Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 11:33

Будапешт — Венгрия Ноябрь 2014

От дворца Шандора идем к площади Disz ter.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Потом по Tarnok St до церкви Святого Матьяша.

14. Чумной столб.

Монумент Святой Троицы. Воздвигнут в память жертв эпидемии чумы в начале 18 века. Находится на центральной площади Будайской крепости, напротив храма Богородицы, который венгры называют церковью Святого Матьяша.

В те времена во многих городах воздвигали так называемые «чумные столбы», благодарственные колонны за избавление города от моровой чумы. Тогда спасения от чумы не было — эпидемии выкашивали города и деревни подчистую, оставляя пустые дома и улицы, заваленные изуродованными трупами. Специальные «чумные команды» не справлялись со своим скорбным делом, чума подкидывала все новые и новые жертвы. Чума накатывала на Венгрию трижды, практически на протяжении 200 лет. Люди молились Святой Троице, прося ее о пощаде и избавлении, веря только в божественное чудо.

Столб увенчан скульптурой Святой Троицы с позолоченным крестом и звездой. Нам посчастливилось попасть к колонне, когда солнце начало окрашивать все в закатные цвета. Буквально на наших глазах крест наливался темным золотом, ослепительно сияя. Чем ниже опускалось солнце, тем гуще было золото креста. Зрелище было настолько завораживающим, что схватились за фотоаппараты мы слишком поздно. Все светопредставление продолжалось всего лишь несколько секунд. Но какие это были секунды!!!!

15. Церковь Святого Матьяша.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

На площади Святой Троицы стоит церковь Святого Матьяша, самый известный и очень красивый храм Будапешта (13 век).

Церковь построена в редком для будапештской архитектуры готическом стиле. Колокольня храма (80 метров) — самое высокое сооружение на Будайском холме.

Первоначально храм назывался церковью Богоматери. Но во времена правления Матьяша Корвина его заново освятили в честь Святого Матфея.

Именно в этой церкви Матьяш венчался и своим первым, так и вторым браком.

Когда Буду захватили турки, церковь была превращена в мечеть. 145 лет церковь оставалась главной мечетью Буды. Существует легенда, согласно которой перед решающим сражением с христианской армией, турки собрались в храме на молитву, прося помощи и победы. Во время молитвы турок одна из стен храма обрушилась и все увидели статую Девы Марии, предрекающую поражение в битве. Так оно и вышло — турки были разбиты.

Постепенно храм приходил в упадок, ветшал и разрушался. В конце 19 века принимается решение перестроить церковь и заново расписать. Приглашаются самые выдающиеся художники современности, чьими фресками и узорами храм украшен и сегодня.

Знаменит храм и своими витражами. Именно в церкви Святого Матьяша состоялись последние коронации Габсбургов — император Франц-Иосиф Первый и его супруга Сиси и император Карл Четвертый и его супруга Зита Бурбон-Пармская.

Храм является королевской усыпальницей.

Сейчас в церкви проходят концерты органной и симфонической музыки, так как в храме удивительная акустика.

Побывать внутри нам не удалось. Перед входом укладывали плитку и он был закрыт.

Перед церковью стоит на специальном постаменте макет храма. Выполнен он из бронзы, специально для слабовидящих людей, чтобы проблемы со зрением не помешали насладится величием и красотой собора.

На меня церковь произвела неизгладимое впечатление! Словно вынырнувшая из нарядной детской сказки, с яркой черепичной крышей, сияющей в лучах опускавшегося к горизонту солнцу, с высокими острыми шпилями и высоченной колокольней, церковь парила над Дунаем!!!

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

В Будапешт стоит лететь уже хотя бы потому, чтобы своими глазами увидеть эту необычайную церковь. Поверьте мне, красота храма не оставит равнодушным никого…

Самое интересное я узнала совершенно случайно. Площадь Святой Троицы, где и расположена церковь, раньше «играла» роль Красной площади в Американских боевиках. Ну совершенно не похоже!!!

16. Памятник святому Иштвану.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Иштван Первый — основатель венгерского государства. Памятник установлен в начале 20 века, недалеко от церкви Святого Матьяша, у стен Рыбацкого бастиона.

Памятник тоже сооружали к празднованию Тысячелетия. Вообще, как я заметила, основные памятники и прочие знаковые туристические сооружения в Будапеште появились к Тысячелетию.

Автор создавал памятник почти 10 лет, скурпулезно изучая исторические детали для максимального сходства с Иштваном.

Всадник символически держит крест. На пьедестале памятника — барельефы со сценами из жизни Святого Иштвана. Памятник охраняют четыре льва. Говорят, в одном из барельефов автор увековечил и себя, но за достоверность информации я не ручаюсь — уж больно много легенд и преданий в этой стране!

За распространение христианства на венгерской земле, Иштван Первый после смерти был канонизирован католической церковью и признан святым покровителем Венгрии. С той поры день Святого Иштвана (20 августа) является главным государственным праздником Венгрии.

17. Рыбацкий бастион.

