Транспорт в Нидерландах

0 0

Транспорт вне урбанизированной части Нидерландов представлен в основном поездами, а также автобусами. В крупных городах, естественно, есть и другие типы пассажирских транспортных средств: метро, трамвай, такси, водный транспорт. В этой статье — обзор различных средств передвижения по Нидерландам: поезда, автобусы, автомобиль, велосипеды, такси. Если цель вашего путешествия — столица Нидерландов, то вы можете прочитать наш материал «Транспорт в Амстердаме».

Поезд

Нидерланды — страна густонаселенная и урбанизированная, поэтому здесь хорошо развит железнодорожный транспорт. В западной части страны железнодорожная сеть — это нечто большее, чем просто крупная городская сеть, здесь на главных направлениях ходят до 12 поездов в час. Существует два основных типа поездов: междугородные скорые и поезда, которые останавливаются на всех станциях. При этом скорые поезда не так быстры, как в некоторых других странах, у них больше остановок. За исключением нескольких сельских линий, в рабочий день поезда ходят не реже, чем через полчаса.

На некоторых направлениях, в частности, из Амстердама на север, прямых маршрутов больше нет, вам придется сделать пересадку (например, в Амерсфорте). Из-за того, что поезда идут один за другим, обычным делом становятся опоздания. Однако опаздывают поезда не больше, чем на 5 — 10 минут. Nederlandse Spoorwegen (Национальная железнодорожная компания) может похвастаться хорошей пунктуальностью — 80 — 85% (это процент составов, отходящих/прибывающих в пределах 3 минут от времени, указанного в расписании). Поезда в часы пик, особенно по утрам, могут быть переполнены. Nederlandse Spoorwegen обслуживает большинство маршрутов. Некоторые местные линии на севере и востоке страны обслуживают компании Syntus и Arriva, на юге — Veolia.

Билет можно купить на всех станциях, вне зависимости от оператора, и везде действует единая национальная система тарифов. Билеты можно приобрести в автоматических кассах, расплатившись монетами или банковской картой (единственной принимаемой к оплате кредитной картой является Maestro). Только на крупных станциях есть обычные билетные кассы, и билет в них будет стоить дороже на 0,5€. Автоматы по продаже билетов бывают двух видов: старая версия, с зеленоватым ЖК-дисплеем и 2 линиями, и новая — с большим сенсорным экраном. У последнего есть меню на английском языке. Если у вас всё же возникнут проблемы с покупкой билета в такой кассе, обратитесь к кому-нибудь за помощью: почти все голландцы говорят по-английски и наверняка помогут вам.

Транспорт в Нидерландах
© aser

Покупка билета предварительно не снизит его цену, как это практикуется в некоторых странах. Цена билета стандартизирована и зависит только от расстояния. Обратите внимание, что вы можете заранее купить билет с открытой датой, который начнет действовать, как только вы выйдите на платформу, но он не станет дешевле — это сделано просто для удобства пассажиров. Можно купить билеты в оба конца (называются retour, тут будет экономия: цена билета в один конец составит 60% от цены билетов в оба конца), но купить билеты можно только на день отъезда, или же в случае weekendretour (то же самое соотношение в цене) — на период между 19:00 пятницы и 4:00 понедельника. Как и во многих странах, между первым и вторым классом существует некоторое различие. Стоимость билета второго класса составляет 60% от цены билета первого класса. Главным преимуществом последнего является меньшее количество пассажиров в вагоне, а сиденья и проходы там обычно шире.

Для иностранцев характерна такая ошибка: они, не задумываясь, покупают в автоматах билет с 40-процентной скидкой. Однако для использования этого билета требуется специальная дисконтная карта. Впрочем, вы можете воспользоваться дисконтной картой и другого человека.

В поездах не ходят кондукторы, как в некоторых других странах. Если вы приобретете билет уже в поезде, вам придется заплатить за него обычную цену плюс 35 евро штрафа. Если у вас на то была уважительная причина (допустим, автомат не работал), штраф может быть возмещен, но только после письменного обращения в офис NS. Проводникам в таких случаях не разрешается действовать по своему усмотрению, что вызывает в обществе резкую критику, но пока всё остается по-старому. Если у вас нет ни денег, ни паспорта, вас арестуют. И чем больше вы будете спорить с проводником, тем скорее он обратится к помощи транспортной полиции.

