Абросимова Анна (annaabrosimova)
Анна Абросимова — была сегодня 21:26
 – Бесконечная череда командировок! Почти не получается заглядывать на сайт

По следам древней реликвии

В мае 2014 года мне посчастливилось увидеть одну из ценнейших христианских реликвий, хранимую в маленькой церкви близ известного всем города Переславля-Залесского.

Узнала я о существовании этой святыни, готовясь к поездке в Переславль. Я искала интересные места в окрестностях города, которые можно было бы посетить. И вдруг мне попалась информация о том, что всего в 50 км от Переславля, в селе Годеново, хранится уникальная реликвия — Животворящий Крест.

Сколько лет, проезжая по трассе М 8 «Холмогоры», мы проскакивали мимо этого места, а всего-то надо было завернуть в город Петровск и, проехав сквозь него, через 10 минут оказаться рядом с храмом Иоанна Златоуста…

А всего в 5 км от церки Иоанна Златоуста находится другой храм — церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Именно на этом месте была обретена святыня. .

Как гласит летопись, Животворящий Крест был найден 11 июня 1423 года на Сахотском болоте.

Пастухи, пасшие свой скот, увидели над болотом свечение. Свет был настолько ярким и манящим, что люди отважились пройти опасный путь и найти источник света. Подойдя ближе, они увидели висящий в воздухе Крест с распятием, а рядом с ним Николая Чудотворца. Пастухи остолбенели и услышали голос, повелевающий построить на этом месте храм и хранить в нем обретенную святыню. Голос говорил, что Крест станет помогать людям, исцелять болезни и избавлять от душевных мук.

Когда пастухи немного пришли в себя, то увидели перед собой лежащий в болоте Крест. Они подхватили его и вынесли из трясины.

Придя в деревню, пастухи рассказали о произошедшем. Целый день всем миром думали, как выстроить храм на болоте? В итоге порешили построить церковь где-нибудь рядом с болотом. С тем все спать и отправились.

Утром, проснувшись, народ с удивлением увидел, что на том месте, где был найден Крест, вырос в болоте нерукотворный холм.

На этом холме и построили первый деревянный храм в честь Николая Чудотворца. Очень быстро распространилась молва о сошедшем на землю чуде. С окрестных и дальних мест потянулись сюда люди, чтобы поклониться святыне. Много чудесных исцелений и помощи в делах было явлено в те времена. Близ церкви появился поселок Никольский погост, нынешнее село Антушково.

Но шло время, и деревянный храм сгорел. Было это в 1503 году. Церковь восстановили. Второй храм простоял больше 200 лет, но в 1776 году вновь случился пожар. Церкви сгорали, но Животворящий Крест сохранялся. Его находили на пепелище невредимым.

В 1776 году на месте последнего пожарища воздвигли каменный храм, но уже не в честь Николая Чудотворца, а во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Почему каменную церковь переименовали, летопись умалчивает.

Веками к Никольскому погосту тянулись люди, ища исцеления и помощи! В 19 веке здесь образовался монастырь. Святое место было почитаемым! Так длилось до начала 20 века! Но пришли лихие времена и другие люди, ослепленные другой идеей, решили уничтожить храм и избавиться от древней реликвии.

В 30-х годах храм закрыли, а святыню пытались уничтожить.

Как гласят предания, Животворящий Крест пытались разрубить и сжечь соляной кислотой. Но реликвия устояла.…

По одной из легенд добрые люди однажды ночью вынесли Крест из закрытого храма и спрятали его в ближайшей церкви Иоанна Златоуста, что в селе Годеново.

С того самого времени церковь Иоанна Златоуста стала хранить Животворящий Крест под своими сводами.

Долгие годы Крест хранился тайно. Но в 1997 г. его сделали доступным для прихожан и паломников.

А что же произошло с первозданным местом хранения реликвии?

Еще во время Великой Отечественной Войны Никольский погост представлял собой удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. Но постепенно разрушался и в 1974 году обветшалую постройку разобрали.

И быть этому месту навсегда забытым, если бы не добрая воля и человеческий подвиг игумена Бориса (в миру Ильи Михайловича Храмцова). Именно ему нам надо быть благодарными за то, что место обретения Животворящего Креста сохранено и по мере сил восстановлено!

