Ena
Эна — была 1 января 11:53
 – *Это и есть punk-rock?* - *Возможно...*

Вятское: село, которое стало музеем (21.07.2012). Часть 1

11 июня 2014 г. 15:36 Вятское — Россия Июль 2012
33 20

Цель поездки- село Вятское, Ярославская область.

Дата поездки- 21.07.2012.

Бюджет поездки — примерно 400 руб. (на двоих).

Вообще-то, если верить предлагаемым экскурсионным турам, рекламный слоган звучит как: «Вятское — село, которое хотело стать городом». Согласна, PR-ход — что надо, на такое название купятся те, кто умеет видеть очарование российской глубинки. Да и все побывавшие в Вятском расписывают его, как «чудесную пряничную картинку».

Побывать в Вятском мы хотели давно. Но сами, без экскурсии, благо, что близко. Посему, когда пришла пора решать, как отметить очередную годовщину свадьбы, нам с мужем независимо друг от друга в головы пришла одна и та же мысль: а не поехать ли в Вятское?

Решили за день, собрали рюкзаки, прихватив нехитрый сухпаек и традиционную бутылку шампанского. Утром только чудом умудрились не опоздать на автобус-пазик до Вятского, набитый крикливыми дачниками. Билеты продавали не в кассах автостанции Филино, а прямо в транспорте (55 руб./чел., есть льготы). Как ни странно, нам удалось даже занять одно место на двоих, так что ехали практически с комфортом:). Что же, день начался удачно. Едем отмечать свою очередную ежегодную романтическую дату!

7

ИСТОРИЯ ТОРГОВОГО СЕЛА

Она немногим отличается от хроник любого другого крупного провинциального села. И пока в моих наушниках надрывается любимая панк-группа «F.P.G.», а за окошками мелькают леса, луга да деревеньки, вспомним матчасть, почерпанную с Википедии и официальных сайтов Вятского: www.vyatskoe.yar.ru и www.hotel-vyatskoe.ru.

Первое упоминание Вятского в письменных источниках — 1502 год. Тогда оно являлось центром митрополичьей Вятской волости. Причем, церковная жизнь села была довольно насыщенной, так, в XVII веке оно стало вотчиной патриарха Филарета. Впрочем, сей факт не помешал все той же Вятской волости стать «одним из центров революционной пропаганды среди крестьян в Ярославской губернии» (1870-е годы). Еще Вятское облюбовали старообрядцы, с конца XVIII века здесь устраивались богатые еженедельные базары и широкие ярмарки.

7

С середины XIX века жители села взяли да и начали разводить… огурцы! Может быть, в пику «огуречному царству» — Суздалю, а, может, местные почвы способствовали культивированию столь нежной культуры. Об этой славной странице прошлого напоминают интригующие подписи на схеме Вятского: «Огуречный цех» и «Огуречные ямы», отмеченные как «объекты перспективного развития села». Что же, вятских огурцов мы, конечно, не видели и не пробовали, а вот турагентства плотно ухватились за эту «сельскохозяйственную идею».

Что еще? Гражданская война, коллективизация, до 1923 года Вятское было приписано к Даниловскому уезду. А вот теперь относится к Некрасовскому муниципальному району, что в составе нашей Ярославской области.

ЦЕРКВИ, МУЗЕИ И ОКРАИНЫ

Наш пазик, несущественно облегчившись за счет выходящих дачников, с шиком остановился на центральной площади Вятского. Что же, на первый взгляд село действительно впечатляло. Выглядело оно в этот теплый июльский денек, словно сошедшим с рекламного буклета: яркие, свежеоштукатуренные особнячки, тенистая зелень парка, маковки храма, домики, то взбегающие на холмы, то прячущиеся в низинах. Просто картинка, мечта насмотревшихся на повсеместную разруху провинции туристов.

6

Я сразу же вспомнила шикарный сайт местной гостиницы и телевизионную рекламу, приглашающую на очередную фольклорную программу. И в противовес — слова коллеги, у которой тут живет подруга: «Куда ты хочешь? В Вятское??? Да что там делать?!! Дорогущая гостиница, а вокруг — обычная деревня. Короче, ехать туда не за чем». Настораживала как непривычная взгляду «причесанность», так и тот факт, что коллега то же самое говорила о других наших маршрутах, о той же Карабихе, в очарование которой я влюбилась прошлым сентябрем. В наш лживый век «нельзя никому доверять», посему решили все проверить на себе.

