Турист Вячеслав (raushen1)
Вячеслав
был 4 октября 2021 23:05

Via Francigena — мечта и горы

Ивреа, Бар, Verrès, Фенис + 4 города — Италия, Бур-Сен-Пьер, Лидд + 5 городов — Швейцария Август 2013

Ключевые места (Montreux- Versvey- Aigle- St-Maurice- Martigny- Sembrancher- Orsieres- Liddes-Bourg-St-Pierre- Gd St-Bernard- St-Oyen- Gignod- Aosta- Quart- Nus- Chatillon- Saint-Vincent- Verres-Bard- Donnas-Pont-St-Martin-Ivrea)

Общая карта Исторических дорог пилигримов

Швейцарская часть нашего маршрута

Via Francigena — мечта и горы

Итальянская часть маршрута (нанесена штихпунктиром).

Здравсвуйте, нас зовут Вячеслав и Надежда. В августе—сентябре этого 2013 года совершили замечательное путешествие по части древней дороге пилигримов Via Francigena через Альпы и перевал Сан-Бернар от швейцарского города Montreux до итальянского города Ivrea.

Идея такого путешествия зародилась давно. Все, наверное, слышали про знаменитый паломнический Путь Святого Иакова в Испании (описаный в знаменитом романе Пауло Коэльо"Дневник мага»). Я впервые прочитал о нём ещё в журнале «Вокруг света» за 1995 год и мечта пройти по этому или подобному пути крепко засела во мне. Прошло много лет, подобные статьи попадались всё чаще, а с развитием интернета всё стало на много проще. И вот наконец, я созрел. Покапавшись в сети с интересом обнаружил, что подобный паломнический маршрут называется Via Francigena и проходит через Англию-Францию-Швейцарию-Италию, заканчиваясь в Риме. А может и, не заканчиваясь, говорят, что многие пилигримы в древности продолжали свой путь в Иерусалим, но Бог с ними это другая история. Я выбрал Via Francigena вернее её часть, которую по своим расчетам мог с Надеждой пройти за пару недель. Немаловажно также была доступность начальной и конечной точек и конечно же, что дорога шла через горы и не просто горы, а через Альпы и не просто Альпы, а через перевал Гранд Сан-Бернар. Побродить в настоящих горах было ещё одной давней мечтой. Определившись с маршрутом, уладил дела на работе, купил билеты на самолёт и засобирался в путь. В помощь при переноске снаряжения, решили взять один велосипед.

Via Francigena — мечта и горы

День 1.

Начальную точку нашего маршрута мы запланировали в швейцарском городе Montreux, куда накануне мы приехали на поезде из Милана. Переночевав в Montreux (в Youth Hostel Montreux) прогулялись по городу, поменяли деньги, купили продуктов. Нашли туристический информационный центр, где очень быстро нам выдали буклетик Via Francigena с маленькой картой. Это было очень кстати так как нужно было не просто понять в какую сторону идти, но и встать непосредственно на маршрут. Сориентировавшись и сфотографировавшись, мы тронулись в путь. Настроение было прекрасное, мы шли по набережной красивейшего Женевского озера и уже где-то через 1,5 километра, вышли к такому же красивому Шильонскому замку.

Via Francigena — мечта и горы

Пройти мимо было бы преступлением и мы зашли. Осмотр занял у нас не более часа, искупавшись в озере и выпив местного Шильонского вина, пошли дальше.

Via Francigena — мечта и горы

До следующего городка Villeneuve в этот день мы так и не дошли, начанало темнеть и мы решили заночевать на полянке под горой в палатке.

День 2.

Утром проснувшись, дошли до ближайшего источника, какие как оказалось с древних времён оборудованы вдоль всего маршрута. Вода питьевая, чистая и очень вкусная, умылись и пошли.

Via Francigena — мечта и горы

Вот уже и Villeneuve. Городок очень маленький, церковь два десятка домов и о СЧАСТЬЕ, есть кафе, где мы с удовольствием позавтракали. Сегодня запланировали пройти до города St-Maurice. Следующим пунктом на нашем пути был горд Aigle. Пошёл сильный дождь и настроение подпортилось. По дороге встретился довольно большой виноградник и винный магазинчик, куда мы зашли отдохнуть и дождь переждать. В магазине где нас угостили местным вином перекусили и попрощавшись, отправились дальше. Дождь не кончался. Aigle оказался городом побольше, красивая старинная часть и великолепный замок на окраине, так же среди виноградников.

