Турист Марина (Maruna)
Марина
была 22 сентября 2023 16:10

Рига — Латвия, Одесса, Киев — Украина Сентябрь 2013

Город, в который я стремилась. Город-фантазия. Волшебный город. Молодой и прекрасный! Город, который подарил встречу с необыкновенными людьми. Город, который меня не принял. Город, в который я приехала слишком поздно. Надо было здесь побывать несколько десятилетий назад. От того и чувства такие смешанные. Город, в который, видимо, я больше никогда не поеду… О чем искренне жалею.

Прилетели поздно ночью, наш самолет в этот день был последним, точнее самым первым. Летели из Риги на турбовинтовом самолете. Никакого массажного кресла не надо! Но есть и положительные моменты. Когда летишь на обычном самолете, то периодически слышны изменения звука, который сопровождает рев мотора. Именно из-за этого я и боюсь летать. Мне кажется, что звук меняется из-за того, что сейчас что-то отвалится в самолете. Крыло, например. Даже турбулентность для меня не имеет такого значения. Паспортный контроль и таможню прошли за 10 минут. Ничего не проверяли. Это было очень странно, т. к. читала много ужасных отзывов об Одесском аэропорте. Но Одесса была бы, наверное, не Одессой, если бы все на этом и закончилось. Подходим к муниципальному такси, спрашиваем цену. «200 гривен» — цена приводит в немой восторг! После выпученных глаз и возмущения с нашей стороны, предлагают дать скидку. Это, наверное, и есть одесский юмор?! Гордо отказываюсь и топаю к скамеечке у выхода. Муж задумывается, а я ему напоминаю про список компаний-перевозчиков, которые мы заготовили дома. Дело было даже не в цене, а в том, что в итоге, вызвав такси по телефону («Машина будет через 10–15 минут, но вы мне перезвоните, т. к. на российские номера мы не перезваниваем») мы доехали до центра города за 45 гривен. Как-то разница в 4 раза для меня уже принципиально не подходит!

Гостиница — супер! Все великолепно. Особенно расположение. Дерибасовская! Мои познания до приезда в Одессу ограничивались двумя улицами — Дерибасовская и Малая Арнаутская. А какие великолепные названия улиц в городе! Гимназическая, Екатерининская, Пушкинская (он жил на ней), Гоголя (тоже жил), Еврейская, Какой замечательный инженер (де Волан — спасибо ему) проектировал город — большинство улиц центра расположены перпендикулярно друг к другу. Сразу видно, что город строился по четкому плану. Мысленно «снимаю шляпу» и соглашаюсь по поводу известной грустной шутки про Петра 1, который не там построил Санкт-Петербург. Приморский бульвар с его могучими платанами и красивейшими особняками! Театры! Дворцы!

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Мэрия города, перед ним памятник Пушкину. Деньги были собраны по подписке.

Фуникулер

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Отель Бристоль на Пушкинской улице.

Оперный театр после реконструкцции

Сатир с волынкой, поддерживающий балкон и сидящий на перилах. Фото не качественное, но возле него постоянно крутился народ, желающий фотографироваться с ним.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Эти карриатиды уже в зале, поддерживают 1-ый ярус.

Зрительный зал с восхитительной аркадой лож 1-го яруса, как сделаны эти падуги — дух захватыет.

Кстати, билеты нам стоили всего лишь по 20 гривен с носа, т. к. понимала, что идем смотреть театр, а не спектакль. Давали «Жизель»

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Дворец, построенный для польского магната, но затем там чуть-чуть пожил иранский шах.

Дом, принадлежащий семье создателей Аскании-Нова на улице Гоголя.

Он же «Дом с атлантами»

Все великолепно!
Но куда ведет Потемкинская лестница? Все, кто не был в Одессе, мне уверенно отвечали, что к морю, на набережную (они ничего не знали об отеле «Одесса») Почему фоном Шахского дворца (который, впрочем, совсем и не Шахский) сейчас являются какие-то убогие новостройки? Дом, где жил Гоголь у своего родственника в течении года, стоит за зеленой сеткой и идут по Одессе слухи, что его снесут. Грустный «Привоз» с лотками семги, карпа, горбуши и другой подобной рыбы. С разваливающимися домами напротив рынка. Или теперь основным рынком Одессы стал «7-ой километр»? И это еще не все вопросы, которые возникли у меня в голове.

Но нет! Не для того я летела сюда на канадской «этажерке» 2,5 часа, чтобы расстроится. Город познакомил с интересными людьми-краеведами, со старой одесситкой, живущей около оперного театра, которая нас вела по городу, рассказывая о нем. С таксистами, которые тоже успели рассказать немало интересного. А еще мы побывали в 2 дворцах. Дальше — рассказ о них.