4

Я уже упоминала о восторге, который непременно вызывает Вятское у всех прибывших. Я согласна, для туристов здесь рай. Особенно для изголодавшихся по не раздражающим взгляд пейзажам. Ведь людям так надоело смотреть на грязь, коей и в обычной жизни предостаточно, на разруху, которую ежедневно наблюдаешь в соседнем дворе. Людям не хочется замечать негатив, размышляя, отчего в нашей глубинке такое плачевное положение дел, вникать в чьи-то проблемы, ездить по богом забытым местечкам с целью привлечь если не инвестиции в них, то хотя бы внимание к ним. Им легче и приятнее любоваться закатами на Карибах или на худой конец нежиться в шезлонгах у бассейнов в турецких отелях — «домиках для Барби». Конечно, комфортнее смотреть на пальмы в кадках и мечтательно вздыхать о кораллах в голубой лагуне, чем с глубокой грустью взирать на поросшие мхом камни разрушенных церквей и облупленную штукатурку старинных особняков. Их взгляду милее вот такая искусственная, «заплаточная» прилизанность, чем горькая, но не прикрытая настоящность. Для них вот некие современные предприниматели и организуют подобные «музеи». И на них же зарабатывают деньги. И пипл это хавает.

4

Я уже бывала в подобных местах. Например, Суздаль, несмотря на всю свою очаровательность, красивые пейзажи и многочисленные церкви, так и не оставил в моем сердце глубокого следа. Мышкин — тоже вроде бы раскрученный бренд, но его спасает та добрая наивность, тот по-детски незатейливый хенд-мейд, что заставляют воспринимать весь поставленный на поток туризм как забавную хитринку, присущую простаку-крестьянину.

Часто приходится читать в рассказах или комментариях о том, что, дескать, какие симпатичные городки или деревеньки есть в Европе, с кукольными домиками, чистыми дорожками и благоухающими цветниками. Хорошо? Да, конечно. Но я почему-то смотрю на эти идиллические картинки лишь с вежливой улыбкой, ни одной струнки души они не задевают. Наверное, дело в нашем русском менталитете. Нам нужно над чем-то поплакать, о чем-то пожалеть, в нас навсегда засела эта «есенинская грусть». Уж такие мы, русские.

5

С другой стороны, а многих ли из вас, путешествующих по европам, возят по задворкам тех самых «поселков-картинок», по бедным фермам или грязным рабочим городским окраинам? Что-то мне не верится, что «там» все так карамельно, что «у них» нет такого же запустения, как у нас.

Вот и Вятское не исключение. Всех тех, кто пишет восторженные дифирамбы на тему: «Вот могут же наши, когда хотят!», водят исключительно по наработанным туристическим маршрутам. Хитрые экскурсоводы, рассказывая вам о купцах и огурцах, навряд ли допустят, чтобы вы свернули в неугодный переулок. С наскока Вятское воспринимается таким сказочным селом, «которому несказанно повезло», копнуть глубже — банальная до оскомины идея, как сделать из ничего «конфетку». Цитата из статьи с Википедии: «С 2007 года ООО „Ярославская инвестиционно-финансовая компания“ реализуется программа реконструкции села Вятского с целью превращения его в туристический центр». И все встает на свои места. Никто не будет «ради идеи» подновлять штукатурку. В Вятское, бесспорно, вкладывают огромные деньги. А еще больше получают с толп туристов, в том числе иностранных, которые стадами ходят за экскурсоводом, щелкают фотоаппаратом и поют хвалебные оды «облагороженной глубинке».

5

И все же Вятское пока еще не превратилось полностью в очередной пафосный «музей под открытым небом». Это только с виду — глянец, показушная причесанность, насквозь пропитанная тленом коммерции. А стоит лишь на пару шагов свернуть в сторону от туристической тропы — вот они более привычные для нашего взгляда домики-покосушки, облупленная штукатурка и окна с выбитыми стеклами, грязь и мусор по обочинам. Русское разгильдяйство. Безысходность. Но именно они почему-то вызывают сочувствие, а не «барские нумера» пафосной гостиницы. Но, думаю, с таким размахом, распробовав Вятское — сладкий кусок пирога, и до окраин доберутся дельцы.

1

И все же я рада, что сюда мы приехали сами, без экскурсии. Так легче, пусть и на контрасте, воспринимается Вятское: село-музей и обычная русская деревня в одном лице. Именно таким мы его увидели, и таким я хочу показать его вам, приглашая прогуляться по дорожкам Вятского и отметить нашу седьмую годовщину свадьбы.

2

Вышедшие из пазика люди мгновенно исчезли с небольшого пяточка, играющего роль сельской площади. Мы остались одни наедине с тишиной и пока еще безоблачным летним небом. Пусть сегодня суббота, но до обеда мы практически нигде не наблюдали привычной людской движухи, местное население, видимо, предпочитало сладенько отсыпаться. Не поверите, но из всех людей мы видели лишь старушек, спешивших на утреннее богомолье в Воскресенскую церковь, одинокую машину местных ментов (простите, но новомодное слово «полиция» уж совсем не вяжется с селом:)) да чумазых гастарбайтеров. И карты нет, и спросить дорогу не у кого. Зато на удивление есть огромная красочная схема с улицами и достопримечательностями, а на каждом углу в центре стоят новенькие указатели наподобие тех, что в музеях.

