Турист Марина Даниленко (Marina10111977)
Марина Даниленко
была 20 марта 2020 14:28

Стамбул — Турция Ноябрь 2013

В ноябре 2013 года я и Клод, мы, наконец то, побывали в Турции. Из двухнедельного тура пять дней у нас получилось в Стамбуле. К поездке я тщательно готовилась, предстоящая встреча со Стамбулом бередила мое воображение, я заготовила список достопримечательностей, которые надо посетить обязательно. Причем некоторые объекты мы должны были освоить самостоятельно, а некоторые — с индивидуальным гидом.

Приехав в Стамбул, каждый день мы смотрели все новые и новые знаковые места, и все равно остались музеи и достопримечательности, которые мы не посетили и ради которых стоит вернуться в Стамбул. Это очень большой город, по некоторым данным он насчитывает 20 млн. жителей, туристические объекты разбросаны по этому огромному пространству, где образуются пробки как в любом мегаполисе, и соответственно это осложняет передвижение, отнимает много времени и как следствие замедляет осмотр интересуемых мест. Я думала, что в день у нас будет получаться осматривать гораздо больше, чем было на самом деле. Кроме того, темнело очень рано — в пять часов вечера, и музеи тоже закрывались рано — в 5–6 часов вечера. Но мы все равно получили незабываемые впечатления, которые так хочется систематизировать и сохранить в памяти на всю жизнь. Скорее всего, это главная причина, почему я пишу этот рассказ.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В СТАМБУЛЕ. Мы прилетели рейсом Рим — Стамбул в международный аэропорт имени Ататюрка 12 ноября в 10.30 утра. На этот день у нас была запланирована обширная культурная программа. Никакого трансфера из аэропорта до отеля у нас не было. Наслышанные о пробках на улицах Стамбула, мы решили добраться на метро. Правда, в ходе движения выяснилось, что не все линии, отмеченные на карте, являются линиями метро, нам пришлось сделать пересадку на трамвай, но все равно это оказался очень быстрый и экономный способ добраться до центра. К нашему появлению в гостинице номер не был готов, но мы не сильно-то и рассчитывали на это, бросили вещи в гостинице и побежали выполнять намеченный мной план.

Первым делом я хотела совершить круиз по Босфору:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нём.

Сергей Есенин

Считается, что если человек не был на Босфоре, то он не был в Стамбуле. Так вот мы были в Стамбуле и на Босфоре, и о нем вы меня можете спрашивать, а я и сама расскажу. В туристическом агентстве около нашего отеля мы купили билет на катер (8 евро на 1 человека), который катает по Босфору два часа без каких-либо дополнительных остановок. Были и другие варианты, например, тур на целый день или тур продолжительностью полдня, но это не входило в наши планы, поэтому мы ограничились двухчасовой поездкой.

В ожидания отплытия я делаю фотографии на мост через Золотой Рог:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

И вот, наконец то, мы отправляемся:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Босфор — это пролив, соединяющий Черное море и Мраморное море, т. е. его воды представляют коктейль из этих двух морей, продолжительность пролива составляет примерно 30 км, и через него перекинуто два моста, соединяющих Европу и Азию. Мы доплыли до первого моста, протяженность которого составляет 1071 м, а высота 64 метра:

Вдоль Босфора располагаются летние резиденции, мечети и дворец Долмабахче:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

После прогулки по Босфору мы бежим через Галатский мост в сторону одноименной башни:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Первая башня здесь была построена в 5 веке н. э., но потом ее перестроили генуэзцы в 14 веке. В настоящее время она стала одним из символов города и музейным объектом. За определенную плату можно подняться на лифте на смотровую площадку (высота самой башни составляет 61 метр, а высота над уровнем моря — 140 м), откуда открывается красивый вид на Золотой Рог, южный берег европейской части Стамбула, на Босфор и мост через Босфор, который ночью очень красиво подсвечен:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Мы поднялись туда перед закатом, было очень красиво и завораживающе смотреть, как меняются цвета города с заходом солнца и зажигаются ночные огоньки.

От Галатской башни мы пошли гулять по улице Истякляль до площади Таксим. В вечернее и ночное время это самый оживленный район Стамбула, поэтому каждый вечер мы проводили там среди кафе, ресторанчиков, сувенирных лавок и магазинчиков:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

ВТОРОЙ ДЕНЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ СТАМБУЛ.

