Ольга Клейн Пользователь — была 20 января 6:13

Алтай — "сибирская Шамбала"

21 мая 2013 г. 12:44 Алтай, Горно-Алтайск — Россия Август 2005

После долгого перерыва, я снова оказалась на Алтае. Это был пятидневный тур на базу «Катунь», которая находится в живописном сосновом лесу на берегу реки Катунь; той самой, которая сливаясь с Бией, образует реку Обь. От Новосибирска на автобусе можно доехать за ночь. Расположившись на базе, собирались побывать в заповедных местах по округе.

За окном автобуса иногда мелькали подобные виды — универсальная торговая точка, всё самое необходимое:)

Турбаза «Катунь», процветавшая в советские времена и где проходили фестивали бардовской песни, произвела удручающее впечатление:

Но ехали мы туда конечно, не рассчитывая на комфорт, а «за запахом тайги» и алтайскими тайнами:) И сосновый лес, наполняющий воздух неповторимой свежестью, на этой базе имелся, в отличие от многих других турбаз. Хотя там, в горах Алтая везде чудесный чистый горный воздух, множество рек, водопадов, озер, попадается кедровник.

Не успела сфотографировать повстречавшегося верблюда, первое впечатление — как будто льва в тайге увидела:)! Да и не горный козел — по горам скакать:). И тем не менее — они там водятся. Верблюд изображен на гербе Кош-Агачского района — самого близкого к Монголии и Китаю. Изображения верблюдов встречаются среди наскальных рисунков двухтысячелетней давности, эти верблюды — «коренные сибиряки» :) Фото (не моё) сделано в Кош-Агаче:

На базе:

Вид с ближайшей горы:

Ущелье Че-Чкыш («узенькое»), по дну которого протекает ручей, есть небольшой водопадик.

Практически отвесные скалы, образующие ущелье — здесь когда-то проходили соревнования по альпинизму.

Местные называют его «Ущелье Горных Духов» (возможно ради туристов).

Жертвенник — по местному обычаю повязывают белую ленту, чтобы духи гор защитили от напастей, ну и дали кому чего надо. Настоящие сакральные места находятся дальше.

Чемальская ГЭС, строилась заключенными в 1935 г. Попсовое туристическое место (аборигены предлагают за плату зарядить любые аккумуляторы.)

Местные сувениры — один из немногих способов заработка местного населения. Попадаются очень интересные.

Подозрительный ручей с «мертвой водой», цвет воды говорит сам за себя:

Река Чемал, впереди — место впадения её в Катунь:

Дальше -на остров Патмос к монастырю. Козья тропа, по которой нужно было перебраться на другую сторону горы, оказалась какой-то засадой: на очень приличной высоте тропинка сузилась до ширины козьих копыт! Вид с тропы на Катунь- хорошо видно, как в мутную воду Катуни вливается прозрачная зеленоватая вода Чемала:

Остров Патмос — маленький каменный остров среди Катуни, назван в честь греческого православного острова Патмос (Согласно преданию, на греч. остров Патмос был сослан апостол Иоанн Богослов и в одной из пещер имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса). Скит Иоанна Богослова на Катуни был освящен в 1855 г., уничтожен в 20-е, отстроен заново в 2000, сейчас там женский монастырь.

Единственный способ перебраться на остров — тонкий подвесной мостик:

Ближе к зиме вода в Катуни не мутная (фото не мое):

фото из i-neta

На самом краю отвесной скалы вырезана Икона Божьей матери:

Купель у входа в скит:

Ну конечно больше всего манили своими тайнами мистические пещеры и скалы с наскальными рисунками. К ним мы и отправились по дороге, идущей вдоль реки:

Катунские пороги для любителей рафтинга:

Недалеко от моста через Катунь лежит «ороктойский крокодил»:

Самое узкое место Катуни:

Грот, называемый «поющим»:

Говорят, что остановившись здесь в непогоду, люди слышали шаманский бубен через расщелину. Расщелина проходит через всю гору и ведет к Шаманской скале:

Перед жертвенным камнем на скале — древние рисунки:

