Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Шарм-эль-Шейх — Египет Октябрь 2009

Отдых в Египте отличается от других разнообразием впечатлений. Здесь я получила не одно, а три разных путешествия в одном флаконе: 1) отдых на Красном море среди кораллов и тропических рыб; 2) историческое путешествие в глубь веков во времена фараонов; 3) религиозное путешествие по библейским местам.

Я отдыхала в Шарм-эль-Шейхе в отеле «Аль Бостан» 4* в конце сентября — начале октября 2007 г. Летели туда на самолете «ТУ-204» ночью 4 часа 20 мин, обратно на «Боинге» утром. Про самолеты писать нечего — взлет, посадка и сами полеты прошли идеально, задержек никаких не было, разве что сами билеты мы получали в аэропорту. В Египте сразу же поразило полное отсутствие женщин среди обслуживающего персонала аэропорта. То же самое оказалось и в отеле: даже горничные — мужчины. Наш отель оказался в самом выигрышном месте курорта Шарм-эль-Шейх: на улице Наама бей, которая является центром курортной жизни и набережной южного города, что потом обусловило очень приятные прогулки по вечерам. Это местоположение отеля выгодно отличало его от многих крутых пятизвезочных отелей, находящихся на берегу моря, но в таком отдалении от центра в окружении синайской пустыни, что отдыхающие либо чувствовали себя в комфортабельном заточении, либо должны были тратить ежедневно приличную сумму на такси, чтоб добраться вечером до центра, где кипела жизнь. Отель «Аль Бостан» небольшой, но очень уютный, расположен на 1-й линии. т. е. на самом берегу Красного моря и ещё одно его несомненное достоинство — прибрежная линия моря с потрясающей красотой кораллами и не менее потрясающими тропическими рыбками.

Сказка в Египте

Сразу хочу подчеркнуть, что те, кто любит ровное морское дно и однообразное плавание туда-сюда (или вообще не любит моря) — это место не для вас, тем более, что об кораллы можно пораниться, а об особо зловредные — даже обжечься. Сюда имеет смысль ехать тем, кто хочет, словно находясь в большом аквариуме, любоваться ярким и разнообразным подводным миром. Для этого совсем не надо быть дайвером и погружаться в глубины Красного моря с кислородным баллоном за плечами, достаточно иметь маску, плотно закрывающую от сильно соленой морской воды глаза и нос, и трубку в рот. Я впервые нацепила это снаряжение на себя именно в Египте, и освоилась с ним сразу же. В Красном море высокая соленость воды позволяет неподвижно лежать на воде в горизонтальном положении, не тонуть при этом, и опустив лицо в воду, медленно, если в резиновых тапках, и быстро, если в ластах, перемещаться над кораллами и встречаться с самыми разными морскими обитателями.

Плавать обязательно надо в резиновых плотно закрывающих ноги тапочках, чтоб не поранить ноги об кораллы и не наступить на опасных обитателей Красного моря: скатов или морских ежей, а их там немало. Но большинство морских обитателей очень мирно настроены: это любопытные желто-белые с черными полосками рыбы-бабочки, смешные очень яркие и тоже полосатые рыбы-клоуны (как из диснеевского мультфильма «Немо»), выскакивающие на защиту своего гнезда-норки, прикрытого щупальцами актинии, мои любимые рыбы-попугаи — большие, переливающиеся всеми цветами радуги, с загнутыми твердыми клювами, так увлеченно с хрустом разгрызающие кораллы, что до них можно дотронутся рукой и многие другие. Есть и немирно настроенные, маленькие черные рыбешки (не знаю названия) со сверкающими желтыми глазками, напоминающие маленьких злых собачонок — отважно кидаются на того, кто задержался около их домика-норки в кораллах и пытаются укусить беззубыми ртами, стремительные рыбы-хирурги могут поранить острыми плавниками, защищая своё гнездо. При атаке рыб-хирургов лучше отплыть в сторону — они не преследуют. По настоящему ядовитые рыбы сами не нападают на человека — не надо пытаться их поймать, как, например, соблазнительно поймать пучеглазую, всю словно в многочисленных вуалях-плавниках рыбу-крылатку — она ядовита.

