Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Ереван — Армения Май 2010

Планирование — слово хитрое. Сильно двузначное.

Оно ведь и планы строить, и в свободном полете пребывать.

Эта история об изменчивости смысловой нагрузки планирования. О том, что иногда ты выбираешь дорогу, а иногда и дорога выбирает тебя.

Алкотур-2010. Начало

Изначально на маршрут отпускалась неделя. Распродажные билеты до Еревана, а дальше традиционно по земле. Посетить завод Арарат, скататься в Карабах, посмотреть Севан, оттуда на Тбилиси. В Гори, Уплисцихе — и через Казбеги, Верхний Ларс и Кармадон выйти на Владикавказ, Нальчик и до Эльбруса.

На Эльбрус мы, то есть, так вот хитро поехали.

Ну, поехали — так поехали! Все идет по плану. Прилетели, разместились.

Разместиться в Ереване традиционно просто. В аэропорту берем такси, даем таксисту денег на проезд до города плюс некоторую сумму, которую четверо туристов готовы потратить на сутки проживания. Таксист находит нам жилье, платит за сутки — сдача его. А нам — минимальный прайс «для своих» на перспективные 2–3 дня.

Так мы поселились у Гарика. Гарик живет в «золотом треугольнике» алкотуриста — как раз между заводами Арарат, Киликия и Ной. Живет в большом каменном доме, а заодно сдает пару небольших домиков гостям. 100 руб. в сутки с человека за дом с горячей водой — шикарно.

В Армению, к слову, хотелось давно. Очень уж вкусно звучит это название, маняще, головокружаще…даже пасмурной майской ночью, во дворе у Гарика, разведя легкий костерок из газет в садовом мангале под дьютифришные гранатовые вина мы проникались атмосферой сказки и духом Еревана.

Ну, а поутру, зарядившись замечательным ай-ай-ай завтраком (айс-кофе, айраном, айвовым вином) — выдвинулись к цели номер один всей поездки.

Алкотур-2010. Начало

Большая такая вкусная надпись…ее прямо таки обнять хочется!

Или просто подурачиться.

Алкотур-2010. Начало

Вот она, мекка алкотуристов Армении.

Алкотуристов, к слову, немало для непогожего мая — французы, немцы, японцы. Русских вот только, несмотря на майские праздники, не наблюдалось.

Очередь, впрочем, и французы с японцами создать сумели — на экскурсию записали только на следующий день. Это вам не Порту и не Крикова.

В стоимость экскурсии, кстати, в обязательном порядке входит дегустация. При крайне демократичных ценах. Но до дегустации мы еще дойдем.

Алкотур-2010. Начало

Хмурый Ереван с заводского холма.

Алкодзен.

Алкотур-2010. Начало

Сразу закупили коллекционного коньяка на сувениры.

Прямо напротив завода АрАрАт — завод Ной. Здесь тоже проводят экскурсии.

Алкотур-2010. Начало

Мост германской постройки. Под ним и под рекой — тоннель, соединяющий два завода. Во время войны в тоннеле хранили лучшие образцы коньячных спиртов.

Упустим подробности вечера и утра. Центр города, грузинский ресторан, домашняя кухня, вино можете принести с собой…

Добро пожаловать в погреба!

Алкотур-2010. Начало

Бочка мира. Ее откроют в день разрешения карабахского конфликта.

Погребами, впрочем, экспозиционное пространство назвать сложно. Это скорее заводские хранилища, вполне себе надземные. Ни тебе электромобилей, ни десятков километров ходов. Ни темноты, в конце концов.

Аллея славы — напоказ туристам.

Алкотур-2010. Начало

На месте Кучмы, я б давно уже поселился в Ереване и потягивал бочонок. Чего ждет — не понятно.

Ельцин — красавец. Уже не президент, но тоже хочет свой бочонок! Жаль, не успел воспользоваться. Еще намек Кучме.

Алкотур-2010. Начало

Ну, и как же без легенд.

Корень на снимке, согласно легенде, принадлежал огромному дубу на перепутье торговых путей. Многие столетия купцы и странники останавливались в его тени для отдыха и легкой трапезы. Остатки вин, коньяков и прочих спиритов стряхивали на землю.

Когда дуб засох, ветер уронил его на землю и люди увидели корень — сотни лет полива алкоголем породили настоящего деревянного монстра.