На сегодня до финиша нам оставалось перейти гору, но мы немного сбились с маршрута и сильно промокли, поэтому решили проехать до St-Maurice на поезде. Это две остановки и около десяти минут времени. Билеты на поезд продаются в автоматах на платформе. Добравшись до St-Maurice остановились в гостинице «Hôtellerie Franciscaine», где нам сделали скидку как пилигримам. Кстати в местном аббатстве можно получить паспорт пилигрима, что я и сделал.

День 3.

Просушившись за ночь, позавтракали и отправились осматривать город и достопримечательности. А посмотреть есть на что. Это само аббатство, местный замок, грот Фей с озером и водопадом прямо в горе и прсто уютные улочки старого города. Прогулявшись, отправились дальше. После вчерашнего сбоя самое время рассказать об ориентации и обозначениях маршрута.

Via Francigena — мечта и горы

Via Francigena обозначена довольно хорошо, знаки встречаются довольно часто, все повороты обозначены. Единственная сложность когда маршруты следуют параллельно, или пересекаются. На чём я вчера и погорел, но это скорее от неопытности. Потом начинаешь понимать, направление дороги (между гор) и можешь даже корректировать свой маршрут. Пройдя по городу через несколько километров, мы оказались в городке Evionnaz. В нем мы не останавливались, просто прошлись по старой улочке, чего вполне хватило. Сегодня нужно успеть дойти до Martigny, а впереди гора и, как оказалось, отметка 1000 м над уровнем моря. В Martigny мы пришли уже вечером, зашли в местную церковь, поставить печати в паспорта пилигримов. Поставив печати, святой отец подсказал, что остановиться можно в кемпинге не подалёку, мы так и сделали. Магазины были уже закрыты, они вообще закрываются в Швейцарии рано, но рядом с кемпингом есть заправка, где мы купили продуктов на ужин.

День 4.

Утром прошлись по городу, осмотрели старинный римский амфитеатр (акустика потрясающая),

Via Francigena — мечта и горы

зашли в супермаркет за продуктами, там же позавтракали в бистро и отправились в путь. Скажу, заранее, это был, наверное, самый тяжелый день. Горы были уже посерьёзнее, тропинка узкая.

Впервые начали понимать, что брать с собой велосипед было ошибкой. Но обратной дороги нет, только вперёд! Миновав одну гору и спустившись к какой-то деревушке, тут же началась другая, но лес уже темнее, а сил всё меньше. Когда пришли в следующий городок Sembrancher, уже темнело. Но как оказалось приключения на сегодня не закончились. Городок маленький и гостиниц в нем нет. Хорошо парень в местном баре подсказал, что вверх по шоссе километрах в трёх есть хороший отель, и даже позвонил туда и предупредил о нашем приходе. Собрав последние силы, в полной темноте, по шоссе пошли в отель. Там нас уже ждали.

День 5.

Via Francigena — мечта и горы

После вчерашних нагрузок и пиключений решили устроить себе легкий день. Выспавшись и собравшись в ресторанчике при отеле, заказали настоящее фондю. Его нужно было попробовать, для нас это была ещё одна достопримечательность.

На сегодня темп мы сбавили, да и дорога была не плохая. Пройдя через Orsieres и поставив у местного приора сразу две печати (за Sembrancher и Orsieres),

Via Francigena — мечта и горы

к вечеру добрались до Liddes. Зашли в церковь, закрыта. Пошли искать отель, открыт оказался только один (Auberge des Alpes), где и остановились за 70 евро.

День 6.

Позавтракав в отеле, собрались и пошли. Целью на сегодня был Bourg-Saint-Pierre (Санкт-Петербург по нашему), и это уже интриговало. Шли в гору и с горы, дорога хорошая, расстояние не большое, но усталость всё сильнее. Налазился организм по горам с велосипедом.

Via Francigena — мечта и горы

Добрались до Bourg-Saint -Pierre. Он оказался небольшим городком.

