NatalyA
NatalyA Пользователь — была 29 сентября 2016 г. 18:50

Вологда - где, где, где ты? Путешествие по Русскому Северу

12 марта 2010 г. 5:35 Вологда — Россия Июнь 2007
2 1

Вологда оставила очень странные ощущения. Просто удивительно насколько наши фантазии ярко рисуют картинки-представления о том, как может выглядеть тот или иной объект. Вологду я всегда представляла себе русской северной красавицей, с васильковыми глазами, русой косой и правильными точёными чертами лица — точно такой, как на картине К. Васильева «Жница» (http://www.museum.ru/alb/image.asp?21522/).

Но Вологда в реальности нас подкосила. После того, как мы больше часа кружили по окраинам в поисках своей гостиницы, то имели возможность насмотреться на её пейзажи — глиняную равнину, минимальное количество зелёных деревьев, серые плоские однообразные многоэтажки, раздолбанные улицы, промышленные трубы, ж/д пути, народ повально с бутылками пива. В тот момент Вологда выглядела, как уставшая вымотанная рабочая женщина с картины А.Архипова «Прачки» (http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/46–2.htm).

На следующий день удивление подарил Софийский собор, полёт — колокольня, наслаждение — кружевной музей в Вологодском Кремле, разочарование — цены на вологодские кружева, опустошённость — церкви Вологды, шок — пепелища на месте прославленной деревянной застройки и рядом свежестроящиеся кирпичные особняки, пронзительность — памятник Николаю Рубцову на набережной, гурманские радости — ресторан «Мишкольц» в польском костеле, очарованность — белоснежный Спасо-Прилуцкий монастырь.

Поэтому сейчас Вологда нам видится в виде бабушки-кружевницы, которая сидит в стареньком доме, за мутным окошком, бренчит коклюшками и плетёт-выплетает свои узорчатые кружева, чтобы продавать их потом туристам у собора, бережно завернутыми в газетку.

Вологда — где, где, где ты?

Дорога.

В Вологду мы едем из Ярославля. До неё нам ехать — 195 км, т. е. ~ 2,5–3 часа. Из Ярославля мы выезжаем вечером, ~ в 21 час. Сейчас июнь, вечера светлые и прозрачные, темнеет очень поздно. Мы мчимся по узкому шоссе, лихо обгоняем, до Вологды ещё км 90, дорога поднимается вверх, слепит вечернее солнышко прямо в глаза. Так приятно. Только — что это за полосатая палочка отсвечивает на фоне солнца? И отмахивает. Неужели нам? Не-ет! Похоже, что наши приключения, начавшиеся в Ярославле ещё не закончились. Муж пересаживается в машину суровых владельцев полосатой палочки. «Так, превышение скорости, обгон через сплошную означает лишение прав». Приехали. Муж вздыхает, достаёт мобильный телефон и набирает цифру 500. В гаишной машине гремит гром и сверкают молнии. «И Вы считаете это нормальным?» — с металлом в голосе спрашивает грозный страж автопорядка. Муж опять вздыхает и меняет цифру на 1000. Погода резко меняется. В гаишной машине распускаются ландыши. Муж освобождён. И мы пилим дальше. Ну надо же, как нас подловили. И надо же, какие в Вологде ставки. Ладно, спишем эти расходы по кр?диту на статью «Материальная помощь». J Через полчаса нам снова отмахивают такой же палочкой. Но мы уже спокойны, как северные медведи. Ну и денёк сегодня, ничего не поделаешь. На этот раз за невключённые габаритные огни мужу выписывают штраф в 50 рублей. С одной стороны — неприятно, но с другой — по сравнению с забытыми нами сегодня утром в багажнике ключами от машины — пустяки. Правда, время жалко. Уже скоро полночь, а мы ещё не доехали до Вологды. По дороге, уже практически перед Вологдой мы остановились на огромнейшей суперсовременной бензозаправке Лукойл. Залили бензобак и зашли внутрь, поскольку там был магазин, а мы проголодались. К нашему (особенно моему) удивлению внутри кроме огромного авто и небольшого продовольственного отдела было ещё и очень приличное кафе. Мы с таким удовольствием подкрепились горячим чайком, пирожками и бутербродами. Можно было перекусить и поприличней, но мы экономили время. Интерьер внутри был супер хай-тековский металлик, и поэтому представить себе, что мы остановились не на хайвее в Калифорнии, а на двухполосном узком шоссе практически перед Вологдой, было сложно. Ну надо же, оказывается на бензозаправках можно заправиться не только бензином. J

Гостиница.