Когда я готовилась к поездке, я непременно хотела взять хотя бы одну индивидуальную экскурсию по Стамбулу. Мне нравится именно личное общение с грамотными и эрудированными экскурсоводами, никакой аудиогид не заменит толкового хорошего гида. Правда, сначала надо найти такого. Я доставала всех друзей и знакомых, туристические агентства, чтобы мне нашли самого хорошего гида по Стамбулу. В итоге одно турецкое агентство пообещало дать мне их лучшего экскурсовода, и я доверилась им. Мои ожидания были оправданы. Историческую часть Стамбула нам показывал гид Мехмет, он молодец:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Мне есть с кем сравнить и могу сказать, что это хороший и толковый экскурсовод. Правда, мне не удалось настоять, чтобы он нам сделал хронологический порядок осмотра достопримечательностей, в целях оптимального движения он следовал своему маршруту, тогда я успокоилась, решила, что все-таки в данном случае он — гид, а не я, и просто получала удовольствие от увиденного и услышанного. Но здесь на страницах этого рассказа я все-таки изложу информацию в хронологическом порядке. Если последующее повествование на историческую тему вам покажется занудным, то можете его смело пропустить. Этот исторический очерк я сделала скорее для того, чтобы самой лучше переварить и усвоить полученную информацию с ее привязкой к конкретным увиденным достопримечательностям.

Стамбул — Новый Рим или Второй Рим, я не могла избавиться от этого ощущения, ступая по исторической части этого города, постоянно сравнивала его с моим любимым Римом. Город на Босфоре был основан примерно в 657 — 667 году до н. э., т. е. он на один век моложе Рима (753 год до н. э.), легендарным основателем Византом, в честь которого он был назван Византием. Считается, что Рим тоже был назван в честь своего легендарного основателя Ромула. Хотя на самом деле было не так: это вымышленного Ромула назвали в честь Рима (итал. — Roma). Как было в действительности с Византием, точно не знаю.

В первом веке до н. э. город Византий попал под власть римлян. При Септимии Севере был построен ипподром, т. е. на рубеже II — III веков, от которого кое-что сохранилось до нашего времени.

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

В 330 году Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. Он же увеличивает ипподром, который хотя и уступал по размеру и вместительности Великому Цирку в Риме, тем не менее, произвел на меня впечатление: вмещал 100 тысяч зрителей. Но мне этот ипподром напомнил не столько Великий Цирк, сколько Народную Площадь в Риме. Точно также на нем можно увидеть потрясающий феномен стратификации, когда перед твоими глазами проносятся века и даже тысячелетия истории. Самый древний памятник здесь — это египетский обелиск фараона Тутмоса III (XV век до н. э.), страшно подумать. Привезли его в Константинополь по указанию императора Феодосия Великого, не все же Риму отдавать, что-то и новой столице должно было перепасть.

Следующий монумент — это змеиная колонна. Считается, что ее сделали из бронзы расплавленных щитов погибших в бою персидских воинов (т. е. это примерно 490 — 480 года до н. э.), сначала она украшала храм Аполлона в Дельфах, а в 326 году по указанию императора Константина ее привезли сюда. Сохранилась она далеко не полностью, утрачена золотая трехногая чаша и змеиные головы, да и по высоте она стала меньше, но все равно впечатляет тот факт, что эта бронза дошла до нас, а не была переплавлена на что-нибудь более практичное.

Следующий это ажурный обелиск, был сделан в X веке по указанию Константина VII Багрянородного в честь памяти его деда Василия I. Император Константин VII был единственным сыном предыдущего императора. Правда, родился он от его четвертой жены, а в качестве законных признавались только первые три. Но не тут было, закон быстро перекроили и в результате всяких переворотов этот сын от четвертой жены стал законным императором, да еще и кличку получил Багрянородный в знак того, что он родился в багряном зале, где рождаются законные дети императора.

Самый молодой на ипподроме это Немецкий фонтан в виде беседки, подарок германского императора Вильгельма II. Создавался он в Германии, а затем транспортировался по частям и был собран в его нынешнем виде в 1900 году. Я очень хотела посмотреть это чудо, но в наш приезд он был на реставрации, вот и еще один из многих поводов, чтобы вернуться в Стамбул.

А рядом с Ипподромом здание в стиле Арт Нуово начала XX века. Как это забавно и потрясающе, смотришь на эти творения и как будто листаешь книгу по истории человечества. И проносятся перед тобой колесницы, видишь бунтовщиков восстания «Ника» 532 года при императоре Юстиниане, когда были убиты 35 тысяч человек, представления, ярмарки и протесты янычаров, ведь именно это место на протяжении многих веков было центром гражданской жизни города.

А это камень Миллион:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Он считается нулевым километром или пупом земли, это уже четвертый пуп земли в моей личной коллекции после Римского, Иерусалимского и пупа в Куско. Наш гид нам рассказал, что этот камень является половиной от аналогичного камня в Риме, но в Риме нет такого камня, там пуп земли представляет круглое сооружение из кирпичей.

