Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Будапешт — Венгрия Ноябрь 2014

Мои рассказы о Будапеште:

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть II.

Самостоятельно по Будапешту. Буда. Часть I.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

На берегах величественного Дуная когда-то появились два поселения. На высоком берегу расположилась Буда, а на пологом раскинулся Пешт.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Шли века. Города росли, смотрели друг на друга и рано ли, поздно ли, начали сливаться. Так на картах мира появился Будапешт… Как сегодня только не называют Будапешт! От «жемчужины» до «задворков» Европы.

Старинные кварталы барочной архитектуры, позеленевшие купола дворцов, имперское наследие, древние крепости Буды, памятники королям Венгрии и святым мадьярской земли, бережно хранящаяся память о жертвах и героях Второй мировой, изящные мосты, перекинутые чрез Дунай, невероятной красоты Парламент — и это далеко не все, что хотелось увидеть в Будапеште своими глазами! А еще хотелось услышать вальс «Дунайские волны» — и я его услышала-таки! А венгерский гуляш под токайское… А паприка в подарок… И на все это был только один день!

Свое путешествие в Будапешт мы планировали совершить из Вены. Перебрав всевозможные варианты, как попасть из Вены в Будапешт, мы решили остановиться на железнодорожном. Дома, с помощью интернета, был выбран день, время и даже совершена попытка покупки и распечатки билетов. Но не так все просто оказалось — билеты мы купили, но их надо было распечатывать лично, в Вене. Причем, стоимость билетов, купленных в Будапеште была бы значительно ниже стоимости билетов, приобретенных в Вене. Кроме того, получить к билету место в Будапеште — бесплатно, а вот в Вене — 6 евро с человека.

В результате, билеты мы купили по 160 евро с человека, туда и обратно. Места решили не покупать, понадеявшись на наличие свободных мест в поезде. Так и оказалось — по дороге в Будапешт. Обратный путь мы совершали в битком набитом вагоне, место нашли с огромным трудом. Правда, после пересечения границы с Австрией, вагон вновь опустел.

Есть и еще один момент. Поезд формируется из разных вагонов, отправляющихся в совершенно различные пункты и чтобы не попасть в Цюрих, вместо Будапешта, нужно внимательно читать надписи на вагонах.

Интернет в поезде появляется, как только вы оказываетесь на территории Венгрии, но невозможно медленный и совершенно выматывающий и нервы, и терпение!

В дороге придется провести почти 3 часа, но сидеть — не стоять, занятие себе на это время тоже можно найти.

Надо признать, что это был самый убогий поезд из всех, встретившихся нам в этом путешествии — древность вагона впечатляла. И это за такие неслабые деньги!

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

И еще один момент! Контролеров в дороге много, билеты проверяют несколько раз, только на зуб их не пробуют. Вообще, в Будапеште удивило обилие контролеров — в автобусе проверили билет, на входе в метро стоят контролеры, чтобы вы не прошмыгнули бесплатно. Деньги норовят содрать за каждый чих, это приходится признать…

Но как бы там ни было, сев в поезд в 7.56, уже в 10.49 мы выходили на вокзале в Будапеште.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

1. Железнодорожный вокзал Келети.

Главный междугородний и международный вокзал Будапешта. Находится на площади Барош. Свое название вокзал получил в честь восточного направления Трансильвании и Балкан. Постороен вокзал в конце 19 века в стиле эклектики и в то время был самым современным в Европе.

Вокзал одновременно и станция линии М2 метрополитена, что очень удобно для тех, кто уезжает из Будапешта.

На вокзале нам пришлось обменять деньги. В Венгрии валюта — форинт. Курс на вокзале не самый низкий, но нам предстояло покупать билеты на транспорт, поэтому выбирать не приходилось.

Билеты на транспорт предполагают варианты, нужно хотя бы приблизительно посчитать количество ваших поездок. Так, 10 билетов обойдутся в 3000 форинтов (HUF) или можно взять 24-часовой билет на двух человек за 3300 форинтов. Посчитав поездки, мы взяли 8 билетов и нам этого хватило вполне на весь день. Билеты советую брать и компостировать — проверяют!!!

2. Автобусы.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

С вокзала уехать легко — напротив автобусная остановка, с очень подробной логистикой и совершенно точным расписанием движения — автобусы приходят минута в минуту!