Рыбацкий бастион был возведен в конце 19 — начале 20 века, как архитектурный фон для церкви Святого Матьяша, на средневековых стенах. Название обманывает — Рыбацкий бастион никогда не выполнял роль бастиона. Раньше на этом месте была площадь, окруженная крепостной стеной и шла торговля рыбой. Но в средние века рыбаки защищали именно этот участок крепостной стены от атак противника. И в Будапеште Рыбацкий бастион считают памятником храбрым рыбакам.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Бастион получился очень красивым! Семь почти диснеевских башенок, длинные проходы, лестницы, аркады больше навевают сказку. Если уж чего и не хватает, на мой взгляд, бастиону, так это возраста. Очень уж молодо он выглядит. Виной ли тому очень тщательная реставрация или так и было задумано — я не знаю. Но выглядит бастион слишком юным.

Под стенами бастиона расположен подземный тоннель, протяженностью больше 4 километров. А семь башенок обозначают семь венгерских племен, которые объединившись основали Венгрию.

По первоначальному проекту архитектора, лестница должна была спускаться до самого Дуная.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Во время Второй мировой войны бастион тоже сильно пострадал и реставрацией занимался сын архитектора.

В 1987 году Рыбацкий бастион и Будайский дворец внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас на галереях бастиона продаются изделия народных промыслов, картины, сувениры и прочие приятные мелочи.

С галерей бастиона открывается чудесный вид на Дунай, здание Парламента, на Пешт и его дворцы, храмы, крыши.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

В одной из башен бастиона есть кафе, со столиками на открытой площадке. Попивая кофе или согреваясь глинтвейном, можно неспешно любоваться видами Дуная.

Уходящее за горизонт солнце совершенно меняет вид бастиона. Теплый и густой закатный цвет преображает холодные камни, словно вдыхая в них жизнь. Кажется камни начинают нагреваться, излучать тепло и потихоньку оживают. Солнце оказалось самым гениальным художником, оно вдохнуло жизнь в башенки, галереи, переходы, пробежалось под арками и подсветило Рыбацкий бастион.

— Лестница Фридеша Шулека.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Бастион создан архитектором Шулеком, его имя и носит самая красивая лестница бастиона. Эта лестница считается достопримечательностью, которую выделяют особо, куда в обязательном порядке водят туристов, про нее рассказывают путеводители. Но мне она запомнилась совсем другим! Именно здесь я наконец-то услышала вальс «Дунайские волны», без которого не мыслила Венгрию и Будапешт. За целый день прогулки по двум берегам, этот вальс я не зацепила нигде даже краем уха и совсем уже было распрощалась с идеей услышать прекрасную музыку. И вдруг, подходя к лестнице, я уловила знакомую мелодию… Вальс плыл, перетекая со ступени на ступень, он таял под арками, он взмывал в голубое небо, грелся под закатными лучами теплого не по-ноябрьски солнышка, он заполнял собой весь бастион и зазывал закружиться в танце. И теперь, когда я вспоминаю Будапешт, в душе звучат аккорды этого чудесного вальса…

Пора было идти дальше. Мы спустились с бастиона по той самой лестнице, которая должна была по превоначальной задумке архитектора выходить на дунайский берег, и вышли на улицу Hunyadi Janjs Wax, пошли по ней, затем налево по Donati St и повернули направо на Ponty St, где спустились по лестнице между домов.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Дальше идем по Ponti St до улицы Fo.

Переходим на Halasz St и выходим на остановку трамвая номер 19, 41, который довезет до Моста Свободы.

18. Мост Свободы.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Мост Свободы возведен в конце 19 века, тоже к празднованию Тысячелетия. Длина моста — 333, ширина — 20 метров. Открытие моста почтил своим присутствием император Франц Иосиф Первый.

Сначала мост именовался «Мост на площади Вамхаз», потом его прееименовали в мост имени Франца Иосифа и только после реконструкции 1946 года он получил имя «Мост Свободы». Это имя было дано мосту не случайно — с моста бросались в дунайские воды жители осажденного немцами города, в надежде получить долгожданную свободу. Наверное, не нужно уточнять, что выжили далеко не все… И опять тема войны вплетается в мое повествование о Будапеште — слишком много бед принесла Вторая мировая…

Мачты моста украшены фигурами мифической птицы Турул, в количестве четырех штук и гербами.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Мост считается самым красивым среди консольных мостов мира. В отличие от всех остальных мостов, при его восстановлении после войны использовались старые металлические пролеты, рухнувшие в Дунай. Поэтому мост Свободы по праву может считаться самым старым мостом Будапешта.

Подъем конструкций моста и выправление искореженных взрывом пролетов было по тем временам настоящим техническим прорывом. Недостающие фрагменты отливали по первоначальным чертежам из конструкций другого моста.

Раньше в Будапеште была одна интересная традиция: 1 апреля жители города выходили на мост, чтобы утопить в Дунае ненужные и надоевшие им предметы. Сейчас эта традиция забыта.

