Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:07
На Кипре

Ле Мон-Сен-Мишель — Франция Сентябрь 2013

На следующее утро мы выехали из Довиля, держа курс на аббатство Ле-Монт-Сен-Мишель. Путь в это аббатство, главную визитную карточку Франции, совсем неблизкий — 175 км. Не буду останавливаться на подробностях дороги, вся логистика маршрута подробно описана здесь https://www.tourister.ru/responses/id_7253. Пожалуй, самым неожиданным для нас стало первое виденье Мон-Сен-Мишеля, когда на подъезде к нему вдруг из ниоткуда, из травы и тумана возникает его размытый утонченный силуэт

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

и постепенно, по мере приближения к нему трансформируется в аббатство на скале.

Это просто нечто, когда мозг зависает и отказывается функционировать. Сильнейшее потрясение! Действительно, французское чудо света, без преувеличений! Не зря французы называют аббатство и его залив восьмым чудом света. От скромности они, конечно, не умрут, но на деле МСМ и правда соответствует этому статусу.

От лирики перейду сразу к практике и расскажу о некоторых нюансах и особенностях пребывании в МСМ. Самым практичным способом размещения будет остановиться в туристической деревне в 2-х км. от Сен-Мишеля, где и находился наш отель Vert. Кстати говоря, вполне приличный современный отель за 89 евро, остались им вполне довольны.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Просторный, чистый номер с приличной сантехникой, да и заселили нас уже в 12 дня, сразу, как только мы приехали. Признаться, были удивлены таким раскладом, в других местах нас не заселяли до трёх, а то и до четырёх часов. В общем, в МСМ, видимо, ввиду его особой туристичности, организовано все на пять с плюсом. Экономия отелей туристической деревни по сравнению с дорогущими гостиницами в самом аббатстве весьма существенная, а с транспортом проблем нет — каждые пять минут по маршруту отели-аббатство курсируют бесплатные автобусы-шаттлы. Это очень удобно, экономит деньги и облегчает жизнь. И сама туристическая деревня очень симпатичная, украшенная скульптурами коровок, и все там есть, что нужно для жизни — и супермаркеты, и кафе, и рестораны.

Ещё следует иметь в виду такой момент — накануне приезда нужно обязательно позвонить в отель и узнать код доступа на территорию, который стоит два евро. Территория деревни отгорожена шлагбаумом, и если не знать код доступа, то можно простоять под этим шлагбаумом очень долго и потерять время. И машину лучше оставить на территории турдеревни, а не ехать на ней к самому аббатству, где за парковку берут 12 евро. Мы так и сделали — заселились в отель, бросили там машину и поехали на шаттле в аббатство, где и прогуляли в свое удовольствие до вечера и смогли насладиться потрясающим зрелищем — приливом в Сен-Мишеле. Это еще один важный момент при подготовке поездки в МСМ. Очень желательно подгадать свой приезд на период приливов, расписание которых можно узнать на сайте www.ot-montsaintmichel.com. Всем настоятельно советую приезжать в аббатство именно в дни приливов и обязательно с ночевкой, тогда можно увидеть французское чудо света в двух форматах — с водой и без воды, а это две большие разницы. Как правило, приливы случаются утром и вечером, но не каждый день, а в зависимости от фаз луны.

А теперь расскажу, что же, собственно, можно увидеть в самом МСМ.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Устроено там все совсем непросто. Путь в аббатство лежит через средневековый город, расположенный на южном склоне горы и окруженный крепостной стеной 15 века. Вход в город защищает система ворот и башен-барбаканов.

Через внешние ворота мы попадаем сначала во внешний барбакан, затем в следующий, а уже еще дальше за рвом находятся большие Королевские ворота с аркой и подъемным мостом.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

В старом городе по сути всего одна улица, Grande Rue, где ютятся маленькие гостиницы, рестораны и сувенирные лавки.

Все они занимают нижние этажи старинных домов 15–16 веков. Улица маленькая, но очень яркая, живописная и идут все по ней долго и медленно, потому что сувенирные лавки и вывески очень отвлекают и задерживают буквально на каждом шагу.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Настоящая декорация к сказочному фильму про средневековье!

Наконец, Grande Rue упирается в северную башню, от которой начинается лестница, ведущая вверх — в аббатство. С северной башни открывается великолепный вид на залив и окрестности. Здесь стоит остановиться и спокойно все рассмотреть. Мы оказались в этом месте во время отлива и подивились живописной разливной грязи вокруг аббатства, которая иногда принимала причудливые формы и очертания и смотрелась очень живописно.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

А по грязному илистому дну разгуливали туристы, это в МСМ местная забава, вот только обувь от таких прогулок сильно портится. Хотя кое-кто гулял там и босиком, мы точно видели.

Но не будем отвлекаться, нам обязательно надо добраться до самого аббатства, и надо успеть это сделать пораньше, ведь в сентябре вход только до 17.00.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Проходим под барбаканом, над которым доминирует Башня Воронов. Вот и главные ворота аббатства, встроенные в сдвоенные круглые башни. За ними находится большой сводчатый Зал Стражи, где сейчас продаются входные билеты. Платим 9 евро за билет и входим в святую святых. Мы поднимаемся по широкой лестнице и попадаем на верхний уровень аббатства.

