Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 22:06

Вильфранш-cюр-Мер — Франция Сентябрь 2013

«А где русских нет?» — спросите вы. Действительно, где?

Только в Вильфранш (Villefrache — sur — Mer) русские пришли не сегодня, а еще в 18 веке.

Эскадра под командованием адмирала Федора Ушакова и братьев Орловых, Алексея и Федора, облюбовала глубоководную бухту как место постоянной дислокации на Средиземном море.

Отсюда корабли уходили на знаменитое Чесменское сражение. После неудачной Крымской войны, оставшись без черноморских баз, Россия решила укрепиться на Средиземном море.

Началом этому событию послужил визит в Вильфранш императрицы Александры Федоровны, вслед за которой на Лазурный берег потянулись наши соотечественники — моряки, писатели, знать; аристократы стали строить дома вдоль побережья. Ницца и ее окрестности имеет много русских вкраплений — исторических, духовных, художественных.

А началась «Русская Ницца» с чудесного местечка, впечатлениями от которого мне хочется поделиться — Фильфранш — сюр — Мер («вольный город»), протянувшегося вдоль бухты, лежащей между горой Mont Boron, нависающей над средиземноморским побережьем, и мысом Cap Ferrat.

О, эти волшебные названия, сулящие восторженные впечатления для тех, кто готов путешествовать по окрестностям Ниццы!

В один из дней, проведенных на Лазурном берегу, мы очень удачно совместили парфюмерный Грас, и Вильфранш, находящийся в 4 километрах от Ниццы, прослышав о его неповторимости из-за сохраненной исторической части и ярких цветных фасадов, привлекательных для нашего брата — туриста.

Но самым завлекательным мотивом этой прогулки был броский анонс путеводителя — «Русские в Фильфранше» и многочисленные упоминания о некой загадочной Цитадели.

В Вильфранш из Ниццы очень удобно добираться на автобусе № 81 от остановки Segurane, находящейся рядом с площадью Гарибальди (есть и другие варианты — электричка, автобус № 100). Чтобы погулять по Вильфраншу, покупаться на его пляжах, удобно выйти на остановке Octroi.

Билет за полтора евро можно купить у водителя, не забывая его прокомпостировать, и помня о том, что автобусы Ниццы останавливаются не на всех остановках подряд, а лишь при предупреждении о намерении выйти.

И это не есть повод для беспокойства, так как в автобусах наличествует схема движения с отмеченными остановками, а сами остановки имеют табличку с названием.

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Здесь мы высадились из автобуса и отправились на освоение старого города, спускаясь вниз по лестнице с крутыми ступенями к набережной

Старый город, расположенный на склоне холма, поднимающегося прямо от берега моря, очень мил и живописен с разбросанными по горе домиками, виллами. Мой взгляд из множества выхватил эту

В шутку мы назвали ее «наша вилла» — неплохо было бы такой обзавестись! Ведь кому-то принадлежит. Как и все — в этом мире…

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

В центре Старого города находится построенная в середине 18 века барочная церковь Сент — Мишель. Читала, что в ней хранится один из старейших органов на юге Франции

Запутанный лабиринт из узких улочек, вымощенных камнем, то поднимающихся вверх, то круто обрывающихся у моря

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Часть пути проходит по улице rue de I’Eglise, затем дорога продолжается по сводчатой галерее, именуемой Темная улица (rue Obscure), где жители укрывались во время вражеских нападений с далекого 14 века. Во время Второй мировой войны Обсккюр местные жители использовали как бомбоубежище

Улочка длиной всего 130 метров, существующая почти 800 лет, создает не то чтобы жутковатый, но все-таки контраст с любовно украшенными домами и забавными площадями, уютно расположившимися над сводом галереи

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Фильфранш, как и любой городок Лазурного берега, утопает в цветах

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Они, действительно, очень яркие — желтые, красные, оранжевые фасады домов XVII века в итальянском стиле, обрамляющих гавань, и делающих Вильфранш — сюр- Мер неповторимым городком побережья

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Бухта Вильфранш — одна из самых глубоководных и безопасных средиземноморских гаваней, принимающая круизные лайнеры, которые бросают здесь якорь, подходя довольно близко к берегу

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Узкая набережная, проходящая совсем близко от воды, с выложенными прямо на нее сетями с рыболовных судов, синее море, яхты, суда и суденышки, морской воздух, запах свежевыловленной рыбы, кружат голову!

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Нижние этажи домов на набережной занимают кафе, бары и рестораны, где сидя за столиком на открытой террасе, можно наблюдать, как покачиваются на воде лодки и яхты

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Я очень люблю море, люблю купаться в нем, слушать прибой, смотреть на волны — и бушующие, и беспрерывно ласкающие берег. Всегда упиваюсь его близостью!

