Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:07
На Кипре

Экс-ан-Прованс — Франция Сентябрь 2013

Проведя три ночи в Авиньоне мы отправляемся в следующий пункт нашего маршрута, в Экс-ан-Прованс, культурный центр Прованса. Здесь у нас случился очередной облом. Приехав утром на центральный вокзал выяснилось, что с этого вокзала нет прямых поездов до Экса. Нужно было либо ехать на дальний вокзал Gare TGV, либо добираться на автобусе, либо ехать с центрального вокзала с пересадкой в Марселе. На автобусной станции, куда мы пришли с чемоданами в надежде сразу уехать, выяснилось, что ближайший автобус отправится в Экс только через три часа. В полном разочаровании и даже раздражении мы вернулись на вокзал и чтобы не терять время купили билеты до Марселя, хоть это и крюк. Билет до Марселя обошелся нам в 20 евро на человека. Через час мы были уже в Марселе, где сразу же пересели на электричку, а билет (5 евро) купили прямо в поезде у кондуктора. Таким образом, мы не потеряли драгоценное время и в полдень оказались уже в Эксе. До нашего отеля La Caravelle на бульваре Roi Rene вполне можно было бы дойти от вокзала и пешком, но на такси, конечно, быстрее и удобнее. Взяли такси и через три минуты были уже в отеле, который порадовал нас полноценным лифтом и любезным дядечкой на ресепшене. Он-то нас и сориентировал в городе, снабдил картой и наводками по передвижению. Отелем остались вполне довольны — удобное расположение, любезный персонал, просторный номер. И все это удовольствие обошлось нам в 158 евро за две ночи.

Знакомство с Эксом мы начали с его главной артерии, величественного бульвара Мирабо (Cours Mirabeau), тем более, что и находился он практически за углом от нашего отеля.

Город платанов и фонтанов

Эта главная городская артерия появилась здесь в 17 веке на месте бывшей крепостной стены. Платановый бульвар с шуршащими под ногами опавшими листьями явно настраивал на лирический лад. Жители Экса называют этот бульвар своими местными Елисейскими полями и какое-то сходство между ними действительно можно углядеть, ведь все самые роскошные особняки провансальской знати строились именно здесь, по обе его стороны. Действительно, очень много богато декорированных лепниной фасадов с обилием декора.

Двери и ручки это отдельная песня, настоящие произведения искусства.

Город платанов и фонтанов

Сразу чувствуется, что Экс во все времена был богатым городом. С обеих сторон бульвара книжные лавки и изысканные кафе, все очень атмосферно. Под роскошными платанами расположились торговые ряды. Если покопаться, можно найти неплохие вещи за приемлемые деньги. Не смогла отказать себе в удовольствии — купила оригинальный свитерок всего за 20 евро. Но главное, что повсюду на бульваре фонтаны! Я насчитала здесь четыре интересных фонтана, но, наверное, их больше, так как я отвлекалась на шоппинг. Парад фонтанов на бульваре открывается нарядным Фонтаном со статуей короля Рене Доброго с гроздью винограда в руке в самом его начале.

За ним следуют очаровательные замшелые фонтаны — Fountaine Moussue и Fountain des Neufs Canons. Первый из них стоит на естественных горячих источниках

Фонтаны на бульваре Мирабо

Пожалуй, это самый необычный фонтан Экс-ан-Прованса с температурой воды в 18 градусов. Зимой от него всегда исходит пар. Второй замшелый фонтан использовался в старину как место водопоя для животных.

Город платанов и фонтанов
Еще один образчик замшелых фонтанов на бульваре мирабо

Говорят, эти фонтаны украшены скульптурами, но под густым мхом разглядеть их невозможно. А в самом конце бульвара доминирует большой и нарядный Фонтан Ротонда, главная визитная карточка Экса.

Фонтан Ротонда на бульваре Мирабо

Огромный фонтан высотой 12 метров красиво украшен статуями львов, лебедей, дельфинов и амуров. В центре — три статуи, символизирующие правосудие, коммерцию и сельское хозяйство. Очень эффектный и нарядный.