Между Роттердамом, Делфтом, Гаагой, Лейденом, Схипхолом, Амстердамом и Утрехтом ходят ночные поезда, что очень удобно для любителей ночной жизни и пассажиров аэропорта. Они ходят всю ночь напролет, через каждый час по всем направлениям. Однако путешествие из Роттердама в Утрехт на таком поезде займет приблизительно два часа (днем — 40 минут). В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье также ходят поезда в Северный Брабант: вы можете съездить в Хертогенбос, Эйндховен, Тилбург и Бреду.

Железнодорожные проездные билеты

Транспорт в Нидерландах

Если вы планируете передвигаться по Нидерландам в основном по железной дороге, рассмотрите возможность приобретения проездного билета Eurail pass с пакетом для Бенилюкса. Это позволит вам совершать любые поездки в пределах Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в течение нескольких дней. Можно приобрести Eurail Benelux Pass на 3 дня за 198 евро, 4 дня - 237 евро, 5 дней - 273 евро, 8 дней - 369 евро.

Европейцам, не имеющим права приобретать проездные билеты Eurail pass, следует поискать проездные билеты Inter Rail Pass, что также позволит им ездить на поездах со скидкой.

Если вы собираетесь остаться в Нидерландах на более длительный срок, то лучше приобрести «Voordeelurenkaart» (проездной билет, действующий не в часы пик), который позволяет своему владельцу получать в течение года скидку в 40%. Билеты с такой скидкой действуют после 9:00 в будни и целый день в выходные, по национальным праздникам и в июле—августе. Voordeelurenkaart нужно приобретать заранее, процесс его выдачи может занять несколько недель. Временную карту, которой можно пользоваться четыре недели, вам выдадут сразу же после получения вашей заявки на приобретение проездного. К заявке требуется приложить фотографию. Стоимость карты - € 62,60 в год.

Если вы пробудете в Нидерландах всего один день, при этом собираетесь посмотреть как можно больше объектов и планируете перемещаться поездом, вам следует приобрести «NS-Dagkaart». Это билет по типу «всё включено», он позволит вам за фиксированную плату пользоваться всем общественным транспортом Нидерландов. Каждый месяц проводятся различные акции по продаже проездных карт. Можно приобрести дневной билет за 13 или 16 евро. Можно отслеживать акции на сайте Treinreiziger.nl

Немного авантюрней использовать дополнительные преимущества «проездного не в час пик» или «годового проездного билета» (такие билеты, как правило, есть у студентов или госслужащих). Так вы можете сэкономить на проезде, не имея вообще никакого проездного билета: просто найдите студента с «OV -Kaart» (годовой проездной на общественный транспорт) или того, у которого есть «Voordeelurenkaart», и кто ездит в том же направлении, что и вы. Он имеет право взять с собой до трех попутчиков, которые тоже имеют право приобрести билеты с 40-процентной скидкой. Вы должны заранее приобрести железнодорожный билет со скидкой, а найти кого то, кто едет туда же, куда и вы, проблемы не составит. Этот билет действует только на выходных, в будни с 9:00, в дни национальных праздников и летом в июле—августе. Когда проводник попросит вас предъявить билет, ваш попутчик должен показать свой проездной. Кто именно это будет, значения никакого не имеет, лишь бы вы договорились с ним пройти контроль.

Автобус

В Нидерландах ездить в автобусе на дальние расстояния неудобно. Автобусы, как правило, используют для поездок в небольшие городки или в маленьких регионах, а не между ними. Обычно на автобусе удобно ездить на расстояния не больше 10 км.

Кроме того, автобусные маршруты имеют большой недостаток — они не прямые. Например, если вы хотите добраться из Амстердама в Роттердам, то по дороге должны будете заехать в Схипхол, Харлем, Лейден, Гаагу и Делфт.

