Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 25 апреля 12:41

Будапешт — Венгрия Апрель 2013

"Сколько людей, столько и мнений!" К столице Венгрии это относится на все 100 процентов. Я ехала в Будапешт, насмотревшись красивых картинок высвеченного огнями ночночного Парламента. И хотя было прочитано масса отзывов, в которых рассказывалось, что венгры высокомерны и недружелюбны, что в ресторанах обсчитывают, дома закопчены из-за того, что в тяжелые холодные зимы жители топили квартиры углем. А уж будапештские бомжи, вообще, были притчей во языцах, даже в отзывах на Букинге они фигурировали. Но как-то эта негативная информация не отложилась у меня в голове. Я ехала смотреть Парламент, кружевным чудом отражающийся в водах Дуная! Хотя эта поездка могла и не состояться.

Лиха беда начало.

А начиналось все просто ужасно, если не сказать катастрофично.

Нет, вру. Самое начало было-таки, как раз наоборот, безоблачным. Заказанные за пол-года билеты и гостиница в районе Буда за сущие гроши лежали себе тихонечко, ожидая своей очереди в ящике комода. Время неуловимо летело, приближая дату отъезда, и уже всё было решено, утрясено и распределено, и тут...Случилось страшное!

За 3 дня до отлета забастовал Эль Аль. Да ещё и аэропорт Бен Гуриона обещался закрыться на забастовку в аккурат в вечер-ночь нашего отлета. Дочь пищит, я в тихой панике. (Утешало лишь, что мы не там, а все-таки дома. Хотя людей жалко.)

В день накануне отлета, при обещаниях забастовщиков сделать забастовку бессрочной, отменила гостиницу. Хоть и не большие деньги, но кровно заработанные, а значит жалко их. С билетами на самолет пока ясности не было никакой.

Но тут (ох, уж эти крохоборские заморочки) стороны пришли к взаимовыгодным договоренностям и забастовка так же неожиданно закончилась, как и началась. У меня осталось несколько часов для заказа гостиницы по новой.

Ранее заказанная гостиница поднялась в цене почти в 4!!!! раза. И что они о себе думали. Заказала другую, уже в Пеште, в самом центре, на станции Ferenciek tere, по приемлемой цене, хотя и больше предыдущей.

Приземлились в будапештском Аэропорту им.Ференца Листа. Милый такой небольшой аэропортик. Все ясно и понятно. Купили в табачном киоске 2 билета (350 форинтов на одного, надо пробить в оранжевом ящичке в самом автобусе) на автобус 200Е, что идет до конечной станции синей линии метро М3 Kobanya-Kispest. Автобусы не шибко комфортабельные, естественно без кондиционера. Доехали без приключений, вылезли у метро через 30 минут где-то.

Страсти по Будапешту. Пешт

В метро купила единый на неделю (4950 фор. на одного). Очень советую. Он действителен на все виды транспорта. Езжай не хочу, и ноги поберечь, да и окупается он сполна.

Добрались до своей станции, нашли гостиницу. Очень себе такая пристойная, сети Евростар. Номера свежие, сантехника хорошая, завтраки хоть и не изысканные, но продукты все свежие, места в комнате для завтраков достаточно для всех, тарелок хватает и еду подносят регулярно, не говорят, что кончилась.

Работники всех отделов приветливые, без заискивания, что особенно приятно.

Чемоданы закинули в 11 утра по местному времени и пошли на разведку. Но случилось такое действо, как поворот не туда. Вместо того, чтобы пойти к центру, мы стали от него удаляться.

Идем себе идем, идем. Дома красииивыеее, но как после 7-летней зимы и после разрушительной войны. Многие в выбоинах, закопченые, люди убитые, не говоря уже о бомжах.

"И куда это мы попали",- пронеслось у меня в голове. Пройдя сквозь строй подростков лет 16-ти в майках "алкоголичках", поймала себя на мысли, что под ложечкой засосало, как тогда, когда попадала вечером в подобные ситуации где-нибудь в московском дворе. "Дети Перестройки",- промолвила дочь. "И откуда она такие слова-то знает",- подумалось мне.