Экс совершенно заслуженно называют городом тысячи фонтанов, в этом мы могли убедиться во время прогулки по нему. На каждом шагу — какой-нибудь интересный фонтанчик. Причем, все фонтаны выполнены в совершенно разных стилях и в разные эпохи. Весь город практически состоит из маленьких уютных площадей, на которых обязательно стоит какой-нибудь очаровательный фонтанчик. Вода дала название и самому городу. Ведь название Экс происходит от латинского слова aquae, то есть «вода». Римляне, основавшие в свое время Экс-ан-Прованс, нашли тут холодные и горячие источники, которые позволили снабжать город питьевой водой и отрывать римские бани. А в средние века фонтаны к тому же спасали горожан Экса от чумы. Так что, вода играет большую роль в истории этого города.

На протяжении прогулки мы то и дело натыкались на какой-нибудь интересный экземпляр водного искусства.

Город платанов и фонтанов

Некоторые из них просто шедевры в чистом виде! Вот только несколько, самых известных фонтанов Экса:

Фонтан четырех дельфинов.

Это один из самых известных фонтанов города, расположенный в центре самого древнего квартала Мазаран. Фонтан назван в честь четырех изображений стилизованных дельфинов, выпускающих струи воды. Очень нарядный и симпатичный экземпляр фонтанного искусства.

Фонтан Мэрии на Ратушной площади.

Фонтан на площади Мэрии

Этот фонтан был создан в 1756 году и находится на площади у городской мэрии. Классический стиль с мраморными плитами, колоннами и маскаронами. Это излюбленное место встречи среди жителей города.

Фонтан на площади Альберта тоже очень интересен.

Город платанов и фонтанов

Это одно из наиболее типичных и известных мест в Эксе. Этот фонтан был построен в 18-м веке и изначально состоял из одного чугунного бассейна. Позже вокруг него был построен второй — каменный — бассейн, который предназначался для сбора стекающей воды. Вот и получился фонтан в фонтане. Оригинальная конструкция в виде бронзовой чаши.

Могу сказать, что город очаровал нас с первого взгляда, а во время прогулки по нему это ощущение только лишь усиливалось.

Город платанов и фонтанов

Экс оказался небольшим, респектабельным и очень типичным прованским городом. Главным образом он прославился благодаря художнику-импрессионисту Полю Сезанну, родившемуся здесь и облюбовавшему эти места. Здесь он учился и подружился в юности с Эмилем Золя. Здесь он учился живописи в Школе Изящных искусств. Сюда же он вернулся после своих парижских скитаний, где и нашёл свою лучшую модель — гору Сен-Виктуар. С Эксом этого художника связывает очень многое, всю свою жизнь он воспевал этот город и вдохновлялся его красотой. В Эксе есть музей-мастерская Сезанна, но вроде бы там нет ничего интересного. Не знаю, так ли это, но туда мы не дошли.

Экс известен еще и тем, что каждое лето здесь проходит один самых престижных фестивалей лирического искусства и классической музыки в мире — Le Festival d’Art Lyrique d’Aix-en-Provence. И действительно, лирика здесь присутствует повсюду, и все в этом городе настраивает на лирический лад — уютные узенькие улочки, роскошные виллы провансальской знати, элегантные фасады старинных особняков с кованными ажурными балконами, фонтаны, маленькие площади и террасы, заставленные ресторанными столиками, шуршащие под ногами сухие листья платанов и какая-то особенная атмосфера респектабельности, расслабленности и уюта.

Город платанов и фонтанов

Мы оба не сговариваясь сказали с Марио в один голос — «Как хорошо было бы здесь задержаться и насладиться этой атмосферой спокойствия и уюта»! Такое спонтанное желание задержаться в каком-то месте давно стало для меня главным критерием, по которому я оцениваю города на своём пути. Продолжаем нашу прогулку по вымощенным камнем старинным улочкам, во время которой Экс нравится нам все больше и больше. Такой яркий, солнечный и праздничный город!