В Амстердаме и некоторых других крупных городах по ночам ходит общественный транспорт. Как правило, билет будет стоить дороже дневного, или вам заранее придется купить специальный билет на ночной автобус. В некоторых случаях обычные strippenkaart не действуют, они могут использоваться только для поездок в дневное время.

Автомобиль

Машина — хороший способ обследовать сельские районы, особенно те, куда нельзя добраться на поезде, например Валюве, Зеландия или острова Северного моря. Ездить по Нидерландам обычно приятно: дорожная сеть разветвленная, на дорогах в нужных местах стоят знаки, а голландские водители — одни из наименее агрессивных в Европе. Однако это одна из самых густонаселенных стран мира, поэтому приготовьтесь к интенсивному потоку машин и пробкам везде, кроме северной части страны.

Правила вождения в Нидерландах

Транспорт в Нидерландах

Когда едете по городу, то, пересекая при повороте велосипедные дорожки, всегда уступайте дорогу велосипедистам. Если вы окажетесь в ДТП с участием велосипедиста, вас автоматически признают виновным (пока не будет доказано обратное). Если вы хотите осмотреть только города, машину лучше не брать. Из-за ограниченной пропускной способности дорог и трудностей с парковкой в большинстве крупных городов активно отказываются от автомобилей. Идущие по маршруту автобусы имеют приоритет при выезде с остановки, поэтому будьте осторожны, так как они могут выехать на полосу прямо перед вами, уверенные в том, что вы уступите дорогу.

Дорожных указателей много, но карту очень полезно иметь, особенно в городах, где много улиц с односторонним движением, и не всегда просто добраться из одной части города в другую. Будьте осторожны, не передвигайтесь ни по специальной полосе для автобусов (она часто обозначается как Lijnbus или Bus), ни по велосипедным дорожкам, отмеченным изображением велосипеда или красноватым цветом асфальта. Кроме того, не ездите по реверсивным полосам (Spitsstrook), если над ними горит «X» красного цвета — этот знак показывает, что пользоваться этой полосой сейчас нельзя.

Движение правостороннее. Скоростной режим в жилых зонах — 50 км/ч, а в некоторых районах не превышает 30 км/ч. За городом можно ехать со скоростью 80 км/ч (как и на большинстве северных дорог). На некоторых местных дорогах скорость ограничена до 60 км/ч. На автомагистралях разрешено ехать со скоростью 120 км/ч, исключение составляют некоторые магистрали, где ограничение скорости составляет 100 км/ч.  В часы пик над большинством дорог висят знаки, показывающие, какая скорость разрешена в данный момент.

По всей стране скорость проезжающих машин контролируется полицией. Обратите особое внимание на знак «Trajectcontrole»: он означает, что на дороге, по которой вы едете, работает автоматическая система отслеживания средней скорости автомобиля на длинной дистанции.

Спиртные напитки и вождение несовместимы, за этим строго следят. Часто применяют тест с дыхательной трубкой, как выборочно (вы останавливаетесь у обочины, и полицейский считает необходимым проверить вас на содержание алкоголя), так и всех подряд (например, у полиции на автомагистрали есть контрольный пункт по проверке на алкоголь). Сплошная желтая линия рядом с тротуаром означает, что остановка запрещена, а прерывистая желтая — что запрещена парковка. На некоторых перекрестках на дороге изображена ломаная линия, похожая на акульи зубы, — она означает, что вы должны уступить дорогу другому транспорту.

Заметим, что полиция также использует скрытое патрулирование, особенно на автомагистралях. В их распоряжении имеются системы видеонаблюдения, и часто бывает так, что вас не остановят сразу после нарушения правил, но будут продолжать за вами следить. Если вы и дальше будете нарушать правила, вас оштрафуют за все нарушения сразу.

Поломка и ДТП

Транспорт в Нидерландах

Если ваша машина сломалась на автомагистрали, вам необходимо дойти до ближайшего на дороге телефона экстренной связи (praatpalen). Их легко узнать: они желтого цвета, высотой 1,5 метра, с круглой крышкой и торчащими сверху «ушками». По ним можно напрямую связаться со службами неотложной помощи.