1

Бесспорно, удобно и сразу же располагает. Как располагают и обрамляющие площадь и прилегающие улочки симпатичные купеческие особнячки, яркие, подновленные, сияющие на солнышке свежей штукатуркой. Я, конечно, тут же достала фотоаппарат. Муж, лишенный моей близорукости и эмоциональности, чуть остудил мой пыл. Оказалось, что все эти милые здания занимает местный туристический комплекс, а, следовательно, в отреставрированных особняках располагаются корпуса гостиницы, ресторана и музея. Мы даже зашли во дворик гостиницы, где увидели практически «европейский» дворик с ровной лужайкой, лавочками и даже часовенкой со святой водицей. Мило, не так ли?

3

А вот и более душевная Аллея славы с гранитными плитами с именами павших бойцов и обязательным бронзовым воином с пулеметом на постаменте. Читаю табличку: «Никто не забыт, ничто не забыто». Такие мемориалы есть практически во всех провинциальных городках и поселках, что мне, безусловно, импонирует.

3

В глубине парка видим памятник «Императору-Освободителю Александру II». Бюст даровавшему свободу крестьянам царю работы скульптора А. М. Опекушина был установлен в 1911 году. После революции его место занял более соответствующий времени Карл Маркс. Хотя мне лично логика «красного правительства» не совсем понятна, ведь Александр II своей знаменитой реформой дал ту самую долгожданную свободу угнетенным простолюдинам. Вроде бы благо сделал. А борцы за все ту же свободу вместо благодарности отправили монумент в топку. Но справедливость восторжествовала. Я читала, что в 2008 году копию того опекушенского бюста вновь вернули в парк, ее выполнил тутаевский скульптор В.Алаев.

2

За устремившим взор в безоблачные дали императором увидели разноцветный заборчик с вывеской «Музей русских забав». По сути это маленький парк с незатейливыми качелями-каруселями, пусть слегка подновленными. У меня вызвало сомнение, что крестьяне в базарные дни катались на механическом «колесе обозрения», пусть и маленьком. Вот еще один пример «предприимчивости»: взяли да и сделали апгрейд обычному детскому парку, небось, и денюжку за вход берут, музей все-таки. Правда, в действии сего аттракциона мы почему-то не наблюдали.

3

А вот церковь Воскресения Христова (1750 г.), что стоит на окраине центрального парка, нам понравилась. Храм симпатичный, душевный, по-сельски лаконичный и вместе с тем красивый. Достаточно высокий бесстолпный четверик увенчан пятиглавием с зелеными маковками, которые потихоньку реставрируют. Сквозь бежевую штукатурку видны красные кирпичи, от этого Воскресенская церковь кажется розоватой, как пасхальный кекс. Очарование придают побеленные наличники и зеленые вставки на кокошниках, аристократичность — удивительные для села портики «в традициях нарышкинского барокко». А основной доминантой села служит высокая восьмигранная свечка-колокольня, краснокирпичная, с крохотной зеленой луковкой.

6

Мы вошли в церковь, куда уже спешили на субботнюю службу вятские прихожанки. Внутри храм выглядел богатым, в теплом свете свечей проступали смутные очертания ярких росписей, сверкал резной позолоченный иконостас, негромко и проникновенно пели на хорах. Мы тихо осмотрели фрески и иконы и покинули святую обитель, дабы не мешать молебну старушек. Очень душевная и симпатичная церковь.

5

А мы, изучив план села, перешли по мостику речку и, следуя указателям, пошли искать основные достопримечательности. Первое, на что обратили внимание — милейший рядок деревянных банек на зеленом бережке речки Ухтанки с отражающимися в воде облаками. Оказалось, это одна из экспозиций — музей «Русская банька по-черному». Потом мы не раз еще проходили мимо, и каждый раз я с восхищением фотографировала этот душевный пейзаж. Впрочем, это еще один более чем наглядный пример, как сделать ту самую «конфетку» из… допустим, обмылков. Ведь, что удивительно, никто специально для музея эти баньки не строил. Раньше в любой деревне на берегу речки можно было наблюдать подобные постройки. Вот и в вятских банях когда-то мылись-парились селяне из близлежащих домов. А потом, то ли в частный сектор провели водопровод, то ли по выгодной цене выкупили этот участок земли с сараюшками у местных и организовали музей. А что, совершенно настоящий, так сказать, полное погружение в стародавнюю действительность. Мы тоже у себя на участке строим баньку, посему мужу непременно хотелось заглянуть внутрь, сравнить, так сказать, антураж. Но все вятские музеи по непонятной причине начинали работать поздно, с 11 часов, видать, любят местные поспать не по-деревенски долго. Посему осмотрели строения лишь снаружи. Позже в сети нашла фото: ну, все банально, печка-каменка, веники, полки. При этом все такое свеженькое, сразу понятно, никто здесь не парится — музей. Снаружи все четыре баньки смотрятся более антуражными, такие старенькие, почерневшие. Кстати, их показывают вкупе с экспозицией музея купца Горохова.