Игумен Борис умер в 2001 году. О нем можно почитать здесь: http://www.vidania.ru/p_igumenboris.html.

Сегодня в Антушково реликвия не возвращена, и Животворящий Крест продолжает храниться в селе Годеново.

Насколько я знаю, возвращать реликвию в село Антушково, место ее обретения, не собираются.

На мой взгляд, тому есть ряд объяснений. Во-первых, Годеново находится ближе к федеральной трассе, чем Антушково. Во-вторых, до Годеново проложена асфальтированная и очень приличная дорога, а до Антушково только грунтовая, идущая среди болота и проезд сюда возможен только в хорошую погоду.

Кроме того, несмотря на близкое соседство, места, связанные с Животворящим Крестом относятся к разным епархиям. Так церковь Иоанна Златоуста в селе Годеново относится к подворью женского Свято-Никольского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском, а храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Антушково относится к подворью Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.

Я не была в Николо-Шартомском мужском монастыре, но думаю, что Свято-Никольский монастырь имеет больше средств и возможностей сохранять святыню!

Как я уже сказала, Животворящий Крест можно увидеть в селе Годеново, в церкви Иоанна Златоуста. Все дни недели с понедельника по четверг на него можно только посмотреть, т. к. он находится за ограждением внутри стеклянной витрины.

Но с пятницы по воскресение в нижней части витрины открывают окно, и все желающие могут приложиться к святыне.

Фотографировать в храме строжайше не благословляется, поэтому фото Креста взяты мною из Интернета

Мы попали в село Годеново в пятницу 02.05.2014 года, поэтому нам, отстояв очередь, удалось поклониться святыне.

В заключении мне хочется, ненадолго, отвлечься от дел божественных и коснуться дел мирских.

Хочется вспомнить о событиях связанных с появлением Креста в 1423 году. Почему же именно в этот момент явился на Руси Животворящий Крест?

Немного посерфив в Интернете и связав некоторые события, у меня выстроилась связь.

Как гласит история, в этот период Константинополь — оплот православной веры, находился в глубоком упадке. Только по счастливой случайности в 1423 году город не пал под натиском Османской империи. Но, не смотря на это, его судьба была предрешена. Константинополь был взят османами в 1453 году. Византия погибала.

Русь к тому времени уже почти 5 веков была христианской и видела себя наследницей Византии. Поэтому очень символично, что именно в канун трагических событий появился на Руси Животворящий Крест.

Кто же стоял за чудесным появлением святыни на Сахотском болоте, промысел Божий или воля людей? Вопрос риторический. Оставим эту задачу историкам и теософам…

Единственное, что можно утверждать точно, обретение Русью Животворящего Креста было важным событием духовной и политической жизни того времени. Значимым это является и в наши дни!