Страсти по Будапешту. Пешт

Доставать фотоаппарат не было никакого желания. Ох, и нелюблю я негатив в поездках. Спустя какое-то время вышли на широкую улицу, которая вообще была за границей моей карты. Благо помог добрый местный самаритянин, который увидев наши муки подошел и предложил ответить на имеющиеся вопросы чисто добровольно. Так что все слухи о недоброжелательности венгров сильно преувеличены.

Найдя наконец-то видимый ориентир напротив какого-то банка, коих в Будапеште неимоверное количество, присели в тени на парапете клумбы с бомжами и юношами, пившими пиво, отдохнули и двинулись дальше в направлении центра.

Страсти по Будапешту. Пешт

И вот пройдя метров сто, мы внезапно поняли, что попали в совершенно другой город.Чистые здания, симпатичные люди, миленькие кафешки. Вот так вот просто, как будто перешли за невидимую стену. Глубокий вздох облегчения вырвался у нас одновременно. "Надо это дело обмыть",- сказало дитё. Возражений с моей стороны, естественно не последовало, и мы благополучно плюхнулись в блилежащем ресторанчике. Тем более что время обеда уже наступило.

Надо сказать, что это был самый наш неудачный обед в Будапеште. Но мы были так рады неожиданно нарисовавшейся радужной перспективе путешествия, что еда прошла на ура, а десерт был и впрямь не дурен. Наевшись и обретя душевное равновесие, мы пошли в гостиницу.

Страсти по Будапешту. Пешт

"Что Бог не делает, всё к лучшему!" ,- пробормотала Лизка засыпая, перед вечерним променадом. "Вооистину",- мысленно согласилась я ней!

Зоопарк.

Любим мы зоопарки. Особенно приятно прогуливаться среди цветущих деревьев , а не по раскаленным улицам, когда апрельское солнце разогревает воздух до 32-х градусов. И ещё приятнее спускаться в прохладные аквариумы.

Страсти по Будапешту. Пешт

Зоопарк в Будапеште хороший. Народу по буднему дню было мало. Вольеры ухоженные. Зверушки довольные жизнью и смотреть на них приятно.

Как не странно, самое большое впечатления произвел козлиный молодняк. Есть в этом зоопарке такая аттракция, как общение с мелким рогатым скотом он-лайн. Заходишь, хватаешь приглянувшегося козленочка и начинаешь тискать. Вот так приблизительно.

Страсти по Будапешту. Пешт

Короче, нам понравилось. Займет у вас прогулка неспешным шагом, с заходом во все павильоны не долше 3-х часов. Вход 2500 форинтов с челокека. На территории масса лотков со снедью и небольших кафе. Правда цены там соответствуют беспечному времяпрепровождению, и соответственно тоже очень беспечные.

Находится это удовольствие на зеленой линии метро М 1, станция Szechenyi furdo. Рядом купальни Сечени. Так что легко можно совместить оба мероприятия. Мы были и в купальнях. Тоже понравилось. Пару-тройку часов поплескаться там можно. А потом отправиться обедать. Т.к. после прогулок и купаний это самое то!

А не отведать ли нам мяска!

Ресторан с большими, высокими, во всю стену окнами быз замечен накануне. За окнами жизнь кипела и стейкхаус Ла Пампас был полон, ну, почти полон.

"Вот сюда мы пойдем завтра обедать", — сказала Лизка. Ну, сказано — сделано!

Завтра наступило, аппетит был успешно нагулян, дело было за малым — дойти до ресторации и сделать заказ.

Ресторан порадовал прохладой после прямо-таки не апрельского зноя. Но дочь наша, царевна Будур, попросила сделать ещё попрохладней. И чтобы вы подумали, сделали-таки. Микроклимат стал ещё приятнее. Народу было совсем не много. Видимо туда ходят в основном ужинать.

