Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была сегодня 0:44

Ярославская область, Ивановская область — Россия Май 2014

В мае 2014 года мне посчастливилось увидеть одну из ценнейших христианских реликвий, хранимую в маленькой церкви близ известного всем города Переславля-Залесского.

По следам древней реликвии

Узнала я о существовании этой святыни, готовясь к поездке в Переславль. Я искала интересные места в окрестностях города, которые можно было бы посетить. И вдруг мне попалась информация о том, что всего в 50 км от Переславля, в селе Годеново, хранится уникальная реликвия — Животворящий Крест.

Сколько лет, проезжая по трассе М 8 «Холмогоры», мы проскакивали мимо этого места, а всего-то надо было завернуть в город Петровск и, проехав сквозь него, через 10 минут оказаться рядом с храмом Иоанна Златоуста…

По следам древней реликвии

А всего в 5 км от церки Иоанна Златоуста находится другой храм — церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Именно на этом месте была обретена святыня. .

Как гласит летопись, Животворящий Крест был найден 11 июня 1423 года на Сахотском болоте.

По следам древней реликвии

Пастухи, пасшие свой скот, увидели над болотом свечение. Свет был настолько ярким и манящим, что люди отважились пройти опасный путь и найти источник света. Подойдя ближе, они увидели висящий в воздухе Крест с распятием, а рядом с ним Николая Чудотворца. Пастухи остолбенели и услышали голос, повелевающий построить на этом месте храм и хранить в нем обретенную святыню. Голос говорил, что Крест станет помогать людям, исцелять болезни и избавлять от душевных мук.

Когда пастухи немного пришли в себя, то увидели перед собой лежащий в болоте Крест. Они подхватили его и вынесли из трясины.

Придя в деревню, пастухи рассказали о произошедшем. Целый день всем миром думали, как выстроить храм на болоте? В итоге порешили построить церковь где-нибудь рядом с болотом. С тем все спать и отправились.

Утром, проснувшись, народ с удивлением увидел, что на том месте, где был найден Крест, вырос в болоте нерукотворный холм.

По следам древней реликвии

На этом холме и построили первый деревянный храм в честь Николая Чудотворца. Очень быстро распространилась молва о сошедшем на землю чуде. С окрестных и дальних мест потянулись сюда люди, чтобы поклониться святыне. Много чудесных исцелений и помощи в делах было явлено в те времена. Близ церкви появился поселок Никольский погост, нынешнее село Антушково.

Но шло время, и деревянный храм сгорел. Было это в 1503 году. Церковь восстановили. Второй храм простоял больше 200 лет, но в 1776 году вновь случился пожар. Церкви сгорали, но Животворящий Крест сохранялся. Его находили на пепелище невредимым.

В 1776 году на месте последнего пожарища воздвигли каменный храм, но уже не в честь Николая Чудотворца, а во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

По следам древней реликвии

Почему каменную церковь переименовали, летопись умалчивает.

Веками к Никольскому погосту тянулись люди, ища исцеления и помощи! В 19 веке здесь образовался монастырь. Святое место было почитаемым! Так длилось до начала 20 века! Но пришли лихие времена и другие люди, ослепленные другой идеей, решили уничтожить храм и избавиться от древней реликвии.

По следам древней реликвии

В 30-х годах храм закрыли, а святыню пытались уничтожить.

Как гласят предания, Животворящий Крест пытались разрубить и сжечь соляной кислотой. Но реликвия устояла.…

По следам древней реликвии

По одной из легенд добрые люди однажды ночью вынесли Крест из закрытого храма и спрятали его в ближайшей церкви Иоанна Златоуста, что в селе Годеново.

С того самого времени церковь Иоанна Златоуста стала хранить Животворящий Крест под своими сводами.

По следам древней реликвии

Долгие годы Крест хранился тайно. Но в 1997 г. его сделали доступным для прихожан и паломников.

А что же произошло с первозданным местом хранения реликвии?

Еще во время Великой Отечественной Войны Никольский погост представлял собой удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. Но постепенно разрушался и в 1974 году обветшалую постройку разобрали.

И быть этому месту навсегда забытым, если бы не добрая воля и человеческий подвиг игумена Бориса (в миру Ильи Михайловича Храмцова). Именно ему нам надо быть благодарными за то, что место обретения Животворящего Креста сохранено и по мере сил восстановлено!

По следам древней реликвии

Игумен Борис умер в 2001 году. О нем можно почитать здесь: http://www.vidania.ru/p_igumenboris.html.

Сегодня в Антушково реликвия не возвращена, и Животворящий Крест продолжает храниться в селе Годеново.

Насколько я знаю, возвращать реликвию в село Антушково, место ее обретения, не собираются.

По следам древней реликвии

На мой взгляд, тому есть ряд объяснений. Во-первых, Годеново находится ближе к федеральной трассе, чем Антушково. Во-вторых, до Годеново проложена асфальтированная и очень приличная дорога, а до Антушково только грунтовая, идущая среди болота и проезд сюда возможен только в хорошую погоду.

По следам древней реликвии

Кроме того, несмотря на близкое соседство, места, связанные с Животворящим Крестом относятся к разным епархиям. Так церковь Иоанна Златоуста в селе Годеново относится к подворью женского Свято-Никольского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском, а храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Антушково относится к подворью Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.

Я не была в Николо-Шартомском мужском монастыре, но думаю, что Свято-Никольский монастырь имеет больше средств и возможностей сохранять святыню!

По следам древней реликвии

Как я уже сказала, Животворящий Крест можно увидеть в селе Годеново, в церкви Иоанна Златоуста. Все дни недели с понедельника по четверг на него можно только посмотреть, т. к. он находится за ограждением внутри стеклянной витрины.

Но с пятницы по воскресение в нижней части витрины открывают окно, и все желающие могут приложиться к святыне.

Фотографировать в храме строжайше не благословляется, поэтому фото Креста взяты мною из Интернета

По следам древней реликвии

Мы попали в село Годеново в пятницу 02.05.2014 года, поэтому нам, отстояв очередь, удалось поклониться святыне.

В заключении мне хочется, ненадолго, отвлечься от дел божественных и коснуться дел мирских.

Хочется вспомнить о событиях связанных с появлением Креста в 1423 году. Почему же именно в этот момент явился на Руси Животворящий Крест?

По следам древней реликвии

Немного посерфив в Интернете и связав некоторые события, у меня выстроилась связь.

Как гласит история, в этот период Константинополь — оплот православной веры, находился в глубоком упадке. Только по счастливой случайности в 1423 году город не пал под натиском Османской империи. Но, не смотря на это, его судьба была предрешена. Константинополь был взят османами в 1453 году. Византия погибала.

По следам древней реликвии

Русь к тому времени уже почти 5 веков была христианской и видела себя наследницей Византии. Поэтому очень символично, что именно в канун трагических событий появился на Руси Животворящий Крест.

Кто же стоял за чудесным появлением святыни на Сахотском болоте, промысел Божий или воля людей? Вопрос риторический. Оставим эту задачу историкам и теософам…

Единственное, что можно утверждать точно, обретение Русью Животворящего Креста было важным событием духовной и политической жизни того времени. Значимым это является и в наши дни!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия