Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Сигулда — Латвия Май 2010

В 50 км от Риги находится местечко под названием Турайда, на языке древних ливов означающее «Божественный сад» («Tora» — «Бог», «aida» — «сад»). И стоял там замок, который был построен ещё в первой половине 13 века.

Легенда о Турайдской Розе

Долгое время он принадлежал рыцарям ливонского ордена, но после нескольких недель осады, весной 1601 года, шведские войска захватили Турайдский замок.

Легенда о Турайдской Розе

После боя, шведский дворянин по имени Грейф, проходя по двору, увидел среди убитых истощённую голодом, плачущую девочку, родители которой погибли. Грейф принёс младенца домой и обязался девочку воспитать. Это было в мае месяце, поэтому её назвали Майей. Грейф остался жить в Турайде.

Легенда о Турайдской Розе

Прошли годы, девочка выросла и, когда Майе исполнилось 18 лет, её считали самой красивой девушкой во всей округе. И благодаря красоте, народ называл Майю Турайдской Розой. Она была помолвлена с садовником Виктором Хейлом, который жил в трёх километрах от Турайды. Чтобы порадовать свою невесту, молодой садовник выкопал маленькую пещеру, где они и встречались. Ожидая Майю, Виктор украшал эту пещеру цветами. Теперь её называют пещерой Виктора.
В это же время любви Майи домогался польский офицер Адам Якубовский. Он был нанят вместе с Петерисом Скудритисом управляющим Турайдского замка Шильдгельмом. Оба служили довольно хорошо, но спились, были неряшливы, грубы и суеверны. Адам Якубовский, увлечённый красотой Майи, пробовал с ней сблизиться. Но, не помогли, ни обещания, ни угрозы. Его предложение Майя отвергла. Это пробудило в Якубовском ненависть. Он решил отомстить и завладеть Майей силой. Петерис Скудритис согласился ему помочь.

Легенда о Турайдской Розе

Летним днем Майя получила письмо якобы от Виктора Хейла с приглашением прийти в пещеру. Когда она пришла, то увидела Якубовского и Скудритиса и поняла, что её обманули. Адам Якубовский сразу напал на девушку, она изо всех сил сопротивлялась, но, когда и Скудритис схватил её, Майя была побеждена. Тогда девушка крикнула Якубовскому: «Отстань от меня! Я дам тебе самый большой подарок, который не сможет подарить ни один король». Якубовский на мгновение отпустил девушку и спросил, что же это будет за подарок. Майя развязала свой платок, который был накинут на шею, и подала его Якубовскому, сказав, что это волшебный платок, и, когда Якубовский его себе повяжет, никто не сможет ранить его ни копьём, ни мечом. Адам не поверил, сказав, что такая безделушка, как этот платок не сможет защитить, и пытался снова схватить девушку. Тогда Майя крикнула: «Остановись! Сейчас ты сам убедишься в силе платка. Я его повяжу. Меч при тебе, руби изо всей силы и ты мне не причинишь никакого вреда». Адам взял свой меч, девушка накинула платок, скрестила руки и, глядя вверх, тихо про себя что-то шептала. Скудритис счёл это заклинаниями. Адам, сказав следующие слова: «Это будет что-то великолепное! Это я хочу испробовать, но ты всё равно останешься в моей власти!», вынул меч из ножен и изо всей силы ударил мечом по покрытой платком шее девушки. Сразу полилась кровь и, даже не вскрикнув, Майя упала на землю. Тогда Адам сердито закричал: «Этого я не ожидал! Она хотела остаться верной своему жениху, а я был зверем, страшным зверем», и побежал вглубь леса. Через некоторое время Скудритис нашёл Адама в лесу — тот повесился. Скудритис только наблюдал за происшедшим, даже не пробуя отговорить Адама от использования меча, так как поверил в то, что платок имеет волшебную силу, и девушка с его помощью спасётся. Только потом Скудритис понял замысел девушки — лучше умереть, чем дать себя обесчестить. Вечером того же дня Виктор Хейл в привычное время пришёл к пещере на встречу со своей невестой, и нашёл Майю убитой. Хейл, отчаявшись, побежал в Турайду за людьми. На второй день прибыл земельный судья. Осмотрев пещеру, он нашёл топорик садовника. Виктора Хейла обвинили в смерти Майи. Хейл признал, что топорик принадлежал ему, но отрицал любую связь с убийством. Судьи, в свою очередь, считали, что правдивое признание можно получить только под пытками. Ход событий изменил Петерис Скудритис, которому кровавое преступление не давало покоя. Он явился в суд, и рассказал правду. Показание Скудритиса спасло Хейла. Сказанное Скудритисом подтвердила 8-летняя родная дочка Грейфа. Она проводила Майю к пещере и с небольшого расстояния всё видела. Подозрения против Хейла сразу были сняты.
Когда тело Майи было захоронено, скорбящий жених сам установил на её могиле крест и прочитал молитву. На сегодняшний день могила Турайдской Розы — одно из главных мест паломничества всех, кто приезжает в Турайду. Печальное место, своеобразное строение над могилой. Цветы посажены далеко, а сама мемориальная мраморная доска строго гласит: «Турайдская Роза, 1601 — 1620».

Легенда о Турайдской Розе

Она находится она перед церковью, на Церковной горе. Кстати, что касается самой церкви — это одна из старейших деревянных церквей всей Латвии. Очень необычно внутреннее убранство.

Легенда о Турайдской Розе

Вскоре после этого Хейл уехал из этих мест, потому, что его разбитое сердце здесь не могло найти покоя.
Со временем судебные архивы были утеряны, и теперь никто не знает, было ли это на самом деле. Одним словом — тайна покрытая временем. Но, легенда красивая. Равно как и окрестности.

Теперь что касается замка. Из пяти могучих башен когда-то возвышавшегося здесь замка сохранилась лишь одна — самая высокая.

Легенда о Турайдской Розе

Главное, что надо сделать — это подняться на башню — виды потрясающие!!!!

Легенда о Турайдской Розе

Кстати, внутри башни можно зайти в комнатку, в которой нужно молоком и при помощи пера написать тайное зашифрованное послание для следующих посетителей, и взять любое предыдущее послание, прогреть его над свечой и взять с собой наппамять.

Легенда о Турайдской Розе

Когда поднимешься на верхушку башни — национальный парк Гауя у Вас будет как на ладошке. В самом замке существуют всевозможные экспозиции, и временные, и постоянные.

Легенда о Турайдской Розе

От замка по ухоженным дорожкам можно направиться в музей «Гора дайн» −это сад скульптур, посвященных латышскому фольклору. Он был создан в честь самого значительного сборника народных песен Кришьяниса Барона.

Легенда о Турайдской Розе

P. S. в рассказе есть снимки из просторов сети.