Далее мы осмотрим Цистерну Базилику:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Это одно из многих водохранилищ, найденных под Стамбулом. Начали его строить еще при императоре Константине, но завершили строительство в 532 году при императоре Юстиниане. Вода сюда поступала по акведукам, в том числе и по самому большому — акведуку Валента. Это водохранилище действительно напоминает базилику, здесь 336 колонн,

столько же рек впадает в озеро Байкал (по данным XIX века), причем колонны все разные, их брали с древних храмов. Две из этих колонн имеют основание в виде головы горгоны Медузы:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

В этой цистерне надо обязательно загадывать желания. Там есть бассейн желаний, куда надо бросать монетки (типа Фонтан Треви в Риме). А вот здесь надо прокрутить палец на 360 градусов,

тогда твое желание обязательно исполнится. А еще надо увидеть рыбку-альбиноса, мы, когда выходили, увидели целую стаю этих альбиносов, так что надеемся, что все наши желания сбудутся!!!

С 395 года Константинополь становится столицей Византийской империи. Если Ипподром был центром гражданской жизни города, то Базилика Святой Софии или Айя София с VI века становится религиозным и духовным центром.

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

По поводу ее названия нет единого мнения. Я думала, что Базилика так названа в честь Святой Софии, жившей в Риме во II веке нашей эры и умершей в 137 году в период правления императора Адриана спустя три дня после захоронения своих трех дочерей Веры, Надежды и Любви, которые приняли мученическую смерть. Но наш гид, поведав эту грустную историю, сказал, что все-таки Собор назван не в честь Святой Софии, а в данном случае под Софией понимается именно мудрость. Строительство Собора было завершено в 537 году в рекордно короткие сроки — за 5 лет, одиннадцать месяцев и 10 дней по указанию императора Юстиниана I, который приказал отстроить и Цистерну. Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета над его строительством трудилось около 10 тысяч рабочих. Меня поразил купол диаметром больше 30 м.

Ведь в Италии, начиная с IV века и после распада Западной Римской Империи в 476 году, церкви строились по форме античных базилик без куполов, и в течение тысячи лет забыли про купола. Только в конце XV века Брунелески спроектировал свой купол над Святой Марией дель Фьере во Флоренции. Надо было дождаться гения Микеланджело, который сотворил купол Собора Святого Петра. А здесь в VI веке соорудили такой большой и замечательный купол!!! Внутри Собор был украшен фресками, мозаиками, на его строительство были использованы лучшие колонны с античных храмов и базилик:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

а «некрасивые» колонны отправляли в Цистерну, которая строилась неподалеку.

Меня впечатлили деревянные люстры:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Правда, сейчас их меняют на более современные:

На протяжении целого тысячелетия Собор был центром православного христианского мира и главной сценой различных событий: именно здесь императоры короновались на престол, иконоборцы крушили мозаики, а крестоносцы пытались завладеть реликвиями. Именно на алтарь Софийского Собора в 1054 году были выложены взаимные анафемы представителей католической римской церкви и Константинопольского патриархата, что привело к окончательному расколу между католицизмом и православием. Столько людей здесь прошло, что стерли даже мрамор:

В 1453 году после завоевания Константинополя сельджуками город становится их столицей, а Собор — мечетью. Фрески и мозаики были замазаны штукатуркой, к небу вознеслись минареты, и здесь стали молиться новому Богу по имени Аллах:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Первый минарет был из дерева, потом его заменили на кирпичный.

В XVI веке здесь хорошо потрудился Синан — один из самых талантливых архитекторов, про него расскажу чуть позже. И только в 1934 году Ататюрк принимает решение сделать это место музеем. За это ему низкий поклон. Было проведено много реставрационных работ, и теперь можно полюбоваться византийскими фресками и мозаиками:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Эта мозаика считается самой красивой:

Далее наступила очередь Дворца Топкапы. Османская империя была основана в 1288 году, сначала их столицей была Бурса, а в 1453 году они захватили Константинополь, Византийская империя прекратила свое существование, город был переименован в Стамбул и провозглашен столицей. В очередной раз город изменил свое лицо. Султан сначала поселился в какой-то скромный дворец, который до наших дней не сохранился. Но вскоре был построен новый дворец, получивший название Топкапы, что в переводе с турецкого языка означает «пушечные ворота» (тур. top — пушка, kapı — ворота, дверь), так как приезд султана и гостей отмечали выстрелами из пушек. Султан перебрался туда, и последующие 400 лет с середины XV века до середины XIX века султаны правили именно из этого дворца, пока во второй половине XIX века они не переехали в новый дворец Долмабахче на берегу Босфора. Территория дворца Топкапы составляет 80 гектаров, это почти в два раза больше, чем территория Ватикана (44 гектара).