Если вы попали в аварию, то, по правилам, оба водителя должны заполнить и подписать заявления для своих страховых компаний. Вы обязаны всегда иметь под рукой такой бланк. Полицию необходимо ставить в известность, если вы повредили общественную собственность, особенно вдоль автомагистралей, если причинили кому-нибудь вред, или в том случае, когда другой водитель откажется подписать страховое заявление. Скрывшись с места аварии, вы нарушите закон. Если же увидите, как такое проделал другой водитель, позвоните в полицию и дождитесь ее приезда. Телефон экстренной службы 112 (бесплатный, можно набрать даже с отключенного мобильного телефона); обычный, несрочный вызов полиции — 0900–8844.

АЗС

Горючее найти легко. Вдоль автомагистралей много автозаправочных станций, работающих круглосуточно 7 дней в неделю. Всё больше становится автоматических заправок (даже вдоль магистралей), где бензин продается по более низким ценам. Эти безлюдные станции принимают к оплате все обычные дебетовые и кредитные карты. На всех заправочных станциях продают как бензин, так и дизельное топливо; все марки класса «премиум» имеют одно и то же октановое число (говорят, чтобы компенсировать высокую цену, в них добавляют присадки, повышающие эффективность работы двигателя). Сжиженный газ продается на многих заправочных станциях вдоль автомагистралей, но в обжитых районах вы его никогда не встретите. Его символ — зеленого цвета значок, на котором изображена бензоколонка, он расположен рядом с обычным черным значком с изображением бензоколонки. Не используйте для заправки своей машины дизельное топливо, предназначенное для грузовиков: топливо то же, но давление намного выше.

Парковка в Нидерландах

Транспорт в Нидерландах

Плата за парковку в городе может быть довольно значительной. Если вы собираетесь посетить крупный город, в особенности Амстердам, но также и другие большие города типа Утрехта или Роттердама, серьезно рассмотрите возможность добраться туда общественным транспортом, это позволит вам избежать пробок и огромных трудностей, связанных с поиском места для парковки. Во многих городах вашу машину или заблокируют, или отбуксируют, если вы стоите на этом месте слишком долго (или стоите на месте, отведенном для инвалидов или спецмашин). На окраинах большинства крупных городов есть возможность воспользоваться льготами «парковочных» билетов; вы можете дешево припарковать здесь свою машину и продолжить поездку на общественном транспорте. Обратите внимание, что в Амстердаме и Гааге (впрочем, только на выходные) по ночам работает общественный транспорт, за исключением поездов.

Такси

Цены на такси в Нидерландах достаточно высоки. Водители такси имеют лицензии, но не проходят квалификационного экзамена, подтверждающего, что они хорошо знают улицы города. Однако такой экзамен планируют ввести в будущем. На всех имеющих лицензию такси висит синий номер.

Некоторые водители отказываются совершать короткие поездки (стоимостью меньше 10 евро). Это незаконно, но опротестовать такой отказ сложно. Минимальная цена (цена за посадку в такси) - 3 евро. Максимальная плата основывается на показаниях счетчика. Стоимость ожидания 0,35 евро в минуту. Если вы договариваетесь о цене заранее, то заплатить нужно эту сумму, или же ту, которую покажет счетчик, в зависимости от того, какая сумма меньше. Закон запрещает садиться в такси, не имея при себе достаточно денег для оплаты поездки, поэтому желательно заранее договориться о цене.

Велосипед

В Нидерландах езда на велосипеде намного безопаснее, чем в других странах, что объясняется наличием развитой инфраструктуры: велосипедных дорожек, велосипедных полос и обозначенных дорожными знаками велосипедных маршрутов. Ниже — несколько нюансов, о которых велосипедисту в Нидерландах необходимо знать.