6

Вволю нагулявшись у банек, перешли по мостику на противоположную сторону. Здесь находится еще одна изображенная на указателе достопримечательность — «Ерехтанский источник». Состав бьющей из него воды считается целебным, местные уверяют, что он даже приближен к минеральным водам знаменитого Баден-Бадена. На табличке читаем, что водица «по своим данным является минеральной с повышенным содержанием кальция (90 мг/л), магния (15 мг/л) и калия (21 мг/л)» и имеет низкую концентрацию «натрия (11 мг/л), нитратов (0,07 мг/л), нитритов (0,02 мг/л) и хлоридов (13 мг/л)». Вот так вот, все честно! Даже указан «оптимальный способ применения воды — купание, умывание и обтирание». Впрочем, оценить по достоинству качества целебной водицы нам не удалось: банально не было подходящей тары, да и журчащий по пожелтевшей плиточке ручеек не впечатлил. Зато показалась очень симпатичной обрамляющая родник современная скульптурная композиция во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Ограждение в форме креста, сине-желтая плитка, милое изображение Богородицы, колокол — незатейливо, но очень душевно.

2

На этой же стороне, чуть поодаль, в двухэтажном кирпичном особняке располагается упомянутый ранее музей «Вятского торгующего крестьянина». Тоже вполне настоящая лавка, которую мы сначала приняли за сувенирную. Чуть позднее, когда вернулись сюда и попытались попасть внутрь, строгая служительница отчитала нас за самоуправство и предложила посетить экспозицию за… 100 рублей с носа. Правда, вместе с банькой. Впрочем, что там есть внутри, мы уже представляли: прилавок на первом этаже с муляжами товаров и купеческие покои на втором. В любом провинциальном музее можно увидеть подобное за более лояльную цену. Посему просто полюбовались особнячком, запертым на амбарные тяжелые замки, около которого стояли крайне антуражные бочки, думаю, когда-то в них солили те самые хваленые вятские огурчики. Рядом с огромной вывеской «Торговля Гороховых» такой же современный плакат с узнаваемой буквой «S». Что-то сомнительно, что вятский крестьянин продавал здесь булки и картошку за валюту. А вот музейщики с такими расценками явно гребут баксы лопатой.

1

Выйдя на дорогу, мы увидели симпатичный домик-часовенку над крещенской купелью. Признаюсь честно, с первого взгляда очередной новодел меня не впечатлил. Лимонный низенький домик под красной черепичной крышей, на фронтоне яркая фреска, расписанная местной знаменитостью — художником Н.Мухиным, — вроде бы ничего особенного.

2

Зато когда прошлись здесь в очередной раз, и часовня оказалась открытой, зашли внутрь. Как ни странно, народу здесь не было, служительница любезно предложила пройти внутрь, абсолютно бесплатно. А внутри — и, правда, купель в форме креста, с бирюзовой водицей, иконы, свечи — очень душевно. Понравилось даже мужу, не говоря уж обо мне. Не устаю повторять, что новодел новоделу рознь. Здесь как-то сразу чувствовалась святость места.

