albygan
Альберт Пользователь — был сегодня 16:04

Катынь. Место скорби.

5 апреля 2015 г. 22:36 Смоленская область — Россия Март 2015
100 47

Неподалеку от Смоленска, буквально в 15 км в западном направлении от вокзала, расположена небольшая деревенька КАтынь (именно так, с ударением на первый слог). Таких неприметных деревень тысячи и тысячи на просторах России. Да вот досталась ей незавидная судьба внести в историю своё название. В скорбную и трагическую страницу истории…

3

Добраться туда на машине очень просто. В самом Смоленске легко обнаружить Витебское шоссе, встать на него и уже не сворачивать. Проехать мимо не получится — дорожных указателей предостаточно. Если же не заезжать в Смоленск по трассе Москва-Минск, то в районе села Архиповка, через 5 км после заметного белого указателя «Ермаки», будет большая развилка с трассой А141 Витебск-Брянск и обязательной табличкой направления на Мемориальный комплекс «Катынь». Из Северной Пальмиры можно добраться туда как через Москву или Новгород Великий, так и через тот же Витебск.

Именно сюда спешил на своем самолете президент Польши Лех Качинский в 2010 году…

Мы с сыном как-то быстро справились со своими делами в Смоленске и учитывая пробки решили выезжать из города как раз по Витебскому шоссе. Я спросил, мол, заедем в Катынь? И он, к моему удивлению и даже удовольствию, тут же согласился. Ладно я, мне всегда интересна история, даже такая — трагическая, ведь у молодежи взгляды свои: (строго по В.Высоцкому) " но у отцов свои умы, а что до нас касательно — на жизнь заглядывались мы вполне самостоятельно!» Так и свернули к мемориалу.

1 / 3

На парковке малолюдно. Только несколько машин. Сразу же возникают определенные аналогии с беларуской Хатынью, но там, несомненно, совсем иные ощущения…

Вход на территорию комплекса, имеющего статус объекта культурного наследия России, свободный и бесплатный. Для посещения двух музеев надо приобрести билеты по 30 рублей. Однако в кассе нам предложили оплатить услуги гида-экскурсовода — 500 рублей. Сомнений для нас не было, причем, инициативу проявил сын, что вновь меня очень порадовало. Память останется пока новому поколению будут интересны события тех лет!

Пусть нас всего двое, наш гид — Ирина Александровна ни капли не смутилась. Каюсь, не спросил ее фамилию, не решился сфотографировать. Очень жаль! Замечательный, вдохновенный человек с очень интересным рассказом. Всё ж получилось спонтанно и неожиданно. Снимал на телефон, порой закономерно отвлекался. Надо ехать вновь — уже по правильному, по туристерски.

1

Небольшое вступление и немного истории. Деревня Катынь существует уже длительное время. Смоленск исторически расположен на пути «из варяг в греки», здесь смолили ладьи викингов, откуда и пошло название города (справедливости ради замечу, что есть и другие версии!). Катынь названа от речушки Катынка, где катали (катили) те самые плавсредства от Западной Двины к Днепру и обратно. И никакой связи с беларуско-украинском словом «кат» — палач.

Сам комплекс расположен на покрытых лесами холмах, которые местные жители веками называли «Козьи горы». Тут выпасали коз.

2

Так бы осталась Катынь малоизвестной, да вот в конце 20-х годов прошедшего ХХ века присмотрели эти места сотрудники правоохранительных органов в качестве места отдыха от многих трудов своих непосильных. Появились на Козьих горках дачи, санаторий, территорию, понятное дело, огородили, коз пасти направили в другие места. Обычная история для большинства областных центров СССР. В период массовых расстрелов «врагов народа» — в 1937–38 г.г. охраняемая, закрытая для посторонних площадка стала подходящим местом для приведение в исполнение приговоров «троек». Всё очень просто.

1 / 3

К августу 1939 года, когда был подписан пакт Молотова-Риббентропа, здесь уже существовало скрытое захоронение тел репрессированных советских граждан, числом более 6000. Интенсивность работы палачей из областного управления НКВД уже несколько снизилась, но смертную казнь в стране никто не отменял, приговоры, пусть и реже, но приводились в исполнение.

1 сентября того года, как известно, Германия напала на Польшу. А уже 17 сентября, исполняя договоренности, закрепленные в секретном протоколе к пакту, Красная Армия перешла границу с Польшей и начала «Освободительный поход» на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, чтобы как пояснялось, «взять под защиту жизнь и имущество населения» земель, где проживали этнические белорусы и украинцы.

2

Наверное, поляки тогда очень надеялись на помощь Британии и Франции, ожидали скорого подхода союзников, но факт остается фактом — если против немцев на западе они держались изо всех сил, то против Красной Армии на востоке, серьезного сопротивления не оказали. Разоружались, сдавались в плен. Уже к 20 сентября советские и немецкие войска вышли к линии соприкосновения. В советском плену оказалось более 240 тыс человек. Немного позже Молотов, от лица СССР, заявил, что " уродливое детище Версальского договора» — Польша, прекратила свое существование.