Перед главными воротами находится «заправка» для лошадей:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой. Главные ворота — Ворота Повелителя ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения. В этот двор можно зайти бесплатно. За «Воротами Приветствия», во втором дворе размещались канцелярия и казна. Проходом в третий двор служат Ворота Счастья:

Перед этими вратами есть камень, который отмечает место, где султан восседал на троне во время торжественных церемоний, здесь же показывали в золотой колыбели новорожденного сына султана:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

В третьем дворе располагались внутренние покои и гарем. Роксолана, любимая жена султана Сулеймана, позаботилась о перемещении гарема во дворец, явно хотела быть поближе к султану, чтобы плести свои интриги.

В четвёртом дворе находятся различные павильоны и другие помещения. Отсюда открывается очень красивый вид:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

А это золотая беседка султана:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

По территории дворца мы с нашим гидом ходили до закрытия, осмотрели залы, павильоны, коллекцию сокровищ и комнату реликвий. Я даже забыла про фотографии, а во многих залах вообще-то и нельзя было фотографировать.

Османская империя достигла расцвета в XVI веке, в период правления султана Сулеймана, это был настоящий золотой век. И сегодня в центре Стамбула можно полюбоваться банями Роксоланы, любимой жены этого султана:

На службе у султана Сулеймана Великолепного творил настоящий гений — архитектор и инженер Мимар Синан, проживший 98 лет, я бы его назвала восточным Микеланджело, они жили в один и тот же период, только Синан прожил на 9 лет больше. Бани Роксоланы как и многое другое по всей территории Османской империи были спроектированы Синаном. Сейчас в эти бани пускают желающих помыться за «скромную» плату в 80 евро.

А теперь настала очередь рассказать о Голубой Мечети,

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

но так ее называют только туристы и экскурсоводы. Если обычного стамбульца, никак не связанного с туризмом, спросить о Голубой Мечети, то он даже не найдет, что вам ответить. Настоящее ее название Мечеть Султанахмет, так как заказал ее в начале XVII века султан по имени Ахмед I, чтобы задобрить своего Бога. Он только что проиграл войну с Австрией и был вынужден подписать Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Мечеть строили на деньги из личной сокровищницы султана, построили очень быстро — за 7 лет в период с 1609 по 1616 год. В Риме в это время творили Пьетро Бернини и его молодой сын — будущий величайший архитектор барокко ДжанЛоренцо Бернини.

Султан пригласил в качестве архитектора Седефкара Мехмета (запомнила это имя только потому, что нашего гида тоже звали Мехмет), который был учеником и продолжателем традиций моего любимого Синана. Мечеть удалась на славу.

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Ее окружают целых шесть минаретов, до этого только мечеть Масджид аль-Харам в Мекке могла похвастаться таким количеством минаретов. Причем султан заказал мечеть с 4 золотыми минаретами, но архитектор возвел шесть, сославшись на игру слов, слово «шесть» (алты) и «золотой» (алтын) звучат почти одинаково. Пришлось к мечети в Мекке пристроить седьмой минарет. Внутреннее убранство ослепляет глаза. Она вся украшена керамической плиткой, расписанной орнаментом в голубых тонах.

Плитку везли из Изника, древнее название города — Никея, именно там производится лучшая керамика. На полах лежат шикарные ковры с рисунком, определяющим место для каждого молящегося. Купол поддерживается четырьмя колоннами диаметром 5 метров каждая, внутри колонны заполнены наполовину водой, это своего рода антисейсмическая защита.

Я очень оценила именно здесь, что наш гид был турком и мусульманином. Он очень толково рассказал, что означает михраб (молитвенная ниша), минбар (место имама для чтения проповедей), какова функция минаретов, что написано на восьми круглых щитах, имеющихся в каждой мечети, как проходит молитва. Мы получили общие сведения о мечети и после этого могли ориентироваться во всех остальных.

Это все, что мы успели посмотреть с нашим гидом за этот день. Я получила достаточную порцию информации, причем я была практически единственным слушателем, так как Клод у нас не владеет русским языком на уровне восприятия исторической информации, поэтому гид рассказывал мне, а Клод брал аудиогид на итальянском языке, где считал нужным.

