Любовь Клюева Эксперт — была 3 декабря 15:53

Пятицветная река Каньо Кристалес

22 июля 2014 г. 6:01 Ла-Макарена — Колумбия Июнь 2014

Это был уже не первый раз, когда я видела пятицветную реку Каньо Кристалес. Это одна из достопримечательностей must see в Колумбии, и бываю я там довольно часто. Хочу рассказать несколько деталей, которые могут пригодиться путешественникам, планирующим поездку туда!

Итак, во-первых: Каньо-Кристалес — это одно из тех мест, где организованный туризм гораздо более выгоден, удобен и практичен, нежели полностью самостоятельное путешествие. У меня был опыт посещения «разноцветной» реки без обращения к туристическим агентствам и сотрудникам национального парка. Могу сказать, что я потратила гораздо больше времени, нервов и денег, нежели в тех случаях, когда я обращалась за помощью.

Почему? Ла-Макарена (радиальный населенный пункт для посещения Каньо Кристалес) — не самое легкодоступное место. Здесь расположена одна из самых больших военных частей в Колумбии и совсем недавно здесь было не спокойно.

Сейчас все в порядке, но полиция и военные здесь присутствуют в большом количестве и, соответственно, задают вопросы. Они милые, но разговаривать с ними надо по-испански. И объяснять, кто ты, зачем приехал и как собираешься здесь жить-поживать. Списки туристов есть и у патрулей на реке Гуаяберо, то есть — если ты нигде не зафиксирован, тебя и в лодку не посадят (а до Каньо Кристалес без лодки не добраться) и постоянно: вопросы, вопросы, вопросы, пока ты, наконец, не прибьешься к какой-либо организованной группе и не сделаешь то, что мог бы сделать с самого начала без потери времени и разговоров.

Во-вторых, самолеты. В Ла-Макарену из Боготы летает авиакомпания Satena, у нее не самый удобный сайт для покупки билетов онлайн, эти билеты не самые дешевые, рейсы неудобные и нечастые, а сама авиакомпания — странная и хамская. О задержках рейсов Сатены знают все местные жители, а лично мне и моей группе туристов они создали неприятный форс-мажор, и только скандал и отличное знание испанского помешало им не посадить нас в самолет и, тем самым, испортить нам весь маршрут и не дать посмотреть на Каньо Кристалес.

Гораздо приятнее летать маленькими авиатакси от AeroStar. Из Боготы они не летают, летают из Вильявисенсио. Купить билеты на такой самолет в интернете — невозможно. Соответственно, все равно приходится возвращаться к агентствам. Летают такие самолетики каждый день, да, они маленькие и пятиместные, но, в принципе, путешествие на них не пугает — ландшафт здесь такой, что «пилотажа» особенного нет. До Вильявисенсио из Боготы — примерно 4 часа автомобильной езды по извилистой и живописной дороге.

Касаемо агентств: лучше иметь дело непосредственно с местными, с администрацией национального парка. Они очень трепетно относятся к своему проекту — это событие для целого региона, совсем недавно жившего под властью партизан и наркотраффика. Они гостеприимны, вежливы и предлагаемые ими услуги соответствуют и цене, и качеству.

Туры на Каньо Кристалес продают и колумбийские турфирмы с какой-то странной накруткой. Почему странной? Потому что в Ла-Макарене есть всего несколько отелей, очень простых и неказистых. Их стоимость и предлагаемый ими комфорт не станет лучше от того, что вы переплатите фирме. Одни и те же джипы, одни и те же лодки, одни и те же сотрудники национального парка — проводники, пользоваться услугами которых обязательно (см. про военную зону). Заплатили вы 230 долларов за 2 дня (именно столько на данный момент стоит двухдневный пакет «все включено» от национального парка) или 500 за те же 2 дня — сервис будет точно таким же.

Здесь плохо ловит даже местная связь, интернет — медленный, роуминг слабый или совсем отсутствует. Сколько ни заплати.