3

Продолжение следует…

Часть 2

Комментарии

YaroslavGlukhov
+1
11 июня 2014 г. 15:43
Отличное путешествие! Ждём продолжения!!!
Ena
11 июня 2014 г. 16:05
YaroslavGlukhov, спасибо! Обязательно будет вторая часть
Margaritka
+1
11 июня 2014 г. 15:55
Как здорово, Эна! радуют душу такие репортажи!!!
Ena
+1
11 июня 2014 г. 16:07
Margaritka, благодарю за теплые слова! Подумалось: а вдруг кто-нибудь тоже захочет побывать в Вятском, тем более, что многим нравятся такие "окультуренные", "причесанные" местечки
Margaritka
+1
11 июня 2014 г. 17:09
так как раз только вчера обсуждали эту тему и поэтому даже не сомневаюсь, что даже ОООчень многим Вятское придется по душе!!!
Ena
12 июня 2014 г. 8:24
Рита, как интересно совпало! А можно поподробнее о вашем разговоре ?
Margaritka
+1
14 июня 2014 г. 15:31
Эна, дорогая, в поисках нашей дискуссии потратила кучу времени, но так и не нашла... Помню, что Elena_Samuseva там тоже свою лепту вносила... вообщем стыдно, но не помню под каким материалом конкретно мы обсуждали
Ena
15 июня 2014 г. 10:45
Рита, замечательно, что подобные вопросы вызывают живое обсуждение - надо, обязательно надо их обсуждать, не оглядываясь на спорность предмета. Спасибо Вам еще раз за вдумчивость, желание думать и неравнодушие!
vibas
+2
11 июня 2014 г. 21:52
А мне понравилось! Вижу только хорошее в окультуривании таких мест. Так и местные могут подзаработать, и разруха уходит! Побольше бы таких мест!
А Суздаль - мой любимый город Золотого Кольца! Очень трогает!)
Для них вот некие современные предприниматели и организуют подобные «музеи». И на них же зарабатывают деньги. И пипл это хавает.
Да, я хаваю)) И совершенно не понимаю, что плохого в таких селах-музеях)) Дай Бог бы побольше таких предпринимателей - авось и поднялась бы провинция!)
С другой стороны, а многих ли из вас, путешествующих по европам, возят по задворкам тех самых «поселков-картинок», по бедным фермам или грязным рабочим городским окраинам? Что-то мне не верится, что «там» все так карамельно, что «у них» нет такого же запустения, как у нас.
Меня уже давно никто не возит и не водит - езжу и хожу сам, по окраинам в том числе. Так вот в Европе по-другому! Поверьте)))
Ena
+1
12 июня 2014 г. 8:21
vibas, спасибо Вам за неравнодушный комментарий! Наверное, совершенно отвратительного в превращении сел (городков) в музеи и нет, просто исчезает тогда душевность, некая настоящность. Там, куда запускает свою руку коммерция (это просто наша реалия, от которой никуда, к сожалению, не деться), появляется просто глянцевая картинка, не имеющая эмоционального наполнения. В о второй части я расскажу про Урлов посад - наверное, из-за него (в большей степени!) у меня сложилось такое впечатление о Вятском.
Так и местные могут подзаработать, и разруха уходит!
Местные как раз и не зарабатывают. Или не хотят. На всех стройках трудятся гастарбайтеры. Так что местным от подобного "наведения лоска" толку мало. А разруха - да, уходит, и на ее месте вырастают уродливые новоделы для нуворишей. Проблема в неумении (нежелании) сохранить наследие (проще же сломать и сделать пародию). Я не специалист, но в той же Европе существуют методы консервации, еще там что-то подобное.
Про Суздаль - мое субъективное мнение. Причем, там тоже храмы не в очень хорошем состоянии. Но вот все эти ряженые с песнями-плясками, такое "кабаре а-ля рюс" (а в глазах цыганское: денег дай!) смазали все хорошие впечатления. Ну вот не люблю я, когда на мне деньги зарабатывают, не выношу просто
Дай Бог бы побольше таких предпринимателей - авось и поднялась бы провинция!)
Не поднимется она. Поднимутся предприниматели. И построят себе виллы "в Каннах или Ницце", а Вятское останется лишь "фермой", приносящей дополнительный удой. Знаете, это грабеж - брать по сотне рублей (2 года назад!) за банальную демонстрацию прялок-сарафанов-кринок. Там ведь каждый музейчик из одной комнатки - и за каждый надо платить. Я не буду приводить в пример Брейтово, где краеведческая экспозиция из нескольких комнат стоила... 20 рублей. Но у других провинциальных музеев, коих я повидала немало, дороже 50 как-то не выходило. И мне не было жалко денег - государственные, они выживали, как могли. А здесь - платить очередному буржуа, которому и до села-то, скорей всего, дела нет - меня как-то ломало.
Так вот в Европе по-другому!
Например, в Париже, где даже в центре клошары, проститутки, воры и сутенеры, а в узких двориках справляют нужду? А ужасные гетто, рабочие кварталы? Да много всего нетуристического можно увидеть...
А по поводу Вятского - народ ездит, ну и хорошо. Я же говорю многим нравится. А я вот так, резко написала, да, просто хочется, чтобы народ задумался, что за напускным глянцем скрывается банальная гниль...
vibas
15 июня 2014 г. 20:02
Например, в Париже, где даже в центре клошары, проститутки, воры и сутенеры, а в узких двориках справляют нужду? А ужасные гетто, рабочие кварталы? Да много всего нетуристического можно увидеть...
Конечно, у каждого свой взгляд. Я вот НИЧЕГО такого в Париже не увидел)))
Ena
16 июня 2014 г. 9:17
Я тоже, поскольку говорю лишь с чужих слов: по почти каждый рассказ пестрит вот такими вот жуткими "прелестями". И не верить многим людям у меня нет основания. Впрочем, Вы правы - каждый видит то, что хочет (умеет) видеть. Это нормально. Просто, мне кажется, уметь отличать фальшь и не закрывать глаза на некоторые неприглядные вещи - весьма необходимая в этой жизни привычка. А то меня и так постоянно обвиняют в излишней восторженности, позитивному отношению к жизни, идеализации многих фактов - не только в рассказах (фу, очередное сюсюканье и розовые сопли - говорят они), но и в повседневности.
PVV
+1
PVV
12 июня 2014 г. 2:00
Нам нужно над чем-то поплакать, о чем-то пожалеть, в нас навсегда засела эта «есенинская грусть».