2

Здесь заложен камень, освященный Святым отцом Иоанном-Павлом II, под строительство польского воинского кладбища в Катыни. Жертвам — правду. Погибшим — молитва.

2

— (кратко) — Павшим офицерам — народ Польши

Белорусы и украинцы из числа рядового состава польской армии были распущены по домам, а вот с офицерами, в том числе сотрудниками полиции и жандармерии и некоторыми категориями государственными служащих разбирались отдельно. Часть из них была передана Германии. Еще одна часть — около 40 тысяч, были рассредоточены по нескольким лагерям: прежде всего в Козельском (тогда — Смоленская область, ныне территория Калужской области), Осташковском (Калининская область, ныне Тверская) и Старобельском (Харьковская область Украинской ССР).

Такая вот предыстория.

В марте 1940 года руководство НКВД подало в ЦК ВКП(б) записку за подписью Л. П. Берии о том, что захваченные польские «офицеры, помещики, фабриканты, чиновники и перебежчики» сплошь закоренелые враги советской власти. Предложение решения проблемы привычное, обыденное для тех времен: пустить их в расход. Сталин записку подписал. Судьба 21 тысячи поляков была решена в апреле—июне того же 1940 года сразу в трех местах: под Смоленском, в Калинине (Твери) и под Харьковом. 75 лет назад. Приказ НКВД по этому поводу именовался «О разгрузке тюрем…»

1 / 2
 
начиная с времен революции и Гражданской войны, террор стал привычным инструментом политики пролетарского государства.

Польских офицеров к месту казни в Катыни доставляли железнодорожным транспортом, вот в таких вагонах.

1 / 5
 
Это так называемая «теплушка», в которой тепла никогда не было. Доставляли партиями от 100–200 даже до 600 человек. Затем от станции везли в автомобилях-«воронках» группами в 10 человек. Почти не раздевали, толком не обыскивали, вели в лес ко рву и убивали выстрелами в затылок. Они так и остались в своей форме,

2

с личными вещами, флягами, ложками, расческами

1

и даже мелкими польскими монетами. Известен дневник одного из них. Его последняя запись сделана на станции в ожидании погрузки в машину: «…Страшно!». Уже увидев ров в лесу, а может и раньше, люди понимали куда их привели и зачем. Там внизу десятками лежали их товарищи.

1 / 2
 
Польское военное кладбище

В Тверской области остались лежать более 6000 человек, под Харьковом около 3800, в Катыни — больше 4200 из числа граждан Польши.

Комплекс в Катыни разделен на две части: польскую и российскую (советскую).

В период с 1996 года до 2000-го силами польского государства здесь были проведены раскопки, определены места захоронений и воздвигнут мемориал.

1

1

Памятники выполнены из чугуна. Ржавчина на них символизирует кровь…

Так изображены высшие польские ордена за воинскую доблесть —

1 / 2
«Виртути милитари» и «За сентябрь 1939 года».

1

память о погибших всех вероисповеданий. Выложенная бетонными плитами дорога внезапно обрывается… Вот тут и находились рвы с телами

1 / 3
 

Отдельно установлены плиты польских генералов

— Мечислав Сморавинский, 47 лет, кавалер Ордена «Виртути милитари», участник боев с Красной Армией в 1920 году. Ирония его судьбы заключается в том, что именно он отдал приказ, запрещающий сопротивление советским войскам.

— Бронислав Богатыревич, 70 лет. Офицер российской императорской армии, участник Первой мировой и советско-польской войны 1920 года. Вышел в отставку в 1927 (!) году. Был тем не менее арестован и направлен в Козельский лагерь.

Список погибших.

Поминальный стол

2

и поминальный колокол

1 / 4

Ирина Александровна спросила нас, хотим ли ударить в него. «По ком звонит колокол?»… Для этого надо обойти стену с именами и потянуть за веревку

2

Потянуть всем вместе и сильно. Колокол зазвенел мощно, торжественно и печально…

В числе расстреляных оказалась и единственная женщина — Янина Антонина Левандовска.

Ее имя выделяется на стене с именами расстреляных. Она была известным в Польше пилотом-планеристом. Дочь генерала, бывшего офицера российской императорской армии. Получила первое офицерское звание — подпоручик уже в лагере. В 2007 году ей посмертно присвоено звание поручика авиации.

Чуть дальше таблички с именами казненных

1 / 3
 
с указанием профессии «Станислав Недбальский. Агроном.»

и снова Янина Левандовска…

— верхняя часть символизирует пласт земли над могилами.

1 / 3
Вот так располагались рвы — братские могилы расстреляных.

Еще одно место для общих церемоний

1

Российская часть выглядит скромнее.

Вон там за этими воротцами до сих пор покоятся тела репресированных советских граждан. Они еще ждут своей очереди.