Однажды на расстоянии вытянутой руки мимо меня, извиваясь как угорь, проплыла двухметровая темно-серая хищная мурена, старательно меня не замечая. На дне моря ежедневно встречала скатов — как обычных, так и электрических, главное, на них не наступить, говорят, удар их хвоста смертелен. Не могу не упомянуть интересного молюска — тридахну. Это всегда приоткрытая волнистая щель в кораллах, разнообразно окрашенная. Но стоит поднести к ней что-то твердое, как щель мгновенно захлопывается и нет никаких сил её разжать. Поскольку тридахны встречаются и большие, в несколько десятков сантиметров, если сунуть туда палец, то выйти из моря можно будет только если палец там оставить — так плотно его зажмет. Кормить рыб не разрешается, но делать это очень интересно: раскрошив булочку или яйцо в воду, получаешь эффект стаи голубей при кормежке — откуда не возьмись налетает огромное количество самых разнообразных рыбок и быстро-быстро, с жадностью вырывают друг у друга крошки. На всякий случай с рук лучше не кормить, засунуть еду либо в кораллы, либо оставить булочку на поверности воды, и не беспокойтесь насчет загрязнения моря — прожорливые рыбы расхватают все угощение за несколько секунд! Кораллы, ракушки и молюсков категорически запрещено вывозить из Египта. У кого найдут — грозят суровым наказанием: снимут с рейса, на время задержат, затем в загранпаспорте сделают отметку и навсегда запретят въезжать в Египет. Но особо отважные туристы умудряются провозить небольшие кораллы на своем теле — в аэропортах Египта не обыскивают.

Сказка в Египте

Морские экскурсионные программы включают путешествия на яхте и на автобусе к подводный заповеднику Рас Мухамед, на яхте к острову Тирану, рыбалку на яхте и подводную лодку. Я ездила на автобусе в заповедник Рас Мухамед, где под водой любовалась потрясающей красоты и всех цветов радуги кораллами, как твердыми, похожими на камни, так и мягкими, похожими на водные растения, и ещё более разнообразным миром тропических рыбок. На экскурсии в заповедник нас подвозили к единственной в мире роще мангровых деревьев, которые стоят на мелководье в Красном море и пьют эту соленую воду. Подвозили и к месту разлома земной коры после землетрясения, и к озеру исполнения желаний. И, конечно, впервые я увидела Синайскую пустыню! Надо сказать, что красоты зеленой природы, цветущие деревья, пальмы в Шарм-эль-Шейхе- всё это создано руками человека и живет благодаря его неусыпным заботам (прежде всего поливу). Настоящая природа Синайского полуострова — это гористая пустыня однообразного серо-желтого с оранжевым оттенком цвета. В пустыне сохраняются окопы со времен арабо-израильской войны, действующие блокпосты с пулеметами на крышах, посты «голубых касок» — войск ООН. Вообще военные в белой форме проверяют все машины на въезде и на выезде в населенные пункты, у туристов смотрят в паспорте египетскую визу. Чувствуется напряженное отношение в Израилю, которого египтяне считают захватчиком Синайского полуострова, коего они благополучно с этого полуострова выгнали и в октябре теперь празднуют день победы.

Жители Египта являются арабами, язык у них арабский в вкраплениями древнеегипетских слов, письмо — арабская вязь справа налево. Большая часть египтян (90%) — мусульмане, остальные — православные христиане-копты. В стране очень большая безработица, работает только 30% мужчин. Зарплаты у них маленькие, поэтому чаевые, по арабски «бакшиш» принамают с благодарностью. Из женщин в мусульманских семьях работают единицы и только в крупных городах. Мусульманские женщины, естественно, ходят в глухих одеждах до пят, в платках или в парандже. Зато арабки-христианки одеваются абсолютно как европейские женщины и не парятся в жарком климате: все те же шорты, легкие блузки, распущенные волосы. Мужчин в Египте значительно больше, чем женщин и они обязаны купить квартиру и заплатить большой калым при женитьбе. Так что большинство арабов по материальному положению не могут позволить себе иметь жену, этим обстоятельством и южным темпераментом объясняется приставучесть арабов к русским женщинам. В пустыне живет особое кочевое племя — бедуины, перемещаются на верблюдах, все являются мусульманами. Как сказал наш гид Усама (кстати, очень распростаненное имя в Египте): «Есть хорошие бедуины — они катают туристов на верблюдах, а есть плохие бедуины — они продают хороший гашиш». Валюта — египетский фунт и наравне с ним можно расплачиваться долларами. Температура воздуха всё время моего пребывания в Египте была +33 градуса, воды в Красном море +28 градусов. Дождей в Египте практически не бывает. К русским относятся хорошо, с благодарностью вспоминают помощь в постройке Асуанской плотины и поддержку СССР в арабо-израильской войне.