Я бы сказал по другому.Нам всегда нужна драма.
Ena
+1
12 июня 2014 г. 7:58
PVV, да, Вы правы. Эмоциональность, трагизм - это в русском менталитете, наверное, поэтому в этой нашей стране так сложно найти счастливых людей
julykum
+2
12 июня 2014 г. 23:30
Эна, уррра! Наконец-то твой новый рассказ о милой российской глубинке! Заждалась-заждалась, не скрою! Спасибо, что порадовала!

Но кое в чем с тобой не соглашусь: ну все-таки ты немножко чересчур строга к Вятскому. Ну и пусть возрождается гламурно-пафосным образом. Ничего, пройдут года и лоск новодела поблекнет, приобретет требуемую благородную патину. Просто подождать немного надо. Ну и пусть нувориши восстанавливают с помощью гастарбайтеров. Местным тоже места найдутся: пусть уборщицы, сторожа, кассира, официанта, но все-равно хоть какая-то копеечка в дом. Да и, глядя на отреставрированные дома, иной селянин задумается и забор свой в кои-то веки покрасит, цветы в полисадники высадит или сарайчик оштукатурит. Разве ж плохо?

По поводу Европы... Я, конечно, не большой специалист, мы были только в Черногории, но я очень понимаю тех, кто в нее влюбляется. Есть во всех этих старинных городках свое неописуемое очарование. Я, когда только попала на улицы Старого города Будвы просто голову потеряла, бродила, как пьяная, по его улицам и все надышаться не могла его атмосферой, его историей, очарованием, той гармонией, с которой в нем уживаются прошлое, настоящее и будущее. Это чувство было сравнимо с тем, какое испытываешь в настоящем храме, храме, где чувствуется присутствие Бога. Плохо объясняю, но уж как могу.

А то, что Суздаль не полюбился: очень жаль. Нам он очень по душе пришелся, и денег с нас там никто не выжимал: бродили по городу в свое удовольствие и стариной любовались. Но это осенью. в сентябре, было, может весь цыганский кордебалет к осени сворачивается и нам просто повезло?
Ena
+1
13 июня 2014 г. 23:28
Юля, спасибо! Рассказ старый (двухгодичной выдержки аж), просто я сюда поздно выкладываю. Да, знаю, что очень резко написала - тогда как раз и начинала писать резко, кое-что в моем сознании кардинально перевернулось. И вместо розовых соплей выходили вот такие протесты. И это лучше, чем глупые восторги: ах, как красивенько! Мне теперь больше интересны проблемы - их и стараюсь поднимать в своих рассказах.
Вятское меня лично разочаровало. Это не значит, что мне милей разруха (которая, кстати, и в Вятском присутствует, просто туристам ее не показывают). Там все на коммерции построено. Очередной толстопуз зарабатывает бабло на туриках - цинично, да, но так и есть. И мне обидно, что нашу страну разбазаривают, продают, выставляют на аукцион - балаган какой-то устраивают. Я против, всегда буду против. Потому как не терплю всего этого псевдо. И гламур, лоск, иненастоящность я ненавижу. Уж как есть, простите.
julykum
+1
13 июня 2014 г. 23:48
Эна, да я, собственно, и не пытаюсь тебя переубедить: ты видишь так, как видишь, и все мы пишем то, что чувствуем, а не партийные агитки.

