Коннова Наталия (ttttasha)
Наталия Коннова Пользователь — была сегодня 14:19

Путешествие по Байкалу - что посмотреть в Листвянке?

В первый день нашего путешествия по Байкалу у нас был запланирован достаточно плотный график осмотра достопримечательностей в Листвянке, поэтому после встречи в аэропорту и заселения в гостиницу отправились в минивэне с гидом и водителем в Листвянку. Листвянка - это одно из наиболее популярных туристических мест на Байкале, этот поселок городского типа вытянулся вдоль берега Байкала у истока реки Ангары. Поэтому вполне заслуженно пользуется интересом у путешественников. Ехать от Иркутска недалеко, 70 км, если не попадать в большую пробку, то за час вполне можно добраться.

Дорога была весьма живописна, поскольку все тут для нас было в новинку, то слушали мы гида Марину, а смотрели в окно, на проносящиеся пейзажи. В этой дороге нас впервые поразила частота деревьев (преимущественно - берез) в лесах Иркутской области. Время из-за опоздания самолета нас поджимало, поэтому просить об остановке для запечатления момента мы не стали, к счастью, потом довелось увидеть еще не раз. (Но, хочется заметить, не все моменты могут повториться, например, однажды увиденные поля цветущего багульника нам так больше и не показались).

По приезду нас спешно (мы уже опоздали, но ничего) отправили обедать в ресторан "Прошлый век", в первую очередь, с целью дегустации байкальского омуля. =) Ресторан неплохой, публика разношерстная, много иностранных туристов, интерьер проработанный (много различных деталей из русской культуры), кормят вкусно. А главное, очень уж много. Сначала нам был предложен салат (по тазику на нос), соленая рыбка, компот и что-то еще, затем подали борщ (по горшочку на брата), далее было центральное блюдо - байкальский омуль с овощами (тоже в избытке), затем чай....когда мы встали, заторопившись, что и так просидели дольше отведенного, официант кинулся к нам со словами: "Куда же вы? Сейчас, еще будет мороженое!". На это мы были вынуждены ответить решительным отказом, т.к. уже были малотранспортабельны, а после десертов и вообще, наверное, не смогли бы дойти ни до каких музеев, только в состоянии лежа. Примечание: обед уже был оплачен, входил в стоимость тура, поэтому точные цены не назову, но меню видела, цены точно ниже московских.

Прямо здесь же, благо кафе стоит на самом берегу, мы кинулись с фотоаппаратом наперевес и впервые увидели сам Байкал. Погода нам подарила последние несколько десятков минут более-менее солнечной погоды, прежде чем расстроиться, и мы даже успели запечатлеть наши самые первые впечатления о Байкале.

Что тут удивило больше всего? Два момента:

1) нереальная прозрачность воды!

2) совершенно неосмыслимое расстояние видимости! Как нам прокомментировала гид (я позже еще посмотрела карту), до соседнего берега с Забайкальскими горами в этом месте примерно 42 км. Представляете?! Ни за что бы не предположила, если бы мне не сказали, что может быть такая видимость, да еще и в пасмурный день. Скакали под впечатлением мы там минут 15-20. =)

Дальше мы попросили о небольшой корректировке в программе экскурсии - хотели посетить нерпинарий. Байкальская нерпа - это совершенно умильное и удивительное животное, пресноводный тюлень, один из символов Байкала. Нерпинарий как раз по соседству, так что нас привели, помогли купить билеты на шоу нерпочек и оставили в покое, смотреть. Шоу проводится каждый час при наборе кворума, с 10 до 16, в сезон - время расширено. Фотографировать запрещено и за этим следят. А то нерпы так могут и ослепнуть, от вспышек. Но можно отдельно оплатить 200р. за фото с нерпочкой после представления. Очередь желающих была изрядная, двигалась медленно. С одной внушительных размеров дамой нерпа никак не желала фотографироваться. Для фото там выбрали детеныша, он всех очень боялся. Когда мы зашли ему за спину для фотографии, боязливо все оглядывался, пока сотрудница нерпинария не уговорила смотреть нерпу в объектив.

Шоу очень даже неплохое, интересно не только детям, но и взрослым. Там нерпы считают, рисуют (картину предложат купить в виде аукциона), хлопают, танцуют и т.д. и т.п. Очень милые создания. Длина тела составляет примерно 160 см, а вес - от 50 до 130 кг. Живут нерпы до 55 лет. Из поразительного: под водой обычно проводят 20-25 минут, но могут находиться и до 70 минут. Просто обычно это не требуется. Также теоретически, могут нырять на глубину до 200 метров и выдерживать давление до 21 атмосферы. У нерп большие когти - ими они делают продухи зимой, когда Байкал скован льдом. Учитывая, что толщина льда может составлять около 1,5 м, это очень впечатляет. Есть и еще масса удивительных фактов об этих животных, но не буду вас утомлять. Лучше на них смотреть, они выглядят очень умильно.