Можно сказать, что Алтай усыпан ими. Более двухсот пунктов, где обнаружены наскальные рисунки — петроглифы. Но это такая цифра…, потому что неизвестно, регистрируется ли всё, что находят случайные люди, охотники, туристы. Причем иногда изображения тянутся километрами. Мы отправились в грот Куюс — одно из мест, где артефакты расположены наиболее плотно и много. На самом деле, это не столько грот, сколько разрушившаяся скала, на которой можно увидеть древнейшие изображения:

Новосибирские археологи «нарыли» под скалой 3 культурных слоя. В верхнем слое найдено железное орудие, во втором и третьем слое обнаружены каменные орудия. Получается, этот грот использовался в качестве святилища в течение нескольких эпох — от неолита до эпохи железа. Это был храм под открытым небом, начиная с III тысячелетия до н. э.!!! Эти наскальные рисунки считаются одними из самых древних на Алтае:

Контурной линией выбито изображение оленихи, внутри которой маленький олененок:

Когда мы там были, не было еще никаких ограждений и табличек, и самый большой вред этим петроглифам наносили сами ученые, которые забирали материал для исследований. А сейчас (судя по фото из сети) есть какие-то несерьезные загородки, но бесценные рисунки подвергаются варварским повреждениям- на них пытаются нацарапывать имена и т. д. Рядом находится несколько курганов:

Следы когтей мифического Тальбегена:

Отдельные рисунки встречаются на скалах до водопада Бельтыр-Туюк:

А в долине реки Кучерла на скалах вдоль дороги рисунки встречаются практически непрерывно на протяжении 10 км! Особенно ценен грот Куйлю. Сакральные обряды, которые исполнялись в течении пяти тысяч лет в этой пещере, остались изображениями на камнях. Это место магической силы. Древние люди воспринимали пещеры, гроты, как женское начало горы или вход в гору, дверь. Через эту дверь «уходили» животные зимовать и затем «возвращались» весной. У каждого рода была родовая гора. В этой пещере много артефактов скифских времён. Мне особенно нравятся вот эти «хвостатые» и «ракета» , но это конечно же шаман:) (туда мы не добирались, фото не мои):

Интересно, что в тех местах кроме петроглифов, обнаружено руническое письмо. 30 строк — говорят, нигде в России нет такого количества рунических текстов.

Когда мы были на базе, нам рассказывали, что алтайцы не перестают требовать, чтобы вернули принцессу Укока, они считают, что землетрясение 2003 г. произошло из-за того, что потревожили древние захоронения и прогневили духов предков. Эта история началась в 1993 г., когда на плато Укок (опять же новосибирские археологи «порылись») была обнаружена уникальная мумия молодой женщины, названной потом скифской принцессой. (на самом деле она принадлежала к средним слоям общества. В 30-годы там находили более богатые захоронения, мумии теперь хранятся в Эрмитаже). Возраст принцессы Укока около 2,5 тыс. лет, у неё была длинная коса и прекрасно сохранившиеся татуировки:

Вместе с ней были похоронены шесть коней вместе со сбруей, украшениями и сёдлами. После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии в Новосибирском Академгородке. С 1995 г. это место на плато Укок объявлено зоной покоя, в 1998 включено ЮНЕСКО в Список всемирного природного наследия. Но покой был нарушен землетрясением в сентябре 2003 г. После чего алтайцы с новой силой принялись утверждать, что все напасти от того, что «принцессу» выкопали и увезли (было много спекуляций вокруг этого). И вот только через 20 лет, в 2012 г. мумию вернули на Алтай, но алтайцы не предали её земле, о чем много шумели, она по-прежнему находится в музее, но теперь в Горно-Алтайске. «Принцесса» вдохновляет местных умельцев на создание таких сувениров, как этот бубен:

Принцесса Укока на бубне

Это друг Вовка с «бабой»:

С Вовкой мы познакомились на Алтае после первого курса, а «бабе» уже около 5000 лет. Каменные «бабы» — изваяния 4–2 тысячелетия до н. э. Собственно это и есть языческий идол, а более поздние (с более детальной проработкой) ставились над захоронениями тюркских воинов. Некоторые туристы ищут их, как грибы. В Уймоне можно встретить сразу пять. Говорят, что «показываются» бабы не сразу, а сначала «поводят кругом» :)) Тогда, после первого курса, мы были в нашем институтском лагере Эрлагол (сейчас там профессорско-преподавательский состав в основном отдыхает, а тогда только армейские палатки стояли), а оттуда ходили на Каракольские озера. Фотоаппарата у меня в те времена своего не было, фото не мои:

