NatikS
Наталия Стасова Пользователь — была 22 декабря 2016 г. 13:34

Калязин — Кашин

8 августа 2013 г. 15:57 Тверская область — Россия Июль 2006
5 6

Однажды летом, а точнее 22 июля мы отправились на автобусную экскурсию в Тверскую область.

Проехав мимо Сергиева Посада и около 12 часов мы прибыли в Калязин. Городок расположен в 180 км от Москвы, на правом берегу Волги. В черте города находится устье реки Пуды и реки Жабни, правого притока Волги.

Упоминания в летописях о первом поселении (Никола на Жабне), находящемся на месте нынешнего Калязина, относятся к XII в. Значение поселения возросло с основанием в XV в. Калязинско-Троицкого (Макарьевского) монастыря на противоположном берегу Волги.

В 1466 году на пути в Индию монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин (см. мою Тверь). В конце XVII века в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I.

В конце XVII века Калязинская подмонастырская и Никольская слободы, а также село Пирогово были объединены в одну Калязинскую слободу. В 1775 г. указом Екатерины IIслободе был присвоен статус уездного города.

В XVIII–XIX веках Калязин являлся значительным торговым центром, дважды в год устраивались ярмарки. В 1940 году попал в зону затопления и потерял 2/3 части старого Калязина, свои основные исторические и культурные ценности… С конца XIX века развивается строительство судов, кузнечное, валяльное и кружевное дело.

С калязинской землей связаны имена многих известных людей. В селе Спас-Угол Калязинского уезда родился знаменитый писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. В селе Губино А. С. Кожухов — партизанВеликой Отечественной войны 1812 г. В с. Воскресенском родился С. А. Юрьев — ученый, публицист, театральный деятель. С 1839 по 1890-ые годы служил в местной церкви, а затем в Николаевском соборе Калязина священник, публицист, педагог И. С. Белюстин.

В городе бывали И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, В. А. Жуковский, А. Н. Островский, Н. К. Рерих. Калязин — родинахудожника Н. С. Крылова, ученика А. Г. Венецианова. Близ города в конце XVIII в. жил крепостной художник, впоследствии академик, Е. Д. Камеженков.

Легенды Калязина-городка.

Легенда 1: о рыбе.

Первые угро-финские и славянские поселения на месте впадения в Волгу речки Жабни относятся к IV в. есть версия, что название города, звучавшее раньше «КОлязин» производная слова «кола», что в переводе с угро-финского означает «рыба».

Легенда 2: о Николе на Жабне.

В XII в., во время освоения новгородцами пути к Каспию, там, где впадает в Волгу речка Жабня, возникло новгородское поселение, прозванное Николой на Жабне. Но почему Никола? Скорее всего, стояла церковь, посвящённая покровителю мореплавателей и путешественников Николаю Чудотворцу. Со временем образовался монастырь, к-рый так и звали — Никола на Жабне.

В 1238 г. пришли на Верхнюю Волгу татары, и монастырь был сожжён. Об этом упоминает не только летопись, в записках священника Николаевского собора отца Иоанна (Белюстина) есть рассказ о том, что в 6 верстах от города (речь идёт о сер. XIX в.), среди поросшей кустарником болотины ещё можно было увидеть остатки кургана. Землю вокруг него покрывали глубокие рытвины. Место называлось Язвицы. Люди боялись туда ходить, они рассказывали, как в стародавние времена, когда пошла молва о том, что татары идут по Волге, грабя и сжигая монастыри, предавая смерти подвижников, братия решила скрыть монастырские сокровища, но не в стенах обители и не рядом с ней.

Выбрали место среди болот, зарыли сокровища в землю и оставили старца-монаха охранять их. Но напрасно ждал старец их возвращения. Пришедшие в монастырь татары в поисках богатств терзали безмолвствующих монахов. Никто не уцелел. Старец нашёл на пепелище только полуобгоревшие кости. Собрал он останки и зарыл рядом с кладом.

Привалил сверху большой камень, лёг на него, положив посох, и уснул, а во сне исчез… И так почивает он невидимым до сих пор. А если кто-то начинает поиски сокровищ, монах просыпается и наказывает кладоискателей, бичуя их посохом.

Легенда 3: о Калязинской колокольне.

От старого Никольского монастыря не осталось ничего кроме памяти людской. И в память о нём возвели на пепелище сначала деревянную ц. во имя Николая Чудотворца, а в 1694 г. — каменный Николаевский собор. В 1800 г. поставили рядом красавицу колокольню в 35 саженей высотой (74,5 м). Строили её крепостные полковника Ушакова. Причём обещали, что если колокольня пойдёт трещинами, они переделают заново. На звоннице повесили 11 колоколов, а самый большой колокол весил 8,2 тонны.

И Николаевский собор, и колокольня, и построенная рядом ц. Иоанна Предтечи стояли на краю торговой площади, на самом берегу Волги. Все они попали в зону затопления водами Угличского водохранилища.

Легенда 4: о Макарии Калязинском.

Если смотреть с берега чуть правее колокольни, то хорошо виден поросший кустами остров. Трудно представить, что стоял здесь когда-то крупнейший в России Калязинский Троицкий первоклассный мужской монастырь.

В 1444 г. пришёл на Волгу, на земли, принадлежавшие боярину Ивану Каляге, монах по имени Макарий и с ним 7 старцев. Срубили они деревянную церковь и стали жить пустынниками. Боярин испугался, что на месте пустыни устроится монастырь, к-рый отберёт у него земли. И решил Каляга убить Макария. Только вдруг все его домочадцы умерли от неизвестной хвори и сам он заболел. Полумёртвый добрался Каляга в пустынь, где признался Макарию в злом умысле. Пришлось монаху отмаливать того перед Господом. Опомнившись, Иван Каляга остался в пустыне, строил вместе с Макарием храм во имя Святой Троицы, а все свои земли с радостью отдал для устроения нового монастыря, к-рый по имени основателя стал именоваться Макарьевским, а по фамилии жертвователя Калязинским.