Немного про отель «Аль Бостан». Обслуживающий персонал, за небольшим исключением, не говорит по-русски, но, по-моему, активно учатся и усваивают обиходные слова. Наш номер на двоих был достаточно просторный, с кондиционером, холодильником, сейфом, двумя широкими кроватями, телевизором с двумя российскими (1-й и РТР) и массой египетскими каналами, большой совмещенной ванной с феном. Номер убирали и меняли полотенца ежедневно, бакшиш мы оставляли на кровати — 2 фунта каждый день. Наш номер выходил на внутренний двор отеля с бассейном, детским и взрослым, но как можно купаться в пахнущей хлоркой воде когда в 2 минутах ходьбы пляж тропического моря — не понимаю. Пляж песчанный, зонтики, лежаки и пушистые полосатые полотенца всем постояльцам отеля полагаются бесплатно, как и прохладительные напитки в баре на пляже. На пляже предлагают массаж за 17 $ в течение 40 мин и более и ванну Клеопатры за 53 $. Она включает в себя сразу: сауну, джакузи, турецкую баню, пиллинг+молочную ванну с добавлением масла+обертывание (водоросли/буре/кокос/кофе)+ массаж рук и стоп (лимон и соль)+маска для лица+45 мин общий массаж. К сожалению, на эту роскошь денег у меня не хватило. По путевке у нас было «всё включено», т. е. оплачено 3-х разовое питание и напитки на пляже. Еда — «шведский стол», т. е. бери и накладывай себе в тарелку всё, что хочешь и в любом количестве. Сразу скажу любителям хорошо покушать — «Аль Бостан» не ваш отель. Судите сами: на завтрак всегда одно и тоже — обжаренные сосиски с пюре, фасоль, жаренные овощи и приготовленная на Ваших глазах яичница или омлет. Много выпечки, из фруктов свежие и вкусные финики, апельсины, маленького размера бананы.

На обед чаще всего курица, мясо или рыба редко, из гарниров картошка, макароны, та же фасоль и овощи. Примерно тоже на ужин+ещё больше выпечки. В общем, наесться можно вполне, но деликатесов нет и еда довольно однообразная. И спиртного тоже нет — мы попали в месяц Рамадан, когда спиртное в нашем отеле было запрещено. Обслуживающий персонал, все сплошь мусульмане, в Рамадан до захода солнца не имеют права есть и пить. Представляете, как тяжело им было смотреть на туристов, которые не ограничивали себя в еде и питье. Как только заходило солнце, причем его лучи ещё освещали землю и сумерки ещё не наступили, весь персонал бросал все свои дела и срочно утолял жажду и голод. С другой стороны эти ограничения были не для всех египтян — в наш отель заехали на 3 дня египетские семьи из Каира, ели-пили днем, шумные, легко одетые женщины с распущенными волосами — все оказалась христианами.

Из исторических экскурсий предлагались экскурсия в Каир на автобусе (60 долларов) на 1 день; Каир и Александрию на автобусе на 2 дня (140 $): в Луксор на самолете (225 $),г. Петра в Иордании (от 250 до 325 $) и в Иерусалим в Израиле на 1 день на автобусе (230 $).

Я поехала в Каир. Эта экскурсия очень утомительна: в автобусе едут 7 часов туда (всю ночь), и 7 часов обратно. Прилечь негде. Вначале в Каире нас привезли в Египетский музей, где сосредоточены экспонаты, найденные при раскопках гробниц, пирамид, дворцов как времени фараонов, так и греко-римского периода. Несколько часов наша группа осматривала этот гигантский музей с сотнями тысыч знаменитых экспонатов, в том числе и мумии фараонов. Правда, таких желающих познакомится с культурой древнего Египта было неописуемое огромное количество и гиды, ведущие группы экскурсантов, должны были очень громко рассказывать и стараться перекричать друг друга. Затем нас прокатили на катере по древнему Нилу, покормили в ресторане по системе «шведский стол» и повезли в долину Гиза. В древности это было место захоронений, а сейчас просто один из районов города Каира. Внезапно среди многоэтажек вдруг появляется чудо света — пирамиды Хеопса, Хефрени, Миккерина, а когда подъедите поближе — пирамиды поменьше — жен и матерей фараонов. Пирамиды состоят из отдельных «кирпичиков» примерно в рост человека, раньше они были облицованы, но сейчас гладкая облицовка сохранилась только в некоторых местах. Кроме пирамид увидите Солнечную ладью Хеопса и Сфинкса — каменного человеко-льва с отбитым носом. Во всех этих местах вьется масса местного населения, предлагающего туристам поделки и сувениры сомнительного качества в виде статуэток фараонов и древнеегипетских богов. После осмотра древних достопримечательностей Каира, нас, как всегда, повезли в папирусную и парфюмерную лавки.

