Ирина — была 16 января 12:21
 – вся в работе (

Пинежье заповедное. Там на неведомых дорожках…

11 декабря 2014 г. 19:46 Архангельская область — Россия Август 2014

Продолжаем своё путешествие по Пинежскому краю. Начало «Пинежье — таинственный мир карстовых пещер» о спуске в карстовую пещеру «Голубинский провал» можно почитать здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_10849

Пещера «Голубинский провал», которую мы посетили, находится в каньоне Тараканий лог. Там же еще две небольшие пещерки — «Малая Голубинская» и «Колыбелька».

Благодаря ледяному дыханию найти пинежские пещеры несложно, практически во всех температура держится в районе нуля градусов. Поэтому, пробираясь на дне очередного лога между валунами, поросших мхами, папоротниками и можжевельником, внезапно чувствуешь дуновение холода и видишь, что растительность с камней исчезает, а это значит, рядом находится вход в пещеру.

Кстати, Тараканий лог — удивительно красивое место, стоит потратить время на его осмотр. С одной стороны лога высокий отвесный обрыв (высота достигает 35 метров), со дна которого веет холодом, дает о себе знать пещера,

с другой — нагромождение поросших мхом и можжевельником валунов:

среди которых растут северные красавицы — венерины башмачки и другие растения, многие из которых можно найти в «Красной книге».

Желающие могут спуститься вниз по практически отвесным скалам.

В сопровождении гида, но без какой-либо экипировки и страховки. Я не рискнула.

К счастью, это не единственный путь в «Тараканий лог». Сделав крюк по лесу, мы сразу оказываемся на дне лога.

Ходить здесь желательно только по тропинкам, столь хрупка и уникальна местная флора, и не подходить под стену каньона, с неё иногда срываются громадные валуны.

Происхождение названия «Тараканий лог» или «Тараканья щелья» местные объясняют так: по легенде, когда последний ледник сошел с этих мест, изо всех подземных щелей поползли тараканы — единственные, кто уцелел при катаклизме. Откуда в ледниковый период взялись тараканы, и кто был свидетелем их победы над стихией, легенда умалчивает))

Лесной отель «Голубино», в котором мы остановились, расположен в непосредственной близости к границе Пинежского заповедника. Общая площадь заповедника51890 га. Территория освоена минимально. В заповеднике нет дорог, только пешеходные тропы. На этой территории никто постоянно никогда не жил и не живет в настоящее время

Самый популярный и доступный маршрут на территории заповедника это Экологическая тропа, проходящая по двум большим логам: Голубинскому и Святому.

Следуя по ней, можно увидеть все красоты карстового рельефа: скалы из гипса и ангидрита, останцы-башни, небольшие пещеры (Китеж, Деликатная, Ледяная волна), провалы и воронки.

Прогуливаясь по заповедному лесу, в его тишине, под кронами столетних деревьев, вдыхаешь его аромат… я бы даже сказала — настой: пряный, густой. Здесь запах хвои, шишек, ягод, грибов, мха, трав… Этот аромат пьянит и дурманит.

Идешь по тропинке, всматриваешься, а лесную чащу, и будто бы видишь таинственных лесных жителей:

А потом тропинка вдруг обрывается и прямо перед тобой возникает стена каньонообразного лога с валунами и небольшими ручьями, периодически уходящими в пещеры или образующими небольшие водопады.

Наиболее известен находящийся здесь незамерзающий «Святой источник» с чистейшей водой, низвергающийся шумным водопадиком из скалы на дне глубокого лога.

Из-за резкого перепада высот, а этой местности и частичного обрушения некрепких карстовых и гипсовых пород, обнажилось русло мощной подземной реки, несущей свои воды неизвестно откуда и неизвестно куда. Причём саму реку видно буквально на протяжении 10–15 метров. Но зато на этом крошечном кусочке своего течения, из-за перепада высот породы, образовался этот водопад.

В непосредственной близости от воды температура воздуха +12, сама же вода +2 +4. Всегда находятся те, кто окунаются в святую воду. Как?! Я пока набирала воду в бутылочку, у меня пальцы занемели. Вода просто ледяная! Но чистейшая и очень вкусная!

