Турист Карина Ремезова (Remezova)
Карина Ремезова — была 26 января 14:19
Очень стараюсь хотя бы читать и оценивать. Пока получается не очень :(

Ялта — Россия Июнь 2013

Наш путь начнется от знаменитого Ливадийского дворца.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

Достопримечательность, конечно, довольно известная и достойная отдельного рассказа. Дворец был построен в 1910-11годах по проекту архитектора Н. П. Краснова, в рекордно короткий (несмотря на серьезные осложнения, возникавшие в период строительства) срок — 16 месяцев.

«Архитектор Краснов — удивительный молодец — подумай, в 16 месяцев он построил дворец, большой Свитский дом и новую кухню… Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. В помещениях столько света… Все приезжающие, после осмотра дома, хвалят то, что видели, и, конечно, самого виновника — архитектора» — так писал Николай II матери о своих первых впечатлениях.

Обойдем дворец с юга,

пройдем мимо Крестовоздвиженской церкви

и спустимся к началу Солнечной тропы.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

Среди гостей Ялты тропа также известна под названием «Царской» (буквально на днях из уст экскурсовода довелось услышать, что «именно так эту тропу называли сами Романовы»… оставлю без комментариев. На самом деле, Царская тропа проходила ближе к морю, соединяя Ливадийский парк с Ореандой, и до нашего времени практически не сохранилась). Тропа, по которой нам предстоит идти, в то время, когда по ней совершали прогулки Романовы, называлась Горизонтальной тропой.

…В 1900 году великий князь Александр Михайлович, хозяин имения Ай-Тодор, показал императору прогулочную тропу, которую по его распоряжению начали прокладывать от Ай-Тодора по направлению к Ливадии. Тропа проходила по живописным местам, и с каждым ее поворотом открывался новый неповторимый вид на море и горы. Несмотря на сложный рельеф, ее удалось проложить так, что на ней не имелось сколько-нибудь заметных подъемов и спусков, поэтому ее и назвали Горизонтальной. Любителю дальних пеших прогулок Николаю II очень понравилась идея великого князя, и при отъезде в Петербург он отдал управляющему Ливадийским имением указание о прокладке горизонтальной тропы от «Розовых ворот» в Ливадии до стыковки в Верхней Ореанде с частью тропы, уже проложенной от Ай-Тодора. В 1901 году работы были полностью завершены, и дорожка длиной 6 верст 143 сажени стала одним из любимейших мест отдыха Романовых.

Прогулка по Горизонтальной тропе (фото из интернета)

Пешком или верхом, они постоянно совершали по ней прогулки, встречались друг с другом, заходили в гости, так как от дорожки были удобные спуски к имениям «Чаир», «Дюльбер», «Харакс», «Кичкинэ». И на этой тропе император Николай II в. 1909 году дважды самолично испытывал солдатское походное снаряжение весом более двух пудов…

В «советские» времена Солнечная тропа была очень популярна среди гостей курорта. По ней проходили маршруты терренкура (лечебной ходьбы) практически всех санаториев, расположенных вдоль нее. Существовал даже пешеходный экскурсионный маршрут. Естественно, за ее состоянием постоянно следили. В наше время покрытие местами разрушилось, вдоль тропы почти не осталось скамеек в местах отдыха, кроме того, в нескольких местах выросли заборы частных домовладений. Но свежий воздух и замечательные виды на море и горы остались, и прогулки по Солнечной тропе по-прежнему популярны…

Вскоре тропа покидает пределы Ливадии и приводит нас на территорию Ореанды.

В 1825 году Ореанду купил император Александр I, ставший, таким образом, первым из династии Романовых владельцем имения на Южном берегу Крыма. Александр дважды (в 1818 и 1825 годах) совершал кратковременные поездки по Крыму, каждый раз оставаясь в восторге от Южнобережья.

Именно там он нашел тот уголок, о котором мечтал все последние годы и где желал бы навсегда поселиться: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку», — говорил он.

