Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Вадсё — Норвегия Август 2011

После хорошего сна и завтрака отправляемся в путь. Вернемся13 кмназад, в поселок Варангерботн, и на кольце проедем прямо, по дороге Е75, в сторону Вадсе-Варде, которые расположены на полуострове Варангерхалвёйа.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Полуостров — это национальный парк Варангерхалвёйа, представляющий собой самую большую территорию материковой Норвегии, находящейся в арктической климатической зоне

Вы, кстати, знаете, что Е-75 начинается на берегу Северного Ледовитого океана в городе Варде и заканчивается на острове Крит в Средиземном море?

Вдоль дороги появляются знаки — «Национальный туристический маршрут Варангер» — эти знаки будут стоять вдоль дороги до города Варде.

До Вадсе не так уж далеко, всего 49 км, можно даже остановиться через 7 км, чтобы увидеть еще одну достопримечательность — современную, созданную из бетона и металла — остановочный павильон Горгнитак с туалетами и столиками для принятия пищи.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Вот уж где приятно совершать природные надобности — вся сантехника из нержавейки, сенсорный смеситель, а уж стеклянная крышка для унитаза меня и вовсе каждый раз приводит в восторг. Причем один из туалетов сделан для инвалидов-колясочников, и отделка этого туалета — из голубого матового стекла!!! О чистоте говорить не приходится, все знают, что в Европе — не гадят.

Норвежская газета Bergens tidente опубликовала статью о придорожных туалетах. В статье автор говорит, что туалет Gornitak является одним из лучших и самых дорогих придорожных туалетов. Часть туалета Gornitak Варангер находится в отреставрированном после Второй мировой войны немецком складе боеприпасов (бункере), к которому впоследствии пристроили современное сооружение. Проект разработан архитектором Margrete Friis и ландшафтными архитекторами Berg & Диринг.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Когда едешь в Вадсе, можно делать остановки через каждый километр. Эта дорога — действительно — природная достопримечательность. Перед нашим взором открываются просторы Варанген-фьорда (русское название Варяжский залив)

В первой половине XIX века Российская империя потребовала уступить земли, омываемые заливом, в связи, с чем король Оскар I был вынужден заключить союз с Великобританией и Францией. В 1920–1944 годах к Варяжскому заливу имела выход и Финляндия — округ Петсамо, позднее переданный СССР. 11 июля 2007 года было заключено соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда

В акватории Варангер-фьорда происходили события, описываемые в романе Валентина Пикуля «Океанский патруль».

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Справа, на берегу фьорда, мы видим церковь в Нессебю, построенную в 1858 и полностью отреставрированную в 1983 году. Примыкающая к церкви часовня 18го века является, возможно, самой древней в Варангере.

Прибыв в Вадсё, мы увидим, какое здесь высокое небо и широкий горизонт.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Здесь, в этой красочной и живой природе, обитает экзотичный королевский (камчатский) краб и почти 100 видов птиц! В Вадсё хорошо развита культурная жизнь с ежегодным музыкальным джазовым фестивалем и другими культурными мероприятиями.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Вадсё — центр финско-квенской иммиграции 19 века и перевалочный пункт для двух экспедиций на Северный полюс.

Достопримечательности:

Музей Вадсё/ Vadso museum. Музей Вадсё, ответственный за культуру и историю квенов в Финнмарке. Квены — это финский народ со своим языком и культурой, которые кочевали в Руйя — «край у Северного Ледовитого океана» в 18–19 вв. Музей является также краеведческим музеем муниципалитета Вадсё. В 4х отделах музея можно ознакомиться с «многокультурным» Варангером. Время работы: 20.06–19.08, пон-пятн 10:00—17:00, суб-воскр. 10:00—16:00. В остальное время, пон-пятн 10:00—15:00.

«Эсбенсенгорден»/ Esbensengarden. Музей Вадсё. Норвежский дом в патрицианском стиле 1850х гг. — единственный в своем роде в Финнмарке. Экскурсия по дому, хлеву, людской и каретному двору. Тематическая выставка.

«Туомайненгорд»/ Tuomainengarden. Музей Вадсё. Традиционный финский/ квенский двор 1840х гг. Старый тип постройки, называемый Варангерхюс, где и хлев, и жилое помещение находятся под одной крышей. В Вадсё осталось немного домов типа Варангерхюс со времен сожжения Финнмарка немцами в годы Второй Мировой войны. Выставка «квен — вчера, квен — сегодня».

«Дирижабли и суда». Музей Вадсё. Выставка посвящена рыбной ловле в Варангер-фьорде и экспедициям на Северный полюс, а также норвежским и итальянским дирижаблям, которые приземлялись в Вадсё в 1926 и 1928 гг. Модель гондолы «Норвегия», оригинальный видеофильм и слайды Амундсена. Традиционные северные суда и рыболовные снасти. Часы работы: 20.05–30.09 с 07.30 до 08.15 (прибытие парома Хуртигрютен) — в другое время по заказу.