Макария в миру звали Матвеем. Он родился в 1402 г. в семье кашинских бояр Кожиных. Пострижен был в Кашинском Клобуковом монастыре. Ещё при жизни считали его святым, ибо получил он от Бога великий дар прозрения и чудесных исцелений. Макарий умер в 1483 г. спустя 38 лет были обретены его нетленные мощи.

Легенда 5: о Калязинском монастыре.

Монастырь стоял на торговом пути. Плыли по Волге купцы, получали у Троицы благословение перед дальней дорогой. Ещё при жизни Макария (1466 г.) был у Троицы и знаменитый тверской купец Афанасий Никитин. В 1544 и 1553 гг. поклониться преподобному Макарию приезжал Иван Грозный. В 1599 г. Борис Годунов просил благословения на брак дочери с датским принцем Иоанном. В 1619 г. был здесь Михаил Романов, в 1767 — Екатерина Великая, в 1837 г. — Александр II, ещё наследник престола…

Необыкновенной красоты монастырь разделил судьбу города — затоплен водохранилищем. И ведь не было в этом особой нужды. Для сохранения уникального архитектурного ансамбля было достаточно построить небольшую дамбу. Полученный при разборке монастырских храмов кирпич пошёл на строительство Савёловского машиностроительного завода.

Легенда 6: об Александре Дюма.

В конце XVII в. слобода вокруг Макарьева монастыря, Никольская слобода и село Пирогово были объединены в единую Калязинскую слободу, к-рой в 1775 г. присвоили статус города. Начали формироваться улицы Московская, Никольская, Тверская, Набережная Волги, Садовая.

В октябре 1858 г. прибыл в Калязин знаменитый французский литератор Александр Дюма (отец). Отсюда начиналось его путешествие по Волге. Скорее всего, въезжал он в город по улице Московская, ныне Карла Маркса. Спустимся же по ней к Волге — всё та же булыжная мостовая, всё те же дома по сторонам. Дюма спешил поскорее увидеть Волгу — самую большую реку Европы. И здесь его ждало разочарование: Волга в Калязине оказалась не больше малых французских рек Орны и Ионны.

А потом Дюма завтракал у Терентия Погорецкого, служившего врачом в квартировавшем тогда в Калязине Егерьском полку. Через час все офицеры полка, от подпоручика до подполковника, были в гостиной доктора и принесли с собой всё вино, что смогли раздобыть в городе. Под окнами играл оркестр…

В полдень прибежали сообщить, что подошёл пароход. И все офицеры отправились провожать Дюма на пристань, и музыканты пошли вослед. И «население Калязина, никогда не видавшее подобных празднеств, повалило за музыкантами…». А потом офицеры поднялись на борт парохода, решив проводить Дюма до Углича, хоть это и грозило им гауптвахтой. И музыканты тоже… Все вместе выпили они 120 бутылок шампанского, а больше на борту не было. «Я воспользовался первым же удобным предлогом, чтобы покинуть их ряды и перейти от деятельного состояния к покою» — написал впоследствии Дюма в одном их своих очерков. Сломался! Был жаркий, солнечный денёк. Спустились по ул. К. Маркса к Волге

1

и вот она, колокольня Николаевского собора Николо-Жабенского монастыря (1694 г.), затопленная водами Угличского водохранилища.

2

Монстра, который выпил Аральское море, формально больше нет. От некогда всесильного Минводхоза СССР остался небольшой комитет в российском Министерстве природных ресурсов — без былых полномочий и строительных мощностей. Но забыть его «подвиги» не получится. Напоминание о них на 1/6 части суши встречаются повсеместно. Вспомним об одном.

Море-горе

13 апреля 1941 г. началось заполнение Рыбинского водохранилища. Несчастливое число, похоже, выбрали нарочно: ни одно рукотворное море не натворило столько бед.

Наполнение гигантской чаши закончилось в 1947-м по достижении запланированного «нормального подпорного уровня» — плюс 102 метра относительно уровня Мирового океана. По первоначальному проекту этот уровень составлял всего плюс 98 м., но проектировщики из «Гидростройпроекта» во главе с проф. Рахмановым решили, что мощность Рыбинской ГЭС должна быть не 200 тыс., а 330 тыс. квт, а водохранилище — самым большим в мире. Разница в 4 м. оказалась роковой: площадь затопленных земель увеличилась вдвое. Ушли под воду лучшие в Поволжье пойменные заливные луга и пастбища, грибные и ягодные леса. Среди прочих 700 населённых пунктов была затоплена Молога — древняя столица удельного княжества и ¾ города Весьегонска с 3-мя старинными храмами. Утонули монастыри и храмы — Югская Дорофеева пустынь, МологскийАфанасьевский монастырь и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь с величественным 5-ти главым собором. Перед затоплением из междуречья Мологи и Шексны принудительно выселили 130 тыс. жителей, а из долины Верхней Волги — ещё 20 тыс. есть сведения, что примерно 300 семей в Мологе не пожелали переселяться и предпочли умереть в своих домах.

Рыбинская ГЭС и водохранилище действуют и поныне. Как заметил эколог Владимир Лукьяненко, море получилось мелким, с нелепой конфигурацией и злым характером — часто штормит. Мощные удары ассиметричных волн в мелководном водоёме разрушают берега. Летом здесь начинается зловонное цветение, в воде плавают куски торфа — затопленные земли им богаты. На водохранилище каждый год формируется огромная льдина площадью 4,5 км². Этот «гигантский холодильник» каждую весну смещает начало вегетации растений почти на месяц. Можно сплавать на остров на пароходе или на лодке (ст-ть 300 руб).