Вполне вероятно, что окажись я в Вятском у меня сложилось бы такое же впечатление как и у тебя. Просто твой рассказ навел на определенные мысли, и я ими поделилась. И настаивать на своем у меня и в мыслях не было. Может, только робкая просьба попробовать переосмыслить. Но именно просьба, и именно робкая.
Margaritka
+2
15 июня 2014 г. 13:42
ой, девочки, и тему мы затеяли обсуждать, Однако! Никогда не считала себя знатоком ни Европы, ни других мест, хотя и по Европе, и по России, и по другим странам пришлось поездить не в рамках туров и рафинированных программ для вояжеров и отдыхающих! Но мое мнение на сегодняшний день такое - все хорошо, что хоть как-то способствует популяризации наших корней и нашего рода! Поверьте, особенно после событий на Украине начинаешь ценить любые зачатки просветительства! После жизни в Гималаях и в Непале никогда уже не повернется язык назвать Европу старушкой, а Рим вечным городом - детский сад, штаны на лямках! Но это не повод не уважать их историю, а повод быть бдительным в подмене, которую Запад старательно тиражирует, чтобы мы забыли свою историю и перестали ценить свои корни!
Относительно проивинции и предпринимательства! Разные люди и разные провинции. Хорошо помню свой опыт ещё в далеком 1997г, когда были по обмене опытом в Калифорнии и встречались с людьми, которые всю свою жизнь и все свое многомиллионное состояние посвятили тому, чтобы перевести бомжей! Они для них гостиницы и центры реабилитации и предприятия с несложной работой и поддержку специалистов по адаптации и прч организовывают и проплачивают, а что в итоге - максимум 2-3 месяца и снова человек уходит бродяжничать!!! так что бомж - это не национальность и не социальный статус, и не вопрос гражданской принадлежности к той или иной стране, а это по большому счету психологическое состояние сознания человека НЕ без определенного места жительства (БОМЖ), а без определенного рода занятости (БОРЗ)
Ena
16 июня 2014 г. 9:31
Рита, спасибо за мнение! Очень Вы верно написали:
а повод быть бдительным в подмене, которую Запад старательно тиражирует, чтобы мы забыли свою историю и перестали ценить свои корни!
я вот тоже не считаю себя "западоненавистницей" и даже не ругаю (как сейчас принято) Америку, но вот с этой фразой соглашусь полностью! Как и с тем, что
бомж - это не национальность и не социальный статус, и не вопрос гражданской принадлежности к той или иной стране, а это по большому счету психологическое состояние сознания человека
Margaritka
+1
16 июня 2014 г. 9:43
julykum
+1
14 июня 2014 г. 9:02
Может быть стоит относится ко всему эту новоделу как к лубку? Тоже вид искусства, стихийный, народный.
Ena
15 июня 2014 г. 10:58
julykum, соглашусь, что каждый видит под своим углом зрения. Но за мнение - всегда спасибо. Для того, собственно, и пишу, чтобы не просто рассказать об очередном городке, а и поднять проблему, рассказать, что не так все идеально, как на картинках туристических буклетов. И надо что-то с этим делать... Как-то так.

Новодел новоделу рознь. Тут так много составляющих, что трудно найти какую-то определенную формулу. Будет ли "намоленным" храм, построенный гастарбайтерами? Сохранит ли очарование "купеческий" особнячок, заново отстроенный на старом фундаменте? На другом ресурсе один человек высказал мнение, что процессы разрушения памятников старины - естественны. И иные руины смотрятся органичнее современных строений. Все уходит: и дома, и люди - естественное старение, как и своевременный уход - жизненны, нормальны. Не скажу, что я полностью согласна с этой точкой зрения - мне разрушающиеся здания искренне жаль. Но иной раз думаешь: пусть бы лучше шло своим чередом, чем так уродовать...