На остановках обозначено, сколько автобусов одновременно могут стоять здесь — сколько букв М обозначено — столько автобусов и остановится. На нашей могли одновременно стоять три автобуса.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Ждали мы автобусы номер 20Е, 30, 30А, 230, чтобы отправится на площадь Героев. А пока мы ожидали транспорт, я разговорилась с милейшей женщиной, некогда нашей соотечественницей, сохранившей любовь к своей прежней Родине и обретшей любовь к Родине новой. Именно она нам рассказала про тонкости обозначений на автобусных табличках, уверила, что доверять расписанию движения автобусов можно абсолютно, поинтересовалось жизнью в России, рассказала про житье-бытье в Венгрии и расставались у площади Героев мы очень тепло. Хороших людей намного больше — в этом я убедилась в очередной раз и русские — самые душевные!

На автобусе мы доехали до остановки «Hosok tere» и выходим.

3. Замок Вайдахуняд.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Расположен в парке Варошлигет. Парк красив летом и зимой, но ноябрь — не то время, когда им можно любоваться. Даже пруд, в гладь которого смотрится замок, был слит, а каток заливать только начинали. Фотографий парящего над зеркалной гладью замка не получилось — увы…

Сам замок — копия крепости Хуянди, трансильванских правителей, постороенной в 13 веке. Возведен замок Вайдахуняд был к празднованию тысячелетия Венгрии (1896 год). Замок задумывался, как сочетание самых знаменитых сооружений Венгрии (21 сооружение) и сначала был построен как деревянная декорация и после окончания торжеств был разобран. Но неожиданно замок пришелся по душе будапештцам и его решили увековечить в камне, в самом начале 20 века. А поскольку больше всего замок походил все же на родовое гнездо Хуянди, то назвали его Вайдахуняд. В замке сочетаются стили барокко, ренесанс, романский.

Сейчас в замке расположен сельскохозяйственный музей.

В парке нанходится статуя Анонимуса, автора истории древних венгров. В этом же парке есть красивейшие каскады прудов и знаменитые купальни Сечени. Но у нас для их осмотра не было ни времени, ни соответствующей погоды.

4. Площадь героев.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Одна из самых знаменитых площадей Будапешта. Создана к празднованию тысячелетнего юбилея Венгрии.

На площади несколько мемориалов, объединенных в общую группу — Центральная колонна с Архангелом на вершине, две колоннады со скульптурами национальных героев, мемориальная каменная плита погибшим солдатам — в дни национальных праздников здесь стоит почетный караул и возлагают цветы.

Здесь собрана история Венгрии и великие люди страны — трансильванские князи, короли, политики, военноначальники Венгрии. Площадь претерпела некоторые изменения в 2004 году, когда Венгрия стала полноправным членом ЕС. К этому же событию были установлены гигантские песочные часы, которые торжественно переворачивают в новогоднюю ночь.

В центре площади — памятник Тысячелетия.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Памятник посвящен тысячелетию перехода мадьяр через Карпаты. Удостоен Гран-при на всемирной выставке в Париже в 1900 году. На вершине колонны из каррарского мрамора, высотой 36 метров — архангел Гавриил, с короной короля Иштвана и апостольским крестом. Именно королю Иштвану архангел Гавриил велел обратить венгров в христианство, явившись во сне. У подножия монумента — вожди семи мадьярских племен, с князем Арпада во главе (основатель правящей династии). Ну, а две полукруглые колоннады — памятник героям Венгрии разных времен. Будучи натурой любознательной, я нашла почти все имена этих героев, но к своему глубокому стыду должна признать, что история Венгрии мной была практически не изучена и только Габсбурги говорили о многом… Были и фигуры Габсбургов, но после 1918 года императоров убрали, поменяв на борцов за независимость.

Слева от площади — музей Изобразительных искусств, справа — Художественный музей.

На площади Героев заканчивается проспект Андраши, по которому мы и пойдем дальше….

5. Проспект Андраши.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Парадный проспект Будапешта (2,5 км), «будапештские Елисейские Поля», занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2002 год). На проспекте расположены многие достопримечательности — Государственный оперный театр, музеи, университет изобразителных искусств, музыкальная академия. Здесь же расположены и посольства различных государств. Да и сам по себе проспект интересен архитектурой домов венгерской аристократии и знати, во всяком случае, именно так он задумывался. Открытие проспекта тоже было приурочено к тысячелетию обретения венграми Родины.