1

Колокольня построена в 1800 году при Никольском соборе бывшего Николо-Жабенского монастыря в стиле классицизма; имела 5 ярусов, купол с главой и шпилем. Никольский собор был воздвигнут в 1694 году. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольня частично оказалась под водой. Колокольня была сохранена, так как её планировали переоборудовать в парашютную вышку. Позднее вокруг колокольни был создан искусственный островок с причалом для лодок. 22 мая 2007 года в колокольне была совершена божественная литургия.

Службы в колокольне проводят два раза в год: 6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции «Никола зимний») 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции «Никола вешний») Главная улица города — улица Карла Маркса, бывшая Московская. На ней проходят ярмарки, сохранились купеческие дома конца 19 века и расположен памятник Макарию Калязинскому — святому Русской церкви, почитаемому в лике преподобных, основателю Троицкого Калязинского мужского монастыря.

1
1

Среди достопримечательностей Калязина — Церковь Вознесения Господня, построенная в 1783 году. Сначала она имела один престол Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела — Тихвинский и Макария Калязинского. Величественная трехъярусная колокольня выполнена в стиле классицизма и украшена парными колоннами и высоким шпилем. Церковь после реставрации открыта для богослужений. Там же находятся мощи Макария Калязинского. В 2009 году рядом с церковью установлен памятник в честь победы русского войска под командованием Михаила Скопина-Шуйского над польско-литовским войском.

В 1882 году на правом берегу Жабны расположена небольшая Свято-Введенская церковь (ул. Полевая, 26), построенная на деньги купца Ивана Охлобыстина. Стены храма — из красного кирпича, с золотыми крестами, зелеными шатрами и лазурными главками. Здесь же нах. Краеведческий музей (пл. Ногина, д. 1.). Тел.(48249) 2-94-37, 2–0479, (8–910) 648-16-00, (8–906) 549-85-20; 11.00–17.00, пн., вт. выходной. Был открыт в 1920 г. Представлены архитектурные, керамические, скульптурные фрагменты и росписи Калязинско-Троицкого монастыря (монастырь, ансамбль XVI—XVII вв.) и другие старые постройки оказались в зоне водохранилища; прикладное искусство XVIII—XIX вв. В археологическом отделе музея представлены исторические находки от юрского периода до раннего феодализма. Основная коллекция — церковная утварь XVI—XIX вв., облачения духовенства, фрагменты фресок XVII в. В 1781 году за рекой Жабней была построена церковь Богоявления. Это пятиглавый большой храм с главным престолом Богоявления и с одним приделом Св. Илии. Поэтому церковь часто называли Ильинской. Позже был построен еще один придел — Иоанна Предтечи. И настоящим ее украшением становится новый четырехъярусный иконостас. После революции церковь закрыли. Усилиями музейного деятеля И. Ф. Никольского были собраны ценные экспонаты для краеведческого музея, работой которого он руководил более 50 лет.

С 1937 года краеведческий музей расположился в церкви Богоявления. Так она была спасена от разорения. Ещё одна достопримечательность города — Радиотелескоп РТ-64 диаметром рефлектора 64 метра Калязинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН на базе антенны ТНА-1500 ОКБ МЭИ, в Калязине часто называют радар, тарелка или локатор. В Калязине работают следующие производства: валяной обуви, швейное, обувное, овощесушильное, льнообрабатывающее, по выпуску уксуса и эссенции. Развито машиностроение. Разработаны проекты: «Калязинские кружева», «Тверская — Атлантида» (улица-музей). Собственно, вот и всё про Калязин. Хотя есть ещё одна достопримечательность, о которой я хочу упомянуть. Но это для любителей читать. Калязинская челобитная (http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15660&ob_no=15662).

Кашин был вторым городом в программе. Он является духовным центром Тверской земли. На небольшой территории за время более чем 725-летней истории города существовало около 15 монастырей, более 40 храмов. Не зря тверского архиерея с XVIвека называют «Тверской и Кашинский». Этот милый городок расположен на реке Кашинка, левом притоке Волги, в 150 км от Твери, в 180 км от Москвы. Это недалеко от границ с Ярославской и Московской областями, на юго-востоке Тверской области. Город расположен на высоте 125 м над уровнем моря, на берегах реки Кашинки, в месте впадения в неё притоков Маслятки и Вонжи. Расстояние до устья Кашинки (Угличское водохранилище на Волге) — около 21 км.

Существует предположение, что название города, как и реки Кашинки, угро-финского происхождения. Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 г. в Никоновской летописи. Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. Название от прозвищного имени Каша, употребление которого фиксируется по 16 в. В 12 — нач. 13 вв. в составе Владимиро-Суздальского княжества, с 1247 г. — Тверского. Второе упоминание относится к 1287 г., когда великий князь владимирский Дмитрий Александрович и его союзники в походе против Михаила Ярославича Тверского девять дней осаждали Кашин. Т. е. вместе с Тверским княжеством в 1485 г. вошёл в состав Московского государства. В 1609 г. Кашин взят и разорён польско-литовскими интервентами, в 1611 г. был одним из сборных пунктов ополчения под началом К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского. При пожаре 1676 г. большая часть города вместе с крепостью сгорела. В 1708 г. Кашин приписан к Ингерманландской губернии (с 1710 г. — Санкт-Петербургской), с 1719 г. в Углицкой провинции. С 1727 г. — в Углицкой провинции Московской губернии. С 1775 г. уездный город Кашин Тверского наместничества (с 1796 г. — Тверская губерния). В 1856 г. в уездном городе Кашин Тверской губернии насчитывалось 28 церквей, 975 домов, 160 лавок. В 18–19 вв. Кашин — торговый и ремесленный город, с конца 19 в. — крупный центр торговли льном. В 1898 г. от Сонкова до Кашина была проложена железная дорога.

