Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 23:20

Аларко́н — Испания Июнь 2015

В Испании было четыре рыцарских ордена, которым впоследствии дали общее название Ордена Реконкисты. Это орден Алькантара, орден Калатрава, орден Монтеса и орден Сантьяго.

Орден Саньяго возник как клон ордена Тамплиеров, эта организация совершенно сознательно подражала примеру действовавших тогда в Палестине монахов-рыцарей. Учредили орден 13 рыцарей с целью сопровождения и охраны паломников на пути в Сантьяго-де-Компостеллу. Что и дало название ордену.

Как и тамплиеры, члены ордена выбрали белые плащи с красным крестом, но у рыцарей Сантьяго нижняя часть креста заканчивалась острым мечом.

Рисунок нашёл в интернете

Также характерно, что орден был достаточно демократическим. Не был чисто монашеским, принимались и титулованные светские особы. Достаточно было доказать титул отца, а не до третьего колена, как в некоторых европейских рыцарских организациях. На одной из гравюр видны на щитах рыцарей рядом с красным крестом фамильные гербы, что, в общем-то, считалось нарушением устава иных орденов. Принимались и женатые.

Орден быстро набирал силу. И немудрено, что когда однажды утром из лагеря Кастильского короля заметили приближающуюся бело-красную колонну из 400 рыцарей и 1000 тяжёлых, так называемых «железных пехотинцев» ордена, пожелавшего принять активное участие в Реконкисте, такая помощь была сразу принята.

Рисунок нашёл в интернете

…. В осаде Аларкона, которая длилась 9 месяцев и закончилась в 1184 году штурмом крепости рыцари ордена Сантьяго участия не принимали. Но к этому моменту крепость на горе уже имела довольно солидную историю. Ещё в 784 году стены первой крепости служили убежищем Мухаммеду эль-Фери, который поднял восстание против правителей Кордобы… но по сути был просто местным батькой Махно, который грабил караваны и христиан и мавров. В конце 9-го века Аларкон также стал прибежищем для Умара-ибн-Хафсуна , христианского (это не ошибка) лидера, воевавшего против мавров. Как известно, подобные перебежчики в вере бывают святее самого папы Римского, поэтому пока Умар сидел в замке, его кастильские друзья были уверены, что граница на надёжном замке.

Но неизбежное в конце концов свершилось, и следущие почти 200 лет Аларкон служил маврам второй по стратегическому значению крепостью после Куэнки на этом направлении. И логично, что во время Реконкисты Альфонсо VIII, открывая дороги на Мурсию и Валенсию, после взятия Куэнки направился именно сюда, в Аларкон.

Простые кастильские солдаты выполнили свою грязную работу, каменщики из ближайшей Куэнки восстановили крепостные стены и башни, и вот тогда для охраны южных (на тот момент) границ государства, в блестящих доспехах сюда прибыла ударная сила Реконкисты — рыцари ордена Сантьяго.

Во владениях Ордена Сантьяго

Именно при них замок и укрепления приобретают тот вид, который мы видим и сейчас, несмотря на то, что многие участки пострадали от времени. До них здесь была только крепость, при них построился город, и улицы заполнили ремесленники, крестьяне, торговцы. За время нахождения ордена в Аларконе городок сформировался в тех самых границах, в которых находится и сейчас, в течение шести столетий не прибавилось ни одной улицы! С 12-го по 16-й век построены все дома, церкви, светские здания. Сейчас нет рыцарей, нет духовенства, и народа убыло. Не видел цифр более старых, но в начале 19-го века здесь ещё жило 2 500 человек… сейчас же только 149 человек. Но это город, он имеет статус города и городской совет! Проще простого, наверное, быть выбранным в совет — ведь в нём каждый десятый житель города!

Это был первый абсолютно безоблачный день в Ла-Манче. Температура довольно быстро перевалила за 35 градусов. Дул ветерок, и жару можно было спокойно вынести. Но вот что пришло на ум — а как же рыцари в железе в те далёкие времена? Вы представляете? я, если честно, нет.

Река Хукар в этой местности делает несколько неожиданных изгибов и глубоко врезается в окрестные скалы. С горы, на которой находится первая сторожевая башня укреплений, открывается панорама на город, замок, укрепления, и природные кулисы. Справа виднеется уникальная башня Аларконсилас, о которой речь чуть ниже.

Во владениях Ордена Сантьяго

Несмотря на мощные оборонительные сооружения, основной защитой при осаде замка все-таки служило его расположение. Аларконский замок был прекрасно защищен от атак неприятеля, так как стоит он на скалистом мысе над рекой, и с трех сторон его окружает естественный ров, а с четвертой дополнительной защитой крепости стал глубокий овраг.

Замок опоясывает тройная линия крепостных стен. Мощные башни составляли первую линию обороны. Вокруг каждой башни была своя крепостная стена, а в те далёкие времена и глубокий ров. Башни были пятиугольные, что ликвидировало мёртвые зоны обзора, имели пять этажей. Вход был на высоте 6 метров, деревянная лестница поднималась внутрь. Не было места для хранения воды и продовольствия, башни не предполагали длительную осаду, в течении нескольких, если получится, дней должны были нанести как можно больший урон неприятелю.

Вот ещё одна башня вдалеке, на противоположном конце города.