Страсти по Будапешту. Пешт

И прохлада, и интерьер, и приветливые и привлекательные официанты (молодые мужчина в возрасти 30-35 лет), предупредительные и обходительные. Соответствующе одетые. Давно я не получала такого удовольствия от обслуживания.

Попросили порекомендовать вино. Принесли, конечно, не самое дешевое, в районе 40 евро. Я своему детёнку сказала, что пожалуй обойдется она без этого вина, и заказала более демократичное за 25 долларов. Очень достойное, хочу сказать.

Ресторан мясной, точнее специализирующийся на говядине (ну, из названия это и так понятно). Но там есть и рыба, и курица, и салаты естественно, и супы. Десерты тоже есть в наличии, но они обычные, ничего такого особенного.

А вот мясо там было восхитительным. Такой идеальный стейк я не ела давно. Прожарки медиум, красное на разрезе, но при этом практически ни капли сока не вытекло на тарелку. Совершенный был стейк.

Страсти по Будапешту. Пешт

Может это консерватизм, но мы там обедали 3 раза (хотя "от добра добра не ищут", во всяком случае у меня такой принцип).

Васиси.

"Вот нам повернуть сюда, а потом на эту улицу Васиси",- сказала дочь, сосредоточенно рассматривая карту.

"Какая-такая Васиси", — подумала я, из любопытсва заглядывая ей через плечо. "Блин, Лиза, это же Ваци утцо, мы же там вчера проходили".

Вот так эта центральная пешеходная улица Будапешта навсегда стала для нас называться Васиси!

Название этой знаменитой улицы происходит от города Вац. Когда-то она была участком дороги, соединявшей Пешт с Вацем, расположенным в 40 км к северу от столицы. Хотя улица разрезана пополам дорогой, ведущей на мост Зржебет, лишь небольшой отрезок ее южной половины открыт для движения автомобилей.

Справа на фотографии мост Эржбет.

Подземный переход под шоссе ведущим на мост Эржбет для меня стал границей, делящей эту улицу на 2 совершенно разные части. Разные и по настроению, и по наполненности и даже по тому какие люди по ней ходят, вернее как ходят, в каком настроении.

Страсти по Будапешту. Пешт

Южная, вся состаящая из магазинов, девушек в национальных костюмах, зазывающих в магазины сувениров, находящихся почему-то в подвальных помещениях, ресторанов фаст-фуд и просто ресторанов. И огромной массы людей: туристов, местных, БОМжей, уличных клоунов.

Еще она запомнилась тем, что стоит свернуть к переулок от неё ответвляющийся, обстановка меняется на противоположную. Исчезает суета, беззаботный туристический шум, и вылезает неприбранность, запыленнность несвежего провинциального города.

Правда не все переулки такие. Те, что выходят на росскошные гостиницы, или дорогие бутики выглядят вполне презентабельно. Справедливости ради, стоит сказать, что там где южная часть улицы выходит на площадь Михая Вёрёшмарти, напряжение спадает и все становится буржуазно неторопливым.

Страсти по Будапешту. Пешт

Северная же часть "Васиси", расположенная по левой стороне от моста Эржбет, тихая, из магазинов только маленькие сувенирные лавочки и винные подвальчики. Небольшая церковь.

Публика там гуляет расслабленно, поглядывая какой бы ресторанчик выбрать для перекуса, или полноценного обеда. Постоянное броуновское движение южной части исчезает. Возникает ощущуние праздно-шатания. Идешь нога за ногу, глазеешь по сторонам. Я, когда мы попали туда в первый вечер нашего пребывания в Будапеште, подумала, что мы очутились в каком-то провинциальном городке средней Европы, такая там была умиротворяющая атмосфера.

Страсти по Будапешту. Пешт

Кстати мы ели там 4 раза в одном и том же итальянском ресторанчике, так там было покойно. Сиди, гляди на проходящую праздную публику. Полный расслабон. А уж как вкусно-то!

Хочу её прям сейчас!

Я обожаю итальянскую еду. В детстве, когда я ещё не знала, что макароны — итальянское изобретение, я ела только их. Никакие каши, рис и котлеты заменить их в моем сердце и желудке не могли.