Вид на все Каракольские озера

Каракольские озера — ледниковые озёра, (на высоте 1800 м), на дне -лед, на склонах-морены. На верхних площадках небольшие участки курумника. Народ собирает из камней традиционные башенки, а иногда и «креативит»:

Сейчас с трудом представляю, как могла пройти, ночуя в палатке, с тяжелым рюкзаком такой путь:

«Зубы дракона» (i-net) на Катуни вблизи Элекмонара:

Самая высокая точка Алтая — это гора Белуха 4506 м (относится к тому же памятнику, охраняемому ЮНЕСКО, что и Укок) , там я конечно не была, эти фото (i-net) для более полного представления о красоте Алтая:

Вид на Белуху с Аккемского озера:

Есть на Алтае и «свои грибы»:

А это Горно-Алтайский ботанический сад, расположенный на уникально ровном плато, защищенном горами. Выглядит уютно, по-домашнему, как чья-то дача. В беседке на свежем воздухе угощают разными травяными чаями, которые тут же можно купить. Есть довольно ценный золотой корень — биостимулятор типа жень-шеня. А можно его там, в горах и самим собирать.

Слива:

Пробковое дерево:

В Уймонской долине есть целое поселение «странных» людей — писатели, художники, философы, которые верят в сибирскую Шамбалу. Ну, а «настоящему индейцу завсегда везде ништяк». Много «рериховцев». Когда-то в этих местах побывал Рерих и предрек, что возрождение мира начнется именно с Уймонской долины. Вот они и ждут:)

Вот таким я знаю Алтай — местами диким, мистическим и очень интересным.

