Турист Вера Полонская (vpolonsky)
Вера Полонская
была 23 апреля 22:25

Саратовская область — Россия Май 2014

"В старые времена в селе разводили лохов", - гордо заявила экскурсовод  под хихиканье шестиклассников, - "но лохи - это совсем не те, о ком вы подумали. Это рыбы такие...".
Рыб мы не увидели. Посмотрели фрески полуразрушенного храма, побывали на  мельнице, перешли по шаткому мостику местную "Хуанхэ", поднявшись на гору, забрались в разбойничью пещеру...

Мой читатель, я поведу тебя в русскую глубинку. Хорошее слово "глубинка"! Глубинка-малинка-завалинка-диковинка... Создался образ? В глубинке живёт что-то доброе, детское, одновременно и сказочное, и взаправдашнее - то, что нужно увидеть, заметить, разгадать. Здесь есть настоящая глубина истории, до которой так интересно добираться...

О селе Лох

Село Лох старинное, и, наверное, поэтому вариантов происхождения названия набралось немало.

Одни говорят, что поселение так назвали потому, что в местной речке водилось много форели (а мужская особь форели так и называется - лох). Другие связывают название с созвучным немецким словом "глина", глины в селе много, многие постройки ею обмазаны.

Существует и версия связи названия с одноимённым куcтарником. А в соответствии с самым таинственным вариантом село в давние времена называли Кудеяров Лог - логово разбойника Кудеяра. Кудеяр, по существующим легендам и исследованиям, обитал в этих местах аж во времена Ивана Грозного. Говорят, что он хранил награбленные богатства в пещере. Пещера находилась в горе, и добраться в неё было не так-то просто...

Кудеярова пещера

Однако... куда не доберутся  расхитители кладов, шестиклассники доберутся обязательно! Вместе с одноклассниками сына мы отправились в настоящую экспедицию. Сначала перешли речку по экстремально шаткому мостику:

Мостик через Соколку

Именно в жёлтых водах этой "Хуанхэ", а по-местному Соколки, и водились когда-то лохи - форели. Соколка необычная и красивая, переливается всеми оттенками оранжевого цвета, благодаря высокому содержанию оксидов железа.

Речка Соколка

Вода очень чистая, бьют родники, есть и святой источник. Протекает Соколка возле Кудеяровой горы, на вершине которой находится вожделенная пещера. Добираются туристы до входа в пещеру по практически вертикальной дорожке, проходящей через лесистый склон. Говорят, что Кудеяровы сподвижники поднимались на гору на лошадях, но нам повезло меньше...

Тем не менее, высота была взята! Награда - потрясающий вид с вершины:

а также прогулка по прохладной пещере:

Передвигаться внутри можно только согнувшись в три погибели или на четвереньках, в кромешной темноте. Поэтому фонарики - непременный атрибут этого путешествия, также как и фотоаппарат: только на фотографиях можно в подробностях рассмотреть, что же там было на самом деле.

Покорять пещеры нам понравилось, и не только нам. На деревце возле входа мы заметили многочисленные повязки - ленточки, шнурки и даже пакетики с чаем, оставленные туристами, как знак "Я тут был!"

Сокровищ Кудеяра найти не посчастливилось, но клады в этих местах существуют. Рассказывают, что совсем недавно местный мальчик накопал в огороде целое ведро старинных монет! Находят и древние черепки, и прочую утварь - рай для археолога.

Чистый лесной воздух и красивые пейзажи превратили обратный путь в настоящее наслаждение.

Разбойничья пещера у села, где разводили лохов

Но приключения на этом не закончились.

Старая мельница

Старая мельница в селе Лох действительно есть, только, к сожалению, она не крутится и не вертится - давно заброшена. Построена мельница была в середине 19-го века. Раньше село было большое, и в нём было несколько мельниц, но до наших дней дожила лишь одна. На фотографиях видно, в каком она состоянии...

Разбойничья пещера у села, где разводили лохов

Однако группа энтузиастов (благодаря которым и состоялась наша экскурсия) ставит целью мельницу спасти. Есть уже и проект по её восстановлению. По замыслу здесь, как в прежние времена, должна молоться мука, из которой будут выпекаться плюшки и пряники для туристов.

Хочется верить, что село вновь станет большим и процветающим - ведь раньше в нём жило около 6000 человек (а сейчас от силы 600). Для лоховчан был построен храм с необыкновенно красивыми фресками.

Храм в честь Архистратига Михаила

Храм жив и сейчас, но его состояние оставляет желать лучшего.

Жильцы храма...

А был он прекрасен, расписывать стены и своды храма приглашали хороших художников.

Разбойничья пещера у села, где разводили лохов

Говорят, что для шеститысячной паствы привезли огромную икону Архангела Михаила, которая даже в двери храма не проходила и стояла подле него.

После Октябрьской революции снести храм не удалось, и его превратили в зернохранилище. Сейчас часть крыши обвалилась, храм находится в аварийном состоянии.

Разбойничья пещера у села, где разводили лохов

Можно ли его восстановить? Вопрос к архитекторам и реставраторам. Но душа отвечает, что можно и нужно. Ведь построен он был на энтузиазме жителей села в те времена, когда не существовало высоких технологий, вместо цемента традиционно использовалась смесь с куриными яйцами; и храм бы стоял и по сей день, если б люди не мешали...

Вместо эпилога

Глубинка моя получилась с изрядной долей горчинки и слезинки... Уехав из этих мест, я буду вспоминать их первозданную красоту, думать о том, как можно помочь, благодарить за гостеприимство... Рада, что дети побывали на такой экскурсии. Надеюсь, что, узнав историю жизни своих предков, они смогут написать свою, наполненную не менее славными и настоящими делами.