Когда в СССРы появились тостеры и ростеры, я открыла для себя бутерброд с расплавленным сыром (сделать это на скоророде под крышкой, за неимением прибора, мне в голову не приходило). Так в моем рационе появился прообраз пиццы.

А уж когда она стала доступной в натуральном, так сказать, виде, это стало моей любимой едой форева. Уговорить семейную пицу один-на-один, для меня не составляет труда.

Поэтому где бы я не была, найти приличную пиццерию — для меня дело чести! Как не странным это может показаться, но в Риме пицца меня не впечатлила. А вот в Зальцбурге была недурная пицца. В Латинском квартале в Париже была очень достойная. Но самая улетная была в Будапеште.

Что и говорить, столица Венгрии стала для нас кулинарным Клондайком в эту поездку, не смотря на то, что ели мы там за 6 дней только в 3-х разных местах (всего 8 раз). И из этих 8 раз — 3 пришлось на ресторан La Pampas, и целых 4 на ресторан La Botte.

Пицца там вот такая. Я брала 3 раза пиццу Тирольезе с тирольской ветчиной, и 1 раз с пармской. С тирольской-вкуснее, пармская ветчина придает какой-то странный привкус, мне меньше понравилось, хотя с пармской даже чуть дороже.

Дочка еще брала один раз такие странные мини-хинкали с грибами (фотография не сохранилась), но на её вкус там было многовато соуса, и она больше не экспериментировала, отдав предпочтение уже описанной пицце Тирольезе, которую подают 2-х размеров 0,7 м. и 0,4 м. Вот так метражем её меряют.

Страсти по Будапешту. Пешт

Конечно там есть и салаты, и супы, и даже вроде мясо. Просто мы не обратили на них внимание (хотя салаты ели, но они как бы обычные), мы же ПИЦЦУ пришли есть.

Официанты там приятные, в основном парубки. Интерьер очень милый. По теплому времени мы, конечно, сидели на терраске. Но там есть и закрытый зал. Правда он мне натомнил венгерский подвальчик (в моем представлении) с итальянским шармом, а не наоборот. Но ведь суть дела не в этом, правда? Да, и ещё там можно курить! Ну, это кому надо!)

Вино, пиво и всякие там колы-соки. Там я попробовала сухой Токай. Не впечатлил!. Я вкус Токая помню с юности, когда маман в заказах на работе получала к празднику бутылку по 2.80 руб. Тот Токай был сладкий. Сейчас сладкие вина я не пью, а с сухим Токаем мы не подружились.

Находится ресторанчик на самой что ни на есть туристической улице Ваци, в тихой её части. Так что удовольствие вы получите не только от еды, но и от места. Будете в Венгерской столице зайдите, не пожалеете! (Уже проверено другими товарищами. Сказали, что у меня хороший вкус. Да кто бы сомневался!)))

В гости к Воландеморту.

Лет несколько тому назад довелось мне быть в Москве. И как, выросшего на Пушкинском и Третьяковке ребенка, ноги понесли меня в привычном направлении, а именно в Третьяковскую галлерею.

Тогда набирала обороты кино-сага о Гарри Поттере, и имена главных героев были у всех на слуху. Да, и видеоряд воиспроизвести визуально не составляло труда.

В одном из залов, где были выставлены картины Николая Ге, я встретила группу подростков лет 15-16. Группа была небольшой, экскурсовод что-то возвышенно вещала. Вот они подошли к картине "Христос в Гефсиманском саду". И тут совершенно неожиданно один из мальчишек явственно произнес:"Да, это же Воландеморт!" От неожиданности и точности попадания я просто согнулась напополам от смеха.

Потом я их встретила в зале Врубеля, и он и я опять с трудом смогли сдежать очередной порыв веселья.

Так к чему это я всё веду. Недалеко от Зоопарка и Купальнь Сечени находится такая забавная Будапештская аттракция, называемая замком Вайдахуняд.

