Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Псков — между Россией и Прибалтикой (день 5)

Псков — Россия Май 2013

Дорога из Новгорода в Псков началась под шум дождя: значит точно пора ехать в новые дали. Краткая промежуточная остановка в городке Шимск, ну, а после началась трасса Р-52. Кто имеет собственный автотранспорт — берегитесь, дважды подумайте — стоит ли ехать этой «дорогой». Большая часть трассы проходит по Новгородской области, но как только началась Псковская — ямы кончились!

Окраины города напоминали фильмы 50-60-х годов. В целом если охарактеризовать состояние города одним словом: разруха, причем тотальная. По местам «боев» мы еще прогуляемся, а пока нужно заселяться. От автовокзала (1) нужно пройти 200 метров до площади перед вокзалом железнодорожным, откуда отправляются автобусы. Большинство следует по Октябрьскому проспекту — главной улице Пскова, где и находилась моя гостиница, почему-то тоже «Октябрьская» (2) (отзыв).

От гостиницы прямиком по проспекту до кремля. Сразу бросились в глаза массовые строительные работы, перекопы, а может ищут мины Второй Мировой… Но своеобразные церковки ничем не закроешь, а ближе к кремлю стройки кончились.

Иконостас церкви Василия на Горке. В отличие от Новгорода храмы Пскова переданы церкви. В них нет фресок, только белёные стены и сумрачные иконостасы

Прежде чем пройти в кремль, рекомендую заглянуть в туристический информационный центр, что скрывается в кинотеатре «Октябрь» (5), и разжиться картой города. Псковский кремль или Кром — древнейший кремль-крепость России. Он абсолютно не похож на все другие русские кремли, будь то Москва, Нижний Новгрод, Коломна или Новгород. От Крома веет чем-то западным (прибалтийским или немецким) или северным (можно вспомнить Соловки).

Кром делится на две части: Довмонтов город и собственно кремль. Начнем с русских Помпей, потому что пройдя под сводами одной из башен, я оказался именно там. Когда кремль оказался мал для воееных и административных нужд его расширили, эта часть получила название Довмонтов город по имени самого уважаемого псковского князя Довмонта (прибалта по происхождению). Сейчас территория «города» представляет каменные ряды фундаментов и нижних частей стен разрушенных церквей. Юго-западная Власьевская башня, позиционировавшаяся как смотровая площадка, оказалась закрыта.

Бродя среди одуванчиков и каменных развалин, я приближался к неприступным стенам ядра Крома, зовущимся Перси. В центре стены висит меч, как напоминание незваным врагам.

Вход в кремль

В заветную часть кремля ведет загибающаяся узкая дорога — это уже вход в крепость. В кремле пусто, нет никаких строений, кроме одного — занимающего центральное пространство двора. Троицкий собор (6) вздымается более чем на 70 метров, его видно отовсюду! В кремле интересно побродить всем, кто интересуется древнерусской фортификационной архитектурой. Посмотреть на древнюю кладку псковичей. В конце кремля через дверь можно выйти к слиянию рек Псковы и Великой, но вновь преградиди путь строители — закрыто!

Дорога в Кром - ещё одна линия защиты

Пройдя по кругу, самое время заглянуть и в собор. Под стать собору его иконостас — восемь рядов, 42 метра, он уходит куда-то в высоту, кажется до самых небес.

Летящий Троицкий собор поддерживается зелеными контрфорсами-крыльями

По кремлю прогулялись — куда дальше. А дальше — через Ольгинский мост, в Завеличье. В Пскове две реки: Великая и Пскова (маленькую Мирожку можно не считать), соответственно и районы Пскова называются Запсковье да Завеличье. С моста открывается открыточный вид на Кром и на раздолбанную набережную. Набережная в Пскове существует только по восточному берегу Великой, и та вся разрыта (декабрь 2012 года указан как месяц окончания ремонта, я был в мае 2013, людей нет, работы не ведуться, всё как всегда — видимо неожиданно кончились деньги). Среди песчаных и щебневых куч стоят однинокие рыбаки.

Вид на Кром и "вечный" ремонт набережной с Ольгинского моста,

В Завеличье меня интересовал северный конец. Прямо у моста стоит церковь у Парома (видно здесь вместо моста была паромная переправа) и замечательный особнячок на продажу. Иду вдоль берега Великой, а Кром на другом берегу выглядит все фотогеничней. Так и дошел до церкви Иоанна Предтечи (7).

Продается городской особняк в самом центре города (с видом на Великую и кремль)

В заключение первого дня в Пскове — довольно хаотичная прогулка по центру города. По карте из турцентра шел от церкви к церкви, примечая по пути самое любопытное. Общее впечатление довольно удручающее: с одной стороны Псков живее, самобытнее Новгорода, здесь больше движения. С другой стороны стоит отойти от центральных магистралей, и сразу начинается полный мрак: дорог нет, полуразрушенные дома — очень уныло.