В части непосредственно примыкающей к польскому кладбищу проложены дорожки,

1

чтобы не ходить по могилам. Сами захоронения выглядят так

1 / 2
в виде изломанной ограды вокруг ям, где просто закапывали тела репрессированных…

Мы сделали круг и вновь вернулись к входу. Нас ждал музей жертв Катыни

2

известная икона, посвященная убитым выстрелом в затылок. Тут только смотреть и… скорбить.

1 / 6
 

Наш гид сказала, что президент Ельцин от имени российского народа повинился перед польским народом за те преступления советского государства. И это правильно, поддержал я ее слова. Вы знаете, сказала она, очень часто я слышу совсем другое, вплоть до «так им и надо». Вот так!Тут есть и список советских, смоленских жертв репрессий тех времен

почти 3000 фамилий из более чем 6000 обнаруженных там тел… Хорошо, что он есть.

Так откуда же взялась дата памяти жертв Катыни — 12 апреля? И почему известна стала Катынь, а не Осташков или Старобельск?

В период оккупации Смоленской области, уже во второй половине 1942 года, немцы получили первую информацию о проводимых там казнях польских офицеров. В начале 1943 года под руководством известного в Германии судебного патологоанатома была проведена эксгумация и экспертиза обнаруженных здесь тел. Вывод был однозначный. Именно 12 апреля 1943 года о Катынском расстреле и раструбило немецкое радио. Про Харьков и Калинин (Тверь) они видимо так и не узнали, к тому же Калинин был оккупирован только лишь 2 месяца в конце 1941 года.

Польское правительство Сикорского, находящееся в Лондоне, на тот момент уже не единожды обращалось к СССР с просьбой прояснить судьбу множества офицеров, прекративших через Красный Крест писать письма родным еще весной 1940 года, видимо, особых сомнений с правдивости этой информации не испытывало. Отношения с СССР были прерваны, польская армия под командованием генерала Андерса, формируемая на территории СССР, через Иран была направлена на Ближний Восток к англичанам…

Я не знаю подобных памятных дат, введенных в обиход нацистской Германией.

После освобождения Смоленска, в 1944 году повторную экспертизу провело и Советское правительство. Комиссию возглавлял авторитетный академик Бурденко. Вывод ее был обратный — это немцы расстреляли поляков. Однако на Нюрнбергском процессе советская сторона этот пункт обвинения — о Катынском расстреле, сняла без объяснения причин. Вплоть до развала СССР эта тема тщательно скрывалась.

Готовясь к написанию этого материала просмотрел немало информации. Мнения людей действительно неоднозначные. Думаю, сложно убежденно считать, что уничтожение польских офицеров просто месть за смерть в польском плену красноармейцев в 1920 году или вообще месть за советско-польскую войну. Вполне возможно, что у советской верхушки было тогда убеждение, что Польша, как государство окончательно прекратило существование, может в будущем будет Польская ССР в составе СССР и отношение к полякам было ровно таким же как к своим. Классовый враг? К стенке!

1

Вечная память невинным жертвам! Советским и польским.

P. S. Уже после того как выложил здесь этот рассказ, меня немного поправили мои друзья, которые активно интересуются вопросами Катынской трагедии. Как обещал, внесу некоторые дополнения. Я очень признателен. Итак, дословно:

1. С начала 20-х годов начались репрессии в молодой Советской республике. «Ответим красным террором на белогвардейский террор», потом на смерть Кирова, затем на Зиновьевско-Бухаринский заговор, и т. п. Установка тов. Сталина: по мере продвижения к социализму сопротивление классовых врагов будет усиливаться, необходимо постоянно усиливать борьбу с врагами РСФСР. Поэтому с 20-х г.г. начались плановые расстрелы: попов, буржуазных элементов, антисоветчиков, которые все вдруг признавались в первый же день после ареста, что являются агентами сразу нескольких разведок. Поставлено было на поток, требовались специальные территории для захоронения в массовых могилах. Решили, что в гористой, поросшей хвойным лесом местности со многими оврагами прикапывать трупы будет легче. Остановились на Козьих горах. Территорию огородили. Расстреливали в Смоленске, в подвалах НКВД, в Козьи горы свозили на грузовиках, рыли неглубокие траншеи и туда сбрасывали трупы. Никаких дач НКВД тогла еще там в помине не было. Да и кому же в ум придет устраивать место семейного отдыха «от трудов праведных» на разлагающихся трупах?

2. А дачи там появились уже в 50-х г.г., когда комиссия Бурденко давно закончила свою работу, всех вновь закопали, стало не понятно, что делать дальше с территорией: охранять надо, т. к. мало ли кто чего выкопает и найдет опровергающие выводы Бурденко артефакты. Вот и построили небольшой дачный массив, несколько деревянных домиков, которые в порядке поощрения выделяли во временное пользование старшим офицерам НКВД, затем МГБ-КГБ. Там же позже (где-то в конце 70-х) построили объект под названием «Госдача», где могли перекантоваться особо ораняемые руководители страны и их зарубежные гости, которые предпочитали передвигаться на литерных поездах, а также ответственные чиновники в ранге не ниже министра, приезжавшие в Смоленск на совещания и т. п.