Сооружение Биетиля — Bietiueanlegget. Сооружение Биетиля в Индребюен — это квенский двор 1880х гг. с причалом. Обьект частично отреставрирован и открыт для посещения два дня в неделю, в летний период. Летом здесь проходят художественные и фотовыставки.

Лесопарк Вaдсёйа/Vadsoya natur- og kulturpark. Отличная местность для походов, богатая достопримечательностями. Проект «Следы на север», останки средневекового города 16 века, мачта для причаливания дирижаблей Руальда Амундсена и Умберто Нобиле в 1926 и 1928 гг, «русское кладбище», военные и культурные памятники. Птичьи базары с редкими видами птиц, а также большая популяция зайцев.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

В15 км от Вадсё — полуостров Эккерёй, с раскинувшимся по обе стороны косы, соединяющей полуостров с материком, рыбачим поселком. В поселке есть музей, кафе, ресторан, гостиница и отличный пляж. Здесь находится единственный в Финнмарке птичий базар, к которому можно практически подъехать на автомобиле. Птичий базар и заказник находится всего в пяти минутах ходьбы от автостоянки. Здесь проходит обозначенная тропа с интересной информацией о птицах, животных, истории и культуре.

Идти надо в гору, невысоко, а по дороге к птичьему базару можно увидеть следы Второй мировой войны.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

На плато стояло немецкое орудие Стелла, которое имело радиус обстрела 15 км и являлось большой угрозой для русского флота. Вырытые в скалах защитные сооружения, жилые постройки, два бассейна с пресной водой. Все очень неплохо сохранилось.

Kjeldsenbruket-рыбная фабрика Хьелдсен на Еккерёй. Музей Рыбная фабрика 1900—1960 гг. Экскурсия по помещениям и выставкам «исторические рыболовные снасти» и «птицы Варангера». Посетите фабрику по производству рыбьего жира, старый магазин и рыбацкие баркасы. Открыто в летнее время: 12:00—18:00.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Двигаясь далее по трассе Е75, через 60 км, мы приблизимся к городу Вардё — самому восточному городу Норвегии и единственному городу Европы, расположенному в арктической зоне. Если ваше путешествие придется на последнее воскресенье мая, то вы увидите необычные дорожные знаки. В одну из наших поездок, когда мимо нас промелькнул этот необычный знак, я удивилась: «Что это там промелькнуло? Что нарисовано на знаке? На этой дороге такого знака не было1» А в ответ — тишина. Никто не смог ответить на вопрос. Второй знак промелькнул за окнами и опять та же история. Но когда мы проехали подобный знак третий раз и никто не смог разобрать, что на нем изображено, пришлось тормозить и ехать назад. Надо ведь, в конце концов, разобраться!. Предупреждающий знак — белый треугольник с красной окаемкой. А в центре — летящая баба-яга на помеле! Каково? Что происходит?

Может повернуть назад? Но любопытство взяло верх, и мы тронулись дальше.

Проехав по горному плато, спускаемся вниз. На горизонте — сказочный остров. К острову — никаких дорог, мостов. Может туда можно добраться на пароме? Но нет… Справа виднеется въезд в подводный туннель.

Если ваши желудки стонут и плачут, то можно остановиться на горе, перед спуском к туннелю, на парковке. Возле парковки построена трасса для мотоциклистов. Один раз мы стали свидетелями соревнования мотоциклистов.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Не тронулись с места, пока соревнования не закончились, так как зрелище поистине захватывающее!

Проедем по туннелю «Исхавстуннелен» / Ishavstunnelen. Это самый первый в Норвегии подводный тоннель (длиной в 2,9 км, глубиной — 88 м) под Бюссесюндет, связывающий город с материковой частью. Через Бюссесюндя проходит граница климатической зоны (арктической). Можно пересечь туннель на велосипеде. Вардё — единственный город Норвегии, расположенный в арктической зоне. Проезд по туннелю — бесплатный, а после проезда можно получить «Диплом о пересечении туннеля», подтверждающий пересечение вами туннеля под водой Баренцева моря /Северного Ледовитого океана. Диплом можно приобрести в центре туристической информации или сувенирном магазине на причале.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Статус города Вардё присвоен 17 июля 1789 года королём Дании и Норвегии Кристианом VII. Отсюда стартовали полярные экспедиции Амундсена.

С конца 1990-х годов остров увенчивает монументальная сфера американского военного радара, предназначенного якобы для наблюдений за космосом.

Местная крепость Вардёхус — в виде восьмиконечной звезды, была построена в период 1734—1738 гг. и является самой северной крепостью в мире и самой восточной в Норвегии. Она служит уникальным примером из истории культуры и военной истории.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Сегодня это единственная крепость в Северной Норвегии, которая обязана салютовать по великим праздникам: 17 мая — День Независимости, 7 июня — день расторжения унии со Швецией, дни рождения членов королевской семьи и весенний восход солнца после длинной полярной ночи. Во время Второй мировой войны Вардёхус дольше всех держал поднятым норвежский флаг. Вновь он был поднят в октябре 1944 года сразу после ухода фашистов из Финнмарка.