Есть правда церковь, несколько отелей, библиотека, пару баров и заправка. Из достопримечательностей местный дедушка показал нам дом где останавливался Наполеон, когда тоже со своей армией собирался переходить через перевал Gd St-Bernard в 1800 году.

Via Francigena — мечта и горы

Дальше, так называемая «Дорога Наполеона» и Via Francigena совпадали или шли параллельно, о чем постоянно нам говорили указатели. А мы остановились в приюте(Maison St-Pierre) рядом с церквью, тоже по специальной цене для пилигримов (50 франков за двоих).В нашем распоряжении оказалась даже общая кухня, зато с продуктами в городе туго.

День 7.

Впереди перевал Gd St-Bernard (Сан-Бернар).Утром поговорив с местными, решили, что сегодня идём на перевал налегке, велосипед и часть вещей оставляем в приюте. Вечером вернёмся на попутке или автобусе и переночуем здесь ещё ночь. Решение было правильным потому что горы всё круче и тащить на себе велосипед было уже глупо.

Via Francigena — мечта и горы

Идти пришлось около 13 км в гору и около пяти часов.

Via Francigena — мечта и горы

На верху в теньке лежал снег. Чем ближе мы подходили к монастырю на вершине, тем чаще нам попадались люди гуляющие с собаками одноименной с монастырём породы Сен-бернар.

Via Francigena — мечта и горы

Оказалось, что рядом с монастырем питомник, где воспитывают и разводят этих собак. Кому интересно туда можно зайти на экскурсию.

Via Francigena — мечта и горы

Пофотографировавшись на верху, дошли до Итальянской границы.

Via Francigena — мечта и горы

Граница тут визуально обозначена несколькими столбиками. Перешли и погуляли полчасика по Италии. Забавно для русского человека. Зашли в хоспис, поставили печати. Назад в приют добрались на попутке.

День 8.

На сегодня план был такой, собираемся и на автобусе, вместе с велосипедом едем на перевал, а дальше пешком. Но утро началось с проблемы. На велосипеде спустило колесо. До автобуса было около часа и я решил заехать в автомобильную мастерскую заклеить колесо. К счастью, такая была неподалёку. Сразу скажу что ничего не вышло, мастер куда-то торопился, но заклеенное им колесо спустило через 300 метров. Приехал автобус и нам нечего не оставалось как грузится и ехать. Билеты купили у водителя, в том числе и на велосипед. Планы резко менялись, на спущенном колесе с перевала мы не спустимся, значит только на автобусе. Но наш автобус шел только до перевала, а там нам пришлось перейти на итальянскую сторону и пересесть на итальянский автобус. На нем, также с велосипедом, мы спустились до деревушки St-Oyen. Билеты купили также у водителя.

Via Francigena — мечта и горы

Здравствуй Италия! Сегодняшние переезды заняли много времени, и мы решили что на сегодня всё.Тем более, что нужно было попробовать заклеить колесо самому.

Остановились в отеле Mont Velan за 65 евро. В местном магазине купили продуктов и вернулись в отель отдыхать. Скажу, что в Италии продукты можно купить проще и гораздо дешевле. В нашей деревушке оказался монастырь, куда мы зашли и поставили печати.

День 9.

Отдохнули. Куда дальше? Решили всё-таки, что весь маршрут мы должны пройти, мы же пилигримы. Поэтому садимся на автобус и едем назад на перевал, чтобы оттуда спустится пешком. Вещей опять по минимому, велосипед не взяли. Выходим из автобуса, находим уже итальянское обозначение нашего маршрута и в путь. С горы идти легко, настроение хорошее.

Via Francigena — мечта и горы

Здесь за перевалом всё другое и горы, и погода, как-то теплее. По дороге встречаются итальянские деревушки St-Rhemy-en-Bosses и St-Leonard, в которых мы заходим в церковь чтобы поставить печати.

Перекусив в придорожном ресторанчике, к вечеру дошли до своего отеля. Это был замечательный день.

День 10.

Колесо я заклеил и велосипед снова в строю. За сегодня попробуем дойти до города Aosta. Шли легко, потрясающие виды, старинные крепости и деревушки.