А еще мост Свободы исполняет желания, загаданные под ним. Так что в Будапешт надо прилетать с солидным списком желаний и мечтаний!

По мосту Свободы мы переходим Дунай и возвращаемся в Пешт. И через несколько десятков шагов попадаем на Центральный рынок Будапешта.

19. Центральный рынок.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Центральный рынок Будапешта — место вкусное, красивое и интересное. Сам рынок в плане архитектуры — здание старинное, атмосферное и колоритное.

Без знания венгерского языка здесь будет непросто, но это только на первый взгляд! Стоит многочисленным продавцам услышать ваши междусобойные переговоры на русском, как контакт сразу налаживается — наш великий и могучий в Венгрии знают и пользоваться им не гнушаются. Дальше все просто — выбираете товар, начинаете мучительный торг. Вам указывают на жутктй курс евро по отношению к форинту, вы апеллируете не менее страшным курсом евро к рублю, потом начинаете дружно ругать зарвавшийся евро, находите общие точки соприкосновения, проникаетесь друг к другу симпатией и лютой ненавистью к евро и завершаете торги покупкой полюбившейся вам вещи. В результате возникшей русско-венгерской дружбы я прикупила чудные перчатки, не менее чудную сумку и в порыве великодушия еще сумку для дочери. Скрепив новоявленную дружбу передачей денег из рук в руки, мы расстались вполне довольными друг другом. Кстати, цены и без торговли вполне божеские…

Сувениры тоже лучше купить на рынке. Здесь торг тоже возможен, но уже не так результативен — стартовая цена невелика, потому и размах не тот!
Про всякие-разные колбасы и прочие «мечты советсткого туриста» я молчу, всего этого и у нас полно. А вот паприку в подарок я купила на рынке. Как можно уезжать из Будапешта без паприки!!!

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Раньше место, где нынче располагается рынок, называлось Соляной площадью и были здесь огромные соляные склады. Рядом располагался и табачный склад, который потом разобрали и расчистили нынешнюю площадь.

Сегодня площадь называется Таможенной, в честь здания таможенного управления, построенного в конце 19 века на пештском берегу Дуная, рядом с мостом Свободы. Сейчас это один из корпусов экономического университета.

Сам рынок построен в конце 19 века. Но за несколько дней до открытия рынка случился пожар и огнем была уничтожена половина крыши. Так и не открывшееся здание пришлось ремонтировать и настоящее открытие рынка случилось через год.

Во время Второй мировой рынок сильно пострадал. После восстановления рынок еще несколько раз подвергался реконструкциям и ремонтам, весьма деликатным и щадящим, надо признать. Зданию рынка в 1999 году была присуждена самая почетная архитектурная премия.

20. Улица Ваци.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Главная туристическая улица Будапешта, исторического района Бельварош. На улице расположены магазины, рестораны, кафе и сувенирные лавочки. Начинается от площади Февам, у Центрального рынка и доходит до площади Верешмарти (ну или наоборот, смотря откуда идти). Длина улицы 1,2 километра, практически вся она пешеходная.

Цены на улице Ваци, со стороны рынка, значительно ниже цен со стороны площади Верешмарти, это факт! Потому не спешите делать покупки, едва вступив на нее.

Улица Ваци пересекается с улицей Kossuth Lajos St. На этой улице начинается еще один красивый мост Будапешта.

21. Мост Эржбет.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Строительство моста началось в конце 19 века. Назван он в честь королевы Елизаветы, известной всем как Сиси, погибшей от руки итальянского террориста. Проект моста победил на конкурсе, где было представлено 54 варианта. Мост было решено делать вантовым. Его открытие состоялось в начале 20 века. Длина моста — 378 метров, ширина — 18 метров. До 1926 года это был самый длинный мост в мире.

Это единственный мост в Будапеште, который не удалось восстановить после войны в первоначальном виде, он был взорван немцами. Через 15 лет после того, как мост был разрушен, принято решение строить новый. Мост стал проще и одновременно элегантнее, открыт заново мост был в 1964 году.

В 2005 году на мосту Эржбет был поставлен рекорд по количеству целующихся — 5875 пар одновременно слились в поцелуе, что отмечено в Книге рекордов Гиннесса.

Вот на такой оптимистичной ноте я и закончу нашу прогулку по Будапешту…

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Нам оставалось дойти до станции метро «Астория» на линии М2.

Самостоятельно по Будапешту. Буда, окончание. И немножко Пешта.

Там мы дождались вагона метро и доехали до вокзала Келети, с которого и началось наше путешествие по Будапешту. На вокзале, с трудом продираясь сквозь венгерские названия, мы нашли платформу, дождались поезда и отправились назад, в Вену, с полным ощущением, что едем мы домой…

Будапешт город особенный. Красивый… Дышаший легендами… Немного противоречивый… Неоднозначный… Его так просто полюбить… И, наверное, есть за что поругать… Его надо просто посмотреть, почувствовать, понять и принять. Таким, какой он есть!

Красота Будапешта стоит вашей любви! Ну, или хотя бы легкой влюбленности…