Со всей бравой историей крепости и экспозицией пушек можно познакомиться круглый год.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Достопримечательности: королевский посох, жильё коменданта, выставка пушек.

Вардё — город ведьм, он известен как один из крупнейших центров «охоты на ведьм» в Европе. Самый интенсивный процесс судов над ведьмами происходил в окрестностях «Вардёхюс». С 1621 по 1692 приблизительно 90 женщин были признаны виновными и приговорены к сожжению на костре. Согласно судебным протоколам, женщины имели свидание с дьяволом на ведьминой горе «Домен». Пещеры дьяволят располагались на вершине горы, а самого дьявола — под ведьминой горой.

Помните, однажды мы встретили по дороге странные дорожные знаки? Нас предупреждали… А мы все равно поехали. Весь город был заполнен ВЕДЬМАМИ!!! Самыми-самыми разными. Очень страшными и не очень. И все двигались к «Вардёхюсу». Это был май 2011 года, а на июнь было назначено открытие «мемориала ведьм Steilneset». До начала праздника оставалось еще пара часов, а нам нужно было вернуться на границу до ее закрытия, так что на праздник мы не попали.

Мемориал ведьм Steilneset стоит на морском берегу, рядом с крепостью.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Это — деревянная галерея с окнами, чье число равно числу жертв инквизиции.

Узкий, темный и длинный коридор проходит сквозь весь павильон, где его освещает 91 доска (по одному в честь каждого из мужчин и женщин, которые были казнены во время суда над ведьмами).

Отдельно стоит павильон из черного стекла. Внутри — стул с вырывающимися из него огненными языками. Над стулом — 7 овальных зеркал. Зеркала символизируют свидетелей их жестокого убийства.

Эта мемориальная инсталляция — плод совместных усилий художника Луизы Буржуа и архитектора Петера Цумтора. У местных жителей неоднозначное отношение к монументу. Многие рады ему, другие видят в нём необоснованную трату денег. Многих сомневающихся соблазнило то, что в городе будет находиться дорогостоящий объект знаменитых авторов. Все надеются, что памятник привлечёт в город больше туристов, потому как морские лайнеры с туристами причаливают здесь дважды на день — утром и вечером.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Более 200 лет Европа активно истребляла своих женщин, в т. ч. и Норвегия. Однако, сейчас норвежцы могут найти своих родственников в уникальной Колдовской базе данных, которая составлена Хранилищем древних документов при Университете Осло

Сейчас обсуждается план объявить город норвежской «столицей ведьм».

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Здание администрации. 2011 год.

Здание администрации в 2014 году

В городе расположены и такие достопримечательности

Музей Варан Гера/Varanger museum Iks-Vardo Главное здание «Люсхауген мусеум» — каменное здание (1000 м!), возведённое приблизительно в 1920 г. в Бюссесюндет. Экспозиции, посвященные природе, истории и культуре окрестностей вардё (процесс преследования ведьм в Финнмарке/исследователь арктики Фр. Нансен и Биллем Баренц). Экскурсии на норвежском и английском языках.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Помормусеет и Бродткорбшоене в центре города у памятника истории и культуры — причалов 19 века. Выставка: поморская торговля с 18 века по октябрьскую революцию/ межнациональные культурные связи между северными территориями. Партисанмусеет в школе-интернате в Хиберге. Выставка о деятельности партизанов во время второй мировой войны. Часы работы: 15.06–15.08, пон.-пятн. 09:00—18:00, суб.-воскр. 11:00—18:00.В остальное время, ежедневно 16:00—17:00.

Старая школа «Гаммельскулен» / Gammelskolen. Одно из самых старых в северной Норвегии деревянных зданий, построено в 1888 году.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Выехав из города по подводному туннелю, повернем направо, на узкую дорогу, которая имеет номер FV341. Эта дорога на Хамнингберг (43 км). Хамнингберг — крайняя точка на Севере.

Дорога производит сильное впечатление своим лунным ландшафтом. По пути в заброшенное рыбацкое поселение Хамнингберг можно отчётливо увидеть геологические следы движения тектонических плит земли и влияния ледникового периода, бывшее морское дно и береговую линию.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Здесь арктическая природа показывает, на что она способна: волны Баренцева моря с огромной силой врезаются в прибрежные скалы.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Заброшенное рыбацкое поселение Хамнингберг, с сохранившимися до наших дней зданиями, является памятником культуры. Лучше всего сохранившееся с довоенных времён рыбацкое поселение.

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Часть 2. Вадсе-Варде

Здесь заканчивается дорога. Дальше только смелые и выносливые, преодолевшие 7 км на запад, по горам, могут попасть к озеру Сюльтевикванн. Рядом с ним расположено место жертвоприношений в виде камней, уложенных по окружности диаметром в 6–7 м. Кольцо из камней расположено на небольшой возвышенности с прекрасным видом на Сюльтевикванн.

Вернувшись к поселку Варангерболн (160 км), поедем по дороге Е75 дальше, в сторону Тана-Брю. Через 13 км нас снова встретит местечко Skiippagurra. Остановимся на ночь в том же кемпинге. Утром — снова в путь.