В Вологде у нас такая схема: ночь на пути из Ярославля — целый день — ночь и отъезд в Кириллов и Ферапонтово. После долгих поисков и обзвонов мы выбрали гостиницу «Николаевский клуб» (http://www.nik-hotel.ru). Она действительно новая, модная, даже крутая по вологодским понятиям (судя по количеству местных братанских затонированных джипов), современная, со всеми удобствами. Единственное, мы не учли одного — того, что «Николаевский клуб» находится в ж…адней части города. Мы её искали 1,5 часа. Карты города у нас, естественно, пока нет, только раскрытый путеводитель (кстати на сайте гостиницы тоже нет схемы подъезда, а это очень помогло бы при таком её расположении). Остановились, спрашиваем у прохожего мужчины: «Где эта улица, где этот дом?»

«Ёк макаёк!» — темпераментно закричал вологжанин, мгновенно проникнувшись нашей проблемой, — «Так вам не в эту сторону. Значит, разворачивайтесь обратно, поворот налево, потом на Ленинградку, поворот направо, там под мост, через ж/д пути, выезжаете на Пошехонку, а там спросите. И вообще, откуда у вас такая дурацкая карта?»

«Ёк макаёк!» — мы срисовали его возглас, «Спасибо, а карта путеводительская».

В общем, опять мчимся, направо, налево, куда-то забурили (улицы есть, но названий на них нет, понятное дело). Опять притормозили, спрашиваем у милиционера: «Гдеее?…»

«Аа, правильно едете, теперь вам значит на Пролетарку, потом на Первомайку, потом на Маяковского, а там спросите…»

Мы лежим уже. Во-первых, устали, во-вторых, первый час ночи уже, из которых полтора часа находимся в поиске гостиницы. Ёк-макаёк, да где же ты, Николаевский клуб?

В третий раз спросили у толпы поддатой молодёжи, они помахали пивными банками в нужном направлении.

Номер у нас оказался шикарным. 22 кв.метра, кондиционер, халаты-тапочки, шоколадки-вода. Завтрак был не шведский стол, а обслуживали официантки по меню. Заказывать при этом, можно всё что угодно в любых количествах. Очень вкусные завтраки, особенно омлет и каша. Вкусовым достоинствам этой гостиничной каши мужем была поставлена оценка 5 с двумя плюсами, вдобавок он постоянно вспоминал о ней всё путешествие. Но мне кроме каши, также понравились интерьеры — ресторана и банкетного зала, где мы завтракали. Вечером (по крайней мере два вечера подряд) в ресторане гуляют свадьбы. А это, понятное дело, означает весёлые песнопения и праздничные салюты-фейерверки-конфетти под балконом. Но мы не в претензии. Всё происходило в достаточно приличных рамках. Я лично впечатлилась одной невестой в стиле Кармен — в ярко-красном платье.

На следующий день уже в центре города увидели наш второй, рассматривавшийся нами вариант гостиницы — «Спасскую». Мы хотели заказать её, звонили туда, узнавали, но остановились всё-таки на «Николаевском клубе». «Спасская» же, чуть-чуть, наверное, похуже выглядит, чем «Клуб» — но зато практически центр. Центр!

Центр Вологды.

Сад — вдоль реки Вологда — памятник Батюшкову — Софийский собор —

Колокольня — Вологодский Кремль — Кружевной музей.

Утро.

Припарковываем машину где-то в центре, неподалёку от большой площади, окаймлённой зданиями местной администрации, неуютным парком и идём на поиски Кремля.

Карта в путеводителе, действительно, неудачная, потому что мы не страдаем топографическими проблемами, но тут стали петлять по улицам, как зайцы. Когда в четвёртый раз перешли по одному и тому же мосту через речку Золотуху в метаниях поиска выхода на нужную нам улицу, то муж, мрачно посмотрев на заболоченный с жёлтой водой ручей под мостом, сказал: «Вот уж действительно, то понос, то Золотуха». Потом мы уже поняли, что пробраться на искомую нами улицу Батюшкова, ведущую к Кремлю, мы можем по улице, перегороженной строительными щитами, плотно прижавшись к стенам домов. Что мы и сделали.