Via Francigena — мечта и горы

Только днём уже жарковато. В Аосту пришли так же вечером. Город большой, как-то даже растерялся, отвык. Было воскресенье и на площади в старом городе проходил какой-то весёлый праздник. Зашли в информационный туристический центр где подсказали не дорогой отель «al Caminetto"где мы и остановились за 45 евро. Вышли погулять, зашли в ресторанчик поели мяса с кровью и выпили вина.

День 11.

Утром прошлись по старому городу в информационном центре поставили печати и продолжили путь. На солнце уже очень жарко. За этот день прошли около 13 километров и пришли в городок Nus.

Via Francigena — мечта и горы

Остановились в отеле «Florian"за 45 евро, в самом центре. Терраса перед нашим номером граничила со стеной замка.

День 12.

На сегодня наметили дойти до Chatillon. Жара сильно тормозила, а усталость накрывала снова.

Via Francigena — мечта и горы

Часть пути решили идти по шоссе, чтобы немного снизить нагрузку. По шоссе идти ровнее и около 12 километров, по маршруту больше и тяжелее. Дорога всё время уводит куда-то в гору. Соглашусь с пилигримами которые прошли до нас. Современный маршрут немного отличается от исторического. Настоящий путь, Via Francigena, был самый отимальный и простой для той местности, по которой проходил. Но сейчас исходя из этих же задач, там проложили шоссе и железные дороги. Совеменный же маршрут, ушел немного в сторону, от чего стал сложнее, но не менее живописным.

Chatillon город довольно древний. Церковь Святого Петра в окружении нескольких замков и старинных домов. Остановились мы в «Albergo Dufor"за 40 евро. Управляющий хороший и общительный человек. Рассказал и объяснил всё что смог, подорил карту и пару буклетов, языковой барьер брал своё.С окна в номере был виден один из замков(Ussel 1350 г.)

День 13.

Утром поднялись до церкви и поставили печати. Chatillon граничит с гордком Saint-Vincent. Он известен прежде всего своим казино(де ла Валле),одному из не многих, официально зарегистрированных в Италии, и своими термами «Fons Salutis».

Проходя через город, в церкви так же поставили печати. Следующей точкой нашего похода был Verres, где мы собираемся заночевать. Это оказался очень гостиприимный для нас город. Приор, узнав что мы пилигримы, оставил нас ночевать в актовом зале местного замка,

Via Francigena — мечта и горы

а замечательная женщина руководитель церковного хора, которому своим проживанием мы помешали провести репетицию в зале, пригласила нас на репетицию в саму церковь. Это был прекрасный концерт всего для двух зрителей. Спасибо Ей.

День 14.

На следующий день, сердечно поблагодарив приютивших нас людей, пошли дальше.

Via Francigena — мечта и горы

На выходе из города сфотографировались на фоне красивого римского моста. Километров через восемь добрели, до грандиозного старинного форта Bard, как бы встроенного в саму гору.

В форт можно попасть бесплатно, поднявшись на классных панорамных лифтах. Пройдя ещё пару километров нас втретил город Donnas,

Via Francigena — мечта и горы

cо своей арочкой и кусочком древней «Консульской дороги». Donnas тоже гостеприимно нас приютил. Местный приор так же оставил нас ночевать в специальной комнате для пилигримов, с миникухней и санузлом. Огромное спасибо и ему.

День 15.

Это последний день нашего путешествия. За сегодня мы должны дойти до финиша, до города Ivrea. Это достаточно далеко, около 20 километров, поэтому большую часть пути идем по шоссе.

Via Francigena — мечта и горы

Сворачиваем, только если увидим что-нибудь интересное или красивое. Горы закончились. Перед самым городом встретили красивейшие озёра,

Via Francigena — мечта и горы

где отдохнули и искупались. В Ivrea остановились в каноэ клубе «Ostello»,который также является приютом пилигримов, за 12 евро с человека. В Ivrea мы попали на праздник Альпийских стрелков, было интересно.

Via Francigena — мечта и горы

Все в городе ходили в причудливых шляпах с перьями и значками, а на следующее утро был грандиозный парад. Сам город тоже красив. В центре стоит большой замок, но не отреставрированный. Так завершился наш поход. Нужно было возвращаться домой. Жаль, а так хотелось побыть ещё в этих прекрасных краях.