Алкотур-2010. Начало

Под алкокорнем — антикварный кабинет господина Шустова.

Шустов — легенда алкомира начала ХХ века. Он и в Одессе развивал производство, и в Ужгороде, и под Киевом…и, вот, в Ереване.

Алкотур-2010. Начало

С шустовским коньяком тоже связаны интересные истории.

Коньяк Финь-Шампань отборный 55,2% крепости.

Так вот, Финь-Шампань в Европе не особо жаловали. И Шустов специально приплачивал русским студентам всяческих Сорбонн, дабы те в ресторанах заказывали шустовские коньяки, а при отсутствии оных раздраженно рестораны покидали.

Говорят, за несколько лет экспорт в Европу поднялся в разы.

Алкотур-2010. Начало

А вот кадр для байки. Смотрите, как Наина Иосифовна напряглась…

Ельцин во время визита на завод, понятно, мимо дегустации не прошел. Для него специально приготовили небольшое шоу — артиста нарядили Шустовым и устроили экскурсию «от хозяина».

Ельцин фишку не просек, посчитал псевдо-Шустова живым персонажем и долго благодарил за прекрасно налаженный бизнес.

Алкотур-2010. Начало

Укромный уголок, нескромные мечты…

Бочка для посетителей. Очень ярко расписались. Впрочем, не факт, что обода не протирают регулярно.

Алкотур-2010. Начало

Внутренний дворик — между погребами, дегустационным залом и магазином.

Барельеф дворика — тоже легенда. Но уже о пользе пития и вреде сухого закона.

Было время, когда на территории Армении запретили производство и распитие спиртного. Но одна хозяйка тайком гнала самогончик и поила им по ложечке своего сына.

Понятное дело — напал на страну страшный мифический лев. Рвал всех хилых непьющих героев на тысячу маленьких лоскутков.
Конечно, единственный адекватный человек страны пошел и порвал кисе пасть. После чего сухой закон отменили к чертовой бабушке.

Далее — музей. Странный немного. Половину экспозиции занимает коллекция древних географических карт. Не знаю, насколько оригинальных, но безумно интересных. На всех, понятно, есть Армения.

Вторая половина — регалии и сувенирные бутылки АрАрАта.

Алкотур-2010. Начало

Пропорциональное соотношение металлов в коллекции медалей впечатляет.

Местами антиквариат кажется неуместным, но все это — история завода.

Все, хорош! Де-гус-та-ци-я!

Профессионалы оценили!

Дегустация потрясающая. Проводит ее, кстати, экскурсовод, а специальный сотрудник грамотно разливает четыре сорта коньяка.
Неторопливо, красиво, с присказками, легендами и тостами…

За Алкотур!

Да, и в нас же остались силы на Ереван!

Точнее, на его исторический центр — крепость Эребуни.

Алкотур-2010. Начало

От крепости мало что осталось, зато вид на город какой!

Добрались до Эребуни на такси. Побесились на стенах полчаса — подошел мой виртуальный знакомый, специалист по истории Армении, выпускник туристической академии да и вообще отличный человек — Арсен.

Поводил нас по развалинам, рассказал историю. Фишечки показал.

Алкотур-2010. Начало

Буянили на крышах, пока охрана не появилась.

Арсен рассказал немного про историю крепости, а также обозначил тот печальный факт, что за весь двадцатый век должного внимания уникальные развалины так и не получили.

Алкотур-2010. Начало

Какие фрески! В Иране подобное наследие продавалось бы туристам оптом, и охранялось под колпаком. А здесь — пылится и разрушается.

Современный Ереван, впрочем, начал проявлять к развалинам внимание. Вот, навес соорудили. И охрану наняли — алкотуристов гонять с навеса.

Алкотур-2010. Начало

Как же сохранились краски! Ощущение, что сам только что выкопал орнамент из-под завалов.

А какая клинопись!

Закончился день не то, чтобы быстро. Мы освоили лучший суши-бар города, затащили Арсена в гости к Гарику. Напоили всем-всем.

Алкотур-2010. Начало

Арсен еще и мастер карвинга. Научил нас азам, даже при наличии исключительно маленького походного ножика.

Арсен, между прочим, может и герб Армении на арбузе вырезать.

Возьмем таки волшебную палочку и окажемся в грядущем утре…

А утро-то тяжелое!

Переходим улицу, к заводу Киликия. И находим такси на Карабах.