Воде из «Святого источника» приписывают чудодейственные лечебные свойства. Не даром когда-то на текущем от водопадика ручье, который несколько раз на своем пути исчезает под землю, были купальни, построенные монахами Красногорского монастыря. К сожалению, они не сохранились.

Сам же Красногорский мужской Богородицкий монастырь находился в7 км. отсюда на Красной горке (это самое высокое место Беломоро-Кулойского плато). На Красную горку можно съездить, чтобы увидеть строения монастыря.

В первое время своего существования монастырь носил название «Черногорский». Дала имя монастырю «Черная гора» — угрюмая, высокая, лесистая и непроходимая чаща. Огромный труд многих поколений людей, расчищавших луга и пашни, возводивших строения из дерева и камня, сделал гору «красной», т. е. красивой.

История Красногорского (в прошлом — Черногорского) монастыря начинается с 1603 года. В1723 г. был основан каменный храм чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери на частные пожертвования и деньги императрицы Анны Иоанновны.

В XIX в. были построены два одноэтажных дома для настоятеля и братии, высокая изба с амбарами и кладовою, трапезная и гостиница; деревянная ограда была заменена каменной, а внутреннее убранство храма оштукатурено и расписано «живописью по стенам». То, как выглядел монастырь, можно увидеть на экспозиции в маленьком местном музее:

Сейчас, к сожалению, строения монастыря находятся в плачевном состоянии. От великолепного каменного храма сохранились только выщербленные стены.

При полном отсутствии крыши, чудом сохранились несколько старинных фресок:

Около монастыря находится место захоронения сосланного фаворита царицы Софьи — Василия Васильевича Голицына. Здесь он провел последние годы жизни и был похоронен.

Надгробная плита с его могилы хранится сейчас в местном краеведческом музее, а у стен храма располагается современная копия.

С Красной горки можно полюбоваться открывающимся отсюда изумительным видом на бескрайние северные леса, луга, врезающиеся в густой лес, а далеко внизу увидеть серебрящуюся извилистую пойму реки Пинеги.

На самом горизонте, у изгиба реки, чуть заметно село Сояла. Поближе, на том же левом берегу, Юрола — одно из древнейших поселений в этих местах.

Дали вокруг открываются необозримые!

Вот такие незабываемые два дня провели мы в Пинежье. Успели осмотреть только близлежащие к лесному отелю «Голубино» достопримечательности. А сколько здесь еще всего интересного! Это и рыбалка (в прозрачной воде местных рек — огромное разнообразие крупной рыбы), и дайвинг на карстовых озерах (погружение с аквалангом в кристально чистой воде), прогулки на байдарках по жемчужине Беломоро-Кулойского плато — Карас озерам (это система озер протяженностью несколько километров); сплав по порожистой реке Сотке (говорят, что там можно увидеть бобров); там же на реке Сотке можно увидеть лиственничную рощу, возраст которой около трёхсот лет; а ещё — спуски в каньоны и подъемы на скалы, с высоты которых открываются необыкновенные виды! За пару дней всего этого не успеть, поэтому лучше приезжать в эти места на неделю.

Здесь Вы отдохнете от городской суеты и шума в окружении нетронутой первозданной природы, заповедных лесов, скал, рек, озер и брызг водопадов.

«Пинежье — нежье моё», так любовно говорят местные жители. Природа этих мест действительно разнообразна и уникальна, а подземный мир карстовых пещер оставляет неизгладимое впечатление!

К Пинежью привязываешься сразу, расстаёшься с грустью и запоминаешь навсегда.