1
3

Фото из просторов Интернета

Кашин имеет собственный неповторимый колорит. Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца, обрамляя исторический центр города, раскинутый на множестве крутых холмов. Как когда-то писал поэт Измайлов: «Кашин — Кашин, городок, цареграда уголок. Какие церкви там и горы, куда не кинешь взоры, везде видишь пейзаж…».

Удивительное ожерелье Кашинских храмов гармонично вписывается в уникальный природный ландшафт города. Средняя петля реки со всех сторон замыкает старый городской центр с базарной площадью. На узком перешейке средней петли до 17 в. существовала крепость с деревянными стенами и 15 башнями (сохранились остатки земляных валов). За посадом, вне города, находились мужской Дмитровский монастырь (упоминается в 1521), женский Сретенский (основан в начале 15 в.) и мужской Николаевский-Клобуков (основан в середине 14 в.) монастыри, защищавшие подступы к городу.

На территории Дмитриевского монастыря сохранился Троицкий собор (1682), в Клобуковом — Троицкая церковь (1664), надвратная Покровская церковь (конец 17 — начало 18 вв.), кельи (17 в.), Алексеевская церковь (1851); на территории Сретенского монастыря — Троицкая церковь, настоятельский корпус, кельи (17–18 вв.). На крутом берегу реки Кашинка возвышается деревянная церковь Иоакима и Анны (1646, перестоена).

В 1777 был утверждён регулярный план городской застройки. В городе сохранилось много церквей: Фроло-Лавровская (1751), Ильинско-Преображенская (1778), Петропавловская (1782), Входоиерусалимская (1789) и др. Среди памятников гражданской архитектуры 18–19 вв. — «Соборный дом» (бывший дом священников Воскресенского собора; конец 18 в.) в стиле барокко, бывшие Присутственные места (начало 19 в.), Гостиный двор (конец 19 в.). Над обрывом у крутой петли Кашинки — Крестознаменская церковь (1782–84). Кашин известен большим количеством деревянных пешеходных мостов. Но нас возили на автобусе, погулять по ним не удалось.

Сначала осмотрели Вознесенский собор — недавно отреставрирован, в 1993 году туда перенесены мощи св. Анны Кашинской, супруги великого князя тверского Михаила. В настоящее время является кафедральным собором города. Несколько слов об Анне Кашинской, потому как в городе она очень почитаема и любима.

1

Фото из Интернета

Анна Кашинская была причислена к лику святых два раза благодаря историческим курьезам. Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 — 2 октября 1368, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской церкви. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII в. привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви. Вторая канонизация состоялась в 1909 г. Памятник ей открыт в 2009 году, в год 100-летия второй канонизации перед Воскресенским собором. Автор памятника — известныйскульптор Народный художник России Лауреат Государственной премии России Премия Правительства РФ в области культуры и искусства, Лауреат премии Москвы Андрей Николаевич Ковальчук. Кстати этот же скульптор работал над памятником Михаилу Тверскому в Твери. Таким образом, в его исполнении предстали святые супруг и супруга в Твери и в Кашине.

Также с Кашином связаны имена преподобного Макария, основателя Калязинского Троицкого монастыря, Ефрема Перекомского, Саввы Вишерского, Паисия Угличского и других подвижников. Ещё можно упомянуть М. И. Калинина, родившегося неподалёку от города, в селе Верхняя Троица, в 30 км, там нах. Дом-музей М. И. Калинина (171622, Тверская область, Кашинский р-н, с. Верхняя Троица, ул. Центральная, д. 8.Тел.: (4822) 34-51-27). В Кашине родились фотограф В. А. Колотильщиков, работы которого были отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже (1911) и знаменитая русская певица Е. А. Лавровская. Вознесенская церковь — второе (после Воскресенского собора) крупномасштабное сооружение в центральной части Кашина. Строительство ее было начато в 1799 г., когда возводился и новый городской (Воскресенский) собор. Расположенные на разных берегах Кашинки, они находятся в поле зрения друг друга. Перепад микрорельефа на площади, где стоит Вознесенский храм, был использован строителями, выбравшими место не посередине ее, а немного южнее, на подъеме.

2

Хотя начало переустройства Вознесенской церкви относится к 1849 г., некоторое время до этого храм находился в самом плачевном виде. Кроме возведенной внешней кладки стен, не было ничего; главный храм стоял не достроенный, не увенчанный даже крестами. Вследствие несогласия между архитектором и строителем храма, кашинским купцом Н. В. Терликовым, по поводу будто бы малой прочности стен храм был запечатан с запрещением дальнейшего производства работ. С поступлением молодого священника дела принимают другой оборот: начинаются усиленные хлопоты и ходатайство о новом осмотре и освидетельствовании церковного здания, снятии печатей и разрешении на продолжение строительства. После осмотра новым архитектором и комиссией здание признано совершенно прочным, и дано разрешение на дальнейшие работы. Но в 1865 г. неожиданно умирает Терликов, производивший всю постройку Вознесенского храма на собственные средства, не оставив завещания, и в связи с бедностью прихода работы опять были приостановлены. Только через полтора года, при участии добрых людей, а главное, благодаря опытности и энергии священника Матфея Малиновского и горячему участию церковного старосты П. А. Дорогутина, внутренняя и внешняя отделка храма успешно и быстро была доведена до конца.

Величественные стены и арки были покрыты отличной лепной работой, сооружается изящный иконостас, впоследствии весь вызолоченный. Иконы в иконостасе были написаны в известной ярославской мастерской Е. К. Дьяконова. Эти иконы и в настоящее время обращают на себя внимание отчетливостью и мягкостью письма; особенного внимания заслуживают иконы итальянской живописи — святителя Николая Чудотворца и Господа, возседящего на престоле, написанные художником Орловым. В 1870 г. работы были закончены, и последовало освящение главного храма, который строился более 20 лет. Тем не менее при недостаточности средств приведение церкви в совершенно законченный вид и обогащение ее разного рода церковною утварью завершилось намного позднее. Только в 1900 г., по завершении отделки стен и сводов живописными картинами, храм, можно сказать, получил вполне законченный и благоустроенный вид, и своим блеском, обилием света и чистотой производит сильное впечатление на каждого посетителя.