Старинные улочки вокруг бульвара Мирабо

Особенно на контрасте с суровым, аскетичным Авиньоном Экс смотрелся особено выигрышно и празднично. А что за чудо дворцы провансальской знати! Построенные в 17–18 веках в стиле итальянского барокко, с богато декорированными фасадами, с кованными ажурными решетками

Город платанов и фонтанов

они здорово украшают город, придают ему неповторимый шарм!

А эти узенькие фасады простых домов и окна, закрытые ставнями! Все это такие типичные картинки Прованса!

Город платанов и фонтанов

Бульвар Мирабо считается сердцем Экса и как-бы делит город на две части — старый город и район Мазаран. Свернув от бульвара Мирабо в боковые улочки мы окунулись совсем в иную атмосферу Экса. Здесь все очень уютно и миниатюрно, множество маленьких площадей, заставленных столиками, можно присесть, перекусить, поглазеть на толпу, а заодно и передохнуть.

Уютные площади Экса

Так мы и сделали, передохнули, подкрепились и снова в путь, у нас ведь всего один день на Экс! Мы двигаемся вглубь старого города. Наша цель- ратушная площадь и все вокруг неё. А по дороге тоже много всего интересного. Вдруг на перекрестке на какой-то узкой улочке перед нами открылась небольшая, но очень изысканная площадь Альберта (Place d’Albertas).

Фонтан на площади Д'Альберта

Очень праздничная и романтичная с бронзовой чашей фонтана, который так ее украшает! Миниатюрная площадь обрамлена фасадами трех особняков, напоминающих итальянские палаццо. Удивительно гармоничное единство ансамбля этой площади сразу же бросается в глаза. Площадь Альберта была построена в 1745 году для видного горожанина Жана-Батиста Альберта, принадлежавшего к самому влиятельному семейству Экса в 18 веке. Предприимчивый горожанин выкупил соседние здания с тем, чтобы сдавать их внаём. Фонтан же появился здесь намного позднее. Летом на этой площади проходит фестиваль искусств. В общем, как я поняла, эта площадь считается одной из главных достопримечательностей Экса.

Надо сказать, что в боковых улочках по обе стороны от Бульвара Мирабо много интересных магазинчиков одежды в стиле бутик. Вообще, в Эксе оказался неплохой шопинг, здесь можно найти по-настоящему оригинальные вещи и по хорошим средним ценам. Бутики были освоены мною весьма слегка, но кое-что в Эксе я все же приобрела. Шопингом в этом городе осталась довольна, рекомендую.

И еще мне очень понравился размер Экса — не большой и не маленький город, куда везде можно дойти пешком. Большой плюс.

Подвигаемся дальше и выходим на небольшую площадь Прешёр (place des Precheurs)с фонтаном в форме обелиска

Фонтан с обелиском

и церковью Марии Магдалины, перестроенной из бывшего Доминиканского монастыря.

Церковь Марии Магдалины

Здесь же стоит мрачный дворец Юстиции. Обращаем внимание на интересный фасад одного дома на этой площади, украшенный механическими часами в двух вариациях. Очень необычное здание, сразу бросается в глаза.

Город платанов и фонтанов
Механические часы на фасаде дома на площади Прешерс (place des Precheurs).

Наконец мы добрались до Ратушной площади. По субботам на площади устраивают цветочный рынок, но мы попали на будний день и, увы, рынка не увидели. Здесь три доминирующих здания, достойных внимания. Это не считая фонтана, о котором я уже рассказывала. Средневековый фасад ратуши в итальянском стиле выглядит очень массивным, интересно заглянуть в очаровательный внутренний дворик.

Массивный фасад Городской ратуши

Больше понравилось здание Старой хлебной биржи, где сегодня располагается почта. По виду и не скажешь, что биржа, больше напоминает барочный театр.