P. S. при подготовке отзыва, использован материал с сайта rusfacts.ru

12 декабря 2014 г. 8:43
Суровые места! Но красота какая!
12 декабря 2014 г. 11:28
Anna_08 писала 12 декабря 2014 г. 8:43
Суровые места!
северные )
Но красота какая
поддерживаю!
12 декабря 2014 г. 9:04
Очень красивые места! Просто фантастические!!!!!
12 декабря 2014 г. 11:27
Да, природа - лучший скульптор и архитектор!
12 декабря 2014 г. 12:04
Очень красиво! Монастырь жалко... восстанавливать не собираются?
12 декабря 2014 г. 12:21
annaabrosimova писала 12 декабря 2014 г. 12:04
Монастырь жалко... восстанавливать не собираются?
В ближайшее время вряд ли. На данный момент даже на "балансе" Епархии не состоит.
12 декабря 2014 г. 12:31
Жаль!
12 декабря 2014 г. 13:17
Ира, какие чудесные, невероятные по своей красоте и почти недоступности, места!!! Из чащи леса так и казалось, что выйдет медведь! С погодой вам повезло и небо шикарное, радовало вас своей синевой! Жаль конечно, что монастырь разрушается!
12 декабря 2014 г. 13:26
NataliaC писала 12 декабря 2014 г. 13:17
Из чащи леса так и казалось, что выйдет медведь!
а ведь нам говорили, что дикие звери водятся, поэтому особо далеко от тропы мы не уходили.
Жаль конечно, что монастырь разрушается!
да, Наташа, к сожалению, много, где такое у нас в России. А этот монастырь так эффектно смотрелся бы на Красной горке.
12 декабря 2014 г. 14:54
Красота необыкновенная , Леса со следами кикимор и леших , потрясающие обрывы ,сосны ,соседствующие с небом!! Природа завораживает !! Удивительный край ,Ирина! И как жаль что истори не находит своего хозяина , разрушается и вот так только случайно можно обнаружить ее следы.. а ведь какая она ..... Огромное спасибо за красоту Севера!
12 декабря 2014 г. 15:05
sovikont писала 12 декабря 2014 г. 14:54
Природа завораживает !!
природа дарит нам такую необыкновенную красоту! главное её увидеть. Не просто пройти мимо, подумав: ну лес, ну речка, а задержаться хоть ненадолго, почувствовать, стать её частью, раствориться в ней... И как жаль, что в каждодневной беготне, мы забываем, какая красота окружает нас.
Поэтому такие вот нечастые и недолгие выходные на природе я очень ценю и всегда очень радуюсь таким поездкам.
12 декабря 2014 г. 15:17
Полазили по буреломам) Подышали! Ах, Как дышится!!! Полетали - такой постор. Погрустили (есть о чем). Спасибо за пробужденные чувства!
14 декабря 2014 г. 21:02
Спасибо за пробужденные чувства!
такие места пробуждают в нас многообразие самых разнообразных чувств.
12 декабря 2014 г. 15:40
Ира, только расстояние и время года удерживает в ту же минуту не сорваться и не поехать в эти чудесные края ) Очень красивые фотографии! Интересные "лесные жители" и лес в деталях очень понравился. А вы по этой тропе сами ходили или с гидом? И как там все устроено- можно заблудиться?
14 декабря 2014 г. 21:12
Очень красивые фотографии!
Люба, спасибо! Я так старалась передать очарование этих заповедных мест.
Люба, мы ходили самостоятельно. Тропа начинается в километре от турбазы Голубино, нам объяснили, как дойти, это было не сложно. Пока идёшь по тропе не заблудиться, она хорошо протоптана, кое-где проложены деревянные мосточки. От тропы отходят маленькие тропинки едва заметные, и вскоре они пропадают, поэтому мы от тропы не отходили далеко. Страшновато, это ведь уже тайга. Но на турбазе можно взять услуги гида, который поводит по лесу и расскажет о местной флоре и фауне. По Тараканьему логу мы тоже ходили сами, на Красную горку ездили на своей машине, 7 км по дороге, есть указатель на повороте, нашли легко. В пещеру спускались с гидом, потому что одних туда не пускают. На турбазе предлагают много разнообразных экскурсий. В выходные дни набирались большие группы, моя мама пару лет назад ездила в эти места на неделе и они ходили на экскурсии компанией из четырёх человек, очень спокойно было.
12 декабря 2014 г. 16:12
Красота! Суровые, мощные места, где еще остался дух первозданной природы. Простор ощущается даже по фото. Очень здорово!
14 декабря 2014 г. 21:15
места, где еще остался дух первозданной природы