3. После распада СССР госдачу переделали в санаторий для мам, в последние годы предыдущий губернатор попытался создать на этом месте новый комплекс для приема высоких гостей, охраняемых ФСО.

4. Там, кстати, закопаны и расстрелянные многие сотрудники НКВД, в т. ч. руководители этой службы, которые не очень результативно выполняли планы по чистке от врагов советской власти.

5. В тот период еще не созрели уничтожать разом по нескольку тысяч. Тем и вызвана утечка информации к немцам. Это фашисты имели такой опыт в своих лагерях. Хотя про Старобельский лагерь под Харьковом, немцы так и не узнали.

6. Катынь — большая трагедия. И серьезнейший повод для размышлений о том, что мы за люди.

7. Мои чувства сродни тому, когда близкого родственника, например, обвинят в тяжком преступлении, следователь доказывает, что это — он, а сердце отказывается верить. НО в этот день он явился с окровавленными руками, долго отмывался, заменил одежду и спалил старую. Но все равно хочется верить, что это не он.

P. P. S. Снова дословно…

По поводу храма у мемориала — это вообще какой-то позорный сюжет. Мемориал практически весь возведен на польские средства, наши не хотели акцентировать внимание, получилась уродливо нищая, обезличенная советская часть мемориала, хотя задумывалось и двигалась поляками, как совместная скорбь. И как бы вдогонку, чтобы противопоставить полякам, построили пару лет назад богатый храм, с отдельными зданиями для православных паломников. С единственным настоятелем-смотрителем. Я с ним общался. Паломников нет, прихожан нет. Думали — из соседних деревень будут ходить. Ошиблись. Они ходят в другие храмы, более бедные. Показуха и фейк. Всё делается в стиле «спецопераций».

Я верю своим друзьям. Если у кого-то имеется другое мнение — буду рад услышать.

Частные гиды
в Смоленская область

Комментарии

Dimitry
+4
6 апреля 2015 г. 9:51
Единственно, что сейчас нам не понять, зачем нужно было расстреливать? И как выбирали, кого убить, а кого пустить в СССР. Точно знаю, что многим полякам тогда дали Советское гражданство. Точно знаю, потому что среди них был мой дед. И потом он прошел всю войну в Советской армии. А после войны ему разрешили выбрать для местожительства любой (подчеркиваю ЛЮБОЙ) регион Союза.
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 10:03
Выписка из той памятной записки
"Дела рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела. Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения."
Думаю, что кто-то просматривал биографии и просто ставил галочку: этого - в расход, этого на строительство и т.д. Логики мало. Простая реальность работы карательного аппарата тех времен.
Dimitry
+2
6 апреля 2015 г. 10:15
Будем считать, что нашей семье повезло. Потому что все родственники деда, которые остались в Польше под немцами погибли.
albygan
6 апреля 2015 г. 10:25
Похоже, что так.
Кстати, те поляки, что ушли с армией Андерса через Иран принимали потом самое активное участие в боях в Африке, Италии и проявили себя с самой лучшей стороны. Большинство из них были ранены или погибли. Ветераны в массе своей остались в Англии, но многие вернулись в Польшу, некоторые в СССР. Наши их прямиком отправляли на Колыму...
Те, что пошли в создаваемое в СССР Войско Польское тоже в основном вызывали почет и уважение наших солдат и офицеров.
А 14000 офицеров могли бы руководить 300 тыс. солдат, но их не пожалели, хоть и знали, что война неизбежна...
onegina17
+6
6 апреля 2015 г. 10:00
Вот думаю, сколько еще предстоить пережить ужасов и войн, пока человечество научится жить в мире и дорожить самой жизнью... Какой-то путь в никуда...
albygan
+5
6 апреля 2015 г. 10:04
История, на самом деле, ничему не учит и все повторяется вновь и вновь.
elenarossi
+2
6 апреля 2015 г. 17:39
onegina17 писала 6 апреля 2015 г. 10:00
сколько еще предстоить пережить ужасов и войн, пока человечество научится жить в мире

