ангаре светлее и гораздо теплее. С вертолета четко видно, как рядом долго текут две полосы воды: темная и светлая. По пути в Енисейск мы проезжали Стрелку в сумерках. К несчастью, именно в этом месте начал накрапывать дождь и подул сильнейший ветер.

К сожалению, на обратном пути мы проходили стрелку ночью. Проснулись в 4 часа утра и пошли на палубу в надежде что-то увидеть.

Ветер был настолько сильный и жесткий, что в какой-то момент Галю снесло в сторону. Естественно, на палубе не было ни души. Галя, счастливая, что не удалось искупаться в сибирской реке, пришла к глубокомысленному заключению: «Сумасшедших на этом корабле только двое».

" … Луна плыла среди небес

Без блеска, без лучей

Налево был угрюмый лес,

Направо — Енисей.«… (Н. А. Некрасов)

Важно. На Енисее в августе часто бывают туманы. Из-за туманов теплоходы часто задерживаются. Наш теплоход опоздал на 3 часа. Если туман будет сильным при прохождении порогов, судно бросит якорь и может еще больше задержаться.

Но когда туман рассеется и река осветится первыми робкими солнечными лучами, Енисей великолепен.

Чем дальше к северу, тем полноводнее становится река. После слияния Енисея с Ангарой его ширина достигает уже двух километров. Енисейская вода обладает колоссальным запасом тепла, которое вбирает на юге и уносит с собой на север, где так коротко лето. И хотя нагревается медленно, зато медленно и остывает. Если в мае и жарком июне вода еще значительно холоднее воздуха на всем протяжении от истока Енисея до устья Ангары, то, перемещаясь на север, обгоняет медлительное лето. И в летние месяцы вода на шесть-восемь градусов теплее воздуха.

Освоение Енисея началось в начале XVII в., а сведения о реке проникли в Россию еще в 80-х годах XVI столетия.

Первое плавание по нему совершил в 1610 году Кондратий Курочкин. Отважный помор «со товарищи» спустился по Енисею на кочах, построенных у Туруханского зимовья.

Кочи строили из хорошей сосны, гибких и мелкослойных досок, длиной метров двадцать и шириной — до пяти. Поднимали такие кочи две тысячи пудов. И ходили под парусами и на веслах. С тех пор трудится, не уставая, «Великая» река.

А это судно обеспечивает заправку судов прямо на воде.

Город Лесосибирск специально был построен в 1975 году чтобы обеспечивать снабжение северных территорий.

Красивых мест на реке много.

По пути к Карскому морю Енисей собирает много рек.

А как хороши речные заводи!

Путешествие из Красноярска в Енисейск продолжалось с 7:00 до 23:00. А обратная поездка гораздо дольше, теплоход прибыл к пристани с опозданием на 3часа 20 мин. и отдал концы из Енисейска в 15:20, а прибыл в Красноярск только к одиннадцати часам ночи на другой день. Против течения он идет гораздо медленнее. Та же картина, такси на пристани гораздо дороже, чем вызванное из города. Но я думаю, вы к этому уже готовы.

Так стоило ли предпринимать обратную поездку из Енисейска на теплоходе? Если автобус стоит 800 рублей и идет до Красноярска 8 часов. Пожалуй, да. Хотя промежуток между датами поездки, был совсем маленький, погода при обратной поездке существенно отличалась. На палубе было жарко, был полный штиль и мы обгорели. Восход и закаты мы снимали, во время поездки обратно. А если, наоборот?, в любом случае решать вам.

Обобщаю: теплая одежда, будьте готовы к длительному опозданию, телефон такси, хороший настрой и хлоргексидин. Есть такая жидкость для полоскания зубов, продается строго в аптеке. Прекрасно помогает при солнечных ожогах, мы ее берем на все моря, просто наливаешь на ладонь и растираешь, когда возвращаешься в номер. Стоит 20 рублей. Всем безветренной погоды и прекрасных закатов!