только бы мы смогли сохранить такие места.
Спасибо, Ирина!
12 декабря 2014 г. 18:04
Ирина, очень красивые места показали! Северная Русь!
14 декабря 2014 г. 21:16
Северная Русь!
мои любимые родные места!
12 декабря 2014 г. 20:06
Ирочка! Какая красота, необъятные просторы! Тебе очень удаются пейзажные фотографии. Ты замечательно смотришься на ромашковом фоне.
14 декабря 2014 г. 21:18
Какая красота, необъятные просторы
Леночка, у меня от этих просторов захватывало дух!
Тебе очень удаются пейзажные фотографии
спасибочки, так приятно!
Ты замечательно смотришься на ромашковом фоне.
13 декабря 2014 г. 6:49
С большим удовольствием бы побывала в этом месте!
Пейзажи так и зовут в дорогу.
14 декабря 2014 г. 21:20
Елена, приезжайте к нам на Севера! добро пожаловать!
15 декабря 2014 г. 6:12
За приглашение спасибо!
13 декабря 2014 г. 8:32
С каким бы удовольствием я приехала в Пинежье на недельку. Подышать свежим воздухом, погулять по лесным тропинкам, подышать чистейшим воздухом, полюбоваться водопадами и пещерами!
14 декабря 2014 г. 21:22
это такой замечательный отдых, после которого надолго заряжаешься энергией, силами и оптимизмом.
13 декабря 2014 г. 12:53
Близка мне неброская красота северной природы, ведь я сама с Крайнего Севера. Ира, прогулялась с тобой по заповедному лесу, увидела эти бескрайние просторы, погрустила у развалин старинного монастыря.. Ты очень проникновенно пишешь, с искренней любовью к родному краю
14 декабря 2014 г. 21:24
Ты очень проникновенно пишешь, с искренней любовью к родному краю
Аня, спасибо! Легко писать о местах, которые любишь. Хотелось, чтобы и читатели сайта, хоть немного влюбились в наши северные края.
13 декабря 2014 г. 14:42
Красота невообразимая - по настоящему заповедные места. А вот жители-туристы собрали бы по рублю на восстановление монастыря.... Спасибо, уникальные материалы...
14 декабря 2014 г. 21:29
А вот жители-туристы собрали бы по рублю на восстановление монастыря....
да, это была бы хорошая идея. посещение этих мест бесплатное, но можно было бы поставить какой-нибудь ящичек для добровольных пожертвований. Я думаю, нашлось бы много желающих внести свой вклад в восстановление церкви.
15 декабря 2014 г. 22:44
Там на неведомых дорожках…
, ... медведи бродят в босоножках... Это из детства такое продолжение, вот и вспомнилось!
Красота. Даже представить себе такое о тех краях не мог раньше! Спасибо!
16 декабря 2014 г. 12:24
albygan писал 15 декабря 2014 г. 22:44
.. медведи бродят в босоножках...
что то я такого из своего детства не помню ))
Красота. Даже представить себе такое о тех краях не мог раньше!
Альберт, если поискать, то даже в наших дремучих северных краях, можно найти много интересного. Буду и дальше делиться с вами, как только еще куда-нибудь выберусь.
16 декабря 2014 г. 12:33
Очень правильная идея. И интересная! Буду верным читателем/зрителем.
Elena_Lebedinskaja
6 января 2015 г. 20:46
Красотища необыкновенная!!! никакой заграницы не надо, когда своей красоты полно! завидую вам белой завистью!)))
9 января 2015 г. 21:42
Elena_Lebedinskaja писала 6 января 2015 г. 20:46
никакой заграницы не надо, когда своей красоты полно
в 2014 году у меня так и получилось: поездки только по России.
завидую вам белой завистью!)))
Елена, а ведь у вас красоты не меньше по области )) и пещеры тоже есть Ичалковские, а Заповедник озера Светлояр, а Васильсурс - Волжская Швейцария... столько всего красивого и интересного. Рассказывайте нам больше о своих краях
27 января 2015 г. 9:57
Присоединяюсь ко всем восторженным отзывам! Какие пейзажи! Какие краски! Гордость наполняет душу! Спасибо, что показываете такие чудные места!
27 января 2015 г. 10:07
Vikus писала 27 января 2015 г. 9:57
Присоединяюсь ко всем восторженным отзывам!
спасибо!
Какие пейзажи! Какие краски! Гордость наполняет душу!
да, и у нас есть, что посмотреть! правда иногда это приходиться поискать ))
12 апреля 2015 г. 23:01
Красивые места. Настоящая Русь.
13 апреля 2015 г. 11:31
Yurijvar писал 12 апреля 2015 г. 23:01
Настоящая Русь.
это да! непроходимые чащи и буреломы ))
Зато какая экзотика после городских джунглей.