Во владениях Ордена Сантьяго

А вот эта башня, Аларконсилас, уникальна. Она состоит из центральной, широкой круглой башни, к которой прилеплены ещё 4. Сооружение достаточно просторное внутри, имеет свой колодец с водой и подвальные помещения для хранения припасов. Как видно на панораме, башня стоит отдельно, на высокой скале. Её можно было легко обойти по дороге к городу. Но в этом случае в тылу войск, осаждающих город, оставался вражеский обьект, откуда могли делать постоянные вылазки. Оставалось признать такую опасность, или отвлекаться на штурм башни. Взять её было колоссально трудно. Комбинация пяти башен с толстенными стенами, соединённых между собой, представляла крепкий орешек для нападающего.

Пуэрта-дель-Калабозо — ворота во второй линии стен укреплений, главный вход в город.

В свою очередь замок имеет двойные высокие стены, увенчанные зубцами и центральную оборонительную башню. Я думаю никто не удивится, узнав, что в замке находится элитный отель системы парадор.

Во владениях Ордена Сантьяго

Наряду с Санто-Доминго-де-Силос, церковь Санта-Тринидад, или Святой Троицы, является старейшей из четырех церквей, которые стоят в Аларконе. Она — самая близкая к укреплениям, стоит сразу за воротами третьей линии городских стен. По стилю ещё романская, с еле заметным переходом к готике.

В конце пятнадцатого века вход получил новое оформление в стиле платереско, где можно различить гротескные цветочные мотивы, бестиарий с мифологическими животными. Высоко под потолком — гербы маркиза Виллена, которому был передан город после окончания Реконкисты.

К церкви пристроена оригинальная колокольня, одновременно и дополнительный вход в город.

Во владениях Ордена Сантьяго

Наверное, примерно так выглядели улочки и тогда, когда по ним проезжали верхом рыцари Сантьяго. Не было проводов, свежей покраски, но очертания скорее всего не изменились.

Город всего 300 на 500 метров, 3 продольных и пять поперечных улиц, особо и не разгонишься.

С противоположной стороны, из города, замок уже не смотрится таким грозным, ухоженность территории говорит о том, что мы перед отелем, а не перед историческим обьектом.

Во владениях Ордена Сантьяго

Но высокие башни и стены по прежнему гордо высятся над одноэтажным городом.

Напротив замка весёленький домик с баром, ресторанчиком, и небольшим хостелом для тех, кому элитный парадор не по карману

Недалеко от замка находится самая большая церковь города — церковь Санта-Мария. Нынешнее здание построено между 1520 и 1565 годами на месте старого, романского. Это была прежде всего церковь рыцарей и знати, которые финансировали строительство и содержание.

Во владениях Ордена Сантьяго

Вход сделан оригинально, в виде римской триумфальной арки.

Если завернуть за угол церкви Санта-Мария, в конце улочки видно церковь Санто-Доминго-де-Силос

Оригинальная церковь была построена в двенадцатом веке в романском и готическом стилях, позднее была пристроена башня в стиле ренессанс. Церковь давно не действует, была восстановлена вместе с оборудованием парадора в замке. Сейчас здесь большой конференц-зал, который используется довольно часто, ибо парадор часто бронируется богатыми и большими фирмами для проведения семинаров и конференций в оригинальной исторической обстановке.

Во владениях Ордена Сантьяго

Уже совсем недалеко главная, если можно так выразиться, а скорее единственная площадь в городке, которая носит длинное название Плаза-дель-Инфанте-Дон-Хуан- Мануэль. Находится на вершине холма, окончательно сформировалась к концу 16-го века, и с тех пор неизменна. На площади — здание городского совета и церковь Сан-Хуан-Баутиста

Председательствующий на Пласа-дель-Инфанте-Дон-Хуан-Мануэль дом городского совета построен в начале шестнадцатого века, в стиле эпохи Возрождения. На фасаде здания видно два щита-герба, принадлежащие маркизу де Виллену, хозяину города после ухода рыцарей ордена Сантьяго. Интересна ещё одна деталь — в Аларконе горгульи только на этом здании, по углам крыши.

С другой стороны площади находится церковь Сан-Хуан-Баутиста. Нынешнее здание датируется шестнадцатым веком, заменило старую церковь в романском стиле. На площади ночью чего-то жгли. … Надеюсь не ведьму, ибо инквизиция в Испании официально отменена ещё во времена великого Гойи…хотя кто знает, кто знает….

Во владениях Ордена Сантьяго

Рыцари в белых плащах уже давно покинули этот город. Но их влияние было так велико, что город отказался вырастать после их ухода. Он обещал остаться на вечные времена в таком виде, чтобы не исчезла память о тех, кто его создал….

…. К слову, орден как организация сохранился до наших дней. Сейчас в нём около 30 рыцарей и 35 послушников. В 2008 году главным командором ордена стал наследник испанской короны Фелипе, принц Астурийский, который вступил в орден ещё в 1986 году, сейчас он уже новый король Испании.

Интересно, что членами ордена Сантьяго были и такие известные личности, как конкистадор Эрнан Кортес, художники Лопеш и Веласкес, писатель Жоржи Амаду….

Покидаем город той же дорогой — иной в город нет и сейчас. Нет мостов, нет ворот, только этот путь, через три стены укреплений и тройные ворота, где не разьедутся и автомобиль с мотоциклом….

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия