Турист Надежда Кайденко (TIBET-NEWWAYTRAVEL)
Надежда Кайденко
была 24 февраля 2019 14:50

Сертар, Тибетский автономный регион, Сычуань + 1 город — Китай Апрель 2015

Сертар Ларунг Гар — его называют раем для буддистов. Это самый большой в мире тибетский монастырь и буддистский институт. Только постоянных служителей монастыря насчитывается 10000 человек! А вместе с приезжающими на обучение и в паломничество гостями количество людей здесь достигает 40000 человек в летний период.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

Моя первая поездка в Сертар Ларунг Гар состоялась в первых числах апреля 2015 года. В Сертар удобнее всего ездить через Чэнду. Чэнду — это административный центр провинции Сычуань в Китае, именно из этого города проводятся поездки в Восточный Тибет — традиционную тибетскую область Кхам.

немного меня

Дорога из Чэнду до Сертар занимает 2 дня в одну сторону. Дорога G317, ведущая из провинции Сычуань в Тибетский автономный район находится в плохом состоянии, но ее активно ремонтируют, и к концу августа власти планируют закончить с ремонтом. Говорят, что если дорога будет достроена, то из Чэнду до Сертара можно будет добираться и за один день. Что ж, посмотрим, нельзя недооценивать китайский размах и трудолюбие.

ДЕНЬ1

В первый день мы выехали из города Чэнду в 7 утра, и после полудня около трех часов дня прибыли в монастырь Авалокитешвары — монастырь Гуаньинь (так его называют здесь по-китайски). Монастырь очень ценный, был построен еще в 7 веке, после того, как китайская принцесса Веньчен проехала здесь по пути из Чанань в Лхасу. Прицесса была выдана замуж за тибетского царя Сронцзангампо и везла богатое приданое. Одну из статуй, а именно статую четырехрукого Авалокитешвары, принцесса Веньчен оставила здесь, в Гуаньиньцяо. Отсюда и пошло название монастыря — монастырь Авалокитешвары, и название деревни Гуаньиньцяо. Монастырь Авалокитешвары именуют «Вторым Дворцом Потала». Это важное место паломничества для тибетских буддистов. Многие высокие Ламы проходили здесь обучение. Сейчас в монастыре служит 8 Высоких Лам, регулярно ведущих службы. Общее количество монахов достигает 70 человек. Высота в монастыре Авалокитешвары 3058 метров над уровнем моря.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
Монастырь Авалокитешвары называют "Вторым Дворцом Потала".

Туристические автобусы останавливаются у подножия горы, на которой расположен монастырь. А выше трансфер осуществляется на местных таксистах, которые берут по 15 юаней с человека на дорогу туда-обратно. Конечно, эта стоимость не фиксированная, если туристов совсем мало, то таксисты могут и поднять цену. Пешком подъем бы занял не менее часа, к тому же вечером нет времени на прогулки, чтобы успеть посмотреть монастырь обязательно нужно брать такси на подъем и спуск.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
большая золотая ступа в монастыре Авалокитешвары

Монастырь Авалокитешвары произвел на меня очень доброе впечатление. Паломников здесь не много, ламы открытые, доброжелательные и с радостью идут на контакт с нами с иностранцами. В павильонах монастыря можно фотографировать, получив разрешение монаха-смотрителя. Здесь при входе в комнаты монастыря принято разуваться.

Монастырь Авалокитешвары относится к тибетской школе ньингма. В нем несколько главных залов. В одном из молельных павильонов стоят статуи Падмасамбхавы (Гуру Римпоче — святой, который принес Учение Будды из Индии в Тибет). Другой павильон посвящен Четырехрукому Авалокитешваре — это та самая бесценная статуя 7-го века, оставленная здесь принцессой Веньчен!

статуя 7го века!!! Четырехрукий Авалокитешвара

Деревня Гуаньиньцяо очень маленькая. «В центре» этого поселка всего одна улочка. Здесь есть несколько тибетских ресторанов, два из которых довольно чистые, в которых приятно покушать. Средний чек около 100 юаней на 2–3 человека. Да, тибетская кухня дорогая)). Есть и простые китайские «чифаньки» — простые грязные кафе для местных. В поселке много магазинов, в которых продаются традиционные тибетские товары: одежда, продукты, молитвенные флаги и буддистские ритуальные предметы, статуи будд и простые назамысловатые украшения. Довольно милый, приятный маленький тибетский поселок.

Деревня под монастырем, Гуаньиньцяо

Высота в месте ночевки в поселке Гуаньиньцяо 2584 метра. Большинство туристов такую высоту переносят безболезненно, для горной болезни здесь еще низко. Климат здесь довольно мягкий, воздух не такой сухой, как в Центральном Тибете, где средняя высота уже выше 3500 метров. В Гуаньиньцяо дышится легко. Погода в апреле была по-весеннему теплая, вечером температура не опускалась ниже +10 градусов.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

Мы остановились в отеле, который называется Qiannianshengdi, что переводится как «Священное место, которому 1000 лет». Это один из двух хороших отелей в поселке. Укомплектация по-китайским меркам около 3–4*. В этом отеле стандартные номера с двумя односпальными кроватями или с большой двуспальной кроватью. Есть горячая вода в душе, есть кондиционер в номере с фунцией подогрева воздуха. В номере есть чайник, телевизор и небогатый мини-бар. В отелях в Гуаньиньцяо не предусмотрен завтрак. Выезд из Гуаньиньцяо всегда ранний, в 7–8 утра, поэтому для такой поездки нужно брать с собой любимые продукты для перекуса в дороге.