Интереснейшим памятником позднего классицизма является отдельно стоящая колокольня, построенная по проекту тверского губернского архитектора И. Ф. Львова в середине XIX в. Многоэтапный процесс создания Вознесенской церкви раскрывает постепенную адаптацию местного зодчества к новым стилевым принципам. В этом произведении на всех уровнях художественной структуры своеобразно преломились приемы классицизма, на которые движение времени наложило печать эклектики. Но в 1929 г. были сняты кресты и разобран иконостас Вознесенского храма. В 1962 г. церковь была закрыта и стала использоваться как мебельный склад Кашинторга и клуб ПМК. В конце 1980-х храм передали Кашинскому краеведческому музею. В эти годы было найдено и возвращено в церковь большинство икон из главного иконостаса, реставрацию которого осуществили петербургские реставраторы под руководством Н. А. Тимофеева. После реставрации в начале 1990-х годов храм был открыт для службы и получил статус кафедрального собора Кашина. 25 июня 1993 года, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, торжественно, с прохождением крестного хода по городу, рака с ее мощами была перенесена в церковь Вознесения из церкви Рождества Христова на Горе, куда была помещена в 1986 г. Сегодня святые мощи преподобной открыты для всех желающих приложиться к ним, получить защиту и помощь, обрести силу всем страждущим и претерпевающим скорби. Частицы мощей святой Анны Кашинской в настоящее время находятся во всех церквях города.

Затем нас привезли в Кашинский санаторий, там имеются восемь источников самой разнообразной минеральной воды. Для всех желающих открыт бювет с тремя видами воды (12, 18 и 21 источники). Из 18 и я набрала. Он находится прямо возле питьевого бювета. Территория санатория открыта для всех, часы работы бювета: с 7 до 9 часов, с 12 до 14 часов, с 17 до 19 часов. Кашин — единственный в Тверской области город-курорти является одним из старейших бальнеологических курортов центральной России, и в наши дни «Санаторий Кашин» — здравница федерального значения. Санаторий возле источников лечебной и столовой минеральной воды, находящихся прямо в городе, был открыт в конце XIX в. В городе действуют заводы по розливу минеральной воды (марки «Кашинская», «Анна Кашинская» и «Кашинская водица»). 1884 написано на бутылке. В 1901 г. на территории курорта инженером Кольским была пробурена первая скважина, и ее украсила бронзовая скульптура «Мальчик», которая сохранилась до наших дней. За ней ухаживают: ежегодно реставрируют, красят, чистят. Кстати, точно такой же мальчик украшает городской парк столицы Чили Сантьяго! Интересно, сколько еще собратьев нашего мальчика разбросано по всему миру? В 1960 г. был построен питьевой бювет — красивое здание с колоннами, куда можно зайти в часы его работы и попить целебной воды, в том числе и теплой, из источников № 12, № 12-бис, № 18, взять воду для полоскания горла и ротовой полости из источника № 21. А бромные хлоридные натриевые рассолы скважины № 22 используются для приготовления минеральных ванн в ходе лечения в санатории.

1

Основой эффективности лечения минеральной водой являются правильная методика и показания к назначению, которые в каждом случае строго индивидуальны. Применение систематических курсов питьевого лечения минеральной водой «Кашинская» в сочетании с диетическим питанием дают хороший терапевтический эффект при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, мочевых путей, обмена веществ. Подробнее узнать о показаниях и противопоказаниях для питья минеральной воды можно на сайте «Санаторий Кашин» Прием минеральной воды «Кашинская», которая разливается и реализуется через торговую сеть, с профилактической целью улучшает процессы пищеварения, нормализует обмен веществ и способствует коррекции пищевого рациона. А потом нас подвезли к колокольне Воскресенского собора. Поднялись на 76-тиметровую колокольню и полюбовались на город. В 2009 г. передан РПЦ, а до этого в нём располагался Дом культуры. Службы идут в Николо-Васильевском приделе (колокольня). В остальном храме идет реставрация. Перед собором, напомню, в 2009 г. был открыт памятник Анне Кашинской. Ещё одна гордость кашинцев — куранты 1867 г. на соборе. Поднялись на смотровую площадку колокольни, откуда виден весь Кашин. Звон колоколов разносился по всему городу, по близлежащим полям… Рядом с собором видна речка Кашинка.

1
2

С колокольни Воскресенского собора виден Вознесенский собор

и Ильинско-Преображенская ц.

Фото не очень чёткое, поэтому воспользуюсь Интернетом:

1
1

Воскресенский собор — главная святыня и архитектурная доминанта Кашина. Впервые упомянут в летописи под 1382 годом. В начале XVI века вместо деревянного был воздвигнут древнейший в городе каменный храм из кирпича местного производства — «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского. Когда-то храм вмещал в себя все семитысячное население Кашина. В настоящее время в главной кашинской святыне действует Николо-Васильевский придел, можно поднятьсяя на самую высокую колокольню Верхневолжья и увидеть панораму Кашина с высоты птичьего полета. Имеется выставка «Лицевой летописный свод. Житие святых благоверных князей Михаила Тверского и Анны Кашинской».

1
1
1

Древний Воскресенский собор был основным звеном ансамбля кашинского кремля. С XIV в. известны стоявшие в крепости деревянные церкви Похвалы Богородицы и Успенская, при которой существовал монастырь, где прошли последние годы жизни святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. Старинные памятники бывшего кремля не дошли до наших дней. Существующий грандиозный Воскресенский собор создан в конце XVIII — середине XIX в. Более ранняя (восточная) половина храма сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара 1767 года и разобранного «за ветхостью». Средства на постройку (семь тысяч рублей) пожаловала Екатерина II.

