Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Амстердам — Нидерланды Декабрь 2009
Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Практически каждый большой город обладает «символической достопримечательностью», особенно притягательной для посетителей. Своего рода торговой маркой. Кремль в Москве. Колизей в Риме. Биг Бен в Лондоне. Статуя свободы. Список велик. На первый взгляд, Амстердам лишен вот такого «объединяющего начала». Площадь Дам? Музей Анны Франк? Ауде Керк? Выбрать трудно. Сюда каждый едет за своими предпочтениями. Но вот найти человека, который, попав сюда впервые, не отправляется гулять по полукружью больших каналов — я не могу себе такого представить.

Множество великолепных зданий, может, похожих по архитектурному решению, но радующих глаз поразительным разнообразием фасадов. Уникальные церкви, музеи, расположенные на набережных — все это не может оставить равнодушным. Да и просто виды города, открывающиеся с многочисленных мостов через каналы, уникальны.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Именно благодаря каналам Амстердам (как, впрочем, и Петербург) называют «Северной Венецией», хоть, на мой взгляд, такое сравнение не очень правомерно. Для средневекового Амстердама каналы служили, прежде всего, эффективной дренажной системой, и удобным путем доставки грузов. Не случайно, дома, строившиеся вдоль каналов, часто совмещались со складскими помещениями, а личный водный транспорт в городе распространен не был — горожане передвигались по набережным, предпочитая не «путаться под ногами» у грузовых лодок.

Грандиозный проект строительства «большого полукольца», задуманый амстердамским плотником Хендриком Статсом, начал воплощаться в жизнь в начале XVII века, когда население города стало неудержимо расти благодаря притоку эмигрантов. Тогда и решено было строить новые жилые кварталы за пределами «водяной границы» города — рва Сингел, опоясывавшего городские стены. Стройка с перерывами длилась почти столетие, зато в результате площадь Амстердама увеличилась почти втрое, и в границах канала Лейбансграахт город существовал еще аж 200 лет.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Очень любопытны оказались жесткие правила застройки каналов домами. Регламентировалось все — от ширины дома (не более 8 метров; впрочем, некоторым домам состоятельных граждан отводилось 2 участка, но не более) до цвета входных дверей, и по сию пору во многих местах имеющих темно-зеленый (т.н. «амстердамский зеленый») оттенок.

Путеводители советуют начинать прогулки по каналом с западной части города, мы же поступили наоборот, двигаясь с востока прихотливой змейкой, переходя по мостам с одного берега на другой, «перепрыгивая» с канала на канал, пытаясь охватить как можно большую территорию за один имевшийся для этого день. Почему наоборот? Во-первых, западную часть города мы уже немного исследовали в первый день нашего пребывания в Амстердаме, а во — вторых — хотелось обязательно увидеть знаменитое здание рынка — Nieuw-Markt,

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

от которого (как кстати) рукой подать и до дома — музея Рембрандта.

Дом — музей Рембрандта.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Да, в отличие от Ван Гога, имеющего к Амстердаму все-таки достаточно косвенное отношение, Рембрандт Ван Рейн по праву может считаться одним из самых преданных и знаменитых жителей города. В возрасте 17 лет он приезжает сюда из Лейдена впервые, брать уроки живописи, а уже в 25, в течение короткого времени попытав счастья на родине, решает окончательно переехать в столицу, где, благодаря его тщательно выписанным портретам, на него буквально свалилась слава «нового Рубенса». Брак с Саскией ван Эйленбюрх, происходившей из состоятельной семьи, только укрепил материальное положение художника, вскоре и купившего особняк в Еврейском квартале, на тогдашней окраине города, служащий ныне музеем художника.

(не наше фото)

Прекрасно сохранившееся трехэтажное здание, в котором Рембрандт провел лучшие, и самые плодотворные годы жизни, конечно, впечатляет. Тщательно воссозданная обстановка того времени, вкупе с картинами самого художника, его учеников и учителей, его мастерская, даже ингредиенты для изготовления красок, широко использовавшиеся Рембрандтом

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Вдобавок ко всему, ныне здесь находится самое полное собрание гравюр художника, — 250 из 280-ти, созданных им за всю жизнь, своей филигранностью поражающих пожалуй, даже более, чем собственно картины великого голландца. Сразу надо сказать, что к реалистической живописи мы всегда были достаточно равнодушны, но вот гравюры и рисунки — это удивительно. Лишенные помпезности парадных портретов, они в то же время позволяют составить впечатление о неординарности таланта Рембрандта.

Удивительно так же и то, что именно создание самой знаменитой и почитаемой картины художника — «Ночного дозора», явилось своего рода поворотным моментом в судьбе художника. Заказчики группового полотна не приняли наметившуюся новаторскую свободную композиционную манеру, и число состоятельных желающих позировать Рембрандту начало неуклонно сокращаться. В 1656 году мастер был вынужден распродать все свое имущество, включая коллекцию картин и дом, и переехать в гораздо более скромное жилище. Сложно сказать, благодаря ли этим переменам, или чему-бы-то ни было еще, но талант художника в эти годы буквально расцветает, Рембрандт уже меньше внимания уделяет детализации своих работ, во многом предвосхищая импрессионистскую технику, апеллируя скорее не к визуальной, а к драматической составляющей восприятия. Поистине, удары судьбы зачастую, как это ни парадоксально, являются своеобразным «творческим катализатором». В общем, покидали мы музей с осознанием того, что не так Рембрандт прост и скучен, как кажется, и с намерением познакомиться с его творчеством поближе. А это, согласитесь, уже немало.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Напротив дома — музея находится, пожалуй, самый романтичный бар Амстердама — эдакий «домик лодочника» о двух этажах, совсем небольшой, но очень приятный.