Назван проспект в честь Д. Андраши, тогдашнего премьер-министра. За время своего существования проспект менял свои названия несколько раз. Вы не поверите, но был он Сталинский, потом уже полегче — Молодежи, Народной республики. А в конце 20 века вновь стал проспектом Андраши.

На проспекте расположены самые дорогие магазины и рестораны, но тут я информацией не владею — задачи были иные, не заглядывала даже ради удовлетворения любопытства…

Вдоль проспекта идет зеленая аллея, правда, в нашем случае аллея была несколько пожелтевшая и облетевшая, но что поделаешь — осень!

Под этим проспектом проложена первая на континенте ветка метро (1896 год). А первое в Европе метро принадлежит Лондону.

И вот это самое метро меня интересовало гораздо больше, чем слегка облетевшие красоты проспекта! В метро мы и пошли…

Расположена желтая ветка совсем неглубоко — пару ступеней вниз и вы в метро. На входе стоят контролеры и контролируют вашу честность. Очень меня это напрягало, не люблю, когда мне не верят!

Само метро такое древнее, что возникает ощущение музея. Желые вагоны, длиной не больше трамвая, шустро подкатывают к станции. Все настолько нереальное, что я вертела головой, пытаясь разглядеть съемочную группу, снимающую исторический фильм!

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Даже если вам особо не нужно ехать на желтой ветке метро — прокатитесь пару остановок для экскурсии в прошлое, не пожалеете! А мы совместили полезное с приятным и доехали до станции «Bajcsy-Zsilinszky ut ».

6. Базилика Святого Иштвана.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Самая большая и самая красивая церковь Будапешта. Освящена в честь первого короля Венгрии — Святого Иштвана, объединившего разрозненные племена в единое государство и приведшего народ к христианству. Через несколько десятилетий после смерти Иштван был причислен к лику святых.

Высота храма, как у здания Парламента. Строилась базилика больше 50 лет и завершение строительства произошло в начале 20 века. Кстати, консультантом архитектора был тот самый Эйфель, строитель парижской башни.

Есть легенда, что высота базилики — 96 метров, связана с 896 годом, когда первые племена венгров пришли на эту землю. Так ли это, я не знаю. Но красивая легенда засела в памяти, понравившись своим символизмом.

На одной из колоколен установлен самый большой колокол Венгрии, весом 9 тонн. На другой колокольне есть лифт, на котором можно подняться и полюбоваться видом города с высоты базилики. Но до того, как вас примет лифт, надо пройти 96 ступеней винтовой лестницы — имейте это в виду.

В храме есть позолоченая рака, с кистью правой руки короля Иштвана. Святая десница короля Иштвана — главная реликвия Венгрии, вернулась в Будапешт в 1945 году, после долгого отсутствия. Каждый год, 20 августа десницу проносят по улицам города. Есть и статуя Святого Иштвана в алтаре.

К сожалению, попасть внутрь у нас не получилось, то ли торжественная служба, то ли еще какой праздник был, но надо было ждать ее окончания, а столько свободного времени у нас не было. Но, насколько я успела подсмотреть — базилика очень суровая и темная, несмотря на освещение внутри.

Базилика пострадала во время Второй мировой войны, полная реставрация закончилась только в 2003 году.

Вход платный, 200 форинтов. Подъем на смотровую площадку — 500. Базилика открыта с 9.00 до 17.00, суббота-воскресенье — до 13.00.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

От базилики мы дошли до улицы «6 октября».

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

По этой улице мы попали на площадь Свободы.

7. Мемориал в память о немецкой оккупации.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Самый новый памятник Будапешта. И самый спорный, вызвавший немало разговоров, разногласий и протестов.

13 колонн, часть из них словно обломаны. Над колоннами — парящий орел, символ Германии. В центре — ангел, символизирующий Венгрию. Вокруг, на земле, свечи, букеты, фотографии, просто камни с именами, цветы, записки, старая обувь, игрушки, явно документы в пластике. На фото есть изображения заключенных в концентрационные лагеря, колонны депортируемых евреев. Память той войны.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Мне стало интересно, почему народ был против? Стала копаться, выяснять. И исполнилась уважения к венграм. А народ Венгрии сказал, что некрасиво всю вину за ту войну сваливать только на Германию, что в 1941 году венгры выступали на стороне Германии, и только после разгрома под Сталинградом поменяли союзников, за что Венгрия и была оккупирована в 1944 году. Что и до войны была в Венгрии партия, установившая Первый, Второй и Третий Еврейский законы, ущемлявшие права еврейского народа в Венгрии, что кошмар холокоста 1944 года нельзя сваливать только на нацистов, сами венгры тоже горели энтузиазмом истребляя евреев. 500000 венгерских евреев и цыган были убиты в концентрационных лагерях, куда их отправили при содействии венгерских властей…