И оцените, насколько нерпочки в нерпинарии, где они работают весь день, стройнее нерп, живущих в аквариуме одного из музеев. Это прямо идеальная форма шара. (Прошу прощения за плохое качество видео, но света там почти не было).

Байкальские нерпы в музее Листвянки

Коротенькое видео с байкальскими нерпами в аквариуме музея "Байкал" в пос. Листвянка.

Пока мы делились впечатлением от милоты нерпочек, нас провели по рынку Листвянки, показали основные сувениры, которые можно привезти с Байкала.

Это, конечно же рыба. В зависимости от сезона, стоит выбрать разные виды омуля, сиг, хариус, ленок...куча всего.

Есть даже небольшие глубоководные рыбки:

На втором месте, наверное, всякие побрякушки из местных камней - чароита (необыкновенного фиолетового оттенка камень) и байкалита (зеленоватый камень со дна Байкала). Удовольствие ооочень недешевое.

Как вы думаете, сколько может стоить вот такая небольшая фигурка (размером с женский палец) нерпы из этих камней?

От 4 000 до 8-9 000 рублей! Есть и дороже. Видела что-то из украшений с этих фото более, чем за 10 тысяч рублей. В общем, мы предпочли ими полюбоваться.

Ну и еще пользуются спросом мягкие игрушки в виде детенышей нерп. Детям покупают поголовно, один ребенок тащил перед нами в аэропорту эту нерпу, размером больше, чем он сам.

После осмотра сувенирной продукции мы отправились к следующей достопримечательности Листвянки (уже на машине) - Камню Черского. Это горная вершина рядом с поселком, высота - 730 метров. Наверху - смотровая площадка, откуда хорошо виден исток Ангары, порт Байкал, мыс Баранчик и окружающая акватория. Сначала нужно воспользоваться кресельным подъемником, в пути - минут 10-15 в одну сторону.

По пути открываются вполне неплохие виды склонов, где зимой функционирует горнолыжный курорт.

Затем от подъемника нужно пройти немного по тропинке до самой смотровой площадки. Нам даже пришлось преодолеть полосу довольно глубокого снега! В мае!

Наверху довольно прохладно, но вид достаточно интересный.

Все культовые места Байкала, в том числе и Камень Черского, легко узнать по сохранившейся традиции привязывать ленточки на ветки деревьев или к специальным столбам для коновязи - "сэргэ". Считалось, что когда ветер колышет ленточку с написанными на них старомонгольским вертикальным письмом молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам. На наш скромный взгляд, это скорее портит вид этих удивительных мест, чем придает им шаманистский антураж, но что поделать.

Виды на акваторию Байкала мы впоследствии видели и краше, но пейзажи окружающего леса весьма умиротворяющие и живописные.

Намерзнувшись там (температура уже упала градусов на 5, погода на Байкале меняется очень быстро, а на возвышенностях всегда не жарко), мы поспешили к следующим пунктам программы, дальше по плану были музеи, самое то, чтобы согреться.

Мы прибыли в один из основных музеев в Листвянке - музей "Байкал". Байкальский Музей Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) - лимнологический музей, занимающийся исследованиями эволюции экосистемы озера Байкал.

Особое внимание тут уделяется происхождению озера и объектам эндемичной флоры и фауны. Интересно было послушать, меня больше всего заинтересовала теория происхождения озера и климат Байкала.

Экспонатов много интересных, покажут и те самые камни (чароит, байкалит и др.), в склянках много заформалиненных тварей, в общем, найдется, что посмотреть. Вот мне понравилась небольшая выставка эволюции с возрастом байкальского омуля. =)

Также под полом музея установлен очень чувствительный детектор тектонических колебаний. В музее стоит дисплей, в режиме реального времени выводящий графики с него. Можно попрыгать и посмотреть на свои результаты. =)

Легкие землетрясения в этом регионе дело обычное, 1-2 балла вроде как чуть ли не каждый день, серьезные - весьма редко. Затем собрали группу и в специальном помещении, стилизованном под внутренность батискафа, нам устроили виртуальное погружение на дно Байкала. Как свет выключили, да начали показывать в иллюминаторы и на дисплеи под умиротворяющий рассказ, муж чуть не задремал после почти бессонной ночи в самолете. =)) В общем, виртуальное погружение особого впечатления не произвело, но музей стоящий. Самыми ценными экспонатами там мы посчитали двух нерп в аквариуме!