Город платанов и фонтанов

Очень нарядное здание 18 века с огромными аллегорическими скульптурами на портике, олицетворяющими две главные реки этого региона — Рону и Дюранс.

Фасад Старой Хлебной Биржи

Готическая часовая башня с астрономическими часами завершает композицию этой прелестной площади.

Готическая Часовая Башня

Кажется, что изысканные фасады этих зданий служат роскошными декорациями, на фоне которых протекает суетная жизнь площади. Очень понравилось! Совсем рядом, прямо за зданием биржи находится еще одна интересная площадь города — Ришельме, где проходит по выходным овощной рынок.

Очень понравились здания в старом городе, построенные из желтого, как бы светящегося изнутри песчаника.

Город платанов и фонтанов

Многие дома дворцового типа богато декорированы скульптурами и лепниной, получаешь по-настоящему эстетическое наслаждение, рассматривая их аристократические фасады.

Нарядные фасады особняков в центре

Некоторые экземпляры просто умопомрачительные!

Чуть дальше за Ратушной площадью находится самый известный собор Экса —

Кафедральный Собора Святого Спасителя (Cathédrale Saint-Sauveur)

Город платанов и фонтанов

Говорят, что собор построен на месте античного храма Аполлона 5 века. В архитектуре собора явственно видно смешение трёх разных стилей — романского, готического и барокко. Собор 12 века, между прочим, но впоследствии, конечно, не раз перестраивался.

Вернувшись к бульвару Мирабо мы переходим на другую его сторону и оказываемся в районе Мазаран (Mazarine). Эта часть города сформировалась в середине 17 века как фешенебельный район аристократических резиденций. Роскошных зданий и здесь очень много. Шикарные бутики тоже присутствуют в большом количестве. Из особо интересного здесь можно отметить фонтан четырех дельфинов, церковь Сен-Жан-де-Мальт, драматический театр Du Jeu de Paume и музей Гране. В него-то мы и направились первым делом. Музей расположен в красивом старинном особняке и носит имя французского художника и уроженца Экс-ан-Прованса Франсуа Мариуса Гране (François Marius Granet), который и передал музею большую коллекцию полотен.

Художественный музей Гране.

Это самый известный музей в Эксе, его нам настоятельно рекомендовали посетить служащие отеля. Мы и соблазнились, и как оказалось, напрасно. Обычный провинциальный музей с довольно бедненькой коллекцией живописи и археологии. Несколько картин Сезанна, по чуть-чуть Гогена, Дега, Моне. Пожалели, что пошли, не стоило терять время и деньги. Билет, кстати, стоит как в музеи Парижа — 10 евро, а чтобы его купить, надо идти в другое здание, довольно далеко от самого музей. Очень неудобно все там устроено. От музея остались в полном разочаровании. Гораздо больше понравилась церковь Сен-Жан-де-Мальт (Saint-Jean-de-Malte).

Церковь Сен-Жан-де-Мальт - первая готическая церковь Прованса

Это первая готическая церковь Прованса была капеллой мальтийских рыцарей и принадлежала ордену госпитальеров. Она интересна сдержанностью стиля, особенным оттенком камня, обилием света в интерьере, уникальными витражами и многочисленными живописными полотнами, среди которых «Распятие» Делакруа. А колокольня церкви является самой высокой точкой города.

Город платанов и фонтанов

Вот, в общих чертах и все, что мы увидели в Эксе в тот день. Город оставил очень приятное впечатление, и в первую очередь, именно своей особенной атмосферой. Захотелось в нем задержаться просто ради этой уникальной атмосферы. Уют, респектабельность, буржуазность, богатая история и культура плюс потрясающие фонтаны и шуршащие под ногами листья платанов — вот составные части Экса, которые запали нам в душу. Жаль только, что местные деликатесы мы почему-то не попробовали, это большое упущение с нашей стороны. Говорят, что в Эксе надо обязательно попробовать местную сладость из миндального теста под названием калиссоны и анисовую водку пастис. Ну что ж, будем надеяться, что это повод сюда вернуться и восполнить этот пробел!