На первых порах строители потерпели неудачу. Воздвигнутый в 1781–1787 годах храм дал трещины, и его пришлось разобрать. В 1796–1804 годах собор был отстроен вновь. Отделочные работы продолжались до 1817 года. Пятиглавие как бы подчеркивает преемственность нового собора от древнего. В такой редакции этот тип завершения редко встречался в архитектуре раннего и строгого классицизма. Здесь использован прием подобия барабанов и куполов, свойственный старинным русским храмам и некоторым сооружениям барокко. При этом барабаны получили восьмигранную форму, близкую распространенным в кашинском зодчестве XVIII века восьмерикам. Церкви типа «восьмерик на четверике» уже стояли на торговой площади, и строители Воскресенского собора, видимо, сознательно стремились к ансамблевому взаимодействию. Первоначальная часть здания — выдающийся памятник раннего классицизма, законченный в период, когда столичное зодчество уже вступило в стадию строгого и высокого стиля.

В образе собора, наряду с новыми для Кашина архитектурными принципами, заметны приверженность местной традиции и черты художественного провинциализма. Композиция храма претерпела кардинальные изменения в 1855–1867 годах, когда к старому зданию были пристроены теплая церковь и колокольня. Тогда собор стал крупнейшим в епархии. В конце XIX столетия в нем могло поместиться все тогдашнее население Кашина — около 7 тысяч человек. Финансировал строительство «король» кашинской виноторговли купец Николай Васильевич Терликов. Уже современники расценивали этот щедрый жест как своего рода акт во искупление грехов. Терликовым было пожертвовано 250 тысяч рублей — сумма, в несколько раз превышающая годовой бюджет Кашина. Колокольня высотой более семидесяти метров главенствует в композиции собора и видна практически отовсюду. Подобно своей деревянной предшественнице, колокольня служит и городской башней-часозвоней. На ней установлены куранты с датировкой на циферблатах «1872». Часовой механизм был приобретен Н. В. Терликовым на ярмарке в Лейпциге, и за это время часы ни разу не ломались.

Большой колокол весом в 625 пудов, был пожертвован в 1838 году еще одним знаменитым кашинским купцом — хлеботорговцем Алексеем Ивановичем Ждановым. Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением был 9-метровый иконостас, так называемый Кашинский чин, созданный в XV веке, в золотую пору тверской культуры. Хотя монументальный масштаб и высокие художественные достоинства произведений породили легенду о том, что они были переданы в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. И. Э. Грабарь в 1919 году по первоначальным впечатлениям приписал иконы Андрею Рублеву.

Иконостас, выполненный для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте был частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители в 1767 году перенесен вВоскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена, лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. В 1934 году соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. В Воскресенском соборе до 24 января 1930 года находились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, затем они были переданы в краеведческий музей. С 1940 года собор использовался как складское помещение. В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении — столовая. 25 июня 2009 года, в день 100-летия второй канонизации святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, Воскресенский собор был возвращен верующим, кашинцы приступили к его восстановлению.

Далее — посещение Кашинского Музея купеческого быта. Кашинский краеведческий музей был основан в ноябре 1918 г. и открыт для посещений 2 февраля 1919 г. Изначально музей носил название Историко-археологического музея и находился в здании Городской думы. С 1936 г. музей располагается в здании Входоиерусалимской церкви (1789 год). Очень любопытный музей купеческого быта, он отражают историю и традиции кашинскогокрая с XIV в. В основу его коллекции было положено собрание предметов купца И. Я. Кункина, члена тверской Ученой архивной комиссии, дом которого на пушкинской набережной стал первым местным музеем. К открытию музея его фонд насчитывал около 5000 предметов. Отдельные произведения старинной кашинской живописи пополнили собрания Третьяковской галереи и Русского Музея (Кашинский Чин). В 1927 году в связи с переводом музея на местный бюджет он едва не был закрыт. Тем не менее, работа Музея продолжалась и в годы Великой Отечественной Войны. Действующая (новая) экспозиция была создана в 1992 г. В. А. Пиксайкиной, заведовавшей Музеем до 1993 г., и петербургскими художниками Б. А. Робенко и Н. А. Тимофеевым. На территории музея нах. захоронения 4х почётных граждан города. Вообще, кашинские купцы были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. Их в городе было множество, а набожность кашинского населения ощущается и сейчас.

Церковь входа Господня в Иерусалим. Адрес: Бассейная пл., д. 5. Тел.: (4822) 34-51-27. Режим работы: с 11.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника. Сайт http://www.tvermuzeum.ru/filial09.php. Среди экспонатов музея представлены церковная утварь, предметы крестьянского и городского быта, мебель, живописные портреты кашинских купцов и дворян. Мне очень понравилось. Путешествуя по залам, то попадаешь в крестьянскую избу, то в купеческий дом, то в дворянскую усадьбу. В экспозиции использованы фотопанарамы города работы «кашинскогосветописца» — выдающегосяфотографа В. А. Колотильщикова. Особые украшения музея — собрание дворянской мебели усадьбы Устиново, галерея портретов Кашинских купцов, удивительная иконография и деревянная резьба местного производства. Интересен так же представленный промысел, которым владели монахини Сретенского монастыря — изготовление картин-панорам в технике резьбы по пробке с использованием стеклянных трубочек. Картина с видом этого монастыря нах. в последнем зале музея. Мне особенно запомнилисьпряничные доски прошлых веков (их хранили под кроватью, как большую ценность). Здесь же можно купить современный Кашинский пряник.

1
1
1
1
1

Дальше у нас было свободное время. Мы его потратили на обед и покупку кашинской настойки. Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» производит различные виды водки, джин «Вереск», настойки «Laplandia» и «Вереск», «Старый травник», мин.воду «Анна Кашинская», слабоалкогольный коктейль «Kiss». Бальзам «Старый Кашин» стал моим любимым.