Оказывается прошлое не учит... Какая жаль!
albygan
6 апреля 2015 г. 19:59
Жаль. Такова жизнь, но правильно сказать - таковы люди. Они ничуть не изменились за последних пару сотен тысяч лет.
vibas
+1
6 апреля 2015 г. 10:03
Альберт, страшные страницы истории!!!
Надо помнить, чтобы не повторилось!
albygan
6 апреля 2015 г. 10:04
Надо помнить.
Butyrskii
+1
6 апреля 2015 г. 10:12
Альберт спасибо вам за этот материал. Я привык, что такие факты истории обычно скрывают в нашей стране, не рассказывают и молчат, но это история и ее не изменить... Польшу жаль, ее просто разорвали тогда...
albygan
+3
6 апреля 2015 г. 10:17
Столько неизвестного ранее о том периоде открывается только сейчас...
Польша была разменной монетой и для Англии с Францией, и для Сталина с Гитлером.
Butyrskii
+2
6 апреля 2015 г. 10:19
Там даже парады проводили совместные при передаче городов...
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 10:26
По предпоследнему кадру видно...
ValentinPanov
+2
6 апреля 2015 г. 14:16
Это было в Бресте перед самым началом войны в июне 1941 - го
Butyrskii
+1
6 апреля 2015 г. 14:22
Да, я не стал уточнять просто, читал хроники и данные которые рассекретили, но их мало...
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 14:35
В Бресте, но не в 1941, а в 1939, после вывода немцев из города, согласно линии установленной по договору между СССР и Германией
ValentinPanov
+1
6 апреля 2015 г. 15:13
Спасибо, Альберт, дейтвительно в 1939, вот так мы помогаем друг другу проникнуть, погрузиться в нашу совинстную историю
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 15:29
Так или иначе, но войска - наши и немецкие встретились на определенных участках. Были даже боестолкновения, пока не разобрались. Кто-то продвинулся дальше определенной договором Молотова-Риббентропа линии, кто-то не дошел до нее. Брест должен был быть советским, а немцы его заняли, вышли даже к Кобрину (40 км) и там наткнулись на сопротивление поляков (кстати в рядах того полка большинство было белорусов, кое-кто из них вновь воевал потом против немцев и вновь под тем же Кобриным!). Наши вышли с востока. Немцы вернули нам Брест и покидали город торжественным маршем. Вот и парад получился!
Manola
+1
6 апреля 2015 г. 12:22
Спасибо, Альберт, за этот материал о Катыни. Люди должны знать и о таких страшных страницах в нашей истории. Судя по фотографиям большая работа проделана по возведению мемориала. Была там в 1998 году, когда, не то что мемориала и музеев, проложенных дорожек не было. Отдельные кресты стояли и всё, больше ничего. С трассы в лес тропка вела. Работали там поляки, мы еще у них поинтересовались, помогают ли наши. Они сказали - нет, всё делают своими силами. Так что мне вдвойне интересно было узнать, каким это место стало.
albygan
6 апреля 2015 г. 12:26
Почти 20 лет прошло. Сделано там поляками немало. Хотелось бы, чтобы и с нашей стороны не отставали...
Yurijvar
6 апреля 2015 г. 12:50
А ведь поначалу все хотели "свалить" на немцев ...
albygan
6 апреля 2015 г. 13:25
Очень хотели. Даже прикрылись именем Бурденко.
bolshoy888
+4
6 апреля 2015 г. 13:41
Спасибо за этот рассказ.Вот откуда у поляков неприязнь к русским.И президент ещё разбился ....Только история в прошлом.Надо жить настоящим.Мы ж к немцам нормально относимся.Несмотря на 30 миллионов погибших в войне.
albygan
+3
6 апреля 2015 г. 14:06
bolshoy888 писал 6 апреля 2015 г. 13:41
неприязнь к русским
у поляков имеет явно куда более глубокие корни. Это и войны постоянные с 16 века, но основное - раздел Польши в конце 18 века и прекращение существования Польши как государства.
Кстати, с немцами у них тоже напряженка.
Думаю, если бы наши раньше покаялись, еще во времена Хрущева, эту скорбную историю бы уже давно отодвинули на второй план.
Немцы за Гитлера покаялись. Их простили.
ValentinPanov
+1
6 апреля 2015 г. 14:50
Они не только покаялись, они реально раскаялись. И они сделали очень много, чтобы нацизм и преступления против человечества и человечности никогда больше не исходили с территории Германии. Всех школьников обязательно возят на экскурсии в бывшие концлагеря.