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Маленькая часовня — Chapelle Saint — Pierre, построенная в XIV веке в романском стиле возле гавани, долгое время использовалась для хранения сетей, и ничем примечательным не отличалась

Художник Жан Кокто, очень любивший эти места, сделал подарок своим друзьям-рыбакам, расписав после реставрации в 1957 году ее стены сюжетами из жизни апостола Петра, который и сам был рыбаком

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Фильфранш с его неповторимой набережной давно облюбован голливудскими режиссерами, снимавшими фильмы о французской Ривьере — эпизоды из «Разини», «Никогда не говори никогда», «Жемчужина Нила» с Майклом Дугласом, «Капитан Горацио» с Грегори Пеком.

А 130 — метровая улица Обсккюр послужила декором для фильма Жана Кокто «Орфей».

Ресторан «La Mere Germaine» («Мамаша Жермен») известен по фильму «Ронин» с Робертом де Ниро

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

К сожалению, мы приехали в Фильфранш, уже отобедав в Ницце, поэтому ресторан не стоял в повестке дня. Но место — очень пафосное. Одни виды и абсолютная близость моря, полагаю, доставят приятные минуты от обеда либо ужина.

Здорово было бы съесть какое-либо блюдо из морепродуктов свежего улова на уличной террасе, у самого моря. Кухню ресторана тоже хвалят.

Солнечная погода, сентябрьское ласковое море зовут нас на пляж, как не искупаться в такую погоду в замечательном Средиземном море!

Мы постоянно таскали с собой купальники и полотенце, чтобы быть свободными в реализации желания купаться, где придется

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

По сравнению с Ниццей — здесь просто рай!

Уютная тихая гавань с песчаным берегом — это большая редкость для Лазурного берега.

Мы обосновались на основном пляже с очень мелким дробленым камнем, по ощущениям похожим на песок. Впечатления от этого купания остались, пожалуй, самыми приятными. Лучше только золотые пляжи Канн.

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Не хочется уходить от воды, но нас ждет загадочная Цитадель.

La Citadelle Святого Эльма (1554–1570) была построена по приказу герцога Савойского для защиты города от нападений со стороны моря.

Расположенная близко к морю, она словно выходит из воды

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Между Цитаделью и капеллой Св. Петра, расписанной Жаном Кокто, идет улица под названием Boulevard de I’mperatrice Alexandra Feodorovna, то есть бульвар Императрицы Александры Федоровны, профинансировавшей в свое время строительство дороги, соединяющей Ниццу и Фильфранш.

Бульвар имени Императрицы не имеет ничего общего с дорогой, проложенной на ее средства, об этом я узнала позже. Это переименованный в 1996 году один из бульваров Вильфранша.

Читала я и о том, что в городе установлен бронзовый бюст императрицы, открытый в 1997 году академиком Лихачевым.

Нам очень хотелось его найти!

Мне, не замеченной в особом патриотизме особе, было невероятно приятно от мысли, что наши предки оставили славный след в развитии европейской цивилизации, да еще в таком месте!

И мы нашли его — в самой глубине садика Цитадели, наткнувшись на бюст случайно

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Стоит наша Императрица, украшенная кокошником, как на портрете Маковского, задвинутая в уголок Цитадели, спрятавшись за елку. Таблица на постаменте гласит

Вот он, русский след, задвинутый в угол, в истории Фильфранша.

Увидев делегацию немолодых аристократов, неспешно прогуливающихся по Цитадели, мы подумали, а вдруг, это потомки русских эмигрантов пришли поклониться своей Императрице?

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Но, это не более, чем смелое предположение…

Так стоит ли при посещении Фильфранша устраивать себе прогулку по Цитадели? Однозначно — стоит!

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Эта величественная крепость признана историческим памятником, где разместились мэрия, музей, культурный центр и зеленый театр. Богатая коллекция скульптур пышнотелых красавиц, коих здесь немыслимо много, расставлена очень причудливо: на поверхности, в подземных галереях

Автор этих созданий скульптор Антонуччи Вольти

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Я прочитала, что к столь завлекательным женщинам водят экскурсии слепых людей, предоставляя им возможность трогать скульптуры.

Всего в музее представлены 4 тематические экспозиции. Есть даже небольшая художественная галерея

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

А здесь хранится коллекция предметов военного времени (знамена, знаки отличия), собранных в память о 24 батальоне альпийских стрелков, некогда расквартированном в крепости

В саду установлен бюст герою Сопротивления.

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Прогулка по бастиону дает возможность взглянуть на бухту, на Кап Ферра и таким образом

Словом, интересное место — Цитадель над морем!

Русские в Вильфранше были, есть и будут!

Вернувшись к утверждению, что русские будут в Вильфранше, скажу напоследок, что в живописной крепости проводятся совместные российско-французские конференции, устраиваются выставки наших художников.

Да и мы, простые смертные, не будем забывать о том, что Лазурный берег тесно связан с российской историй и при возможности навещать памятный бюст Российской Императрицы.