От себя рекомендую отель La Cascada. Его нет в поисковых системах, к сожалению, как и остальных гостиниц Ла-Макарены, но это самый чистый, самый тихий и комфортный приют в этом городке, а хозяева его — очень дружелюбные ненавязчивые люди, всегда готовые помочь. Останавливаюсь только там и туристов туда привожу, ни одного нарекания ни от кого к La Cascada нет.

Вообще, конечно, 2 дня — это очень мало. Это только взглянуть на саму реку и немного проникнуться ее красотой, увидеть знаменитые «красные» водоросли, которых больше нет нигде на планете и чуть-чуть местной культуры. Если честно, сюда бы на недельку! Предпринять несколько трекингов к самой реке — там и водопады, и интересные геологические образования:

и индейские священные камни, и уникальная флора, типичная только для этих мест. Я имею в виду самовоспламеняющееся растение «феникс»:

эфирные масла, содержащиеся в его коре, в определенный момент времени вспыхивают, растение сгорает, а через некоторое время на нем появляются новые побеги. Естественно, у него есть длинное название на латыни, но местные называют его «фениксом» — несложно понять, почему.

Вокруг Каньо Кристалес тоже много интересных мест: та же река Гуаяберо, природные достопримечательности колумбийских «льянос»… Плюс местные жители часто устраивают для своих гостей фольклорные праздники, на которых можно увидеть знаменитый танец «хоропо», послушать национальную музыку, узнать непростую историю Ла-Макарены и департамента Мета и вволю поесть чудесного мяса, приготовленного особым образом на гриле.

Что нужно знать тем, кто хочет поехать на Каньо Кристалес?

Река доступна только с середины июня по конец ноября! Это очень важно! Не верьте тем, кто говорит, что сюда можно ездить круглый год. Так говорят либо обманщики, либо несведующие люди. Конечно, можно прилететь в Ла-Макарену в любое время, но красот реки, разноцветных водорослей, которые и делают ее такой привлекательной, вы не увидите. Это будет просто мутный бурлящий поток. Увы…

Ехать нужно только в указанное время, потому что именно в этот период вода в реке опускается, сквозь нее проникают солнечные лучи, и водоросли начинают цвести.

Возьмите с собой репеллент, солнцезащитный крем, головной убор, брюки и рубашку из плотной ткани… Солнце здесь активное, как и москиты. Стоит отметить, что пользоваться «химией»: кремами, спреями, дезодорантами и т. п. гостям «пятицветной» реки нельзя! За этим зорко следят сотрудники национального парка: водоросли очень чувствительны, а так как любой поход на Каньо Кристалес предполагает купание, соответственно, лучше, чтобы туристы были «чистыми». Как и вода в реке — это практически дистиллированный чистый «аш-два-о»: болезнетворных бактерий здесь нет, равно как и большинства обитателей водоемов: прудовиков, водомерок, рыбок тут днем с огнем не найдешь.

Поэтому — пользуйтесь репеллентами и солнцезащитными кремами загодя, еще в отеле. Все-таки мы тоже окружающая среда, и аллергия на укусы и солнечные ожоги радости не добавят. Можно понять и национальный парк, старающийся сохранить природные красоты, и нас, живых людей, правда?)

Последняя и немаловажная деталь — это обувь. Ходить придется много, по воде и по камням в том числе. Лучше всего для этого подойдут трекинговые или рафтинговые сандалии, обувь для хождения по кораллам и т. п., и т. д. Не хочется тащить это с собой? Нет проблем. В магазинах Ла-Макарены можно найти дешевые варианты такой обуви типа «купить и убить». Можно так и сделать — цена вопроса 6–10 долларов за пару.

И счастливого путешествия! Это, действительно, уникальное место, такой реки больше нигде нет, а визит на Каньо Кристалес, благодаря очень душевному, пусть и простецкому, местному сервису, немногочисленности туристов и прекрасной экологии станет отличным вариантом для «перезагрузки». Удачи!