Не наблюдая внутри никого, мы долго боялись заходить, но все ж рскнули — и очарованы до сих пор. Нарочито грубые деревянные скамьи, медные трубы каких-то перегонных аппаратов, два столика на первом этаже и три на втором, неожиданно крепкий кофе — замечательное камерное пристанище для уставшего путника.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Передохнув, мы движемся по направлению к набережной Амстела, и совершенно неожиданно для себя попадаем на блошиный рынок, опоясывающий современного вида торговый центр на Waterloo Plein.

Ух, какая прелесть. Честно признаться, вот такое мероприятие за все время странствий нам попадается впервые. Продается и покупается здесь вообще все, что угодно — от китайских перелицовок известных брэндов до старинных часов, утюгов и прочего интересного хлама. Самозабвенно торгуются. Любителям разнообразных артефактов появляться здесь противопоказано — можно застрять надолго, позабыв про пространство и время. Ведь такой рынок — это прежде всего общение… Мы же движемся дальше, перейдя реку аккурат напротив амстердамского Эрмитажа, и углубляясь в лабиринты каналов…

Наверное, одно из самых интересных на каналах явлений — в изобилии пришвартовавшиеся к берегам баржи, где-то вроде пустующие, но в большинстве своем обжитые, самые настоящие квартиры, только на воде.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

В интерьерах (а окна в них, кстати, по большей части все-таки закрыты от посторонних взглядов) подмечены даже огромные хрустальные люстры. Многие баржи заставлены цветочными горшками, кое-где прямо на крышах этих неподвижных памятников судоходству стоят кресла, иногда скамейки.

Замечены даже собачьи будки. Внешнее разнообразие беспредельное, и разглядывать баржи очень любопытно — кажется, что владельцы этих «сараюшек» пытаются выделиться за счет оригинального внешнего вида, и перещеголять нарядные окружающие дома.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Надо сказать, что явление это для Амстердама относительно новое — послевоенное. Страна переживала жилищный кризис, и власти разрешили массовую швартовку, присваивая судам почтовые адреса. Жаль, что малина закончилась, причем всего несколько лет назад — число желающих пожить вот так, запросто встав на прикол на одном из каналов, становилось все больше. Тем не менее, почувствовать себя жителем такой баржи сейчас вполне возможно — нами замечена баржа — гостиница, баржа — музей, очень жаль, что нам не попался по дороге знаменитый «Пузенбот» — баржа бродячих котов. Говорят, что любую приглянувшуюся тебе кошку (а бывает их здесь до 40 особей), можно забрать с собой. А ведь искали, хотели в гости зайти — да не судьба.

Одно забавное наблюдение долго не давало нам покоя. Если смотреть на дома вдоль канала, неизбежно замечаешь, что здания, словно слегка расслабившись, стоят по команде «вольно». Выражается это визуальное ощущение в совершенно произвольном наклоне фасадов — как относительно математической вертикали, так и друг относительно друга. Предположений — к чему бы такая архитектурная неряшливость при прочем окружающем порядке — у нас совершенно не было. И вот недавно попалась нам на глаза интересная гипотеза. Здания, стоящие на каналах, как мы помним, очень узкие. Узкие и двери. А окна — наоборот, довольно большие. Так вот, мебель, зачастую не пролезающую в узкие проемы дверей, затаскивали в дома через окна (для этого на коньках крыш существовали, а во многих местах сохранились и поныне, эдакие краны-лебедки. А чтобы не побить случайно окна нижних этажей при такой сложной подъемной операции — и предусмотрели для фасадов небольшой наклон… Насколько это правда — не знаю, но мысль показалась интересной.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

В Амстердаме более 1600 мостов. Причем, разводных из них — раз, два и обчелся. Такие даже считаются здесь достопримечательностью, хоть с виду и ничего особого.

В основе же своей это довольно низкие и достаточно утилитарные сооружения.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Что обусловило некоторую «приплюснутость» ходящих нынче в границах города судов — как прогулочных лодок, будто прижавшихся к воде, так и вполне еще рабочих катеров и барж…

Проехаться по каналам на прогулочном катере, говорят, очень интересное и познавательное развлечение, но мы, ввиду декабря и общей окружающей дождливой промозглости, данной возможностью не воспользовались, о чем сейчас жалеем.

Цветочный рынок.

Он расположен на канале Сингел, и со стороны воды выглядит, надо сказать, достаточно неприглядно. Теплицы, как теплицы. Единственно — расположены эти теплицы на баржах, так что амстердамский цветочный рынок — единственный плавучий рынок такого рода в мире. На данном месте он находится уже аж с 1862 года, а вообще цветочному рынку Амстердама более 350 лет. С буйством красок у нас, увы, вышла незадача — все-таки зима на дворе.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Масштаб, однако поражает,- луковицы и семена разнообразных цветов и экзотических растений можно спокойно купить и в декабре, что мы и сделали — лучше сувенира, чем цветок из Амстердама, не найти. Опасались, что луковицы не прорастут, но зря — сейчас нашу комнату украшает красавец — гиацинт, растет себе, голубчик, без всякой меланхолии…

А вот что поразило нас на этом рынке до глубины души — так это елки. Вроде и до рождества еще достаточно много времени, а — подходи, выбирай, покупай. 15–17 евро всё удовольствие.

Амстердамские мозаики. Часть 5. Каналы — вдоль и поперек

Вспоминал (впрочем, тогда еще предвосхищал) наши елочные базары — и громко плакал. Ах, какие в Амстердаме экземпляры — все, как на подбор! Аккуратненькие, ровнехонькие, чудо! Я таких ярко — зеленых красавиц даже в лесу никогда не видел — прямо сказка наяву.