Еще в Листвянке есть интересный музей "Тальцы". В этом архитектурно-этнографическом музее воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. К сожалению, мы уже никак не успевали по времени в этот музей, он закрывается довольно рано - в 17 часов, а кассы - еще раньше. Но любителям деревянного зодчества должно понравиться. (Это фото взято из интернета, дабы дополнить рассказ).

На этом наш день в Листвянке подошел к концу, нас доставили обратно в гостиницу, в Иркутск, ведь на следующий день нас ожидало небольшое, но необыкновенное путешествие по Кругобайкальской железной дороге!

Так что мы попрощались с Байкалом, но ненадолго - всего на ночь!

Продолжение - здесь...

Россия: полезная информация

16 июня 2015 г. 15:52
Прощаться с Байкалом не хочется!
Красота!
16 июня 2015 г. 15:55
Да уж, красотень. Может, даже и вернемся как-нибудь. Очень уж впечатлил Байкал.
16 июня 2015 г. 16:02
Наташ, так душевно написано, Ваш Байкал - это чудо! Нерпочки просто очаровашки, смотрела б на них и смотрела!
16 июня 2015 г. 16:32
Спасибо, я старалась! Да, нерпы такие милые, что просто не хотелось уходить. Жаль, в мае еще нельзя поехать на островок, где они греются на солнце в естественной среде обитания, а то бы и туда съездили.
16 июня 2015 г. 16:35
Значит я на Байкал поеду точно не в мае! Когда начинают возить на этот островок?
16 июня 2015 г. 16:42
Обычно смотреть нерпу ездят на Ушканьи острова (к западу от Ольхона чуток), но можно увидеть и на Ольхоне летом. Точно когда начинают возить, не скажу. Местный гид (по сути - водитель, житель Хужира на Ольхоне) сказал, что высадка на острове с нерпами запрещена, но за отдельные деньги можно. Я ради интереса спросила, сколько. Он говорит: "Оооочень дорого, одна только высадка - тыща рублей!!!" Вот, все, что я узнала. Наверное, учитывая, что экскурсия на целый день с транспортом и обедом (пикник с ухой) стоит 900р., то наверное для них это и правда, дорого.
16 июня 2015 г. 16:56
Наташа, Вы просто кладезь ценной информации! Я все записываю!
16 июня 2015 г. 17:10
Рада быть полезной, но информации мы как раз совсем немного привезли, больше любим смотреть, даты-факты и прочее все равно выветриваются достаточно быстро.
PVV
17 июня 2015 г. 3:13
Только летом.Но я туда ездил через Улан-Удэ.Но это далеко.Думаю с Ольхона не будет проблем добраться
16 июня 2015 г. 20:56
Очень интересно, Наташа. Впечатлений привезли выше крыши, это чувствуется.
16 июня 2015 г. 21:18
Спасибо. Да, впечатлений много, ничуть не меньше, чем от США, например. Все-таки туризм по природным заповедникам родины ничуть не хуже оказался.
16 июня 2015 г. 21:20
ttttasha писала 16 июня 2015 г. 21:18
Все-таки туризм по природным заповедникам родины ничуть не хуже оказался.
Это безусловно радует.
KostantinPavlov
16 июня 2015 г. 22:55
К знакомству с Байкалом готов!
16 июня 2015 г. 23:46
PVV
17 июня 2015 г. 3:11
Я в Листвянке был всего часа 4,но про нерпинарий ничего не слышал.Странно,вроде местных пытал хорошо.
Когда первый раз был на Байкале(в Чивыркуйском заливе),то егерь выдал фразу,после которой я чуть в воду не упал-сегодня видимость не очень,всего на 60 км.
17 июня 2015 г. 11:22
Не знаю, мы изначально еще в Москве читали про этот нерпинарий в Листвянке. Еще один вроде есть в Иркутске. Но писали все почему-то в основном про тот, что в Листвянке.
Да, нам тоже говорили что-то из серии "сегодня, конечно, не очень хорошо видно..."
odlesya
17 июня 2015 г. 4:11
а котик какой обаятельный, прямо позирует и сувениры замечательные!
17 июня 2015 г. 11:20
Ой, они очень обаятельные, ми-ми-ми прямо. И старательные очень, хотя видно было, что детеныш нас боится, все равно слушал работницу и позировал.
Сувениры хороши оттуда, все уже съедено родными. И рыба, и кедровые орехи, и все остальное.
17 июня 2015 г. 6:05
Спасибо! Прекрасные места. Нерпы конечно удивительные животные. Как они в Байкал забрались через горы?
17 июня 2015 г. 11:18
Да, нерпы завоевали наши сердца, такие лапочки. Вот про то, как забрались, мы что-то не спросили!
17 июня 2015 г. 11:56