Вот на фотографии мемориальная, отлитая в металле доска, установленная на здании окружного суда в Гамбурге, у парадного входа. Перевод приблизительно такой:
"Мы помним те жертвы, которые пострадали в период с 1933 по 1945 годы от судей и государственных представителей гамбургской юстиции, лишились свободы и жизни. Их страдания являются для нас напоминанием".
Догадываюсь, как тяжело далась судьям эта надпись, эта памятная доска. И они проходят мимо нее каждый день, входя и выходя из здания. Вопрос: есть ли что-то аналогичное в наших постсоветских странах?
ValentinPanov
+1
6 апреля 2015 г. 15:05
Вот это здание земельного суда. Справа от него - земельная ФСИН с тюрьмой.
Anna_08
+1
6 апреля 2015 г. 13:50
Страшно... Спасибо, Альберт!
albygan
6 апреля 2015 г. 14:35
Спасибо и Вам, Анна.
annaabrosimova
+1
6 апреля 2015 г. 15:01
Альберт, Катынь очень важное место для истории России и Польши. Только, судя по фотографиям, этот мемориал важнее для Польши, чем для России. Комок подступил к горлу, когда увидела железные ворота, которыми ничего...
Я рада, что Борис Ельцин принес извинения польскому народу за учиненное зверство.
Как же заставить людей учиться на уроках истории?
Спасибо Вам за этот материал!
albygan
+5
6 апреля 2015 г. 15:12
Без покаяния нет прощения.
Это Вилли Брандт, канцлер ФРГ в Польше.
Это и в продолжение постаValentinPanov
annaabrosimova
+1
6 апреля 2015 г. 20:11
Такие поступки вызывают уважение! Мне бы хотелось, чтобы не только Ельцин, но и его приемники покаялись за совершенные злодеяния!
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 20:41
annaabrosimova писала 6 апреля 2015 г. 20:11
Мне бы хотелось, чтобы не только Ельцин, но и его приемники покаялись за совершенные злодеяния!
- что сказать? Это способны сделать сильные люди и нравственно чистые...
Посмотрите еще раз концовку рассказа - я внес некоторые дополнения. И мне очень интересно Ваше мнение, а главное донести эти дополнения до читателя.
annaabrosimova
+2
6 апреля 2015 г. 22:27
Альберт, спасибо за дополнение и возможность его прочитать!
Меня охватывает ужас от уровня цинизма и показухи!!! Организовывать место отдыха на костях людей! Строить никому ненужный помпезный храм! Стыдно и больно! Все что могу, так только от себя самой попросить прощения, за то, что было сделано страной, в которой я родилась и живу!
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 22:42
Мне в личке написали: Родина и государство - разные вещи. Подпишусь. Как и под фразой
annaabrosimova писала 6 апреля 2015 г. 22:27
Все что могу, так только от себя самой попросить прощения,
(уточнив "себя самого").
Дополнение получилось правильное.
annaabrosimova
+2
6 апреля 2015 г. 22:56
Я тоже подпишусь
Родина и государство - разные вещи
ValentinPanov
+1
6 апреля 2015 г. 15:16
Альберт, а почему нет фотографий православного богатого, просто шикарного собора, возведенного рядом с мемориалом? На фоне ржавых "окровавленных" чугунных досок с именами расстрелянных поляков он особенно великолепно смотрится!
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 15:30
Первое фото!
ValentinPanov
+1
6 апреля 2015 г. 15:34
Увидел. Ты так не выигрышно его показал, что даже внимание можно не обратить.
albygan
6 апреля 2015 г. 21:08
Вот таким я его увидел.
hardsign
+4
6 апреля 2015 г. 15:42
да уж,
вроде и не виновен ни в чем а стыдно как
(с) Островский.
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 16:34
За страну свою стыдно, совсем не за себя лично...
tinka61
+1
6 апреля 2015 г. 16:15
Спасибо за эту экскурсию, Альберт. Место боли, но и место силы тоже.
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 16:34
Памятное место.
Arkhip251166
6 апреля 2015 г. 16:52
!!!
marysar
+3
6 апреля 2015 г. 17:03
Увидела вагон в котором мой 10-летний папа, бабуля, дедушка и десяток других родственников ехали из Питера в ссылку в Краснотурьинск. Холодок по спине пробежал.
Хоть бы не повторились у нас такие жуткие времена!
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 17:12
Остается только надеяться
Chedty
+2
6 апреля 2015 г. 20:40
Спасибо!
Такие заметки тяжело писать но нужно. Эти страшные события нельзя забывать. Тов. Сталин постоянно выбирается из под трупов невинных людей уничтоженных по его приказу и карабкается на пьедестал, важно чтобы люди помнили кто он такой.
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 20:44
В истории он не одинок...
Недавно перечитал "Преступление и наказание"... К 50-ти годам начал понимать Достоевского. Во как!
Chedty
+1
6 апреля 2015 г. 20:56
Альберт я очень удивился когда случайно перечитал. Так что ты не одинок.
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 21:26
Я рад!
Yurijvar
+1
7 апреля 2015 г. 9:39
И что самое трагичное - для Сталина и его приспешников и свой народ легко почитался "за дрова", без раздумий бросавшиеся в топку паровоза, который тронулся через неисчислимые полустанки Гулага в сторону призрачной станции под названием "Коммунизм" ...
hardsign
+1
6 апреля 2015 г. 20:47
6. Лично для меня Катынь — большая трагедия. И серьезнейший повод для размышлений о том, что мы за люди.