в Красноярске

11 сентября 2015 г. 7:42
Красивейшие виды! И очень приятное путешествие по реке. Я бы даже не раздумывала, стоит ли поехать. Конечно, стоит!
13 сентября 2015 г. 23:09
Теперь я не сомневаюсь, я знаю, что в этих поездках есть своя изюминка.
11 сентября 2015 г. 7:52
Шикарно.Как здорово что есть такие путешественники ,которым ни зной ни ветер не страшны,они вечно молоды душой и получают удовольствие от картины мира ,а мы вместе с ними.Спасибо вам ,Володя .Очень красивые места .
13 сентября 2015 г. 23:10
И вам спасибо ,София, Что не отказываетесь путешествовать в нашей компании.
21 сентября 2015 г. 13:23
ну как можно ,Володя!!! Мне очень нравится ваш неспешный ритм ..))
11 сентября 2015 г. 8:45
Места действительно красивые - и вопрос- в летнюю пору обязательно бронировать тур- или все-таки взять на месте. Все ли места были заняты?
13 сентября 2015 г. 23:05
Сергей!
Думаю, бронировать тур нет необходимости. Самое сложное с Енисеем. Попробуйте написать на сайт, что я дал и узнать, как у них лучше выкупить бронь. Из Енисейска билеты на теплоход были, там очень много народу вышло. Но если идти вниз от Енисейска будет интересно. Нам люди говорили, которые проделывали этот путь и шли еще раз. У вас ведь проще, вы можете разрешить себе долгую поездку.
kklimkina
11 сентября 2015 г. 8:46
Потрясающая природа!
13 сентября 2015 г. 23:10
Спасибо.
11 сентября 2015 г. 8:54
Класс, Володя! Вы с Галей уже собрали шикарную коллекцию путешествий по Великим русским рекам!
А мы по Нилу плавали, по Темзе и т.д., а по русским рекам почти нет! Только, пожалуй Ока, Волга, да Москва-река!
13 сентября 2015 г. 23:13
Спасибо, Марина!
Хотелось бы продолжить эту традицию. Сегодня снова были в Коломне, Ока тоже не разочаровывает. Мы теперь Коломну изъездили - интересный город.
11 сентября 2015 г. 10:20
Шикарная река, невероятных размеров. Я, конечно, люблю Волгу, но Енисей намного монументальней
13 сентября 2015 г. 23:15
Волга-наша святыня. А Енисей , о нем мы здесь меньше знаем, но у него красивые берега (скал много). Много на месте для себя нового услышали. Будем возвращаться в те места.
14 сентября 2015 г. 6:59
Он намного колоссальнее выглядит нежели Волга. В смысле масштабов
11 сентября 2015 г. 11:04
Великолепно, спасибо Владимир ! Ходили по этим берегам ! А не было билетика до Туруханска ? Или это долго ?
13 сентября 2015 г. 22:51
Спасибо, Борис!
Билеты , возможно, были, но я побоялся поездки на теплоходе, думал путешествие выйдет скучным. В действительности, там здорово. Наверное, пойдем по Лене.
12 сентября 2015 г. 8:26
Красота в этих местах конечно не обыкновенная.
Мы раньше в командировку ездили билеты, назло врагам, покупали на на самолет а на теплоход Красноярск - Дудинка
13 сентября 2015 г. 23:18
У меня тоже были командировки. Благодаря им я очень много мест посмотрел. Но тогда несерьезней ко всему относился. Сейчас на мир уже глазами фотографа смотрю. И он намного прекрасней.
14 сентября 2015 г. 6:37
Это точно, когда мы плыли по Енисею по молодости, мы часто отвлекались от созерцания природных красот
12 сентября 2015 г. 11:52
Могучая река во всем ее великолепии! После Вашего рассказа сомнений не осталось: буду на Енисее - поездка на кораблике - обязательно!
13 сентября 2015 г. 23:19
Юля!
Рад, что было интересно.
15 сентября 2015 г. 10:57
У Вас неинтересно не бывает.
12 сентября 2015 г. 20:21
Да, лепота, Володя!
13 сентября 2015 г. 23:22
Спасибо, Женя!
Но , как оказалось, реку фотографировать нелегкое дело. Много перспективы. В действительности там более завораживающе.