После чашки чая с лукумом в кафе и ответов на кучу моих вопросов мы отпустили нашего гида. А сами решили отправиться в современную часть Стамбула — в квартал небоскребов, где нас интересовал самый высокий из них — Сафир (Saphir). Кроме того, что с этого небоскреба открывался потрясающий вид на 360 градусов на ночной Стамбул,

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

самое главное — там есть кинотеатр 5Д, где можно взять виртуальный тур на вертолете по Стамбулу. Это настоящий улет!!! Было так классно пролететь над Голубой Мечетью, Софийским Собором, Босфором и многими другими знаковыми местами Стамбула, которые нам уже полюбились, и мы с радостью их узнавали. После этого мы добрались на метро до площади Таксим и по нашей улочке Истикляль отправились на Галатский мост, а потом в отель.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ В СТАМБУЛЕ: мост через Босфор, кафе Пьер Лоти и мечеть Сулеймание.

Этот день у нас был менее информативный, но не менее насыщенный. Хотелось переехать по мосту через Босфор из Европы в Азию и обязательно днем. Решили взять туристический автобус, на красном маршруте которого как раз был предусмотрен проезд по этому мосту. Мы пришли к месту отправления этих автобусов к 9 часам утра, но оказалось, что первый автобус поедет только в 10 утра, пришлось нам подождать до этого времени.

Автобус абсолютно бестолковый, текст малоинформативный, неинтересный и несвязанный с кучей каких-то незапоминающихся дат и имен. Но свою функцию этот автобус выполнил — провез нас по мосту с ветерком:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Мы сидели на втором этаже, было все хорошо видно, правда, было немного прохладно.

Преодолевая пробки, в первом часу дня автобус вернулся на начало маршрута. Мы быстренько перекусили и планировали сразу же отправиться по синему маршруту, который должен был отвезти нас к подъемнику, везущему в кафе «Пьер Лоти». Но не тут-то было, снова нам пришлось ждать до двух часов дня, у водителей автобусов был обеденный перерыв. Наконец то, мы доехали до подъемника, но тут оказалось, что у нас только 50 ТЛ, и не было никакой возможности поменять эту купюру на мелочь, чтобы купить жетоны для подъемника.

Но правильно гласит народная пословица: все, что не делается, все к лучшему. Мы отправились в район Эйюп мечети, посмотрели и район, и мечеть,

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

выпили по стакану свежевыжатого сока, таким образом, у нас появилась мелочь, и мы смогли купить жетоны и воспользоваться подъемником, который отвез нас на панорамную площадку:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Пока поднимались, я видела под нами кладбище, стало как-то неприятно, но я постаралась абстрагироваться от этого факта.

Кафе было названо в честь французского писателя — романиста XIX века Жульена Вио, более известного под псевдонимом Пьер Лоти, любившего проводить время в этой уютной кофейне и пить турецкий кофе. Это название распространилось и на близлежащий район. Я, честно говоря, надеялась в этом кафе полакомиться восточными сладостями и выпить чашечку яблочного чая. Но никаких сладостей там не оказалось, а пить пустой чай не хотелось, поэтому мы ограничились созерцанием красивых видов на Золотой Рог с панорамной площадки:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Потом по канатной дороге спустились вниз.

В помещении, откуда отправляется подъемник, есть забавные скамейки в виде книг:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Текст был написан на непонятном языке, но я думаю, что это Коран.

На нашем туристическом автобусе доехали до Галатского моста. А оттуда начали восхождение к мечети Сулеймание:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Эту мечеть заказал султан Сулейман своему и моему любимому архитектору Синану. Мечеть была построена всего за 7 лет в 1550–1557 годах, это самая большая мечеть в Стамбуле. А я опять смотрю на купол диаметром 26,5 метров и высотой 53 метра:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Ведь как раз в это самое время Микеланджело в Риме корпел над куполом Собора Святого Петра, обмерял Пантеон и другие уцелевшие руины античности, ему потребовались годы, и при нем был сделан только цилиндр (барабан) купола. А «турецкий Микеланджело», как я окрестила Синана, не только спроектировал мечеть и купол, но и за 7 лет ее построили. Удивительно!!! А кроме главного купола, тут еще целая куча куполов поменьше и полукуполов.

Внутреннее убранство:

СТАМБУЛ — город контрастов!!! ЧАСТЬ 1.

Рядом с мечетью захоронен сам Султан Сулейман Великолепный, его любимая жена Роксолана, а также где-то во внутреннем дворике и Синан.

После мечети мы пошли на нашу уже такую родную улочку Истикляль, добрели до площади Таксим, где мы должны были забрать арендованную машину. В этот вечер мы отправлялись в наше путешествие по Турции. А на обратном пути у нас получилось еще целых два дня в Стамбуле, но об этом я расскажу в моем следующем рассказе.