Вообще в Кашине имеется Кашинский завод электроаппаратуры; предприятие «Эра» (производство кондитерских изделий — 20 видов мучнистых, 10 видов пастильных кондитерских изделий, минеральную и питьевую воду и около 20 видов безалкогольных напитков); Кашинскиймаслодельный сыродельный завод (производство натуральных молочных продуктов, розлив минеральной лечебно-столовой воды «Кашинская водица», питьевой воды «Кашинская водица»). К сожалению, Мясокомбинат находится в полуразрушенном состояний (работает один цех), а Льнозавод остановлен.

Ещё в Кашине нах. одна из старейших тюрем России. Кашинская тюрьма ИЗ 69/2 построена в 1855 г. как тюремный замок строго режима для особо опасных преступников. Например, камеры совершенно не снабжались никакими удобствами — зэков выводили по нужде из камер дважды в день, заодно эту процедуру можно было считать прогулкой. Сейчас используется как СИЗО.

В 18.00 был назначен отъезд.

1

2

Что ещё можно осмотреть:

Церкви:

• Ильинско-Преображенская (1778 г.) — изящная церковь на высоком крутом берегу реки. Отреставрирована, но без колокольни.

• Рождества Христова на горе (1786 г.) — находится рядом с Ильинско-Преображенской. Действует, отреставрирована без колокольни. • Крестознаменская церковь (1784 г.) — расположена рядом с санаторием, по другую сторону от долины Маслятки. Действующий храм.

Не действующие:

• Деревянный храм Илии Пророка существовал ещё в XVI в., однако в камне его отстроили лишь в промежуток 1775–78 гг. У церкви пять глав (куполов) построена из кирпича. Также имеется небольшая трапезная и колокольня, построенная в стиле классицизма. Вверху помещался Преображенский престол, внизу Ильинский. Закрыта в 1930 гг., колокольня сломана. Отреставрирована в 1980 г. без восстановления колокольни, занята реставрационными мастерскими.

• Спасская церковь. Церковь обезглавлена, на 2 этажах расположены кондитерский магазин и магазин одежда.

• Церковь Рождества Богородицы на Чистых прудах. Колокольная и купол разрушены в советское время. Используется как сапоговоляльная мастерская.

• церковь Флора и Лавра (1751 г.).Закрыта в хрущёвскую компанию. • Казанская (Власьевская) церковь с 2-х ярусной колокольней. Верхний ярус был разобран в 1967 году. Остальная часть храма была разобрана и приспособлена под пожарную часть.

• Деревянная церковь святых Иоакима и Анны (1646 г.), бывшая одной из жемчужин города, сгорела в 1998 г. в результате «неумышленного поджога». Монастыри:

• Клобуков (основан в середине XVI, действует). Никола́евскийКлобу́ков монасты́рь — действующий женский (до 1929 г. мужской) ионастырь, расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи. Кашин, Смычкина улица, 14. Телефон(48234) 23500. Ранее была икона св. Николая Можайского. По преданию, монастырь расположен в том месте, где был найден монашеский клобук, упавший с головы святителя Иоанна Новгородского, когда он летел на бесе в Иерусалим в XI в. Основан как мужской монастырь не позже нач. XV в. Известен как место иноческого пострига прп. МакарияКалязинского. Монастырь известен и другими своими подвижниками: преподобным Ефремом, основателем Перекомского монастыря в Новгородской губернии, преподобным Саввой Вишерским, преподобным ПаисиемУгличским. В начале ХVII века польско-литовские войска трижды разоряли и жгли город и монастырь, но они восстанавливались и благоустраивались вновь. Закрыт в 1920-х. Вновь открыт в 1994 как мужской (настоятелем был назначен игумен Сергий (Швырков). Службы стали совершаться в Покровской надвратной церкви. Восстанвительные работы начались в 1995 г.).В 2001 г. Николаевский Клобуков монастырь г. Кашина преобразован из мужского в женский, а настоятельницей монастыря назначена инокиня Иулия, впоследствии схиигуменияСтефанида (Топоркова Ю. Е.).

В обители есть три храма. В центре — Троицкий собор с приделом Св. Николая(1671–1684)обезглавлен, но сохранился достаточно хорошо. По состоянию на 2010 г. реставрируется. На юго-востоке — Алексеевский храм (1851–1854), реставрируется с 2006 г., по окончании работ станет действующей. На северо-западе — Покровская надвратная церковь, редкий памятник древнерусского зодчества. Перваяиз восстановленных церквей города в эпоху современной России (1995 г., повторно реставрировалась, практически полностью в 2007 г.). Подворьем монастыря является церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1782 г.)в Кашин, никогда не закрывалась. Наиболее эффектный её вид открывается с улицы Комсомольской. Известна своим наклонным шпилем.

Макарьевская часовня действующая, возведена на месте кельи преподобного Макария Калязинского. Внастоящее время (2009 г.) воссоздана, её размеры и интерьер поражают своим аскетизмом. Священномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна посетила Николаевский Клобуков монастырь в 1909 г. Она была встречена благочинным монастырей, архимандритом Феофаном. Обозревала монастырские храмы; приняла икону преподобного Макария, поднесенную ей от братии монастыря, осмотрела достопримечательность монастыря — древнюю деревянную келью, срубленную руками самого преподобного Макария, игумена Калязинского. Келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно сделанная им около 1425 г., почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убогостью. Она хранилась в обители на протяжении пяти веков, в 1903 г. над ней в качестве футляра была выстроена из красного кирпича Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келья была уничтожена, в часовне была устроена скотобойня с колбасным цехом в Алексеевском храме.