Страсти по Будапешту. Пешт

Эта красивая старинная крепость — на самом деле фальшивка. Стены замка не знали нападений врага, в Вайдахуняде никто не жил, да и пыль времен еще не успела скопиться в достаточном количестве. Замок был "построен" всего-навсего век назад — в начале XX столетия.

В 1896 году были устроены масштабные празднования по случаю тысячелетия Венгрии, именно тогда и было принято решение строительства в парке Варошлигет замка, в проект которого были включены детали других знаменитых сооружений Венгрии, таких как замок Корвинов, крепость Шегешвара и множества других архитектурных достопримечательностей Венгрии. Больше всего элементов было позаимствовано у замка Вайдахуняд в Трансильвании, потому и этот замок стали именовать таким же образом.

Страсти по Будапешту. Пешт

Сделали его из дерева и картона для одной из выставок, но он так понравился горожанам, что власти Будапешта решили замок оставить, увековечив его уже в камне.

Вайдахуняд действительно очень красив и похож на сказочный дворец — в меру готичен, в меру барочен и в меру средневеков.

Страсти по Будапешту. Пешт

В одном из его флигелей еще жив первый в мире Сельскохозяйственный музей. Если вам реально интересна история развития венгерского агропрома, зайдите.

Сами понимаете, хотя может это и не вежливо, но сельское хозяйство нас не сильно интересовало, особенно венгерское. Да и эту дань я, например, уже заплатила, регулярно посещая Московскую ВДНХа.

А причем же здесь Воландеморт, спросите вы? И будете правы совершенно. Но он оказался очень даже причем.

В парке есть статуя Анонимусу. Кто он такой, никто не знает в точности. Есть примета, что если подержаться за его перо, то очередное ваше, загаданное подобныам образом (типа — почесать, например, кого-то за ушком, или дотронуться до большого пальца ноги и проч.), желание непременно исполнится.

Видите, как перо блестит! Видимо, много желающих желание загадать.

И вот, когда я уже собралась исполнить ритуал поглаживания пера, Лизка неожиданно выдала:" Мама, не хочешь на коленях у Воландеморта сфотографироваться?". Приступ смеха помешал мне взобраться на коленки к этому странному господину. Хотя порыв был!

Проспект Андраши.

Замок Вайдахуняд выходит на главную площадь Будапешта - площадь Героев. Мемориал там монументальный и впечатляющий.

Страсти по Будапешту. Пешт

По обе стороны от него два музея: Изобразительных исусств с собранием европейской живописи

и Венгерская национальная галерея, посвященная Венгерскому изобразительному искусству. В последнюю мы не пошли, а первый посетили.

Он достоин внимания, поверте. Там великолепные фламандцы, Рафаэль, Брейгель и проч. и проч. Фотографировать там нельзя. Я, конечно, из вредности нарушала и меня чуть в полицию не загребли. Чуть не считается, но фотографии велели стереть. Что я и сделала...якобы!

Страсти по Будапешту. Пешт

От площади Героев до Базилики Святого Иштвана и идет главная улица венгерской столицы - проспект Андраши. То, что его сравнивают с Елисейскими полями, все не правда. Он скромнее, но гораздо уютнее. Какие там барельефы. Роскошные дома. И все это в зелени молодой листвы.

Народу мало-мало. Прогуляться по нему, облизывая мороженое, одно удовольствие. А если ножки устали, вдоль проспекта идет желтая линия венгерского метро со старенькими вагончиками. Очень аутентичными. Остановки коротенькие. От одной достопримечательности до другой. А их там много.

По следам Ференца Листа.

Ференц Лист считается истинно венгерским композитором, и родился он в Венгрии, однако на родине прожил меньшую часть жизни, да и венгерским языком владел очень слабо. Музыкальное образование он получил в Вене, где учился у Карла Черни и Антонио Сальери (хороши параллели), а затем продолжил обучение в Париже. В Будапешт Лист приехал, желая помочь соотечественникам, когда там произошло большое наводнение. Венгры встретили его триумфально. Средства от этих благотворительных концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения. Эта поездка в Венгрию стоила Листу разрыва с любимой женщиной, графиней Мари д'Агу, писательницы известной под псевдонимом Даниэль Стерн.