вы все сказали
я бы еще добавила, как мы это допустили
albygan
6 апреля 2015 г. 20:57
Нина! Они
hardsign писала 6 апреля 2015 г. 20:47
это допустили
- не мы!
hardsign
+7
6 апреля 2015 г. 22:17
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне
albygan
6 апреля 2015 г. 22:47
Хотелось бы знать автора.
А Вам, Нина - уважение за позицию. Порой взгляды Ваши удивляли, вызывали возражение, но после той Вашей записи в блоге всё у меня изменилось.
hardsign
+1
6 апреля 2015 г. 22:55
Это очень известные стихи автор Вертинский в 1917, их спел Гребенщиков, в 89 году, когда наши ввели войска в Афганистан - и совершенно не верилось что стихотворению то уже столько лет.
albygan
6 апреля 2015 г. 23:05
Спасибо! Не знал...
Yurijvar
+1
7 апреля 2015 г. 9:30
Войска в Афганистан были введены в 1979 году. Вряд ли он тогда это спел. Может быть - только задумался. А публично спел - в 1989 году, когда растаял "лед".
albygan
7 апреля 2015 г. 13:37
Думаю, Вы правы.
elenarossi
+1
7 апреля 2015 г. 9:13
Это из репертуара Вертинского. Посвящено убитым кадетам. Зверски убитым. Они похоронены на СМОЛЕНСКОМ кладбище в Петербурге. Такая вот перекличка получилась.
albygan
7 апреля 2015 г. 13:37
Спасибо, буду знать!
tinka61
+1
6 апреля 2015 г. 21:10
Дополнения твоих друзей из Смоленска вызывают дрожь. Это какой же цинизм - построить дачи на трупах, просто волосы дыбом встают. Всю свою сознательную жизнь я ненавидела людей из той когорты, просто внутреннее неприятие, что-то на уровне клетки.И страшно, и стыдно становится за те страницы нашей истории!
albygan
+1
6 апреля 2015 г. 22:49
Историю не изменить. А нам - главное остаться людьми.
victor_tallinn
+1
6 апреля 2015 г. 23:50
Да, к сожалению, это одна из многочисленных страниц самой кровавой войны в истории человечества, где не только военные, но и гражданские были разменной монетой. За каждым из этих имен - судьба человека, которого ждали дома родители, дети...Также, как и тех миллионов пленных красноармейцев, погибших в нацистских концлагерях. И печально, что история ничему не учит - вместо примирения, трагедии, подобные Катынской, цинично используются политиками для разжигания вражды и новых противостояний.
albygan
7 апреля 2015 г. 0:17
victor_tallinn писал 6 апреля 2015 г. 23:50
вместо примирения, трагедии, подобные Катынской, цинично используются политиками для разжигания вражды и новых противостояний.

