Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Хорватия, Черногория, Сербия Январь 2014

Новогоднее путешествие — единственная поездка в году, которая всегда планируется заранее.

Еще летом жена категорически заявила — без ребенка никуда. Пришлось думать о направлении, в котором зимой будет более-менее удобно с восьмимесячным малышом и интересно десятилетнему подростку.

Плюс, конечно, эгоистичные желания папы позакрывать личные белые пятна.

Так родился кольцевой маршрут по Хорватии с захватом Черногории и Сербии. Немало поспособствовало наличие достаточного количества миль для бесплатного полета всей компании.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

Две тысячи километров — для десяти дней путешествия даже с детьми — весьма скромное расстояние.

Наличие маленького попутчика несколько изменяет сам формат поездки.

Во-первых, потребовалась машина, способная вместить коляску. С личными вещами проблем не возникло, наученная многочисленными походами супруга смогла утрамбовать все вещи (свои и малыша) в 45-литровый рюкзачок. Плюс — сумка в коляску.

Мониторинг рынка прокатных услуг остановил выбор на Dacia Duster. Скажу сразу — более хреновой машины я еще не водил. Каким-то чудом багажник этой консервной банки вместил таки детское средство передвижения — и на том спасибо. Жена, изначально настроенная против совмещения баров и авто, после первой поездки категорически разрешила мне пропускать за пару часов до выеда литрик пива. Ибо ехать порой страшно.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

Адаптация ребенка к жизни в машине длилась пару дней — после капризы по поводу ограниченности пространства и развлечений закончились. Мы научились кушать, спать и развлекаться в движении.

Во-вторых, пришлось озаботиться жильем. За четыре больших балканских трипа я всего пару ночей провел в гостиницах — наличие машины и палатки всегда решает вопрос с бесплатным размещением. Старший легко подстраивается под подобный формат, а вот младшему нужна кровать и кухня.

Так появилась дополнительная статья расходов на апартаменты. Абсолютно все выбранные варианты размещения нас порадовали, так что могу рекомендовать:

Херцег-Нови. Apartments Mediteran. Здесь нам отдали целый этаж. Мансардный, так что пришлось слегка побиться головой о скошенные потолки, но по-настоящему большой. Плюс — легко разместили наших друзей, приехавших из Подгорицы.

Хвар. Rooms & Apartments Nika. Единственная сложность — обнаружить заветный дом. Наверное, самые душевные хозяева за всю поездку. Сами апартаменты — апофеоз хорватской совковости, но расположение в историческом центре города и отношение владельцев компенсируют скрипящие кровати и сломанные замки.

Сплит. Apartments Curavic. Это уже — квартира, и до агентов надо дозваниваться. Из минусов — отсутствие бесплатной парковки, приходится ставить машину на ближайшей улице. Из плюсов — большие двухкомнатные апарты в цокольном этаже, отличное отопление и шикарная посуда на кухне.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

Задар. Luxury Town Center Apartments. Не самый бюджетный вариант, но с учетом скидки от букинга за статус Genius Traveller и расположению в самом центре цитадели — вполне. По мнению жены, это лучшие апарты из всех опробованных. Огромный минус — дорогущие парковки в старом городе, за ночь стоянки в километре от дома отдали почти 20 евро.

Плитвицкие озера. Villa Rubcic. Здесь нам отдали первый этаж огромного дома. Минус один — мало посуды на кухне, а ближайший открытый зимой ресторан — в 5 километрах. Пришлось разориться на полуфабрикаты.

Место, впрочем, настолько шикарное, что жена захотела либо остаться на неделю, либо обязательно вернуться.

Загреб. Rooms Zagreb 17. Крайне противоречивое место — с одной стороны — самый что ни на есть центр города и прямо напротив — торговый центр с подземной парковкой. С другой — старый холодный дом и необычное винтажное наполнение комнат в стиле «бабушкин сундук». От ребенка пришлось прятать буквально все. Рекордсмен по количеству полученных синяков.

Миниатюрная кухня и полное отсутствие сковородок, да.

Суботица. Alexander A Inn. Это уже отель, но как проходной вариант для финишного рывка вполне подошел. Бабушки-администраторы, ни слова не знающие на английском — спасибо, подучил сербский)) Минус — разрешено курение в комнатах. Плюс — разрешили выбрать самую непрокуренную.

Далековато от центра города, но без коляски со старшим доходили за 15 минут. Такси стоит стандартные сербские копейки.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

В целом — поездка с малышом не так страшна, как кажется. Постоянная смена декораций только на руку — ребенок всегда заинтересован, находит новые игрушки, новые лица. Хорваты чрезвычайно открыты к детям, и это еще один громадный плюс.

Сложно адаптировать маленького ребенка к новой еде. Методом проб и ошибок к концу поездки выбрали ассортимент питания, но приличное количество баночек уехало в Россию — подарим кому-нибудь.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

Очень помог старший — в любой момент, когда родители заняты, можно отдать братца под присмотр. Это был первый контакт двух братьев (до этого они не виделись), и контакт абсолютно положительный.

Если честно, я переживал за то, что старшему сама поездка будет не сильно интересна. Да, маршрут проходит по десятку объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, но старые города и храмы — не очень подходящие под интересы десятилетнего подростка места.

Тем не менее, заявил что понравилось. Жаль, не успел завезти в деревню Кустурицы. В следующий раз.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

Кажется, наибольший интерес проявился к Стону с его устричными полями и огромной стеной и Вуковару, живому музею Балканской войны.

В Суботице как большой пошел с папой в бар и смел все мороженое.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

В Загребе подорвался на сложный забег до папиной мании, прекрасного кладбища Мирогой. Вроде как оценил кладбищенскую эстетику.

К концу поездки освоил всю технику и попросил на грядущий день рождения фотоаппарат. Что ж, пришло время зеркалок.

Киндер-Балканы, или первый выход в свет

А младший — был доволен и вел себя хорошо. Пора выбирать новые направления!