Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Севан — Армения Май 2010

Впереди крутой поворот… И не один, если вы едете в Карабах.

Дорога от Еревана до Степанакерта, казалось бы, не так долга. Но подлая, зараза, и дюже серпантиниста. Впрочем, нужно расслабиться и найти себе адекватного водителя. Нам повезло. Рубен родом из Агдама, 20 лет прожил в Степанакерте, прошел три карабахских конфликта, получил четыре ранения…

В общем, он свой в Карабахе. Его мерс никто никогда не проверит. Его пассажирам не нужны пропуска, регистрации, объяснения и разрешения на съемку.

100 долларов от Еревана до Карабаха и столько же — обратно до Севана. Вери гуд прайс, май френд!

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Змей: — Армянская народная мудрость гласит, что если вы ищете идеальных друзей, то вы их никогда не найдете. Поэтому я хочу поднять свой бокал за вас — моих друзей, и пожелать, чтобы мы принимали друг друга такими, какие мы есть на самом деле!

Выезжаем из Еревана на запад — и тут же попадаем на панораму Арарата. Великолепная гора, даже на горизонте. Не стали останавливать машину — Рубен торопился успеть до темноты проскочить обледеневшие перевалы.

Мимо домашних вин, впрочем, проехать не смогли. Купили 2 литра малинового, 2 литра абрикосового, ну, и виноградного. Тоже два.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Выбор сумасшедший. Можно и закусок прикупить — от вареных яиц до домашнего сыра.

Дорога быстро поднимается — на обочинах появляется снег, с неба срываются малоприятные осадки. Перевалы уже месяц как оттаяли, но погода постоянно испытывает водителей туманами, гололедом и новыми трещинами дорожного покрытия.

Еще не прошли самые высокие перевалы, а туман уже практически стеной. В Степанакерт приехали затемно.

Рубен фантастически вписывался в серпантин при абсолютно непроглядном тумане — это его родная дорога, он ее и на танке проехал, и на десятке различных машин.

— Вас в гостиницу какую везти? — поинтересовался Рубен.

— Самую дешевую. Денег нет совсем, — традиционно отвечаем.

На улице — сплошная пелена ливня. Палатки с собой, но где их ставить в такую погоду — огромный вопрос. Тем более, что карты города и окрестностей у нас нет.

Рубен напрягся, поехал в центр города. Остановился у небольшого каменного дома, долго говорил с хозяевами.

Так мы поселились у Валентины. Валентина — бойкая бабушка, ставшая широко известной мировой читающей общественности после того, как журнал the Times опубликовал репортаж о Карабахе, сделав молодую еще Валентину лицом репортажа.

Сама Валентина с мужем живет в доме 19 века постройки. А гостей селит в просторном деревянном летнем домике. 80 рублей с человека в сутки, да.

Утром дождь не прекратился. Пришлось откупорить бутылочку Арарата для храбрости — и под ледяной душ.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Дом Валентины стоит прямо напротив городского драмтеатра. А на снимке — «театральный» источник, вполне себе минералка в центре города.

Здание театра не пострадало во время войны — центр Степанакерта стоит на горе, труднодоступной для артиллерии.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Новострой, подсветка которого мешала уснуть. Гостиница «Карабах». В гостинице «Карабах» есть даже сувенирный магазин. Сувениры сомнительные, магнитиков нет (магниты с Карабахом мы потом найдем на Севане). При всей нелепой пафосности места, клиенты у отеля есть.

Практически за гостиницей начинается спуск в городской парк.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Плохие дизайнеры после смерти попадают в парк Степанакерта.

Настолько ужасного парка мы еще не встречали. Торжество нездоровой фантазии.

Памятник утопающим молодоженам.

При таком дожде белье скорее стирается, а не сушится.

Вернулись домой обсохнуть. Валентина принесла на обед шикарный домашний сыр в лаваше, кофе, сладостей — не могу, — говорит, — гостей не угостить. Ну, мы ее коньячком угостили с курагой в шоколаде.

Обсохли — дождь ослабел. Решили дойти таки до памятника погибшим в военных конфликтах.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Большой монумент на самом обстреливаемом холме города, по дороге на Агдам. Здесь монументы всех войн — от Великой отечественной до карабахских.

Прямо за этим монументом, в елочках — захоронения героев карабахского конфликта.

Следующим утром Рубен повез нас в Севан. По дороге рассказывал про войну и показывал места боев.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Место, откуда вели артобстрел Степанакерта из установок «Град».

Многие деревни полностью разрушены и не восстанавливаются — долина выглядит пустой.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Танк на повороте к Шуше. По словам Рубена, отбитый у азербайджанцев.

А в этой церкви, практически в центре Шуши, был склад оружия.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Эффект облака. Невооруженным глазом его не видно, а объектив ловит туман.

Дорога до Севана достаточно простая и быстрая. Идет по берегу озера. Пустые стоянки, разваленные турбазы. Основные действующие отели, базы и кемпинги находятся в окрестностях города Севан и севанского монастыря. Туда-то мы и направились.

Над Севаном — хмари. Дождевые облака практически лежат на волнах озера. Жуткий ветер, пронизывающий дождь…

Заходим попытать счастья в отель. Отель стоит прямо под монастырской горой. Смотрим цены…да, не наш вариант.

Выходим на веранду, под тент летнего кафе. Думаем, где бы палатку поставить поудобнее — чтоб не сразу залило.

Подходит парень с ресепшена. — Хозяин очень обижается, что вы у нас жить не хотите. Сколько вы можете заплатить? — Ну, вот в Степанакерте по 80 рублей жили… — Хорошо, 80 значит 80. Получаем сказочный пятиместный номер. Сухо, очень тепло, горячая вода…в благодарность ужинаем шашлыком из севанского сига в гостиничном ресторане. Перед закатом поднимаемся к монастырю.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Севанаванк. Церковь IX века.

В сами церкви не удалось попасть ни вечером, ни на следующий день. Экскурсантов, вместе с тем, было очень много — преимущественно гостей из России. Экскурсионные автобусы занимали всю парковку перед отелем — из соседних поселков приехали торговцы сувенирами, подтянулись таксисты из Севана.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Здесь видно, что верхняя половина церкви переложена на новый раствор. Вообще, комплекс весьма неплохо отреставрирован. Повсюду информационные таблички, карты.

Даже фундаменты разрушенных церквей ухожены. На информационных плакатах — схемы построек и их исторический облик.

Алкотур-2010. Карабах, Севан и первый поворот

Вид на монастырский двор. Облака задевают кресты.

Что ж, по планам — в Грузию.

Договариваемся с таксистом, и прямо от гостиницы берем курс к границе. Дорога пролегает по живописным ущельям — в городках кажется, что ты где-то в Швейцарии или Австрии, настолько аккуратно и чисто выглядят поселения. А на самом подъезде к границе заброшенные заводы напоминают атмосферу Балкан.

Граница пуста. Доходим до КПП, заполняем анкеты. Долларами оплачиваем визы и ждем 15 минут — пока все оформят.

Старший офицер выходит поинтересоваться нашими планами. — Казбеги? Забудьте. Лавины идут, трактора проехать не могут. Три дня назад Опель завалило с четырьмя пассажирами — до сих пор не откопали. Да и Верхний Ларс сейчас закрыт из-за погоды.

Учитывая характер погоды в Армении, словам офицера верим. Вот тебе и Казбек с Кармадоном.

В новом такси до Тбилиси тишина — думаем, что же делать дальше.

— А я вот знаешь о чем тут размышляю…? — начинает Змей.

— Кажется, знаю, — отвечаю я. — Через Абхазию в Сочи.