что-то радостное в телефоне )

В отелях и ресторанах в Гуаньиньцяо есть вайфай, причем работает хорошо. Это был приятный сюрприз для такого простого места.

ДЕНЬ2

Ровно в 8 утра мы выехали из деревни Гуаньиньцяо.

Архитектура Восточного Тибета отличается от Центрального Тибета. Дома здесь кирпичного серого или коричневого цвета с выкрашенными в белый цвет каменными оконными рамами. А блок-хаусы Тибесткого Автономного района обычно белые с черными оконными рамами.

Дорога второго дня от Гуаньиньцяо до Сертар Ларунг Гар на всем протяжении очень плохая. Тряска начинается уже на выезде из Гуаньиньцяо.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

Интересно, что в Восточном Тибете больше любят одноцветные высокие молитвенные флаги, которые устанавливаются в ряды друг за другом по цветам. Высота флагштока равняется высоте дома. На флагах также напечатаны мантры и изображения святых. А в Центральном Тибете больше любят горизонтальные короткие разноцветные молитвенные флаги, когда все пять цветов на одном флагштоке. Пять цветов тибетских молитвенных флагов символизируют пять стихий: белый — облака, синий — небо, зеленый — вода, желтый — земля, красный — огонь. Эта традиция — пережитки древней тибетской религии Бон, влияние которой давно ослабло, а многие традиции перешли в тибетский буддизм. Различие в молитвенных флагах Восточного и центрального Тибета я связываю с тем, что в Восточном Тибете много леса, и флагштоки, которые используются для флагов изготавливаются из тонких высоких стволов молодых деревьев. А в Центральном Тибете растительность скудная, в основном кустарники, поэтому для установки используются разветвленные короткие ветки.

Мой любимый кадр в этом альбоме! Восточный Тибет - он ТАКОЙ!

Дорога все время очень плохая, тряска весь день, но предвкушение места назначения поддерживает положительный настрой. Водитель нашего автобуса тибетец из этих мест. Интересно, что в провинции Сычуань действует очень справедливый закон: туристов в тибетские районы могут возить только авто и водители, лицензированные в этих районах, то есть местные. А авто и водители, лицензированные в Чэнду не могут возить туристов в тибетские районы. Таким образом поддерживается занятость в тибетских районах. Да и для безопасности перевозок это большой плюс. На дороге много сложных участков, если не сказать, что вся эта дорога — полный экстрим. Тибетские местные водители, безусловно, лучше знают перевалвы и повороты. На обрывы в окно смотреть итак страшно, только доверие опытному водителю дает возможность успокоиться и под высокочастотную тряску пытаться поспать.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
Такой пейзаж открывается из монастыря. Захватывает и хочется летать!

Китайские туристические группы, путешествующие в Сертар размещаются всегда в уезде Сэда, что в 20 км плохой дороги от монастыря. Мне удалось договориться, чтобы для нас приготовили комнату в монастырском общежитии для приезжих монахов и гостей. Мы будем жить в главном корпусе на женской половине монастыря в пятиместной комнате. Обычно не в зимнее время это общежитие всегда заполнено паломниками и студентами, приезжающими на обучение в монастырь. Нам очень повезло, что были места. Это первое благословение.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
Паломники оставляют свои молитвенные плиты здесь, на всех плитах написана мантра Авалокитешвары: ОМ МА НИ ПАД МЕ ХОМ - молитва за освобождение всех шести миров.

Ночью в Сертаре прогноз погоды обещает ниже ноля, до -10 градусов. Когда в Чэнду в день отъезда было уже +25. Если бы не было пробок, то из Гуаньиньцяо до Сертар можно было бы добраться к 14 часам после полудня. Однако дорога местами перекрывается. Ехать будем дольше.

В монастыре Сертар Ларунг Гар четкое разделение на мужскую и женскую половины. Еще в дороге гид предупреждает туристов о том, что нельзя посещать помещения противоположного пола. В Сертар с этим строго.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

В дороге я узнала, что Живой Будда Даньцзен Цзяцхо сейчас не в Сертаре. В эту поездку не удастся с ним встретиться. Но поскольку у нас будет вечер и утро в монастыре, я посмотрю, наверняка удастся поприветствовать других настоятелей монастыря. Сегодня вечером мы будем посещать Мандалу. А в 19 часов вечера в монастыре будут проходить учения для «внешнего мира», как говорят здесь, с переводом на английский язык, мы сможем на них присутствовать! Все эти хорошие новости и ожидания помогают переносить трудности пути. О дорога G317, какая же ты разбитая…

Вся дорога проходит по узким ущельям. Обычно это обрывистые участки: с одной стороны гора, с другой стороны обрыв над рекой Миньцзян или ее притоками. Дорога очень узкая и водители должны обладать большим мастерством, чтобы успешно разъезжаться с движущимися на встречу грузовиками, особенно на узких поворотах, не создавая пробок.

Судя по тому, в каком состоянии находится дорога из Сычуани в Тибет на сегодняшний день, сложно представить, как принцесса Веньчен в 7 веке со своей многичисленной свитой и богатым приданным шла в Тибет. Неудивительно, что они шли три года! И большое число подданных погибло по дороге.

Путь...

Мы ни раз встречали паломников, идущих простираниями! Это паломники, которые исполняют свою мечту и идут из своих родных деревень в Лхасу, для того, чтобы совершить паломничество во Дворец Потала и храм Джоканг, а некоторые даже пойдут дальше до горы Кайлас! Такие паломничества занимают несколько месяцев. Сложно представить все лишения пути. Благая цель движет ими…

простирания

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры