Анна Абросимова — была вчера 22:27
 – Командировок стало меньше, но времени не прибавилось! Простите, что многое пропускаю...

В поисках Архимеда (Часть 2)

4 марта 2015 г. 4:19 Сиракузы — Италия Сентябрь 2014

В первой части я рассказала о своем знакомстве с Неаполисом — археологическим парком Сиракуз. Об этом можно почитать здесь.

А теперь мы отправляемся на остров Ортиджа. Туда, где по преданиям возник город…

На нашей, раскаленной как печь, машине мы добрались до острова и припарковали ее около порта на платной стоянке. Осматривать старый город нам предстояло пешком.

Отлипив себя от сидения автомобиля я буквально выползла на улицу. Первое что я увидела, был холодильник с напитками. Я с тоской смотрела на это чудо техники и мечтала о прохладе!

Но долго рассматривать этот оазис мне не пришлось — нас ждал старый город!

Небольшая прогулка вдоль набережной и мы входим в ворота древних Сиракуз.

И сразу же попадаем в лабиринт старинных улиц.

Здесь уже давно нет домов древних греков. За 2 тысячи лет улицы города сильно изменились…

История и время не сохранили для нас дом Архимеда. Известно только, что он жил на Ортидже, а вот где конкретно не знает никто. Возможно на этой улице.

А может быть на этой…

Старинные улочки приводят нас на площадь Архимеда (piazza Archimede). На этой пощади красуется фонтан Артемиды.

Это произведение искусства создал Джулио Москетти. Скульптор посветил свой фонтан древней легенде об Артемиде, Алфее и Аретузе.

Как гласит древний миф, речной бог Алфей влюбился в нимфу Аретузу, и начал ее преследовать. Но нимфа очень ценила свою свободу и попросила Артемиду спрятать ее от Алфея. Богиня, ценившая свободу не меньше нимфы, превратила Аретузу в источник и отправила на остров Ортиджа. Алфей, узнав об этом, не отступил и, превратившись в водный поток, бросился в море. Он достиг берегов Ортиджи и слился здесь со своей возлюбленной.

Место соединения Алфея и нимфы называют источником Аретузы, но сюда мы отправимся чуть позже, сначала нам надо увидеть Кафедральный собор Сиракуз. Для этого мы идем на Соборную площадь (piazza del Duomo).

Главный собор города очень красив и необычен. Он посвящен святой Лючии — покровительнице Сиракуз.

Барочный облик храма вызывает восхищение и восторг. Прекрасный собор! Один из самых красивых, которые я видела.

Кроме этого в соборе соеденились воедино язычество и христианство.

Мы заходим внутрь.

Здесь хорошо видны колоны древнегреческого храма.

Греки свой храм посвятили Афине. Когда-то на его фронтоне был укреплен щит богини, служивший ориентиром для древних мореплавателей.

В 7 веке в Сиракузы пришли византийцы и превратили храм в христианскую церковь. Для этого они заложили пространство между колоннами каменными блоками, а в стенах внутреннего зала прорубили арки.

Придавая храму облик христианской церкви, византийцы обернули древний храм спиной к морю, расположив главный вход в задней части языческого святилища.

В последующие века собор неоднократно перестраивали. Свой нынешний облик он приобрел в 18 веке.

Как я уже говорила, собор посвящен святой Лючии, которая родилась в Сиракузах и здесь же была обезглавлена и похоронена. Однако сегодня в Кафедральном соборе хранятся только частички ее мощей.

Дело в том, что в 11 веке мощи святой были отправлены в Венецию. Их спасали от арабов, захвативших в то время Сиракузы. Спустя века Венеция вернула в Сиракузы только часть кисти святой Лючии.

Рядом с Кафедральным Собором находится дворец 17 века носящий имя своего создателя — Дворец Вермексио ((Palazzo del Vermexio).

На левом углу здания архитектор оставил свою визитную карточку — ящерицу.

От Кафедрального собора мы направляемся к источнику Аретузы.

На выходе с Соборной площади мы немного задерживаемся около церкви святой Лючии у монастыря (Chiesa di Santa Lucia alla Badia).

Эту церковь построили в 15 веке испанцы в честь спасения Сиракуз от голода. По преданию на этом месте была казнена святая Лючия.

Мы выныриваем из лабиринта городских улиц и оказываемся около источника Аретузы.

Этот источник представляет собой естественный бассейн с пресной водой. Примечательно, что он отделен от моря очень узкой полоской суши.

В древние времена пресная вода падала со скалы в море, образуя водопад. Именно это и привлекло греков. Увидев ниспадающей в море каскад воды, они решили причалить здесь и основать город.

Источником Аретузы можно любоваться только сверху. Помимо живущих здесь рыб и птиц, в источнике растет папирус.

Это растение на Сицилию был завезено из Египта, но прижился папирус только здесь, в Сиракузах.

Рядом с источником есть напоминание о древней легенде об Амфее и Аритузе.

Оно, конечно же, проигрывает фонтану Артемиды на площади Архимеда.

Обойдя источник, мы оказываемся на перешейке, отделяющем источник от моря. С него виден замок Маниаче (Castello Maniace).

По преданию это место связано с Архимедом. Во время Второй Пунической войны Архимед руководил обороной Сиракуз. Где-то в районе замка Маниаче были установлены гиберболические зеркала Архимеда, при помощи которых греки поджигали римские корабли.

Но Архимед использовал не только зеркала для защиты города. Для обороны использовались дальнобойные катапульты и «железные лапы», переворачивавшие корабли неприятеля.

Благодаря ученому город был неприступен. И если бы не предательство, враги не смогли бы взять город.

Ворвавшись в Сиракузы, римляне учинили бойню. Предания гласят, что в этой резне погиб великий Архимед.

Надо сказать, что гибель Архимеда весьма спорный вопрос. По меньшей мере, есть три ничем не подтвержденные версии его гибели.

По одной из них Архимед что-то чертил на песке, когда в Сиракузы ворвались римляне. Один из воинов наступил на рисунок ученого и тот, в попытке защитить свой чертеж пал под ударом меча.

По другой версии Архимед был заколот, когда отказался пойти на прием к Марцеллу. По третьей версии, после падения Сиракуз Архимед шел к Марцеллу, неся в руках макеты своих изобретений. Римские воины приняли эти макеты за сокровища, и в желании завладеть ими убили ученого.

Что говорить об этих версиях, если доподлинно не известно, был ли убит Архимед римлянами в 212 году до н. э., как мы привыкли считать…

История гибели Архимеда, его дом и могила растворились в тысячелетиях.

А мы, пройдя по перешейку, отделяющему источник Аретузы от моря, спускаем на набережную.

И с нее попадаем в необычный сквер

Здесь растут шагающие фикусы. Как попали сюда эти обитатели Южной Америки не известно. Возможно, их сюда завезли испанцы.

Мы ненадолго останавливаемся в тени заморских растений.

После короткой передышки мы идем дальше по променаду вдоль набережной

Наша экскурсия уже подходит к концу. Жара сделала свое дело. Мы плетемся очень медленно, и есть время поговорить об Архимеде…

Я выражаю удивление, вспоминая версии гибели ученого. Мне и не удается понять, как человек руководивший обороной родного города мог погибнуть, чертя что-то на песке рядом со своим домом. Мне не понятно как руководитель обороны мог нести врагу макеты своих изобретений. И уж совсем странно как могло получиться, что 75-летнего ученого не смог скрутить мускулистый римский воин и притащить к Мацеллу…

Обсуждая Архимеда, выяснилось, что его жизнь, его труды и его гибель не так уж однозначны, как принято считать. Что о нем собственно известно?

Архимед родился в 287 году до н. э. Его отцом был придворный астроном Фидий. Отец решил дать сыну хорошее образование. Сначала он обучал его сам, а потом отправил в Александрию. В то время в Александрийской библиотеке были собранные труды не только греческих, но и египетских ученых.

Обучаясь здесь, Архимед имел доступ ко всему, что было связано с накопленными к тому времени знаниями. Как гласят предания, библиотека располагала как общедоступными, так и закрытыми фондами.

Сколько лет Архимед провел в Александрии, неизвестно, но вернувшись в родной город, он занял почетный пост при дворе Гиерона II — правителя Сиракуз.

Некоторые исследователи склоняются к мысли, что Архимед в Александрии вовсе не обучался, а занимался поиском трактатов об интересных, но забытых изобретениях.

В пользу этой версии говорит то, что Архимед, вернувшись в Сиракузы, в отличие от других древнегреческих ученых, не создал своей школы и не имел учеников.

Эти исследователи считают Архимеда механиком, инженером и естествоиспытателем. По их мнению, его заслуга состоит в том, что вывезя из Египта неоценимые знания, он опытным путем проверял как работают механизмы, не получившие воплощения.

Правы ли эти исследователи, мы вряд ли узнаем. Одно остается точным, тем или иным способом Архимед внес неоценимый вклад в развитие науки…

Так, под разговоры про Архимеда, мы, сделав круг, вышли к порту, где оставили нашу машину.

Завершая поход по Ортидже, больше всего на свете хотелось сделать три вещи: спрятаться в тень, отдохнуть и выпить кофе.

Понимая наши желания и прощаясь с нами, гид посоветовала нам очень неплохой ресторан.

И вот наконец то мы сидим в прохладе, наслаждаемся отдыхом и чудесным итальянским кофе. Наша решимость продолжить знакомство с Сиракузами начинает тихо таять, и вскоре мы четко осознаем, что наших сил хватит только на то, чтобы дотянуть до Аволы и провести остаток дня в окрестностях нашей гостиницы…

Спустя время я очень жалею, что не увидела в Сиракузах массу интересных для меня мест…

Я не спустилась в катакомбы Сан-Джованни, не побродила по замку Маниаче и не увидела древнейшие еврейские микве…

Мне бы хотелось вернуться в Сиракузы. Побродить здесь в вечерних сумерках и может быть найти еще места, связанные с Архимедом и разгадать его загадки…

в Сиракузах

4 марта 2015 г. 8:35
На следущее лето я запланировал путешествие по Сицилии. Ваш отчет пригодится
4 марта 2015 г. 8:43
Сергей, буду рада, если информация пригодится. Будет интересно почитать Ваши отчеты по Сицилии.
larabi
4 марта 2015 г. 10:44
интересно
4 марта 2015 г. 11:45
4 марта 2015 г. 15:15
Очень приятный город, особенно красив собор и площадь перед ним
4 марта 2015 г. 15:44
Борис, Сиракузы очень приятный город. Соборная площадь очень красивое и интересное место!
4 марта 2015 г. 16:33
Понравился собор и папирусы! Многого не знала об Архимеде, было интересно гулять с вами :)
4 марта 2015 г. 16:41
Теона, спасибо большое!
Собор очень красивый, а папирус мне напомнил большой укроп
Я, до поездки на Сицилию, тоже много не знала об Архимеде, а он оказался очень загадочным
4 марта 2015 г. 19:05
Архимед оставил на Сицилии мощный след. Интересно было узнать подробности, связанные с его жизнью там.
Собор просто роскошный, и дворец с ящерицами тоже понравился.
В сентябре, как я поняла, на Сицилии еще очень жарко?
4 марта 2015 г. 19:55
Ирина, спасибо! Рада, что было интересно! Собор очень красивый и стоящий рядом с ним дворец очень интересный! Их обязательно стоит посмотреть!
Мы были на Сицилии с 7 по 14 сентября - было очень жарко. Как нам сказали, жара начинает спадать только в конце сентября. Самые жаркие месяцы июль и август.
4 марта 2015 г. 20:46
Ваши доводы очень убедительны, мне тоже захотелось в далекий город Сиракузы. И есть вопрос: много домов сделано из одного и того же светлого камня, особенно на площади , где стоит кафедральный собор. Вы не интересовались, почему он там так популярен?
4 марта 2015 г. 21:31
Володя, рада, что тебя заинтересовал город! Здания в Сиракузах в основном построены из местного известняка. Думаю, его использовали т.к. его проще всего было доставлять в город. Ничего не известно о том, что стройматериалы доставляли еще откуда-нибудь.
Tanyushka
5 марта 2015 г. 4:00
Интересная экскурсия, спасибо. Столько информации для меня.
5 марта 2015 г. 6:14
Татьяна, спасибо! Рада, что Вам понравилось!
5 марта 2015 г. 4:26
Спасибо, огромное. Очень интересно. Такие заметки как "корм" для головы.
Думаю историкам нужна была какая нибудь героическая смерть для Архимеда. С момента начала римской оккупации исчезают греческие хроники, в которых постоянно упоминается Архимед, таким образом если он не погиб, то превратился в обычного гражданина. На такой сюжет не пойдет ни один историк, сказать больше он и в литературе уникален, так подчеркнуть счастье влюбленных, т.е. здесь смерть неизбежна? Как вам?
На счет отсутствия школы - это скорее доказательство независимости мышления. Школа всегда несет двойную нагрузку во первых научить, во вторых покататься на аспирантах. Если у тебя есть набор готовых решений сам Бог велел тебе завести большую конюшню и посадить ребят на реализацию старых проектов. Если идея авторская то приходится все делать самому, потому что половина домысливается в процессе технической реализации. Хотя здесь очень трудно найти границу, ведь в современном авторском праве ты начинаешь с фразы: "отличающийся тем, что..." (изобретение) И только Юра Макагон, у которого за всю жизнь был один аспирант, пишет: "Потому что ..." (открытие). Мне так кажется???
5 марта 2015 г. 6:48
Михаил, спасибо! Рада, что понравилось!
Согласна с Вами, что героическая смерть Архимеда - миф.
Что касается его учеников и школы, то этот факт, на мой взгляд, ничего не доказывает, но и не опровергает.
Традиции того времени подразумевали, что ученые создавали свои школы и имели учеников. Это как сегодня, хочешь быть в научном сообществе - соблюдай правила игры. Архимед свою школу не создал. Вопрос, почему? Был оригиналом или не считал себя ученым? если предположить, что Архимед в Александрии переписал и перерисовал чужие труды и вернувшись в Сиракузы начал разбираться в собранном материале , то ему было совсем не до учеников... К примеру, известный винт совсем не его изобретение. Подобное применялось в Египте за долго до него. Архимед это изобретение усовершенствовал и стал применять более широко (египтяне использовали что-то похожее на винт для подъема воды). Рычаг возможно применяли при строительстве пирамид...
Кстати, интересен еще тот факт, что после войны пропал не только Архимед, но и его труды. Тоже загадка.
5 марта 2015 г. 8:20
Абсолютно новые изобретения явление чрезвычайно редкое. Я умышленно привел официальную форму регистрации изобретения "отличающееся тем что..." т. е. автоматически предусматривается, что ты развиваешь существующую систему. Открытия вещь уникальное - его делают ну может раз в десятилетие, это шок для научно мира. Юра которого я упомянул открыл понятие газогидратных залежей - это было признано новым природным явлением и поставлено в ряд на первое место, чтобы дальше на него ссылаться.
В современном мире в большинстве случаев даже если ты находишь новое применение известному устройству - это считается изобретением (пару гаек на всякий случай лучше поменять). Так что думаю, что в любом случае Архимед был великим изобретателем.
После войны, вообще почти все пропадает.
5 марта 2015 г. 11:10
