Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Пуэрто-Принсеса — Филиппины Февраль 2011

Подземная река Пуэрто Принсеса, что на филиппинском острове Палаван, как-то слабо освещена в русскоязычных источниках, посвященных Филиппинам. Более того, поток зарубежных туристов, посещающих данную достопримечательность, составляет менее 10% от их общей массы на островах и менее 8% от общего числа посетителей национального парка подземной реки (статистика висит на стенде нацпарка).

А, между тем, по интересности с подземной рекой могут сравниться разве что мумии Кабаяна, до которых мы пытались доехать несколько дней и все-таки были вынуждены повернуть обратно к Маниле, не достигнув цели — таковы особенности движения общественного транспорта в стране.

Подземная река берет свое начало глубоко под скальным массивом, в 10 км от побережья Южнокитайского моря. Через пару километров ручеек пробивается в карстовые разломы и становится судоходным — общая протяженность судоходного участка более 8 км, что делает Пуэрто Принсесу самой длинной проходимой подземной рекой планеты.

Путешествие к центру Земли

Попасть на подземную реку несложно — прилететь/приплыть в столицу Палавана, Пуэрто Принцесу, утром сесть на джипни или автобус до Сабанга. В Пуэрто Принцесе или в Сабанге нужно получить обязательный пермит за 140 рублей и не опоздать к примерному времени посещения, указанному в пермите — учитывая среднюю скорость передвижения по островам не более 20 реальных километров в час.

В Сабанге на причале нужно договориться с лодочником. Лодка на 6 человек до устья реки (4 км вдоль берега) стоит меньше 500 руб, или около 80 рублей с человека. В эту стоимость также стоит 45-минутная прогулка по реке и два гида. Обратный путь, разумеется, включен в прайс. Очередь на лодку занимает примерно 15 минут в Сабанге и 20–30 минут непосредственно на реке.

По морю идем на моторе. Традиционные филиппинские лодки потрясающе устойчивы к волнам. На реку запрещено брать что-либо, кроме фототехники. Оставляем рюкзаки в морской лодке и топаем по деревянным настилам к устью реки.

Путешествие к центру Земли

Вход в пещеру. Передвижение по пещере осуществляется исключительно на весельных лодках. Туристам выдают каски и спасы, на носу — мощный аккумуляторный фонарь.
Многократно пожалел, что оставил свою мощную велофару в рюкзаке на морской лодке — фонарем управляют сидящие на носу туристы от балды, а снимать исключительно на вспышке невозможно — высота потолка пещеры в самом высоком месте — 64 метра!

Путешествие к центру Земли

На входе пещера узкая и низкая.

Вода в реке скорее соленая, нежели пресная — сказывается сильный прилив и слабое течение.

Путешествие к центру Земли

Когда из-за поворота появляется фонарь встречной лодки, можно поймать удобный момент для съемки.

Все крупные сталактиты на туристическом участке имеют свои названия — надо же чем-то развлечь публику. Туристический участок реки проходит по самым-самым интересностям. Здесь и разветвления русла, и самые высокие потолки, и огромные колонии летучих мышей. Самые большие сталактиты, самые яркие краски.

Поездка по реке предполагает три маршрута — короткий длится либо 15 либо 45 минут в зависимости от сезона и высоты воды. Мы были в самый пик благоприятного сезона, соответственно, получили 45 минут удовольствия. Можно также договориться с нацпарком, заплатить двойную таксу по пермиту и проплыть почти весь судоходный участок. Разумеется, также придется выкупить отдельную лодку.

Путешествие к центру Земли

Самый большой сталактит, свечка под 20 метров высотой.

С потолка пещеры постоянно капает минерализованная вода, стенки растут быстро.

Путешествие к центру Земли

Бывают наросты с резкими очертаниями.

А бывают совсем округлые образования.

Гриб

Сужение русла.

Путешествие к центру Земли

На этом узком участке разворачиваются лодки.

Местами стенки выглядят так, как будто по ним прошлись зубилом.

Путешествие к центру Земли

По пути обратно лодку прогоняют под нависаниями.

Образование «Обнаженная девушка» — левая выступающая белая часть правда похожа на античную статую.

Путешествие к центру Земли

Акулий зуб. Японцам хорошо, а мне уворачиваться пришлось.

Ближе к выходу вода становится прозрачной.

Путешествие к центру Земли

Вход в боковое ответвление русла.

Вот совсем вдалеке замаячил выход.

Путешествие к центру Земли

Глаза уже отвыкли от тропического солнца.

Свобода!

Путешествие к центру Земли

Ну, и пока ждали морскую лодку, дошли до места впадения реки в море.