Россия: полезная информация

31 марта 2015 г. 9:39
Интересное место!!!
31 марта 2015 г. 12:04
Спасибо, Сергей! Место это, на мой взгляд, очень значимое для России.
Ena
31 марта 2015 г. 10:06
Анна, очень сильное место - я наслышана о нем, но пока еще ни разу не была. Спасибо за проникновенный рассказ и очень теплый и солнечный альбом, за душевность и небезразличие
31 марта 2015 г. 12:24
Эна, спасибо! Место, на мой взгляд, очень важное для России. Я о нем решила написать после Вашей 2-ой части рассказа об Александрове!
31 марта 2015 г. 14:33
Эна, там ТАК в этом Храме трепетно у Креста - я даже словами передать не могу - какие эмоции...
Ena
31 марта 2015 г. 16:42
marsada, да, мне рассказывали об этом - знакомы ездили. Да и читала я об этом месте. Вот, все пока никак не доберусь - а надо бы.
31 марта 2015 г. 10:09
Очень гармонично сочетание строения и природы.
31 марта 2015 г. 12:27
Борис, здесь все очень органично сочетается. Очень красивые и значимые для России места!
Tanyushka
31 марта 2015 г. 10:20
Очень красивый и светлый альбом. Спасибо.
31 марта 2015 г. 12:28
Спасибо большое! Рада, что Вам понравилось!
31 марта 2015 г. 11:46
Аня! Низкий поклон тебе за этот рассказ.
31 марта 2015 г. 12:36
Елена, спасибо большое! Это очень важное место для России! О нем невозможно было не написать!
31 марта 2015 г. 13:23
А мне почему-то грустно, что крест не вернули на место обретения...
Спасибо за рассказ, Аня!
31 марта 2015 г. 13:39
Люба, мне тоже грустно. Но вероятно, всему свое время. В Антушково ведет грунтовая дорога, и по ней невозможно проехать в плохую погоду - кругом болота. Нам повезло - все дни до нашего приезда не было дождей.
31 марта 2015 г. 14:32
В Годеново была, в Антушково не поехали. Но нам на месте там расказывал батюшка не чтоолм на болоте возник, а то церковь начали ставить на другом месте, а наутро храм оказался на осушенном болоте...
31 марта 2015 г. 14:51
Маш, если подробно, то ты права. Во всех источниках написано, что храм заложили рядом с болотом, но построить не успели. В одну из ночей на месте обретения Креста возник холм и там оказался заложенный храм. На новом месте его и достроили. Но старые записи об обретении Креста сгорели. Их восстанавливали со слов людей, когда-то прочитавших первые записи и рассказавших своим детям и внукам. Так что, подлинную историю восстановить сложно, она за века обросла легендами. Я думаю, что важно то, что Крест появился на Руси и храм в итоге стоит на том месте, где велено было его построить. Маш, я думаю, что это место очень для России важное! Здорово, что ты здесь побывала!
31 марта 2015 г. 14:55
Мы СПЕЦИАЛЬНО туда ездили, отдельной поездкой! Заодно потом в Ростов заехали...
31 марта 2015 г. 15:01
Маш, а ты давно о нем знала? Я вот сколько лет мимо ездила и даже не догадывалась, что есть ТАКОЕ место! Вы сами туда ездили или это была организованная паломническая поездка? Я почему спрашиваю. У меня люди, которые без машин, интересовались как туда можно добраться, а я им ничего об этом рассказать не могла.
31 марта 2015 г. 15:31
Да, мы сами, причем лет 5 назад или больше. Мы машиной ехали, я на статью про Крест в интернете наткнулась - мы и поехали)))
Без машины - представления не имею. Мы и на машине то не сразу нашли, нас навигатор полем по колейке вел.
31 марта 2015 г. 16:27
Понятно. Мы тоже на машине ездили. Там теперь указатели есть. Мы немного только при выезде из Петровска запутались.
31 марта 2015 г. 15:55
Удивительные места Вы нам показываете, Анна. Спасибо Вам за это. Интересная легенда, значимая история. Получилось настоящее исследование и обзор в свете сегодняшних дней.
31 марта 2015 г. 16:31
Ирина, спасибо! Место это, на мой взгляд, очень важное и значимое. Рада, что получилось интересно!
31 марта 2015 г. 17:31
Аня, рассказ очень интересный. Прям захватывающий, как детектив!
А места-то там какие! Ах, красота!
31 марта 2015 г. 17:38
Лена, спасибо! Рада, что тебе понравилось! Места там и впрямь чудесные, настоящий русский простор... земля сливается с небом, и на фоне этого маленькие белые церквушки
31 марта 2015 г. 17:46
Анюточка, спасибо за рассказ. Не знала об этом ничего.
31 марта 2015 г. 18:26
Лена, спасибо! Рада, что тебе понравилось! Я сама об этом месте только в прошлом году узнала.
31 марта 2015 г. 18:50
Слышал об этом как-то вскользь.. Обрывочно.
А про такое заключение, что появление Креста перекликается с концом Константинополя слышу впервые.
А ведь действительно так оно и могло быть..
Начиная с Княгини Ольги все на Руси относились к Городу благоговейно.. Неожиданно.
Потому что с особым интересом отношусь к истории времени правления самого Константина.
Да и в Стамбуле меня на части разрывает рядом с перестроенными Храмами..