В современном мире мы живем среди давно сделанных кем-то изобретений. Изобретать что-то новое становится сложнее - это факт. Был ли Архимед человеком изобретавшим что-то новое или ученым сумевшим разобраться с древними забытыми знаниями. Интересно, но не принципиально. В любом случае, он внес огромный вклад в развитие науки.
Война уничтожает много ценностей...
Про пропавшие труды Архимеда я вспомнила потому, что их наши спустя века. Возможно нашли не его труды, а труды более древних авторов из погибшей Александрийской библиотеки... Это, на мой взгляд, тоже очень интересная тема
5 марта 2015 г. 16:59
Определение авторства вообще интереснейшая тема. Знаете, наверно можно проследить использовались ли те или иные изобретения до рождения изобретателя Ведь по конструкции собственно понятно чем это строили...
5 марта 2015 г. 18:46
Вот бы кто-нибудь за это взялся
5 марта 2015 г. 8:13
Аня, мне очень понравилось. Городок очень интересный. Понимаю тебя, жара плохой спутник прогулок, но все-равно ты так много увидела. И про Архимеда я узнала массу интересного!)
Собор там знатный!)))
А Аполлон, вот уж эти неугомонные мужики, чего только не сделают, чтобы слиться с желанной женщиной, будь та уже даже родником!
5 марта 2015 г. 11:16
Лен, спасибо! Рада, что понравилось. Жара была знатная и не дала досмотреть город... Архимед оказался еще более интересным, чем мне казалось до поездки в Сиракузы
Собор очень красивый, на него стоит посмотреть обязательно!
Боги Греции были очень настойчивыми вспомнить того же Зевса. Главный бог всем пример показывал
5 марта 2015 г. 10:02
Спасибо, что так хорошо рассказали о Сиракузах Я из-за жары запомнила только то, что это самый красивый город на Сицилии, всё остальное стёрлось из памяти напрочь))
5 марта 2015 г. 11:31
Анастасия, спасибо! Рада, что рассказ понравился! Жара была ужасная. Спасибо гиду! Она старалась нас прятать от солнца. Но все равно жара измотала не на шутку и у нас не осталось сил досмотреть город...
Сиракузы очень красивый город!
5 марта 2015 г. 13:50
Сиракузы- удивительный город, даже не подозревала об этом. Смотрела передачу по телевидению о производстве папируса в Сиракузах.
5 марта 2015 г. 14:25
Лен, Сиракузы очень интересный и красивый город. Я о производстве папируса только слышала. Наверно было бы интересно посмотреть на его производство. Тебе передача понравилась?
5 марта 2015 г. 14:34
Да, Анюта, передача была интересная. Правда, о самом городе прошлись по верхам, а показывали мастерские по изготовлению папируса. Это очень трудоёмкий процесс, занимается им всего несколько семей на Сицилии, цена и качество выше египетских образцоа.
5 марта 2015 г. 14:44
Ой, как интересно! Жаль мне не удалось это увидеть.
5 марта 2015 г. 14:45
5 марта 2015 г. 21:26
Аня, очень интересно. Не подозревала, что Архимед оставил такой след в истории города. Собор просто роскошный!
5 марта 2015 г. 21:53
Маш, очень рада, что тебе понравилось!
Архимед вообще очень интересен и загадочен. Я, честно говоря, и не догадывалась об этом!
Собор чудесный! В моем рейтинге - один из красивейших!
5 марта 2015 г. 22:44
Вот столько нового в поездках узнаешь всегда! А иногда я при подготовке отчета еше больше информации накапываю!!!
5 марта 2015 г. 23:02
Маш, я как только куда-то собираюсь и начинаю готовиться, сразу понимаю сколько всего не знаю! Как куда-то попадаю, еще больше в этом убеждаюсь! А когда готовлю материал, начинаю понимать, что узнала и увидела только часть! У меня с Прагой очень показательная история. Мне каждый раз кажется, что уже все посмотрела и везде побывала. А читаю материалы у нас на туристере и понимаю, что у меня много в ней осталось неизведанного.
10 марта 2015 г. 9:53
Очень интересно! И очень жарко Понимаю, что мне в Италию дорога только ближе к зиме. Красивый город, есть на что посмотреть! Спасибо
10 марта 2015 г. 11:27
Аня, рада что понравилось! В начале сентября на Сицилии очень жарко. Город красивый и интересный. Стоит посмотреть!
17 марта 2015 г. 12:47
так интересно!!! Вот теперь и я хочу в Сиракузы ,Аня!!! действительно вопросов много и так хочется знать ответы хоть на некоторые!
17 марта 2015 г. 13:51
Соня, спасибо тебе огромное! Мне очень приятно, что у тебя была возможность прочитать мой отзыв и вдвойне приятно, что ты его нашла интересным...
Сиракузы очень интересный город. На него стоит посмотреть.
Архимед, как выясняется, очень загадочная личность. Все, что его касается, оказалось не однозначным...
17 марта 2015 г. 13:54
ну .. спустя время мы узнаем много о том , что даже в школе нам представлялась по-другому.. ведь всегда было удобнее иметь героев и мифы....
17 марта 2015 г. 14:04
Думаю, все истории на свой возраст и интерес... Сказки и мифы намного красивей реальной жизни...
17 марта 2015 г. 14:10
Сказки и мифы намного красивей реальной жизни...
это конечно , но иногда мы задумываемся о правде)))
17 марта 2015 г. 14:22
Соня, ты очень верно сказала
sovikont писала 17 марта 2015 г. 14:10
но иногда мы задумываемся о правде)))

Известная мудрость гласит: " Сказка -ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок"
Я, для себя, это понимаю во многих смыслах. В том числе и попробовать узнать правду.