Осмотр монастыря будет проходить в непривычном порядке — сверху вниз: сначала верхний уровень, затем средний и в самом конце — нижний. С террасы верхнего уровня открывается общий вид на залив и скалу Канкаль.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

В открытом море различается архипелаг острова Шозе, откуда поставлялся гранит для строительства аббатства. С этой террасы также отлично просматривается неотический шпиль колокольни с позолоченной статуей святого Мишеля, вес которой целых 500 кг!

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

И еще отсюда прекрасно просматриваются тени от башен и шпилей аббатство.

Тени в МСМ необыкновенные — яркие и сочные, нереально красивые!

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

История аббатства начинается с легенды, когда Архангел Михаил явился местному епископу и повелел ему построить на горе храм. В 10 веке на острове поселились монахи-бенедектинцы, основавшие здесь аббатство. В 933 году на вершине острова они начинают возводить первую каменную церковь.

Скоро гора становится важнейшим местом паломничества и вниз по склону разрастается деревня. То, что комплекс построек монастыря создавался на протяжении столетий очень чувствуется, разностилье так и бросается в глаза. Военный стиль тоже очень заметен, на протяжении веков МСМ служил неприступной крепостью и отражал многочисленные атаки англичан.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Ну, а сегодня это памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и второе после Парижа место Франции по посещаемости туристами. Одним словом, регалий у МСМ хоть отбавляй!

Церковь аббатства построена в первые десятилетия тысячного года на вершине утеса, на высоте 80 метров. Одна ее часть опирается на скалу, а другую поддерживают монастырские сооружения, расположенные ниже. Здесь тоже можно видеть такие свойственные для Франции смешения стилей — неф церкви построен в 11 веке в романском стиле, а его восточная алтарная часть была перестроена после пожара в 14 веке в стиле пламенеющей готики.

Очень впечатляет Клуатр или монастырская крытая галерея вокруг маленького садика, как бы нависающая над землей.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Эта галерея была местом молитвы и медитации, а во время церковных праздников здесь проходили религиозные процессии.

На втором уровне под галереей расположен Рыцарский зал. Дальше идут Трапезная и гостевой зал. Все очень лаконично и сурово, без декора и излишеств.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Что производит особое впечатление- это огромное деревянное колесо, с помощью которого по наклонному желобу поднимали пищу заключенным в те времена, когда аббатство служило тюрьмой.

Таким же образом в Средние века на вершину скалы поднимали гранитные блоки для строительства. На втором уровне под монастырской галереей расположен Рыцарский зал, получивший это название за свое великолепие. Зал украшают многочисленные резные колонны. Этот зал служил местом работы монахов, которые занимались здесь перепиской рукописей. Вообще, количество помещений аббатства весьма впечатляет — их больше 50 и все они соединены между собой многочисленными лестницами и коридорами.

Вышли мы из аббатства совершенно потрясенные от всего увиденного и вдруг поняли, что до начала прилива у нас еще куча времени.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Даже удивительно, что не надо никуда торопиться, можно спокойно глазеть по сторонам, выбирать сувениры, а потом неспеша пообедать в открытом кафе с видом на залив, благо погода в тот день позволяла — было тепло и солнечно. Мы окончательно расслабились, просидели за столиком больше часа, наслаждаясь теплом, видами на залив и вкусными мидиями (только ими и питались в Нормандии, и что удивительно, они нисколько нам не надоели!).

Ресторанов и кафе в МСМ просто сумасшедшее количество, и цены не показались нам чересчур завышенными, приблизительно, как и везде в других местах. Вот это, наверное, самый известный и дорогой ресторан МСМ — историческое заведение La Mere Poulard.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Там, действительно, все очень дорого, но есть много других обычных заведений, где можно вкусно отобедать по вполне демократичным ценам.

После обеда толпа туристов пошла на убыль, а ближе к вечеру внутри города остались только те, кто, как и мы, хотели посмотреть прилив.

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

И мы его дождались. То еще зрелище, скажу я Вам, когда все замирают, наблюдая, как вода со всех сторон подступает к острову и окружает его!

И быстро так, со скоростью пешехода, а может, даже и быстрее! Картинка меняется буквально на глазах — только что здесь был кусочек суши, а теперь он закрылся водой!

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

Потрясающий природный феномен, увидеть который дорогого стоит!

Говорят, что раньше здесь бывали случаи, когда вода уносила с собой зазевавшихся путников, но сейчас это маловероятно, везде в аббатстве висят таблицы с расписаниями приливов и отливов.

Уже почти стемнело, пора возврщаться в гостиницу. Насладившись приливом мы выходим за ворота города, уже окруженные со всех сторон водой

Встреча с Мон-Сен-Мишелем

и в последний раз бросаем взгляд на эффектно подсвеченный МСМ. Красиво, очень красиво.

Прощай Сен-Мишель, ты навсегда останешься в наших сердцах, вряд ли я когда-нибудь смогу забыть твой утонченный силуэт! Возвращаемся на автобусе к себе в отель и от переизбытка впечатлений сразу же падаем в кровать. А завтра у нас ранний выезд в Сен-Мало, это уже Бретань. Дорога ждет нас!