Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:34
Мы будем путешествовать!

Андерматт — Швейцария Март 2014

Цикл материалов "Кантон Ури, Швейцария."

1. Альтдорф: Вильгельм Телль — главный миф Швейцарии; по следам Суворова
  2. Андерматт и Сен-Готтар — по следам Суворова
  3. Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

В воскресенье была запланирована поездка из Шварцвальда в Люцерн. Вдруг, а у нас часто все случается вдруг, организаторы изъявили желание «ПО ПУТИ» заехать на Сен-Готар и Чертов мост. На все мои робкие попытки убедить их, что Сен-Готар до лета закрыт, мне было сообщено, что «а вот кто-то из моих знакомых был зимой и все было открыто». Ну, а я была не особенно против, т. к. это хоть и удлиняло значительно нашу дорогу, зато в связи с внеплановостью позволило мне взять фотоаппарат, и полюбоваться видами, а не только работать.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Группу собирали с 5 утра, по разным горным деревням и поселкам, я, встав в 3.40, была похожа на зомби. В 8.30. сели последние туристы и мы направились в Альпы. Провела викторину с наилегчайшими вопросами о Швейцарии, поняла, что в группе не знает никто и ничего, пришлось призы разыгрывать путем вытаскивания из стопки анкет-счастливчиков. Тут народ моментально ожил! А как только я начала рассказывать, так и сама ожила.

Виды из окон великолепные, погода радует. Одна постоянная автобусная проблема — кто-нибудь всегда хочет в туалет, при этом мужчины ходят в автобусный, а женщины требуют остановок. Пришлось дважды делать кофе-туалетные паузы.

И, наконец, в 12.00 мы у Чертова Моста! А он стоил такой длинной дороги! Ледник еще даже не начал таять, при этом температура + 15, солнышко светит, красота!

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Чертов Мост построен в ущелье Шелленен, да не просто построен, а самим чертом!

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

По легенде, дьявол построил его за одну ночь, заключив договор с местными жителями. Горцы желали обзавестись надежной переправой, чтобы она могла противостоять мощным горным потокам воды, но не очень рвались строить эту переправу сами. Видимо, начитавшись русских сказок про щуку, Конька-Горбунка и иже с ними, решили, что они не хуже, и нечего напрягаться самим! Заказали мост дьяволу, пообещав ему за работу душу первого, кто пройдет по мосту. Люди оказались хитрее черта, договор они нарушать не стали, но и душу отдавать не хотели, пустили по мосту первым козла. Дьявол разгневался и решил уничтожить свое творение, схватил огромный обломок скалы и поплелся с ним к ущелью. На пути черта встретилась умная и храбрая женщина (ну не мужчина же!!!), она ДОЛГО разговаривала с ним (не факт, что она умела говорить кратко), и, пока забалтывала беднягу, сумела потихоньку нарисовать на глыбе крест. Этот камень так и лежит в долине, правда, сейчас он был под снегом.

Ну, а для россиян, даже для бывших, это место знаковое. Постараюсь сделать исторический экскурс кратким.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

В 1798 Павел Первый принял решение о вступлении России в коалицию с Англией и Австрией против Наполеона. Суворов получил звание фельдмаршала Австрийского штаба, и отправляется в северную Италию.

Он был действительный гений быстрых атак, для взятия Милана ему понадобилось два дня. Но под Цюрихом терпит поражение армия Римского-Корсакова, полный разгром, армия Римского — Корсакова окружена армией Массена («Любимое дитя победы»). Суворов через кантон Тичино двигает свою армию на север. 24 сентября преодолен Сен-Готар, и русские войска встали лагерем недалеко от городка Андерматт. В доме Шонбехлер принимается решение атаковать французов, которые закрепились лагерем в районе Чертова моста. Этот стратегически важный объект открывал путь из ущелья к Фирвальштаттскому озеру. Нам, кстати, надо было туда же! Потери в этом бою несли обе армии, французский генерал Лекурб был большим специалистом по горным сражениям, он разместил два батальона и несколько орудий возле Урзенской дыры, узкого горного тоннеля, а один из пролетов моста разрушил.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Россияне, под шквальным огнем, соорудили временный настил из досок, связывав их офицерскими ремнями и шарфами. Река Ройсс уносила в своих бурных потоках тела раненных и убитых с обеих сторон.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Перелом наступил, когда егеря под командованием Багратиона, зашли в тыл врага, и меткими выстрелами помогли Суворову овладеть французскими позициями. Багратион — именно он настоящий герой и победитель битвы на Чертовом мосту!

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Французы побросали свои орудия и бежали через перевал Фурка. Несмотря на это, площадь называется вот так: Францозен Платц! Ну где справедливость? Нет справедливости!

К сожалению, мы не увидели 12-метровый крест, вырубленный в скале, все было в снегу. Это место принадлежит России, бронзовые буквы гласят: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Этот памятник был построен на деньги князя Голицына, открыт в 1898 году.

Ну, а мои туристы оторвались по полной — часовая фотосессия на снегу. Я с девочками поучаствовала очень скромно одной фотографией.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Поезда, выходящие из туннеля, очаровали всех!

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Еще и «скальная мозаика» порадовала.

Напоследок полюбовались на Ройсс,

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

и, вопреки моим предостережениям, отправились покорять Сен-Готар. Затея была менее успешна, нежели у Суворова, перевал, естественно, как я и предсказывала, был закрыт. Разворот нашего автобуса на пятачке развеселил всех отдыхающих:

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Даже собачки наблюдали за этим аттракционом:

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

В деревеньке два дома, пять отелей, но обязательная, непременная кирха.

Чертов мост — Суворовские места в Швейцарии

Вот и все, мы едем к цели нашего путешествия, прекрасному Люцерну. До свидания, Альпы!