15 сентября 2015 г. 16:52
Какая река шикарная, а берега-картины!!!
«Сумасшедших на этом корабле только двое».
-но ведь увиденное ранним утром ни с чем не сравнить!!! Закаты потрясающие!!
15 сентября 2015 г. 23:18
Наталья, спасибо тебе большое и прежде всего зато, что отзывы свои от души пишешь. Спасибо, что увидела мир моими глазами.
17 сентября 2015 г. 14:21
Shefer писал 15 сентября 2015 г. 23:18
Спасибо, что увидела мир моими глазами.
-и тебе, Владимир, спасибо, что показал такую красоту, нашу-русскую!!
15 сентября 2015 г. 22:13
Чудесные фотографии - чувствуется авторский восторг перед представшей взору панорамой восхитительного края.
15 сентября 2015 г. 23:09
Еще раз спасибо. О поездке по Енисею ни минуты не пожалел. В реальности там очень красиво, мощь и буйство природы впечатляет. Но для фото мало сюжетов-изюминок.
16 сентября 2015 г. 8:42
Shefer писал 15 сентября 2015 г. 23:09
для фото мало сюжетов-изюминок.
Тем не менее, фотографии очень красивые и заражают положительной энергией.
16 сентября 2015 г. 22:02
Круиз по Енисею давняя моя мечта.Был только на Малом Енисее.
16 сентября 2015 г. 22:19
Вячеслав! Насколько я успел вас узнать, вы не будете разочарованы в данной поездке. На фото все стирается, а в жизни дали и простор.
16 сентября 2015 г. 22:23
16 сентября 2015 г. 22:48
Вячеслав!А с рыбалкой там в этом году трудности. Из-за пожаров медведи голодные очень агресивны, не дают рыбакам прохода. Нам там столько баек из рассказали, на теплоходе, когда обратно плыли.
16 сентября 2015 г. 22:55
Голодный медведь--это очень страшно.Я в этом году так на рыбалку серьезную и не выбрался.
18 сентября 2015 г. 21:12
У нас тоже не получилось. У нас лето холодное было, а далеко мы не ездим.
17 сентября 2015 г. 18:27
Володя!
И поездка замечательная, и фотографии шикарные!
18 сентября 2015 г. 9:56
При хорошей погоде, там и впрямь можно найти много интереснейших моментов.
violik
24 сентября 2015 г. 12:19
Великая река России! Красота.
Смотрел фотографии, читал рассказ.... И чувствую, что в эти минуты моя душа была там.
Великолепно!
25 сентября 2015 г. 7:30
Володя!
Ты оказывается тоже любитель природы. Здорово.
violik
25 сентября 2015 г. 9:53
Честно говоря, слегка удивлён словом "оказывается".
Я думаю, что мы все (участники сообщества) - любители природы. Красивая природа - это всегда услада для глаз и души.
26 сентября 2015 г. 11:28
Какие виды, Володя. Я плаванье по рекам очень люблю. Хотя павала лишь раз ещё в школе от Казани до Волгограда. Незабываемые воспоминания.
Сколько воды в Енисее. Нельзя ли там провести маленький трубопроводик в Израиль? Что это, све богатство только Карскому морю! Не честно!
26 сентября 2015 г. 12:50
Лена!
Я не против поделиться, но вот как на это посмотрит товарищ К..... Перед поездкой я думал, что будет скучновато в пути, но ничего подобного- очень интересно.
26 сентября 2015 г. 13:40
А
Shefer писал 26 сентября 2015 г. 12:50
товарищ К....
это кто, Володя?
26 сентября 2015 г. 14:21
Лена!
У нас сейчас в стране тренд к собирательству земель. Не очень хорошо получилось с Крымом. Но для русского человека одна была мечта его вернуть. И ты не можешь себе представить какое здесь было ликование, когда его вернули в Россию. Товарищ К..... образ собирательный. Но ведь здесь и твой дом тоже, приезжай, с собой дадим грибов.
26 сентября 2015 г. 15:07
Володя. конечно, и мой дом!
Я тоже всегда была возмущена тем, что Крым украинский. Он туда никаким боком6 ни исторически, ни ментально.
Shefer писал 26 сентября 2015 г. 14:21
с собой дадим грибов.

