Турист Елена Самусева (Elena_Samuseva)
Елена Самусева
была 20 февраля 13:10

Бильбао — Испания Октябрь 2013

Звонкое имя Бильбао! Загадочная страна басков! И громкое имя Гугенхайма! Да и одного фактора было бы достаточно, чтобы поехать в этот город. А здесь пересеклись сразу три причины! Вот они и привели меня в Бильбао. Времени, как обычно, было не очень много, но хватило чтобы понять, что это замечательный город, совсем не похожий на другие европейские города. Но я была потрясена не архитектурными красотами и природными феноменами (о них можно посмотреть альбомы других авторов) а фантастическими преобразованиями происшедшими в этом городе всего за 10 лет. С громадным уважением я расскажу о….. мэре Бильбао.

Я за свою жизнь посетила много стран и много городов, но никогда и нигде я интересовалась человеком, который работает завхозом в городе. Да я считаю, что любой мэр- это просто завхоз города и если он хороший, хозяин или хозяйка, то и в его хозяйстве все будут одеты и обуты, будет чисто и красиво. Ну, а если нет?! Сами знаете, что бывает если мэр пришел на свою должность не для того чтобы убирать улицы и кормить стариков, следить за городским транспортом и вывозом помоек….. Наши газеты сегодня пестрят заголовками — арестован мэр Астрахани, попался на взятках мэр города…., да что там провинция, все помнят историю с хозяйственным мэром столицы и его активной бизнес-леди.

Я не видела мэра Бильбао и даже не знаю сколько ему лет, но я видела город и я слышала гордость в словах жителей этого города — наш мэр- лучший в мире мэр города.

Да это не бакское высокомерие, мэр Бильбао в 2012 году награжден таким званием по решению британского фонда мэров городов.

А город Бильбао в 2010 году получил всемирную городскую премию Ли Куан Ю и звание «лучший город мира» . Эта премия для городов тоже что Нобелевская премия для ученых. Премия учреждена городом Сингапуром и корпорацией Керрев и присуждается один раз в два года городу за достижения в области управления и инноваций городских проблем, которые ведут к социальным, экономическим и экологическим выгодам для городов и его жителей. Премия не маленькая -300тысяч$ . Интересно, что город Сингапур учредил эту премию в честь Первого премьер-министра Сингапура господина Ли, в честь его выдающихся заслуг для города.

Итак — лучший город мира, лучший мэр мира!

История Бильбао началась в 1300 г., когда здесь возникла небольшая рыбацкая деревушка, но уже скоро Бильбао стал столицей. Сегодня столица страны басков находится в городе Витории, а Бильбао самый крупный город страны Басков, здесь проживает 400 тыс человек, а с пригородами 1 млн.

Город затиснут между двух холмов и вытянулся вдоль реки. Еще в1980 годах пугал туристов грязью, запущенностью. Вдоль реки разместилась старая промзона, воды реки загрязнены промышленными выбросами и нечистотами городской канализации. Мощный экономический спад приведший город на грань катастрофы, закрытый порт и заводы, безработица и в довершение катастрофическое наводнение 1983 года сделали город Бильбао самым страшным городом в западной Европе -разрушены мосты и дома, промзона, в наводнение погибло 49 человек.

Тяжелое хозяйство досталось новому мэру! Мэр создает специальный комитет, задача которого вывести умирающий город из катастрофы. Нужно найти деньги, но прежде всего нужно найти идею и ее реализовать. Комиссия разрабатывает план, который был принят в 1992 году. И реализован всего за 10 лет.

Что же было в этом плане?

Сегодня туристы взахлеб рассказывают о музее Гугенхайма -якобы он спас город. Но это совсем не так.

План спасения Бильбао был прежде всего направлен на улучшение качества жизни в городе, улучшения экологии. Для этого

1.Реконструирована вся городская инфраструктура транспорта —

2. Вычищены река и ее берега, снесены остатки старого порта и промпредприятий

3 приняты серьезные меры по повышению уровня образования и культуры жителей

А теперь простое перечисление фактов о которых я знаю-

построили метро, но это Бильбао- здесь ничего просто так не делали — метро протянули до океанского пляжа, за что жители ежедневно говорят -спасибо. Но метро построили не только удобное, но и красивое. Проектировать метро пригласили корифея архитектуры -самого Нормана Фостера!!! Сегодня это метро в учебниках архитекторов!

Построили прекрасный аэропорт, который связал город басков со всем миром. Аэропорт современный, мощный и красивый. Его проектировал сам Сантьяго Калатрава! Снова смотри учебники архитектуры!

тихий, экологически чистый трамвай и три новых моста -сделали жизнь горожан удобнее и приятнее. Один из мостов -стеклянный. Смотри учебники!

Бильбао! Лучший город мира

Порт вынесли из города на 10 км к океану, река очистилась от вековой грязи, вдоль набережной устроили прекрасную трехкилометровую пешеходную зону.

Бильбао! Лучший город мира

Построили Дворец Конгрессов где сегодня расположились симфонический оркестр Бильбао и страны Басков. Концерный зал на 2100 мест имеет прекрасную акустику, кроме него во Дворце Эускальдуна (так его называют) еще 3 зала поменьше,.8выставочных залов,7 конференц-залов.и ресторан.

Дворец проектировали архитекторы мирового уровня -Федерико Сориано и Долорес Паласиос.

Решением Международной ассоциацией парламентских дворцов он признан Лучшим парламентским зданием мира!

Бильбао! Лучший город мира

Ресторан Этксанобе имеет звезду Мишлен, здесь царит Фернандо Коналес. Ресторан носит звание лучшего ресторана Испании 2006 года. А повар знаменит на весь мир, он ведет свою передачу на ТВ, издает кулинарные книги и однажды приезжал с гастролями и в Москву

Здание фешенебельного отеля Мариот украшает город и вошло в учебник -ведь это шедевр мексиканского архитектора Реккардо Легфетта

Бильбао! Лучший город мира

Жителям был нужен культурно-спортивный центр. Место ему нашли в самом центре, на территории старых винных складов. Знаете кто проектировал этот обыкновенный культурный центр для горожан? Сам великий Филипп Старк! Я молчу про учебники!

Бильбао! Лучший город мира

Прекрасный район жилой застройки не только красив, но и очень удобен людям.

Бильбао! Лучший город мира

И только после этого город начал вести переговоры с фондом американского миллионера Гугенхайма. Проектировать новый музей конечно позвали корифея -мировую звезду архитектора Френка Гери. Новые космические технологии компьютерного проектирования позволили создать здание 21 века. Коллекция современного искусства достойна внимания и растет с каждым днем.

Бильбао! Лучший город мира

Сколько стоила реконструкция города я не знаю. Есть только сведения, что метро обошлось в 720 млрЕ (32 км) ,порт 1 млрд Е, а музей Гугенхайма 150 млн Е.

В городе свершилось чудо -он стал красив, удобен, повернут к своим жителям и гостям лицом. Город где собрались воедино работы лучших архитекторов мира, где на океан можно приехать на метро, где пообедать можно в лучшем ресторане Испании, где можно послушать великолепный концерт в лучшем парламентском дворце мира, прогуляться по роскошной набережной и посетить художественную выставку в музее 21 века.

Этот город нужно обязательно смотреть. Лучший город мира! А ты еще там не побывал?

Спасибо члену нашего сообщества Ивановой Лене за прекрасные экскурсии по стране Басков и Бильбао