Всё это происходило в конце 1830-х-начале 1840-х годов, так называемые "годы странствий" (весь этот период жизни, 1835 по 1848 годы, Лист активно путешествовал и гастролировал, в том числе и в России, завязав дружбы со многими русскими композиторами).

С 1870-х годов Лист продолжил свою деятельность уже на родине. Он переезжает в Пешт, его избирают президентом вновь основанной Высшей школы музыки, Лист сосредоточивается на преподавательской и творческой деятельности. Многие здания и объекты Будапешта непосредственно связаны с именем этого великого композитора. Тут есть и Дом-музей Ференца Листа, и Музыкальная академия... А если пройти по проспекту Андраши после пересечения Tеrez krt., оказываешься на очень уютной площади Ференца Листа, где установлен памятник композитору работы Ласло Марто.

Листу изображен в длинной рясе, образ довольно напряженный, экспрессивный. Кстати, ряса — это не метафора скульптора, не художественная фантазия, а биографически точное изображение композитора. Дело в том, что в 1865 году в Риме Лист становится монахом (на этом, кстати, настаивала его возлюбленная, жена русского генерала, ревностная католичка Каролина Витгенштейн), принимает малый постриг и звание аббата, активно пишет церковную музыку. С тех пор Лист не снимая носит черную рясу, и именно таким его обычно можно увидеть на картинах и памятниках.

Взъерошенный и престарелый, Лист застыл, расставив руки, парящие то ли в жесте дирижера, то ли над клавишами фортепиано. Эти самые руки скульптору удались, как мне кажется, особенно: очень длинные напряженные пальцы, острые, выразительные. Хотя на здании оперы скульптурная фигура Листа более традиционна.

Сам скверик на площади Листа очень уютный и живописный. По центру тянется прогулочная дорожка, кругом ресторанчики и скамейки, где можно просто посидеть и передохнуть.

Строительство будапештской оперы продолжалось почти 10 лет и обошлось в довольно крупную сумму, большую часть которой выделил император Франц Иосиф. У входа скульптуры Листа и Ференца Эркеля - автора венгерского гимна и родоночальника венгерской оперы.

Оперный театр Будапешта находится рядом с одноименной станцией метро желтой ветки (Opera). И совсем рядом с площадью Ф.Листа

Неоренесансная будапештская опера была открыта в 1884 году. Это здание часто сравнивают с Венской оперой, построенной немного раньше, но выглядящей куда более современно. Собственно будапештскую оперу и строили с тем расчетом, чтобы она не уступала по красоте другим знаменитым оперным театрам европейских столиц. И действительно здание роскошное, и функциональное назначение его угадывается легко: оперы вообще всегда довольно легко узнаваемы. Мы видели оперы в разных городах Европы: Париже, Вене, и других, и везде это были такие вот крепкие округлые здания с роскошным декором.

Внутрь мы не попали. Но по рассказам очевидцев, интерьеры будапештской оперы невероятно хороши.

Хорошо гулять просто так!

Какая-то вот не туристическая, в познавательно-лицезрительном плане, была наша последняя поездка в Будапешт. В развалочку, нога-за-ногу, не торопясь. Посидеть, покурить (дочка), пивка попить или кофейку, это мы обе уважаем. А так, чтобы высунув языки весь город пробежать, все постопримечательности до единой увидать...Нет, не получилость.

Вот и мост Сечени посмотрели только с Будайского холма. И на знаменитейший Парламент бросили взгляд с противоположного берега, а внутрь не пошли.

Страсти по Будапешту. Пешт

Не знаю, что на меня нашло, но сложилось, как сложилось. Не последний день живем, глядишь занесут ещё нас ножки и в Будапешт.