Значит нам, нормальным, думаю, людям надо не думать о противостоянии и вражде, а скорбить о жертвах.
spatefillum
+3
7 апреля 2015 г. 9:47
Раньше, изучая историю, я наивно полагала, что самое страшное у человечества в прошлом. А сейчас я с ужасом понимаю, что сомневаюсь в этом
albygan
+1
7 апреля 2015 г. 13:39
1940 год, впрочем как и 1937 - это, конечно, уже в прошлом. Я вот иногда с ужасом думаю,
spatefillum писала 7 апреля 2015 г. 9:47
что самое страшное у человечества
может оказаться в будущем.
Yurijvar
+2
7 апреля 2015 г. 13:52
Думаю, что будущее России зависит от активной позиции его разумного населения
albygan
7 апреля 2015 г. 14:03
Остается только надеяться. Надежду пускают в расход самой последней.
Nomad
+3
7 апреля 2015 г. 13:27
Мы самый кровожадный и бессмысленный вид на этой планете.... С тех пор, как посетил Поля смерти в Пном Пене, стараюсь не ходить в такие места.... но знать о них нужно....
albygan
7 апреля 2015 г. 13:39
Знать нужно.
NataliaC
+1
7 апреля 2015 г. 13:59
Чудовищно! Что движет людьми (если это люди!!)??
до сих пор покоятся тела репресированных советских граждан.
-и кому задать вопрос-а почему до этого места никому нет дела? Но ведь дачи построили-кащунство и цинизм!! Спасибо за этот материал, Альберт!! Стыдно за свою нацию!!
albygan
+1
7 апреля 2015 г. 14:04
Понимаю тебя! Но я бы поправил: стыдно за государственную систему тех лет. Палачи не связаны с нацией.
NataliaC
+1
7 апреля 2015 г. 14:08
albygan писал 7 апреля 2015 г. 14:04
Палачи не связаны с нацией.
-т.е. они отдельный подвид? Они же родились и росли как все!
albygan
+1
7 апреля 2015 г. 14:32
Наташа, я более тщательно подхожу к терминам "нация" и "народ". Палачи, в данном случае, могли быть любой национальности. СССР ведь был не мононациональным государством. И стыдится своей нации за то, что в ней есть такие уроды - не очень правильно.
MarVi
+2
MarVi
7 апреля 2015 г. 16:04
Тяжелый материал (рассказ и размышления) и скорбный. Мне жалко погибших людей (я не разделяю их на нации). Стыдно за то, что это было допущено людьми. Не понятно, как мы люди, высокоорганизованные существа, вообще позволяем быть таким поступкам. Даже со зверьём не сравнить. Те хоть убивают друг друга от голода ....
albygan
+1
7 апреля 2015 г. 16:13
Согласен, Марина.
Sergey_Kuznetsov
+1
7 апреля 2015 г. 16:49
Проезжаю мимо указателя на Катынь минимум два раза в год, но так и не удается найти хотя бы два часа, чтобы посетить это место... Спасибо за напоминание о моем долге!
albygan
+1
7 апреля 2015 г. 16:53
Даже не знаю, что ответить... Рад такому отношению!
sonnenschein
+2
7 апреля 2015 г. 17:30
Альберт, спасибо! Училась на курсах немецкого с полькой. Она рассказывала, что её бабушка вспоминала, как они плакали и боялись, когда советские войска погнали немцев из Польши.
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Yurijvar
9 апреля 2015 г. 5:54
albygan
Да - Вы правы. Сложные и трагические были времена и не хотелось, чтобы они хоть даже краешком вернулись. Между Западноукраинцами и поляками, действительно, были очень большие "трения", но в начале 90-х произошло взаимное "Покаяние" и, в первую очередь - на правительственном уровне. И сейчас между гражданами Польши и Украины нет никаких разногласий и западноукраинцы считаются в Польше лучшими строителями. И Польша сейчас голосует двумя руками в ЕС за Украину.
Сделать бы этот шаг и российским властям. Но, пока - нет! Как говорят поляки - Jesteśmy bardzo dumni (Мы очень гордые).
albygan
9 апреля 2015 г. 9:10
Yurijvar писал 9 апреля 2015 г. 5:54
Сделать бы этот шаг и российским властям.
Я в рассказе указал, что Борис Ельцин это сделал.
albygan
8 апреля 2015 г. 22:49
Да, после 17 сентября 1939 года поляки наших немного опасались. Знаю точно. В т.ч. и из-за Катыни, о которой узнали очень быстро. Только советских солдат осталось там лежать навсегда 600 тыс. человек! И Краков спасли, и Гданьск...
sovikont
+1
7 апреля 2015 г. 17:39
Горько..... Спасибо ,Альберт!!!!!!!!!!!!!!!!!!
albygan
8 апреля 2015 г. 23:30
Vikus
+1
7 апреля 2015 г. 18:21
Yurijvar писал 7 апреля 2015 г. 13:52
Думаю, что будущее России зависит от активной позиции его разумного населения
Я очень на это надеюсь. И на способности признавать ошибки и искренне раскаиваться в содеянном.
albygan
8 апреля 2015 г. 23:31
Раскаяние очень важно. Мы, ныне живущие, мало виноваты в преступлениях сталинского режима, но... повиниться за те времена - правильно.
AsiaGate
+1
11 апреля 2015 г. 7:57
Альберт, это ужасно. И это всё, что я могу сейчас сказать "со своей колокольни", ибо теперь наша очередь быть "разорванными".
albygan писал 8 апреля 2015 г. 23:31
Мы, ныне живущие, мало виноваты, но... повиниться - правильно.
- а вот этого не надо. Помнить - надо, скорбеть - надо, предотвращать в будущем - надо, но брать на себя груз такой вины - не надо. Впрочем, это истинно русская черта. Всё-таки ты 100% русский
albygan
+1
12 апреля 2015 г. 21:39
AsiaGate писала 11 апреля 2015 г. 7:57
Всё-таки ты 100% русский
- ага!
"Кто виноват" и "Что делать" - наш девиз!
AsiaGate
+1
12 апреля 2015 г. 22:09
albygan писал 12 апреля 2015 г. 21:39
"Кто виноват" и "Что делать"
- "горе от ума", вот что это такое
albygan
+1
12 апреля 2015 г. 22:49
Опять права! Не поспоришь. Но спасибо за такую оценку.
AsiaGate
+1
12 апреля 2015 г. 22:52
Тебе спасибо. Не даешь местному люду утонуть в сиропе.
albygan
13 апреля 2015 г. 10:49
Priliv
+1
14 июля 2015 г. 21:28
Беларусам наверняка всем знакомы и Катынь и тем паче Хатынь. От себя добавлю, что вот прошло сколько уже лет, и ни разу не слышал ни где хоть какой -то жизненной истории палачей. Мне просто любопытно, как они прожили жизнь. Как они приходили домой и у них наверное спрашивали их дети, матери, жены - Как прошел твой день на работе? Мне интересно их будущее, как они засыпали, что снили, как жили? Палачи, вы где? Ау? Сколько судеб меж вами прошло? Сколько боли? Мне все равно что вы жили приказом, наверное больше это для вас призвание.
albygan
15 июля 2015 г. 18:44
Я вот тоже часто думал о том же... Особенно после того, как прочел заметки Олега Алкаева, но у него нашу реальность и современность. А те... Даже не знаю, что сказать Вам.
IrinaAnanyeva
+1
13 июля 14:52
Трагично и печально.
albygan
+1
13 июля 15:04
Согласен
Lene
+1
12 сентября 13:47
"Люди мира,на минуту встаньте"! Слышите гудит со всех сторон...Катынь , Хатынь, Соловки и другие места трагедий семей,безвинных людей разных национальностей.На север тоже шли теплушки с поляками,немцами,финнами.... А теперь в Архангельске живёт более 100 национальностей,но мы все дружны. Спасибо ,Вам!
albygan
12 сентября 13:57
Тогда в тему В.Высоцкий: "Эх, Киська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие, мои - без вести павшие павшие, твои - безвинно севшие..." Я - за дружбу, но и помнить обо всём нужно, а за ошибки - честно виниться
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.