Однако мечте об уединенной жизни в Ореанде не суждено было осуществиться. 27 октября 1825 года император отправился осмотреть Георгиевский монастырь. День, сначала теплый, сменился холодным, туманным и сырым вечером. Император выехал в одном мундире и сильно простудился. 19 ноября Александр I скончался в Таганроге. Вскоре скончалась его супруга, императрица Елизавета Алексеевна, и имение перешло к брату Александра — Николаю.

Впервые император Николай I и императрица Александра Федоровна увидели свое южнобережное имение 17 сентября 1837 года.

Для истории Ялты эта дата стал знаменательной — именно 17 сентября, после церемонии освящения церкви Иоанна Златоуста, построенной по проекту архитектора Торичелли, император повелел предоставить деревушке Ялта статус уездного города…

Александра Федоровна была в восторге от Ореанды, и Николай сразу же принял решение подарить это имение своей супруге и построить здесь для нее дворец.

Проект был заказан знаменитому архитектору К. Ф. Шинкелю. В 1840 году проект великолепного дворца в стиле «неогрек» был готов и вызвал восхищение царской семьи, но после обсуждения от его осуществления отказались из-за огромной (более 1 млн рублей серебром) стоимости строительства. Переработку проекта поручили любимцу Николая I, известному петербургскому архитектору А. И. Штакеншнейдеру, который учел пожелание императрицы иметь небольшую уютную виллу. Оставив стиль, предложенный его предшественником, он почти в 4 раза сократил площадь постройки. В 1842 году новый проект был утвержден. Возведение дворца растянулось на 10 лет, но, наконец, осенью 1852 года дворец был готов.

Дворец в Ореанде (фото из интернета)

Вид дворца в окружении экзотической растительности восхитил прибывшую в Ореанду царскую семью…

В 1842 году, тогда же, когда приступили к возведению дворца, на краю одной из окружающих Ореанду скал, была построена белоснежная греческая ротонда, которая сохранилась до наших дней — мимо нее нам еще предстоит пройти.

…После смерти императрицы Александры Федоровны Ореанда, согласно завещанию, перешла во владение второго сына Николая I, великого князя Константина Николаевича.

Константин Николаевич (1827–1892), с детства был предназначен родителями к морской службе. Выдающиеся способности мальчика к наукам позволили ему уже в восьмилетнем возрасте стать командиром брига, а с 1855 года — руководить российским флотом на правах морского министра. Именно брата Александр II называл «своим первым помощником в крестьянском деле», именно его поставил во главе «Постоянного комитета о сельском состоянии», руководившего претворением в жизнь Манифеста 19 февраля 1861 года…

«Рай земной, имя коему — Ореанда», — говорил Константин Николаевич. Великий князь очень любил свое поместье, и даже выбрал его название для фамилии, под которой путешествовал по Европе инкогнито: «Фон Ореандский, помещик из Крыма, Россия» — представлялся он.

Дворец в Ореанде до наших дней не сохранился: из-за нелепой случайности в августе 1881 года он сгорел. Более года обожженные стены дворца стояли неразобранными: Константин Николаевич намеревался сделать попытку восстановить его, и даже затребовал из Петербурга строительные чертежи Штакеншнейдера. Однако вскоре из-за нехватки средств он оставил эту идею. Угрожавшие обвалом части были разобраны для строительных работ, оставшиеся же настолько напоминали античные руины, что долгое время служили украшением имения.

Во время последующих приездов в Ореанду великий князь проживал в построенном на месте хижины Александра I «Императорском домике» (впоследствии он был переименован в «Адмиральский»)

В 1884 году Константин Николаевич приступает к осуществлению своей давней мечты — построить в имении небольшой храм: «От Матушки я получил прелестный дворец, его более нет. Восстановить его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется эта мысль очень прилична, мила и достойна памяти Матушки.»

Великий князь считал, что кавказско-византийский стиль более всего подходит для небольших храмов Южного берега, поэтому проект храма был заказан известному архитектору А. А. Авдееву, большому знатоку византийской культуры. 1 октября 1884 года Константин Николаевич лично заложил первый камень в основание будущего храма, с апреля следующего года приступили к строительству, и уже 1 октября 1885 года храм был освящен.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

В украшении церкви принимали участие выдающиеся живописцы и архитекторы: вице-президент Императорской академии художеств кн. Г. Г. Гагарин, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев. Но главным украшением храма стали мозаичные иконы и орнаменты, выполненные знаменитым итальянским мастером Антонио Сальвиатти, который основал в Венеции собственную мозаичную мастерскую. Кстати, когда Сальвиатти приехал в Россию по приглашению Константина Николаевича, ему был уже 71 год!