Ну наконец-то. Вырулили. Теперь новое препятствие — площадь перед Кремлем вся разрыта и на ней активно урчат эскаваторы. Мы обходим толстые крепостные стены и попадаем в заросший донельзя сад. Раньше это был Архиерейский сад, потом ботанический сад при краеведческом музее, сейчас это либо детский парк аттракционов, либо, как сказал муж, сад лопухов. Странно смотреть, как крутятся детские весёленькие карусельки и мелькают крошечные детские наивные личики среди жутких зарослей крапивы и репейника, вздыбленных грязных дорожек. Вот с детства уже запоминают такой пейзаж маленькие вологжане. В кустах валяется всеми забытый, достаточно приличный памятник какому-то вельможе. Мы по дороге зашли в тир. Наверное, просто чтобы дать себе время, справиться с шоком от увиденного и свыкнуться с мыслью, что вот сейчас мы не где-нибудь в попе мира, а в Вологде. Постреляли по макаронам, двинулись дальше. А ведь этот сад — уникальное место!!! О нём напишу ниже. Ну, ладно. Увидели новенький постамент и часовню, всю заваленную смятыми пластиковыми пивными бутылками. Ну ладно. Впереди нас двигаются прогулочным шагом молодые люди — парни, девушки, с колясками и ребятишками. Понятное дело с пивом. Понятное дело в спортивных штанах — дети одеты также, как и папаны. Диалог: «Прикинь, Ань. В универмаге вчера, хОтел с девушкОй пОзнакОмица. Спрашиваю, тебя как зОвут? ГовОрит — Таня ЗабОлотОва. Я гОвОрю — ты, чё, дура. Я спрашиваю как зОвут, а не фамилию». Аня в ответ: «Ха-ха-ха».

Мы уже идём вдоль набережной, или вернее сказать, вдоль речки Вологды. Берега у неё естественные, покрыты зеленой травкой и кустарниками. Выходим к центральной площади, там где касса и входы — в Кремль, на Колокольню, Софийский собор. Тут же сувенирная площадка. И оказывается здесь, рядом с этим ансамблем, и памятник поэту Константину Батюшкову (он родился здесь под Устюгом в селе Даниловском, и на него в своё время равнялся юный Пушкин). Внизу за памятником пристань, откуда уплывают теплоходики до Спасо-Прилуцкого монастыря.

Нас окружили бабульки, которые охапками держат свои ручные кружева. Большие салфетки у них, даже приколоты к плащам. Но это у особо активных, а совсем скромные стоят в сторонке и держат аккуратненько завёрнутые в бумажку салфеточки-снежинки. «Возьмите… у нас недорого…». Стоит фотограф и продаёт довольно симпатичные и профессиональные фото в рамках (как картины) с местными пейзажами. Всё остальное — из бересты.

Мы идём к кассам и покупаем билеты — в Софийский собор и на Колокольню. По собору, оказывается, водит экскурсовод. Мы его ждём, постепенно собираются желающие, и двигаемся внутрь. Фрески выполнены ярославским мастером Дмитрием Плехановым. Они сейчас находятся не в очень хорошем состоянии, наблюдается какая-то чешуйчатость, то есть идёт отслоение краски от влажности. Экскурсовод рассказывает как-то слишком длинно и не очень интересно, и возникает желание потихоньку ускользнуть. Но при этом может громко хлопнуть дверь, поэтому придётся потерпеть. Мы дёргаемся так ещё и потому, что у нас не так много времени, а впереди ещё — целая Вологда.

Софийский собор… Какой ты красивый. Крылатая София Премудрость Божия — небесный первообраз мудрости в православии. Знаем, какой ты непростой и загадочный… Но об этом тоже ниже. В специальной главе.

Наконец-то экскурсия закончилась и мы в числе первых мчимся из собора в Колокольню. Сумку с сувенирами попросили оставить в камере хранения. Колодец колокольни достаточно широкий, белостенный и нестрашный, вверх тянутся удобные деревянные витки ступенек. Правда при подъёме выше они резко сужаются и надо беречь лоб, чтобы не приложиться о железные балки. Поднимаемся выше самой звонницы со старинными колоколами (Праздничный, Архангельский, Большая Лебедь, Водовоз) и выходим на смотровую площадку. Ветерище свищет, но интересно. Фотографируем.

Вологодский ансамбль называют по разному — кто Вологодский Кремль, кто Детинец, кто Арихиерейское подворье. Но если его велел заложить Иван Грозный-то вряд ли он строил Подворье, только Кремль! Внутри можно прогуляться по небольшой территории. Рекомендуем заранее по путеводителю изучить где какие башни, где находятся музей кружева и древнерусского искусства (слева, в середине стены), где музей природы (Иринеевский корпус), где кафе и wc (Юго-Западная башня), где художественный салон-магазин (Экономский корпус). Не думайте, что сразу увидите все нужные вывески-таблички и быстро сориентируетесь. В углу у Пятницкой башни возведена летняя сцена. Возможно здесь хорошая акустика и проводятся певческие концерты, поёт хор. Перед Иренеевским корпусом в ряд располагаются интересные камни-валуны очень причудливой формы. Такие камни раньше называли болванцами. Им поклонялись народы коми и эти камни привезли сюда почему-то из-под Перми.

Мы достаточно спокойно и в темпе пробежались-прогулялись по територии Кремля и кинулись искать Музей кружева. Согласитесь, быть в Вологде и не увидеть кружево, это обидно. Музей — чудный, дивный, потрясающий. Обязателен для посещения. Советуем покупать билетики на фотографирование — оно того стоит На первом этаже — вологодские кружева, на втором — иконы, старинная расписная мебель, прялки, старинные костюмы разных районов Вологодской губернии. Но, обо всём по порядку.