    • Велосипедные дорожки и велосипедные полосы обозначаются круглым синим знаком с изображением белого велосипеда, изображением его на асфальте или красным асфальтом. Вы обязаны ехать исключительно по этим полосам.
    • Велосипедисты обязаны подчиняться тем же дорожным знакам, что и водители — если нет знака, утверждающего обратное (например изображение велосипеда под знаком «Въезд воспрещен»).
    • В отличие от Германии и Бельгии, где во многих местах правилами предписывается ехать по тротуару, если нет велосипедной дорожки или велосипедной полосы, двигайтесь по проезжей части.
    • На некоторых узких улицах при наличии велосипедной дорожки мопеды могут ехать по ней, а не как обычно — по основной части улицы.
    • Велосипеды должны быть оборудованы работающими передней фарой и задним фонарем, одних отражателей недостаточно. За езду на велосипеде в темноте без фар вас могут оштрафовать на 40€. Маленькие светодиодные фары на батарейках правилам не соответствуют, но часто полиция считает их приемлемыми.
    • Вы можете просто ездить на велосипеде по городу и окрестностям, без цели добраться из пункта, А в пункт В. Многие обозначенные дорожными знаками велосипедные маршруты разработаны специально для таких случаев, большинство из них напоминают восьмиугольник и вернут вас в конце прогулки к исходной точке. Некоторые маршруты проходят по недоступным для машин сельским районам. Знаки на велосипедных маршрутах обычно белые с красной каймой и красными надписями. Следует обратить внимание, что в южной части Нидерландов можно создать свои собственные маршруты, связав вместе обозначенные и пронумерованные точки маршрута, называемые «knooppunten».
    • Вы можете взять велосипед с собой в поезд на однодневную поездку в другой город или регион. Это стоит 6 евро. Не рекомендуется брать с собой велосипед в часы пик. Есть другой выход: взять его напрокат на самой станции (или неподалеку). На провоз велосипеда нужен еще один билет, который легко купить в автоматизированных кассах. Если велосипед складной, то в сложенном виде его можно провезти бесплатно.
    • Вы можете погрузить на велосипед палатку и отправится в путешествие через всю страну. Для этого вы должны быть в форме и не бояться дождя. Существуют национальные дальние велосипедные маршруты, разработанные специально для такого вида отдыха (дальние велосипедные маршруты Нидерландов можно посмотреть на сайте cyclingaroundtheworld.nl).
Транспорт в Нидерландах
  • Кражи велосипедов в Нидерландах — серьезная проблема, особенно вокруг железнодорожных станций и в больших городах. Никогда не оставляйте велосипед на стоянке около станции, пользуйтесь охраняемыми велосипедными парковками (stalling). Обычно используют 2 замка разных типов (к примеру, цепь блокировки и замок на трубке). Дело в том, что велосипедные воры, как правило, специализируются на каком-нибудь одном типе замка или носят инструменты, наиболее подходящие для одного типа замка. Если нет поблизости специальной парковки, велосипед следует пристегивать к фонарному столбу или к чему-то подобному. Велосипедные воры просто подбирают оставленные без присмотра велосипеды и грузят их на пикапы, чтобы потом спокойно взломать замки.
  • Если вы купите украденный велосипед, эта сделка будет признана незаконной, полиция при этом арестует и покупателя. Если вы покупаете велосипед по подозрительно низкой цене (например, от 10 до 20€) или же в подозрительном месте (как правило, на улице), по закону считается, что вы «предполагали или могли предположить», что велосипед краденый. Другими словами, незнание причины продажи велосипеда не является оправданием. Иногда даже полиция сама продает краденые велосипеды, чтобы затем арестовать потенциальных покупателей.

Справочные сайты

В основных городах — Амстердаме, Роттердаме и Гааге — можно ездить на трамвае, автобусе и метро, вне этих городов — на автобусе и поезде. Информацию о расписаниях транспорта можно получить на сайте 9292OV Reisinformatie — www.9292ov.nl. Информацию о поездах — на сайте Nederlandse Spoorwegen (NS) — www.ns.nl. На обоих сайтах можно спланировать свою поездку на общественном транспорте («Openbaar Vervoer», или «O.V.«), но 9292OV включает почти все виды общественного транспорта, а сайт NS имеет дело только с поездами. Однако здесь можно посмотреть последнюю информацию о задержках поездов и изменениях в расписании.

Советы от туристов

! Нашли неточность? Сообщите нам.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.