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде в наше время действует, ее можно осмотреть, спустившись с Солнечной тропы.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

К сожалению, главная картина храма — Образ Покрова Богородицы не сохранилась, из великолепных мозаичных панно и икон уцелели лишь несколько: изображения 8 апостолов, 4 евангелистов, 8 ангелов,

фрагменты византийского орнамента, частично уцелели два панно («Рождество» и «Воскресение Христово»),

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

а также редчайшее изображение Спасителя — Иисус в отрочестве (без бороды) в куполе.

Рядом с храмом расположен вход в санаторий «Нижняя Ореанда», расположенный в Ореандском парке (территория для посещения недоступна).

Осмотрев церковь, вернемся на Солнечную тропу и продолжим путь. Вскоре дорожка приведет нас к той самой белой ротонде, возведенной на скале.

Отсюда открывается замечательный вид на море, парк Ореанды, Ялтинский залив. На западе видны склоны Крестовой скалы — в сентябре 1837 года императрица Александра Федоровна вместе с М.С. и Е. К. Воронцовыми поднялась по пологому северному склону, установила там деревянный крест и собственноручно посадила куст лавра. Впоследствии этот крест был заменен на чугунный, с отверстиями для иллюминаций.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

…Солнечная тропа огибает северный склон Крестовой скалы, пересекает спуск к Алупкинскому шоссе и проходит у подножия горы Ай-Никола («Святой Николай», на вершине горы в средние века располагался небольшой монастырь). Здесь внимание гуляющих привлекает недавно построенный на небольшой скале храм Архангела Михаила.

Затем тропа надолго уводит нас в тень деревьев, мы покидаем территорию Ореанды, проходим над Курпатами и выходим на очередную смотровую площадку.

К южнобережным имениям Романовых (часть 1)

Прямо под нами находится территория имения «Кичкинэ», принадлежавшего великому князю Дмитрию Константиновичу Романову.

…В 1889 году Константин Николаевич тяжело заболел и в Крыму больше не был. После его смерти в 1892 году Ореанда перешла во владение его третьего сына Дмитрия Константиновича.

Дмитрий Константинович (1860–1919) — командир Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, Главноуправляющий Государственным коннозаводством, чье детское увлечение лошадьми превратилось в страстную любовь и стало делом всей жизни. В 1888 году он приобрел в Миргородском уезде Полтавской губернии 3000 десятин земли для устройства там собственного конного завода. Дубровский конный завод стал крупнейшим в стране питомником русских пород верховых и рысистых лошадей, а также мелких тяжеловозов. Кроме того, при заводе были созданы различные школы (выездки, ветеринарно-фельдшерская, кузнечная). Все это требовало огромных вложений средств, и уже в 1894 году Дмитрий Константинович продает Ореанду императору Александру III…

А в 1912 году великий князь покупает небольшой участок земли над морем, на самом краю обрыва. Это приобретение было связано с желанием дать возможность приезжать на отдых любимым племянникам — детям его старшего брата Константина, с которым Дмитрий был очень дружен. Имение получило название «Кичкинэ», что в переводе означает «малютка». По проекту архитектора Н. Г. Тарасова в 1914 году здесь был возведен дворец в мавританском стиле и обустроен небольшой парк.

Дворец в имении Кичкинэ (фото из интернета)

Этот дворец сохранился, но в последнее время настолько «оброс» разными постройками (сейчас это территория частной гостиницы, в «советское» время там располагалась столовая турбазы «Кичкинэ»), что ни сверху, ни с проходящей рядом дороги разглядеть его практически невозможно. Пожалуй, дворец можно рассмотреть только с моря (с борта рейсового или прогулочного теплохода).

Продолжение здесь

Книга-помощник:

Николай Калинин, Марина Земляниченко

Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму…»