Но до Базилики Святого Иштвана (Штефана) я решила дойти непременно. Люблю я храмы, особенно главные и знаменитые. Первый раз я её запреметила, опять же, с Будайского холма. И трудно не заметить это крупнейшее церковное сооружение Будапешта. Ведь купол базилики высотой около 96 м и диаметром 22 м в виден почти из любой точки города. Строительство церкви началось в 1851-ом году, затем с 1868 года, после обрушения неоклассического купола, строительство взял в свои руки Миклош Ибль, великий строитель того времени, перестроивший церковь все в том же стиле неоренессанса.

Страсти по Будапешту. Пешт

В 1905 году строительство храма завершил Йожеф Каузер, взявший на себя руководство работами после смерти Ибля. Таким образом, строительство базилики продолжалось 54 года. На освящении церкви присутствовал император Франц Иосиф, который с опаской косился на купол, очевидно, вспоминая рассказы об ужасном обрушении первого купола в январе 1868 года.

У главного входа в собор посетителей встречают две часовые башни. В одной из них расположен колокол весом в 9 тонн, подаренный немецкими католиками (это копия, поскольку оригинальный колокол был утрачен в 1944 году). Над входом в базилику — латинская надпись: EGO SUM VIA, VERITAS ET VITA (Я есмь дорога, истина и жизнь).
У главного входа в собор посетителей встречают две часовые башни. В одной из них расположен колокол весом в 9 тонн, подаренный немецкими католиками (это копия, поскольку оригинальный колокол был утрачен в 1944 году). Над входом в базилику — латинская надпись: "EGO SUM VIA, VERITAS ET VITA" ("Я есмь дорога, истина и жизнь").

Интерьер базилики сказочный, золотисто-голубой, роскошный. Построенный Иблем купол — самая запоминающаяся часть интерьера церкви. Он изображает сотворение мира.

Страсти по Будапешту. Пешт

Украшали базилику лучшие художники того времени. Карой Лотц выполнил мозаики на куполе.

В базилике хранится самая большая реликвия венгров: мумифицированная рука (десница) короля Иштвана Святого, в честь которого получил и свое имя этот храм. Мумифицированная правая кисть святого хранится в раке, находящейся слева от алтаря (в часовне Святой правой руки). Раку выносят из собора только в День святого Иштвана. Фотографировать я там постеснялась. Да и охранники там присутствовали, не стала нарываться.

Очень красивая кованная решетка у входа в базилику. На ней медальоны, олицетворяющие 4-х евангелистов.

Страсти по Будапешту. Пешт

Кстати сказать, существует возможность подняться на купол базилики. Это чуть ли не единственная смотровая площадка равнинного Пешта. На холмистой будайской стороне смотровых площадок, к счастью, предостаточно: это и террасы Королевского дворца, и Рыбацкий бастион, и вершина горы Геллерт. А вот увидеть все достопримечательности Буды с высоты птичьего полета можно только с купола базилики Святого Иштвана.

Но мы туда не полезли. Вместо этого мы прошлись по площади, и по прилежащим, очень, надо сказать, симпатичным улочкам.

Страсти по Будапешту. Пешт

Погладили по пузику этого премилого дядьку-жандарма. Он такой довольный, наверное потому, что много девчонок его так поглаживают.

И плюхнулись пить пиво в близлежащей кафешке, с громким названием "Монмартр".

Посидев там минут сорок, я сказала Лизке, что пора идти осматривать окрестности. На что она мне ответила,-"Мам, иди походи, пофотографируй, а я ещё пивка закажу". Ну, я спорить не стала. Каждому свое. И пошла фотографировать.

Потом ребенок папане жаловался,-"Мама меня на час бросила, и ушла". Но я думаю она не плохо время провела. И я, впрочем, тоже!

Про Буду я расскажу как-нибудь в другой раз. Но взвешивая возможность поехаль-или-не поехать в Будапешт, выберайте первое. Не ждите много от него, не судите слишком строго, и он откроется вам свое сердце. Он гостеприимный, теплый, вкусный. Он вас очарует!

Про Буду можно прочесть здесь.