26 сентября 2015 г. 22:56
Какая широта, какие просторы! Аж дух захватывает!
Спасибо "2-м сумасшедшим" за прекрасные эмоции!
27 сентября 2015 г. 8:53
Там все красивее.
27 сентября 2015 г. 8:07
Очень красивая река! Чувствуется ее мощь и сила! Впечатляют закаты и рассветы! Спасибо, Володя!
27 сентября 2015 г. 8:44
Анна! Спасибо и вам за оценку. В общих словах, как сложилась поездка?
27 сентября 2015 г. 8:48
Володя, спасибо за интерес! Поездка получилась очень интересной. Черногория очень красивая и разнообразная! Скоро буду выкладывать материалы
27 сентября 2015 г. 8:58
Аня!
Я рад за тебя. Главное скажи сразу, водичка не подкачала?
27 сентября 2015 г. 13:42
была +26
Lilija_Krjazheva
25 октября 2015 г. 17:33
Как же наша Россия хороша! И так радует, когда она востребована туристами И Некрасов очень верно подметил
25 октября 2015 г. 19:06
Я тоже поклонник природных красот нашей страны. В этом году начали активно ездить по ней и не собираемся прекращать. И от вас жду отзывов об Урале!?
26 октября 2015 г. 2:07
Когда смотришь на закаты - глаза режет даже на компьютере.
Да, настоящий круиз - это до океана, но там скучно будет, дорого и с ума сойдешь столько плыть. И в отличие от Волги нет городов, чтобы разнообразить программу.
Ну и Лена, да. Когда-то давно смотрел фильм про поездку в устье Лены, вот где недоступные места-то. Оно еще на карте такое - во все стороны, как Нил.
26 октября 2015 г. 7:38
Максим!
До океана интересно, но не таком тихоходе, как это судно. На Лену надо будет обязательно съездить, но думаю это проделать позже. Спасибо.
1 ноября 2015 г. 18:54
Красиво, особенно
По берегам раскинулось довольно много деревень
И в этих деревнях, скорее всего, средний возраст населения в пределах 50 лет. Школ нет. Такие путешествия нужны. Нужны и рассказы про эти заповедные места.
1 ноября 2015 г. 21:38
Спасибо. Всегда рад встрече со старыми друзьями. Сам удивился, что так много деревень, думал, что их будет гораздо меньше. В тех местах с работой не очень хорошо. Вы правы, молодежь стремится уехать в город.
2 ноября 2015 г. 7:11
Летом, как на дачу, к бабушкам и дедушкам приезжают. Какая может быть социально значимая работа в этих местах? Лесоповал или что-то на реке? Смысл существования деревень какой-то должен быть.
2 ноября 2015 г. 7:21
Я думаю, люди не хотят отказываться от своих корней.
2 ноября 2015 г. 10:32
Природа хорошая. У меня свекровь со свекром жили в деревне на окраине соснового бора. Всех своих 4-х детей они отправили жить в города. Тогда существовали общежития для рабочих. В деревне перспектив практически никаких не было. Сами не захотели переезжать ни к кому из детей. Так вот, летом мы собирались у них, и дети и внуки. Ходили в бор за грибами, дышали сосновым воздухом. Сейчас там все колхозы/совхозы развалились. Сплошное пьянство среди тех, кто не захотел отказаться от своих корней. Печалька.
2 ноября 2015 г. 10:37
Да, я знаю б этом. С нами мужчина на теплоходе ехал из Лесосибирска, рассказал про их житье-бытье. Да и мы у местных спрашивали.
9 ноября 2015 г. 18:57
Очень понравилось, такая спокойная вода, гладь. Прекрасно. Спасибо.
18 ноября 2015 г. 21:46
Спасибо, что почувствовали мое настроение. Енисей не может не покорить.
18 ноября 2015 г. 21:58
Как все-таки красивы сибирские реки!
18 ноября 2015 г. 22:33
Аня!
Наверно вся Сибирь красива. Думаю, при сегодняших курсах нам всем как декабристам или в Сибирь или в Грузию!
Сегодня вернулись с Кавказа. Тоже по следам декабристов. Туда еще могем.
18 ноября 2015 г. 22:35
Отлично, Кавказ не худшее место даже для ссылки А я до весны "присела". Пока только на местные экскурсии по Уралу.
18 ноября 2015 г. 22:53
Аня!
Кто-то может вам и поверит, но меня то вы вы не обманете. Не усидите!!!
18 ноября 2015 г. 22:55
Нет, не люблю зимой ездить. А на дальние страны уже денег не хватит В середине апреля полечу в Германию и оттуда куплены билеты в Португалию.
19 ноября 2015 г. 10:32
Отличный выбор! Мы тоже собирались зимой, но наверно не сложится.
Великолепен Енисей! Спасибо, Владимир! Особенно прекрасны фотографии раннего утра с туманом и восходом!