В первой кратко рассказали как готовится папирус (древнеегипетская бумага) и чем он отличается от фальшивого и предложили выбрать картины на папирусе ценой от 100 до 500 фунтов. В парфюмерной лавке, принадлежавшей дяде Доди АльФаеду, что разбился с принцессой Дианой, тоже провели лекцию об их продукции и нанесли на руки разнообразные ароматы и масла. На этом экскурсионный день в Каире закончился и нас повезли в обратный путь 7 часов в автобусе. Правил движения ни в Каире, ни вообще в Египте не соблюдают, светофоров нет и ночью часто автомобили не зажигают фары. Поэтому аварии там не редкость, мы видели опрокинутый грузовик с разбитыми бутылками, а когда благополучно вернулись назад в свой отель, узнали, что кому-то из российских туристов в тот день 5 октября крупно не повезло — их автобус по дороге из Каира в Шарм-эль-Шейх столкнулся в лоб с грузовиком. В Каире удивили недостроенные дома — стоит многоэтажка без крыши, одни окна застеклены и из них свисает-сушится белье, а другие окна без стекол, т. е. в недостроях живут люди. Говорят, это потому, что за достроенные здания приходится платить большие налоги.

Теперь о религиозной стороне моего отдыха в Египте. Дело в том — что Синайский полуостров — библейское место. Именно здесь Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и Бог кормил их манной небесной. Здесь в огне Неопалимой Купины Моисею явился Бог, здесь знаменитые монастыри с мощами святых, здесь гора Моисея, где он получил скрижали закона с 10 библейскими заповедями. В общем, самое место для паломничества. Религиозные экскурсии предлагались такие: гора Моисея, монастырь Св. Екатерины, 3 монастыря+св.источник Моисея, где он превращал соленую воду в пресную. Я поехала в монастырь Св. Екатерины и расскажу о нем подробнее, но вначале несколько слов о горе Моисея. Считается, что кто поднимется на неё обязательно ночью, тот очистится от всех своих грехов. И многие верующие приезжают специально с этой целью. Для паломников построена очень красивая гостиница около горы Моисея. Бедуины дежурят у горы с верблюдами и предлагают часть пути в гору проехать на верблюде. Говорят, с вершины горы виден красивейший рассвет.

Сказка в Египте

Монастырь Св. Екатерины — православный, основан на месте Неопалимой Купины Еленой, матерью императора Константина, там находятся чудесно обретенные мощи святой Екатерины. Эккурсионную группу российских туристов привезли к 12 часам — началу богослужения, которое заключается в чтении священником молитвы на арабском языке. Песнопений нет. Свечи в храме можно поставить только в одном месте. Всем, кто приложился к мощам св. Екатерины священник дарит серебряное колечко. В монастыре растет тот самый знаменитый куст терновника — Неопалимой Купины. Туристов подводят к колодцу, где Моисей познакомился со своей женой. В монастыре, как в Киево-Печерской лавре, сохраняются кости и черепа всех монахов. Черепа сложены горкой в отдельной церкви.

В завершение рассказа «Сказка в Египте» нельзя не упомянуть о сувенирах. Сувенирных лавочек очень много и на любой вкус особенно на Наама Бей и в Старом городе: папирусы, кожаные изделия, ювелирка, парфюм, поделки из камня, брелки, хлопковые футболки, ночные и просто рубашки, фарфор, книги о Египте на русском языке, календари — честное слово, глаза разбегаются. Но надо усвоить 2 правила: 1) надо торговаться, цена в результате торга снижается в 2 раза; 2) даже в супермаркетах норовят обмануть со сдачей — обязательно пересчитывайте!

Благодарю мою спутницу Свету за чудесный совместный отдых, приятное общение, прекрасные советы опытной путешественницы (ведь третий раз в Египте!), разрешение пользоваться фотоаппаратом, здравомыслие и помощь в переходах опасной египетской дороги.

Благодарю мою семью за самый чудесный подарок к моему юбилею — поездку в Египет и мечтаю ещё раз вернутся в эту сказку!

© Козицина Марина. Материал размещен с разрешения автора.