Кружева завораживают. Интересно, плетут ли сейчас такие? Наверное, уже нет. Удивляет не только мастерство. Удивляет вкус. Удивляет продуманность рисунка. Изящество. Нежность. Тщательность. Вышивали-то простые вологодские крестьянки. Вышивали скатерти, салфетки, пелерины, шарфы, накидки, просто кружева. (О вологодских кружевах напишу отдельную главу).

Я всегда удивляюсь, какая скромная роль уделена музеям русской народной культуры. Они всегда спозиционированны как второй сорт. Детям в таких экспозициях откровенно скучно, а взрослые пробегают обычно скользя глазами с усталым любопытством. «Ну подумаешь, крестьянский костюм. Ну и что? Ну носили узорчатую поневу, на голове кичку, сидели на резной лавке, пряли на прялке. Разве не лаптем щи хлебали? Вот странно. Ну и чего тут такого?»

Интересно, почему так? Почему мы касаемся только поверхности, которая выглядит обыденной и среднеинтересной, но не делаем ни малейших усилий, чтобы просто вдуматься? Ведь, если посмотреть внимательно — на всём дивные и непонятные узоры — на одежде, на прялках, на украшениях, на домашней утвари. В наше время понятное дело их изучили. Досконально. На компьютерах. Разложили на составляющие. Только всё бестолку.

Вот, посмотрите, это — солярный знак, или свастика, или ярга, или коловрат, или куриная лапка. Это — дерево или древо Мира. Это — богиня с птицами на руках. Это — ромбик-земля, кружок-солнце, волнистая линия-вода.

И всё. Ну и что это означает. Вроде расшифровали уже каждый символ. Но по отдельности. Локальный смысл понятен. А вместе — никак. Вот сейчас, я к примеру, нарисую громовник — Перунов знак. Что с того? — пустой рисунок. Обесмысленный. Просто красивая картинка, просто копия. Потому что я НЕ ЗНАЮ. Сути. Целостной картины мира. Я только расчленённую знаю — математику, экономику, литературу, историю…

Что же получается? Что тот автор, который вышил, который вырезал, который вылепил — ЗНАЛ? То, что сейчас неподвластно компьютерным программам? Потому что, древний автор писал что-то очень важное языком узоров. Простое могли написать буквами на бересте. Ведь известно, что письменность на Руси существовала задолго до Кирилла и Мефодия. Простой крестьянин легко мог накорябать жене записку: «Пошёл в лес за грибами, приготовь милая Забавушка щец горшочек».

А то, что хотели донести до потомков — космическую мудрость, секрет миросотворения — всё это и писали узорами. Знали — в таком виде не пропадут, не исчезнут. И дошли ведь они до нас. И не только в вышивке, удивительным образом все эти знаки имеют свои аналогии и в других материалах, например в металле, дереве, глине. Только мы невольно относимся к этому, как к обычному явлению, примитивным крестьянским безделицам. Как-то принято это у нас, так сложилось, нет информации. Какой-нибудь историк-исследователь напишет отличную книгу, но в школе всё равно детям будут долбить про феодалов и язычество. Прилепили ведь ко всему этому слово «языческий», при виде которого все вздрагивают: «Аа, если языческий, то значит против православия».

А ведь одно держится на другом. Эти узоры, эта ведическая мудрость — наши корни, они уходят немыслимо глубоко. Чтобы расшифровать «примитивный прстой узор» — нужны не шаблонные книжки, не стандартные учебники, не механический ум и не компьютерные программы. Считается, что целостную картину мира знает даже младенец, знаем все мы, но только забыли. Считается, что среди прочих, один из способов ВСПОМНИТЬ, разбудить генетическую память, это посмотреть на древние узоры, почувствовать их ритм.

На этом я останавливаюсь.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.

Бронирование отелей
в Вологде

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Tairie
1 июля 2012 г. 12:44
Кружева до сих пор плетут, только в Вологде этого уже почти не осталось, а вот по районам, по маленьким селам многие этим занимаются. А молодежи так много с пивом, потому что им действительно нечем заняться и некуда сходить, ничего интересного в городе особо не происходит. Там очень скучно жить, это правда, поэтому большое количество молодежи старается уехать в более крупные и продвинутые города. Приехать на пару дней на экскурсию - это одно, а жить - абсолютно другое...
NatalyA
1 июля 2012 г. 15:24
Так почти везде у нас, к сожалению. В крупных городах свои проблемы, в небольших свои.
...
То что люди плетут кружева по домам это понятно по количеству бабулек-продавщиц у Вологодского кремля. Там бойкий торговый пятачок.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.