А если серьезно, то к единому мнению по вопросу попадания в Байкал ученые так и не пришли. Географ Черский, в честь которого назвали гору рядом с Листвянкой, вроде предлагал версию, что из Ледовитого океана через Енисей с Ангарой. Другие противоречили. Сейчас нерпы - эндемики Байкала, так что кто знает.
17 июня 2015 г. 11:41
Ну очень красиво там!!!!
Chedty писал 17 июня 2015 г. 6:05
Как они в Байкал забрались через горы
я слыхал, что во время последнего ледникового периода...
17 июня 2015 г. 11:54
Спасибо! Ну есть версия (вроде географа Черского, в честь которого и назвали гору рядом с Листвянкой), что нерпы попали в Байкал из Ледовитого океана через реки Енисей и Ангара, вместе с омулем. Как Вы верно заметили, в ледниковый период. Другие ученые против этой версии. Так что кто их разберет. Сейчас они являются эндемиками Байкала.
17 июня 2015 г. 12:08
ну, ни приползти, ни прилететь они туда явно не могли... так что по любому - приплыли...
17 июня 2015 г. 19:34
Я точно не знаю сколько льда было в ледовитом океане во время ледникового периода но думаю больше сотни метров, судя по валунам которые ледник дотащил аж до Валдая . Это опять гиды гонят...
Могли приплыть наоборот, когда максимально тепло было, тогда и уровень воды был намного выше. Я правда не знаю когда нерпы сформировались как вид.
Тема интересная, надо почитать. Только у меня интернет умирает. Если я исчезну на неделю не считайте дезертиром
17 июня 2015 г. 20:23
а что с интернетом? говорят, что он бессмертен...
18 июня 2015 г. 3:59
Умирает только та его не большая часть, которая окружает меня на данный момент в Тае. Вроде с утра получше. Вчера к ночи висел.
18 июня 2015 г. 9:57
ну, в Тае и без интернета хорошо! Передавай от меня привет райским местам!!!
18 июня 2015 г. 17:39
Ой, а я бы всё равно из чароита что-то купила - необыкновенной красоты камень. А вообще место и рассказ - не устаю восхищаться.
18 июня 2015 г. 17:45
Камень и правда, очень красивый, необычного цвета. Но вещицы из него почему-то все были ну настолько топорно сделаны, что просто рука не поднималась тратить такие деньги. Если бы хоть немного потрудились над теми же фигурками, или кулонами - другое дело. Спасибо, я старалась. Места там отличные, многие вообще едут на весь срок отдыха - в Листвянку.
18 июня 2015 г. 19:38
ttttasha писала 18 июня 2015 г. 17:45
жалко (((
19 июня 2015 г. 4:43
Отличный отчет - было бы еще немного потеплее только!!!
19 июня 2015 г. 10:48
Спасибо! Ну это да, погода не балует, климат суровый.
21 июня 2015 г. 0:18
Нерпочки очаровательны, сплошной позитив!
21 июня 2015 г. 0:29
очень милые создания, не надоедает за ними наблюдать.
21 июня 2015 г. 21:33
Совсем неплохо для одного дня. Очень понравились виды Байкала. Да и музей озера весьма интересен.
21 июня 2015 г. 21:56
Спасибо! На самом деле, даже половины дня. Наш самолет сел только в 12:45, так что всего за часов 5 нам удалось все это проделать и все увидеть успеть.
18 декабря 2015 г. 1:36
Омуль - это удивительно вкусная рыба! Ах, Наташа, Вы просто провокатор! Рынок рыбный, кедровые орешки. Слюнки текут. Наш приятель привозит нам омуля постоянно, и ещё почему то корюшку. А может корюшку он и откуда-то из другого места привозит, не уточняла. в Москве такой рыбы нет в помине.
18 декабря 2015 г. 1:40
Да, я тоже в Москве не видела такой рыбы. Так что родителям по просьбе был привезен большой запас. Хоть снова собирайся, как понравилось им. Да, мы провокаторы! Агитируем смотреть и свою страну тоже, помимо заграничных изысков.
18 декабря 2015 г. 1:56
Я так далеко, конечно, не забиралась по своей стране, как Вы. Но в своё время тоже много по ней поездила. Потом как-то на Европу все переключились... а теперь уже здоровье не позволяет делать такие крутые вылазки.. Поэтому и сижу в Европе
18 декабря 2015 г. 1:59
Мы вот с мужем потому и решили сейчас поездить, пока еще силы есть на горы да вулканы залезть, посмотреть это все. Да и детьми пока не обременены. А Европу оставили как раз на потом, когда поспокойнее нужно будет отпуска проводить, да поближе. Ну и еще курс евро, конечно, пугает.
18 декабря 2015 г. 2:10
Молодцы, Наташ, что и сказать, правильно делаете, Европа ни куда не денется!