В монастыре находилась древняя резная деревянная икона Богоматери «Одигитрия» (XV в., хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве), сегодня в Покровском храме можно увидеть ее копию. Еще одной почитаемой святыней является рака, в которой до второй канонизации в 1909 году и в советское время находились мощи прп. Анны Кашинской. В обители есть также икона с частицей ее мощей и частицы мощей более 100 святых, в том числе Иоанна Предтечи, его родителей прор. Захарии и прав. Елисаветы, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, мц. Наталии, мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мц. Дарии, прп. Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова и многих других.

• Сретенский женский (основан в начале XV в., в руинах), некогда самый крупный монастырь города. Рядом со Сретенским храмом в 1998 г. найдена и восстановлена могила чтимой местными жителями св. схимонахини Дорофеи Лодыгиной.

Матушка Дорофея возродила Сретенский монастырь после тяжелого лихолетья смуты. По монастырскому преданию, обитель основана в начале XV века в память о торжественной встрече войска Тверского, возвращавшегося из похода. Впервые монастырь упо-мянут в жалованной грамоте тверского великого князя Бориса Александровича, а основание обители приписывают брату князя Георгию (начало XV в.). В Смутное время он был полностью разрушен интервентами.

В монастыре до нашего времени сохранилась могила Дорофеи Ладыгиной из рода князей Коркодиновых (1549–1629), которая после смерти мужа ушла в Сретенский монастырь, разрушенный поляками и активно занялась его восстановлением. Одной из настоятельниц монастыря был написан образ матушки Дорофеи (по монастырскому преданию, после чудесного явления Дорофеи этой настоятельнице).

Первая каменная постройка монастыря — Сретенский собор (1692). Уже через год была построена колокольня. В последующие века ансамбль монастыря постепенно разрастался, особенно много сооружений на его территории возводилось в XIX в. Единственная уцелевшая церковь — надвратная Троицкая (1844), сохранились также настоятельский корпус и кельи. До нашего времени сохранилась и принадлежавшая некоторое время монастырю Входоиерусалимская церковь, построенная в 1777–89 годах (первый храм с таким наименованием был построен на этом месте ещё в 1401 г.). Церковь стояла отдельно от основной территории. После революции церковь закрыли, а в 1936 г. сюда перевели историко-археологический музей.

• Дмитровский (упоминается в 1521 г., в руинах). Дми́тровский монасты́рь (Дими́триевский) — мужской монастырь, возникнувший предположительно в конце XIV в. Дмитровский Страстной собор бывшего Дмитровского монастыря обезглавлен, не реставрируется. Примерную копию этого собора можно увидеть в Нижнем Новгороде (Александро-Невский Новоярмарочный собор на Стрелке).

фото из Интернета

Одна из святынь монастыря — икона XIII в., старейшая во всей Тверской области Возник на реке Кашинка. Достоверные сведения о времени и основателях храма отсутствуют; при этом, согласно народным преданиям, его основал в XV веке преподобный Макарий Калязинский, принявший иночество в Николаевском Клобукове монастыре. О давности и значимости монастыря говорит то, что настоятели его известны с первой половины XVI века: в частности архимандрит Варсонофий (около 1521 года)и Мисаил (1544–1551 годы).

Название монастырю дал храм в честь Св. ВеликомученикаДимитрия Солунского. В 1609 г. Дмитровский монастырь сожжён и разграблен поляками, после чего его отстраивали заново. В XVII—XVIII вв., владея многочисленными деревнями, пашнями и лесами, обитель стала наиболее крупной и состоятельной в округе. Дмитровский монастырь, окружённый высокими стенами, стал местом заключения для некоторых опальных лиц. Так, в здешней монастырской келье несколько лет пробыл в заточении принц Густав, герцог, сын шведского короля Эрика XIV, который, согласно летописи Бера, погребён был в монастыре.

С 1764 года являлся заштатным монастырём. Известность монастырю принёс также один из выпускников его духовного училища — известный русский юрист, преподаватель Царскосельского лицея и Петербургского университетаАлександр Петрович Куницын, любимый учитель А. С. Пушкина. До 1917 года в монастыре существовало два каменных храма: Троицкая церковь (1682 год) с тримя приделами (во имя св. Димитрия Солунского, в честь Казанской иконы Богоматери и во имя св. прор. Илии и Николая Чудотворца) и ещё один новопостроенный. Троицкая церковь (Собор Троицы Живоначальной), одна из старейших в городе, будучи перестроена, сохранилась до наших дней. Также сохранился и Собор Страстной иконы Божией Матери (1890—1903 гг.).

Последний представляет собой кирпичную четырехстолпная церковь, построенную в псевдорусском стиле, завершением которой служили пять деревянных декоративных шатров на барабанах. На данный момент шатры разобраны. Среди святынь обители упоминаются 2 местночтимые иконы: первая — Страстной Божией Матери, чьё празднество совершалось 13 августа; вторая — икона св. Димитрия Солунского — находилась в приделе имени этого святого. Также ежегодно в день 26 октября из Воскресенского собора в саму обитель проводился крестный ход. В здании бывшей духовной семинарии, построенной на месте духовного училища, с 1930 года располагается агроэкономический техникум. Вопреки обещаниям тогдашней администрации города Кашина реставрационные работы в монастыре в конце 1990-х годов так и не были начаты. В настоящее время монастырь продолжает разрушаться.

Комментарии

marsada
8 августа 2013 г. 16:45
Очень хороший рассказ - масса интересной и полезной информации.
NatikS
8 августа 2013 г. 18:05
Спасибо!
17 января 2014 г. 0:34
Большое спасибо за информацию! Прочитала с огромным удовольствием!
dualia1
15 июля 2014 г. 14:51
Как же хороши эти городки на Волге! Мечтаю поехать в круиз и увидеть всё это....
NatikS
15 июля 2014 г. 14:57
Надежды сбываются. Желаю вам этого!
Зато вы много поездили по замках Чехии. Я была только в 4.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.