Первый дворец — это дом Толстых. Да, из этих, из всемирно известных. Но родство дальнее. «Наш граф», как его называла экскурсовод, личность был в Одессе известная. Отец — Михаил Михайлович Толстой, один из известнейших людей города. Кстати, он был инициатором установки памятника Воронцову. И мать его была простолюдинкой. Сам Михаил Михайлович (младший) тоже был незаурядным человеком.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Например, работал он в Австро-Венгрии санитаром, чтобы открыть в Одессе первую станцию «скорой помощи» за свой счет. Сотрудникам было строжайше запрещено брать деньги с тех, кому они оказывали первую помощь. Только после революции пришлось ему эмигрировать. А дворец остался, уцелели даже витражи, паркет. Пропала коллекция картин, мебель и люстры, вполне возможно, не родные, из других дворцов. А вот залы красивы по-прежнему. Парадокс в том, что у меня нет фотографии самого дворца. Только интерьеры и детали.

Парадная лестница

Витраж картинной галереи

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Витраж картинной галерии (деталь)

Витраж светового фонаря картинной галареи

Концертны рояль фирмы Шрёдер (петербургская фирма, которая была поставщиком двора ЕИВ и еще порядка 10 европейских стран). Все рояли пронумерованы. Историю всех (которые уцелели) можно проследить. Даже Консерватория дарила своим выдающимся выпускникам инструменты этой фирмы. В период расцвета выпускалось до 1000 роялей в год.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Рояль, скорее всего, принадлежал Антону Рубинштейну. Он часто гостил у своей матери в Одессе. Хотя по стойкой и неправильной легенде в Одессе вспоминают Листа, который давал здесь концерты и, якобы, оставил рояль в городе. Но известно, что рояль был выпущен гораздо позже.

Рояль действующий, особо выдающимся пианистам разрешается на нем играть. когда они бывают в Одессе. Стоит баснословных денег.

Обивка стен данной залы была произведена в цвет ленты ордена св. Станислава, которым был награжден Толстой М.М. (младший) за свою благотворительность.

Паркет бальной залы.

Камины. На белом — инициалы хозяйки дворца, Елена Толстая, мать М.М. — младшего.

Анфилада парадных залов

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Бальная зала — в нем снимался будуар Анны Австрийской — Алисы Фрейндлих.

Вид в сад, чаша фонтана — натуральная.

Часть дворца, где находилась картинная галерея.

Второй дворец — дворец Воронцова.

Все, кто был в Одессе, знают его внешний облик и этих львов. Но вот внутрь попасть труднее.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Нам удалось, т. к. чисто случайно, проходя мимо увидели объявление о дне открытых дверей в Детском Доме творчества (а это и есть дворец Воронцова) с обещанием показа залов. Экскурсию вела заведующая библиотекой Валентина Федоровна. Дама помнит даже годы оккупации города. Но бодра, много лет отдала работе во дворце и много о нем знает. Спасибо ей.

Посмотрели прадные залы дворца.

Столоввая

Дворец небольшой, парадных залов не много. Это был «рабочий дворец». Не для праздности, а для работы. Деятельность Воронцова в Одессе была хорошо известна.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Многое сохранилось в архивах. Его богатая библиотека тоже уцелела. А здесь, как всегда, много легенд и преданий. Например, двери во дворце привезены из СПб, из Михайловского замка в середине 19 века владельцем дворца.

Парадные двери эти уцелели, украшают столовую.

Но не сохранился в полной мере знаменитый камин. Знаменит он тем, что находился тоже в Михайловском замке, в комнате, где был убилт Павел Первыый. Он тоже был вывезен из СПб и его украшением являлись уральские самоцветы. Колонны были увиты этими камнями, и под колооннами, на фоне черного мрамора, они сверкали и блестели.

Круженье Риги, Одесса — южная Пальмира и таинственный Киев (часть 2)

Где они теперь? Теперь это уже неизвестно, пропали. Наверное, камин был невероятно красив.

Росписи потолков залов неплохо сохраниилсь и восстановлены.

Кабинет в восточном стиле тоже сохранил стены и частично роспись. Здесь Воронцов принимал своих друзей и восточных купцов. Окна были украшены витражами, а дверь вела в зимний сад.

Порадовало, что при непростой ситуации с финансированем, оба дворца находятся во вполне приличном состоянии и сотрудники заботятся о сохранении интерьеров.

Покидали дворец мы уже вечером. Шел дождь, погоду лучше не обещали и мы решили продолжить наше путешествие. Следующим городом стал Киев.