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Если не копаться в истории появления памятника, воздвигнутого, кстати, в этом году, то выглядит он как памятник жертвам Второй мировой. И думаю я, что пора уже нам перестать искать тех, кто виноват больше. Наверное, настало то время, когда надо стараться жить так, чтобы та война и то безумие больше никогда и нигде не повторились. Жить, храня память о тех, кто так и не сумел пережить войну, погиб защищая или освобождая, сгорел в печах, замучен под пытками, умер с голода или от ран… Помня о тех, кто заплатил за нашу жизнь своей жизнью — самой дорогой ценой для любого человека…

Вот такая историия. Грустная, как любая история войны, трагическая. И поучительная! Не каждый народ умеет признавать свои ужасные грехи и ошибки.

8. Монумент Советским воинам-освободителям.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

На площади Свободы есть памятник советским воинам, освобождавшим Будапешт. Памятник с не самой простой судьбой. Разговоры о его демонтаже велись долгие годы, что в моей душе всегда вызывает бурю возмущения, надо признать!

В 1944–1945 годах, освобождая Венгрию, погибло 200000 советских солдат. Им и воздвигнут памятник, их имена и выбиты на барельефе, для них и лежат цветы и венки. Но была одна не очень красивая история…

В начале 2000-х памятник был демонтирован, под предлогом строительства большого подземного гаража. Горожанам было объявлено, что явление это временное и вскоре памятник вернется на свое законное место. И здесь заговорили те, кто считал, что пора отправить памятник на «свалку истории», что пора ликвидировать последнюю память о «советских оккупантах». В самый разгар этой истерики Москва официально потребовала от Венгрии гарантий, что памятник будет возвращен на свое место после завершения строительных работ,«в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением о статусе воинских захоронений от 6 марта 1995 года». Венгрия гарантии дала. Памятник вернулся на свое законное место после завершения стройки. Это единственный памятник в Будапеште нашим воинам-освободителям, хотя на территории Венгрии около тысячи военных советских кладбищ, да и памятники по стране тоже все еще стоят.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

К чести венгров, за могилами погибших освободителей они ухаживают, содержат в порядке, приносят цветы.

Путешествуя по Европе, я всегда подхожу к таким памятникам, как бы не по пути они были. Мои героические деды и бабуля, прошедшие через всю войну и сумевшие выжить, никогда бы мне не простили невнимания к памяти той войны. И страны я делю на те, кто помнит с благодарностью, чьими жизнями завоевана их свобода и те, кто самым бессовестным образом забыл, кто проливал кровь на их земле. Уж простите мне этот пафос…

9. Памятник Рейгану.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Здесь же, на площади Свободы, совсем рядом с памятникам Воинам-освободителям, стоит памятник Рейгану, поставленный в 2011 году за его роль в завершении «холодной войны», в результате чего Венгрия получила независимость. Рядом находится посольство США, что и определило выбор места установки памятника.

В общем-то я достаточно нейтрально отношусь к Рейгану, как к политику, а венграм виднее, кто больше сделал для их страны. Памятник же отмечаю скорее, как ориентир на местности, после него до Парламента остается буквально пара шагов.

10. Памятник Имре Надю.

Самостоятельно по Будапешту. Пешт. Часть I

Честно скажу, знать я не знала, кто таков этот господин на мосту. Но стоит этот памятник на площади Vertanuk, что очень близко от Парламента.

Выяснить мне удалось, что Надь — бывший премьер-министр Венгрии в 50-х годах, поддержал восстание народа 1956 года, которое сам и возглавил. Надь заявил, что Венгрия выходит из Организации Варшавского договора и провозгласил нейтралитет. В общем, в то время ничего хорошего из этого так и не получилось — восстание было подавлено, не без наших танков, а через два года после этого Надь был повешен за государственную измену. Вроде бы не просто так памятник смотрит на Парламент и автор скульптуры вложил в это особый смысл, а мостик символизирует переход Надя на сторону народа. Памятник установлен в конце 90-х годов, к 100-летию со дня его рождения.

Продолжение прогулки по Пешту следует…