А лубок я не люблю за пошлость, какую-то нарочитую показушность, откровенную недалекость. Как-то органически не переношу я фальшь.
sovikont
+1
12 июня 2014 г. 23:44
Очарование есть конечно!! Честно мне и Мышкин приглянулся, ну что что под туристов , но ведь не загибается село ,есть работа для местных! Отличная поездка,Ена. А про Европу да.... отойди с Елисейских полей.... мама не горюй.. Клошары очередь занимают у люков на поспать зимой.. да и в Лондоне тоже есть весьма " нарядные " зоны,))
Ena
13 июня 2014 г. 23:18
sovikont, спасибо! Кстати, в Мышкине - да, местные работают. У меня знакомая в свои школьные годы в местном музее работала, буквально за "спасибо".
Тут все сложно: надо как-то соблюсти баланс между отвратительной коммерцией и душевностью - это немногим удается. К сожалению.
spatefillum
+2
13 июня 2014 г. 9:19
Наверное, для определенных мест нужна особенная реставрация, под старину. Этот способ отделки -поштукатурить, покрасить и еще что-то спереть во время ремонта просто не подходит для таких душевных уголков. А совсем ничего не делать- развалится ведь все, жалко...
Ena
+1
13 июня 2014 г. 23:11
Люба, спасибо за комментарий! Здесь так все сложно - и то, что пытаются сохранить, и то, что делают на этом бизнес. Там, Люба, все жутко: особняки-новоделы на месте старинных особнячков, музеи эти дорогущие. Еще хотели зоопарк сделать. Это не плохо, если бы не был такой налет фальши - а фальшь я органически не терплю.
sovikont
+2
13 июня 2014 г. 23:21
spatefillum писала 13 июня 2014 г. 9:19
что-то спереть во время ремонта
-это бич..... Но как верно сказано ,Люба!
spatefillum писала 13 июня 2014 г. 9:19
совсем ничего не делать- развалится ведь все, жалко...
вот именно .. такие уголки пропадают ,культурный пласт просто вымирает... Очень жалко!
Ena
13 июня 2014 г. 23:43
sovikont писала 13 июня 2014 г. 23:21
-это бич..... Но как верно сказано ,Люба!
Да, и как грустно (больно!) от этого!
Вообще, много чего пропадает. И в том числе "благодаря" такой вот "реставрации". Цинично, но иногда думается, пусть бы так потихоньку разрушались, чем превращались в псевдокультурные ценности. Потому как все псевдо я терпеть не могу.
А вообще, на ум приходит лишь сожаление, сожаление...
sovikont
+1
13 июня 2014 г. 23:46
Ломать не строить ,Ена... грустно все конечно.. приезжаешь в город и не узнаешь его .. старое и теплое зажали а то и вовсе снесли а новое безликое и бездушное....
Ena
+1
15 июня 2014 г. 11:01
Да, так, к сожалению, очень часть бывает. Что имеем - не храним.
sovikont
+1
15 июня 2014 г. 13:55
karela
16 июня 2014 г. 13:41
Я только что вернулась из глухой русской деревни и еще раз убедилась, что русская деревня умирает... и в какой-то мере возрождается. Да, разруха и безработица, местные только и делают, что пьют горькую, но есть и те, кто не опустил руки, кто не спихнул все проблемы на государство, а стал что-то ДЕЛАТЬ. И вот у этих людей я увидела и добротные, не покосившиеся дома, и свое большое хозяйство, и хорошие машины, которым могут позавидовать городские. Все это люди заработали честным трудом, не будучи ни чиновниками, ни силовиками.
Так что вся эта русская грусть, сплин т.н., который стал уже брендом - всего лишь миф и самооправдание.
Что касается Вятского и других наших замечательных мест, то, мне кажется, без коммерции они бы совсем зачахли. Да, появляется некая туристическая прилизанность, а с другой стороны, это возможность хоть как-то сохранить старину, а для местных еще и заработать денег
Ena
16 июня 2014 г. 14:07
karela, спасибо Вам за интересный комментарий! Соглашусь, что глубинка глубинке - рознь, где-то действительно есть местечки, на которые приятно посмотреть. И хорошо, когда люди сознательно хотят сделать свое город (село, деревню) лучше. Мне понравились симпатичные домики в Нерехте - жители содержали их в опрятном состоянии именно для себя, в первую очередь, а не для туристов. Это выглядело приятно.
Можно ли заработать деньги честно? Можно заработать деньги на ком-то (чем-то). Это не значит, что люди-хозяйственники, о которых Вы пишите, - плохие. Я, например, только "за" развитие и сельского хозяйства, и "за" поддержку отечественного производителя. Но в современных условиях это неимоверно трудно (в т.ч. и из-за гос.политики - это я к тому, что "не надо спихивать проблемы на государство", еще как надо - но оно, гос-во зачастую только мешает), посему и возродить село до прежних масштабов - невозможно. Спросите любого жителя провинции (из молодого поколения): хотя ли они остаться у себя на родине? Да бежать они хотят, от безработицы, от непролазной грязи, от безысходности. Потому что не знают (и не хотят) все это менять, зачем, ведь в Большом городе за них уже все сделали (стереотип, конечно).
Турместечек - единицы, и Ростов, Тутаев, Мышкин, Нерехта, Великое, Буй, Галич, Углич, Рыбинск, Пошехонье, Гаврилом-Ям - даже такие довольно известные места (в которых я побывала) - нуждаются в развитии и заботе, спросите любого местного - и на Вас ушат проблем выльется. А сколько на карте деревенек, сель, городочков, которые все своим видом доказывают, что умирающая российская глубинка - отнюдь не
миф и самооправдание
.
Да, появляется некая туристическая прилизанность, а с другой стороны, это возможность хоть как-то сохранить старину, а для местных еще и заработать денег
- душевность, та самая старина и аутентичность теряются. Ведь не реставраторы и историки зачастую "восстанавливают", а обычные, простите, барыги. А им легче разрушить и построить очередное "псевдо". Ну, а по поводу "рабочих мест для местных" я уже говорила: гастарбайтеры там трудятся, как и везде. А зарабатывают лишь "хозяева". К сожалению.
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.