Аня, спасибо за просвещение.
31 марта 2015 г. 20:25
Саша, спасибо большее за внимание к моему рассказу.
Я не историк, поэтому, связав годы упадка Византии и падения Константинополя с временем появления Креста и благоговейным отношением Руси к Византии, у меня выстроилась связь. Возможно, мое предположение ошибочно... Но на мой взгляд, все значимые события возникают не просто так, а являются следствием каких-либо значимых процессов или явлений.
31 марта 2015 г. 20:37
Мне такая связь очень нравится)))
Я даже как-то в Стамбуле, отыскав мечеть Фатих (бывшая усыпальница Константина, построенная по аналогии с Храмом Господнем в Иерусалиме) рядом в землю крестик закопал..
А уже в Москве родились вот такие строки:

Мне не нужен Евсевий* дела описывать,
Я уже не построю храм на холме.
Удел прост – прошлого строчки впитывать,
Приютив их познаньем в седой голове.
Жажда веры моя годами обласкана,
Уповаю, пока дух под землей не затих.
Не перестроит вновь турок храма,
Могилу назвав - мечеть Фатих.
Нет апостолов, восседающих,
Нет свидетелей, фраз роняющих.
Оправдания ходом истории пустые ваши.
Хочу познать суть, угасая даже...

Вот))
А Евсевий - поверенный в дела Константина, написал его жизнеописание..))

Так что история реинкарнации Креста очень мне по душе..
31 марта 2015 г. 21:03
Саша, чудесные строки родились! Все что в них звучит мне это очень близко! Давно хочу побывать в Царьграде! Пока не случилось. Живу ощущением, что именно в Стамбуле я найду ответы на многие свои вопросы... видно еще не пришло время поучить мне ответы...
Константин, для меня очень интересен. Известные мне факты его жизни вызывают массу вопросов. Его мать Елена мне тоже очень интересна! Ведь именно благодаря этим двум людям христианство из секты превратилось в одну из главных мировых религий
31 марта 2015 г. 21:16
Именно так.
И в Стамбул надо ехать уже подкованным.. Может даже какой-нить исторический роман про то время (про 300 -330 годы) прочесть. Наверняка что-то есть. Я только документалистику читал.
А Стамбул - эх... какая бы это могла быть столица христианства...
Эхх..))
Все равно - город удивительный.
31 марта 2015 г. 21:41
Эх, у меня в багаже по этой теме только документалистика, и не скажу, что обширная... Правда очень давно попадался какой-то слабенький роман о походах русичей на Царьград... там было очень мало фактов. Видно автор был большим поклонником американских боевиков... Впрочем, и в прочитанных документальных очерках, нет ни одного полностью посвященного Константинополю. Да, надо будет восполнить пробелы. Спасибо!
31 марта 2015 г. 21:46
Может мне замахнуться на нетленное?
Но исторический роман, да еще про те годы.. Это надо лет 10 историю учить..))
Про набеги писать-то проще)))))
31 марта 2015 г. 22:12
Саша! надо! очень надо замахнуться! Я думаю, знаний уже достаточно, а изучить все, жизни не хватит! Думаю, как ни банально, но только идущий осилит дорогу!
Тема Византии и Руси очень важна и актуальна. А история Константина вдвойне!
1 апреля 2015 г. 7:32
Спасибо за интересный рассказ.
Переяславль Залеский вообще место удивительное. Там должны были происходить волшебные события. Анализ по временному срезу мне показался очень интересным.
1 апреля 2015 г. 12:54
Михаил, спасибо! рада, что рассказ понравился. Я не историк, и не могу быть уверена в правдивости своей версии, но думаю, что появление Креста на Руси связано с падением Византии.
1 апреля 2015 г. 20:51
История интересная , а главное все ко времени и месту.
1 апреля 2015 г. 22:16
Володя, спасибо! Рада, что история понравилась!
2 апреля 2015 г. 12:59
Я никогда об этом не слышала. Спасибо, интересный рассказ получился.
2 апреля 2015 г. 13:11
Ирина, спасибо! Рада, что рассказ понравился.
2 апреля 2015 г. 22:10
Очень интересно ,Аня!!!!!!!! Большое спасибо тебе за прекрасный рассказ)
2 апреля 2015 г. 23:38
Соня, спасибо большое! Рада, что тебе рассказ понравился!