regyl
21 мая 2013 г. 13:33
Просто великолепная природа, места и ваше ко всему этому отношение! Спасибо!
21 мая 2013 г. 14:35
и я благодарна вам за отклик
21 мая 2013 г. 15:35
Эх... Оля, можно я позавидую немножко?
21 мая 2013 г. 16:09
Если очень хочется, то можно
21 мая 2013 г. 16:42
Какая чудесная получилась фото-экскурсия в молодость!!! Всегда настальгически приятно читать такие вещи, тем более в сопровождении великолепных видов!!! Огромное спасибо, Оля!!! А я Алтай знаю совсем немного и только его предгорья со стороны Бийска и Белокурихи...
21 мая 2013 г. 17:00
Мои отношения с горами - очень скромны по сравнению с вашими горными путешествиями и постами на эту тему, поэтому ваш отклик для меня очень приятен
21 мая 2013 г. 17:10
Оля, рассказ легкий, но не поверхностный и очень даже информативный!!! А фото и ваши есть просто бесподобные!!! это не из оперы "петушка хвалит кукуха, за то, что он хвалит петушку"...
22 мая 2013 г. 11:11
21 мая 2013 г. 19:42
Олечка!
Восторг! Восторг!
"Вид на Белуху" просто обязана стать фотографией дня. Или я ничего не понимаю в красоте!
Вот бы где я хотела побывать! Шанс упущен, жаль.
Спасибо за красоту!
22 мая 2013 г. 11:11
Одно НО - это фото не мое, я там написала. К сожалению, я не знаю автора, а фото достойнейшее!
Спасибо за оценку!
22 мая 2013 г. 11:19
Шанс не упущен. Все организуется - есть туры, где не надо напрягаться - привезут. И базы разной комфортности. Я была удивлена, когда узнала, что на Каракольских озерах теперь есть база в летнее время. Ну она конечно больше как стоянка для туристов. Где-то даже на вездеходах
21 мая 2013 г. 19:52
Оля, отличный поход! Какие красивые места Вы там повидали! Особенно хороши ледниковые озера! И опять повторюсь - алтайские пейзажи местами очень похожи на Патагонию!
22 мая 2013 г. 11:14
Да, в студенческие годы мы называли это просто - поход, а сейчас бы - трекинг
21 мая 2013 г. 21:27
Потрясающей красоты природа! И у меня - полный восторг!
Elena_Samuseva
21 мая 2013 г. 21:46
Великолепный край ! Алтай бесподобен ! Вот где нужнбо устраивать встречу ! Альбом чудесный , мне очень понравилось
22 мая 2013 г. 11:21
Спасибо большое
Alware
22 мая 2013 г. 21:47
Обидно, что проторчал на Алтае полтора месяца, а до красоты так и не доехал. И принцессу Укока на открытии музея никому кроме шефов Газпрома не показали, хотя и обещали на день открыть доступ "к телу".
Последний раз был в тех краях в феврале. Крайне уныло. Очень летние, конечно, места.
23 мая 2013 г. 9:24
Твой пост про открытие музея видела. Сочувствую, что не показали; у нас же всегда так- если "шишки" приехали - значит остальным дышать нельзя
На счет летних мест - Алтай-точно не Бразилия, это ж Сибирь все-таки
Alware
23 мая 2013 г. 11:53
В том же Таджикистане отдаленные курорты на горячих источниках очень даже живут и при -40 на улице, жилья свободного не найти! А Алтай просто вымирает зимой. Ощущение, как калмыки заполняют зимой Астрахань, так горно-алтайцы утекают на зимовку в Барнаул
23 мая 2013 г. 12:21
На новый год невозможно найти мест на базах уже месяца за два - все забито. Что делают алтайцы зимой - для меня загадка может в нирвану улетают с шаманских кресел.
Сейчас земля на Алтае активно продается. Предлагаются места даже под горно-лыжные базы. У нас двое знакомых купили там землю - одни базу построили, другие дом себе строят. Когда видишь в и-нете фото с какими-то чухлыми фигвамами на том месте, где была только чистая природа, то смешанные ощущения возникают: с одной стороны - хорошо, что регион развивается в туристическом отношении, с другой стороны- жалко природу.
23 мая 2013 г. 12:58
Спасибо, что дала подсказку...
Вот теперь все встало на свои места и альбом прекрасно дополнен!
Очень понравилось.
23 мая 2013 г. 13:10
Альбом не собиралась выкладывать, но были проблемы с загрузкой рассказа и решила фото загрузить через альбом.
23 мая 2013 г. 12:59
Сколько чудес в нашей стране имеется, только закрыты они для большинства путешественников - далеко, слишком дорого, некомфортно...
23 мая 2013 г. 13:30
Ну не закрыты конечно, и комфортные люксовые базы можно найти, но неоправданно дорого. Туда больше едут те, кому комфорт не важен - в палатках живут, в домиках без удобств. Я тоже уже так не могу
yran
23 мая 2013 г. 17:55
Красота!!!
3 июня 2013 г. 11:51
Сколько же в нашей стране прекрасных мест!!!И очень жаль,что с одной стороны доступность их сильно затруднена,а с другой-не сильно их оберегают и сохраняют Замечательный рассказ,спасибо,что нашли время поделиться им))
11 июня 2013 г. 21:13
Отлично! И одухотворенно! Мы были на Алтае в далеком 1998 - спасибо за напоминания!
11 июня 2013 г. 21:47
и вам спасибо за "одухотворенно"
miami2you
12 июня 2013 г. 21:41
Божественная красота! Поразили наскальные рисунки и история...Такое ощущения. что сама там побывала:) Спасибо!
onemorething1
13 июня 2013 г. 2:44
Очень интересно! Природа конечно - необыкновенная!
О рисунках я даже никогда не слышала - вот спасибо за ликбез
Про Принцессу понравилось, надо же!
13 июня 2013 г. 10:43
Приятно чем-то удивить друзей!
29 ноября 2013 г. 16:14
Какие места! Какие виды. Где-то там добрая половина моих предков жила...
29 ноября 2013 г. 16:46
Интересные у вас предки! А мои (дальние) наоборот- в Европе. И чё они сюда поперлись - жила бы сейчас в Австрии (судя по дедушкиному акценту) или в Италии (судя по бабушкиной фамилии) :)
29 ноября 2013 г. 18:16
Закручено не хило у Вас!!