Турист Маргарита Пьянова (margaritabuch)
Маргарита Пьянова
была 3 февраля 2023 21:52

Ростовская область — Россия Май 2010

Начну я свой рассказ о граде старинном Старочеркасске вот так…

Солнечным днём 2-го Мая три хариты отправились в путешествие по этому городку.

(фото из интернета)

Станица Старочеркасская находится в 27 км на восток от Ростова-на-Дону. Одна из старейших донских казачьих станиц. С 1644 по 1805 годы — столица донского казачества. С 1970 года, по инициативе М. А. Шолохова, здесь образован Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Письменные упоминания о Черкасском городке встречаются с 1593 года, хотя существуют версии об его основании в 1570 году запорожскими казаками-черкасами. Городок возник на донском острове. Отсюда и из расположенного в7-ми километрах ниже по Дону Монастырского городка начинался знаменитый поход казаков на турецкую крепость Азов, его захват и четырёхлетнее удержание (Азовское сидение 1637—1641 гг.). Турки не простили казакам этого: в 1643 году неожиданным ударом Черкасск и Монастырский городок были уничтожены, но уже в 1644 Черкасск был не только отстроен заново, но и укреплён. И в том же году сюда перемещается Главный Стан — Черкасск становится столицей Донского войска. На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, возле которого располагалась широкая площадь — майдан, где собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения.

Но уж хватит пока истории древней, перейдём к нашей истории. Итак, 2 мая мы решили поплыть теплоходом в Старочеркасск. Ах, как же красив Батюшка Дон в это (да и в другое) время. Вот к такой пристани мы бы приплыли.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Теплоход отправился вовремя, но, увы, без нас, так как все билеты были распроданы загодя.

Но мы же блогеры и путешественники, поэтому отправились в Старочеркасск автомобильным транспортом.

Городок, а теперь уж станица встретила нас весёлым ветром и ярким солнцем. Алели тюльпаны, весело подмигивали расписные ставни на окнах. Ароматно витал дымок над жарящимися шашлыками.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Приветливо белела церковь Петра и Павла, куда мы и отправились в начале нашего путешествия.

На торговой площади Черкасска в 1749–1751 годах была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла, в которой был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Мы осмотрели экспозицию. Поднялись на колокольню. Место здесь благодатное. Энергетика бодрящая.

После осмотра у всех разыгрался аппетит нешуточный, коий и решено было удовлетворить шашлыками казачьими и чаем ароматным.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Подкрепившись славно, мы продолжили своё путешествие. Но вначале научились плести венок, памятуя о древней традиции: девушек украшать венками пригожими. Одуванчики цвели яркие солнечные, веночек получился знатный. А девушки, одевши его, стали красавишны чудные.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Дорожка в Старочеркасске вымощена плиткой. Хоть на коне скачи, хоть пешком иди. Всё — славно! Сувениры продают по пути загляденье.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Одна такая рыбка из такой вот хатки художника давно уж прижилась у меня на кухне.

Но уж чувствую: соскучились все по истории.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько раз бывал и Емельян Пугачев; здесь, в крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 года был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин.

Этот дом — образец казачьей архитектуры домов зажиточных казаков. Это — своеобразный дом-крепость: окна защищены решётками, двери обиты железом; при доме — ни двора, ни хозяйственных построек… В таком доме можно было держать осаду не только при нападении внешних врагов, но и от посягательств мятежных казаков в лихие времена. Является памятником каменной архитектуры первой половины 18 века.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Далее дорожка привела нас к Атаманскому подворью, которое принадлежало одному из самых богатейших и знатных на Дону фамильных родов — Ефремовым.

Назначенный в 1738 году атаманом войска Донского Данила Ефремов начал со строительства Атаманского дворца на территории подворья.

Первоначально второй этаж был деревянным, но после пожара 1848 года был перестроен в камне. Это был настоящий дворец, наподобие усадебных дворцов московской и петербургской знати. Первоначальный облик его не сохранился в результате многочисленных перестроек. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. На его обширной территории сейчас размещена экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1756–1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца. В настоящее время — это действующий мужской монастырь.

(фото из ин-та)

Но как-то уж очень всё длинно, да ладно получается. Пора уж разбавить рассказ девушками-красавицами, проводившими фотосессию в этом дивном городке.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

А вот и я на травке ожидаючи и отдыхаючи.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Порезвившись и отдохнув, мы пошли к самому главному и самому красивому собору Старочеркасска, с которого я и начала свой рассказ — Воскресенскому войсковому собору.

Каменный девятиглавый храм высотою в46 метров, выстроен в стиле украинского барокко. Интересен факт, что храм был построен во время действия указа Петра I о запрете строительства каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, сам Пётр I содействовал строительству храма в Черкасске, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве. Собор окружен двухъярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачьих куреней Черкасска.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19×23 метра содержит в себе 149 икон.

Да, святые здесь места… Намоленные.

Стенька Разин, Емельян Пугачёв и не только...

По мере присоединения к Российской империи новых земель — её продвижению к Черному морю, Черкасск теряет своё военное значение. Кроме того, являясь живым напоминанием о «смуте» и казачьей вольнице, само название городка раздражает царскую власть. Но официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. И в 1805 году войсковой атаман Матвей Иванович Платов основывает новую столицу донского казачества — Новочеркасск, несмотря на несогласие большинства казаков… А Черкасск становится Старочеркасском, оставшись в пределах своих самых первых станиц — в пределах того донского острова, на котором и появились его первые постройки…

Наше путешествие подошло к концу. Последняя прямая маршрутка до Ростова уходит в 17–45. Нужно спешить, чтобы не добираться на перекладных. Но я точно знаю, что буду приезжать сюда весной и осенью, чтобы побродить по этим тихим улицам, помолиться в храме и полюбоваться на такой красивый Тихий Дон.

Добро пожаловать в Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

PS: Как добраться?

Маршрутным такси № 151 каждый час, начиная с 9–00 от пл. им. Толстого г. Ростова-на-Дону. Время езды — 40 минут.

Прогулочным катером по реке Дон в выходные дни в месяцы навигации.