Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Прага — Чехия Март 2009

О Праге столько всего написано, что добавить что-то новенькое, кажется, ну просто невозможно. Это в информационном плане, а как в эмоциональном? И я подумал, что в эмоционально-информационном, возможно, будет интересно. Ведь каждому туристу помимо достаточно «сухих» информационных сведений о стране и городе, которые можно найти в любом туристическом путеводителе, чрезвычайно интересны непосредственные яркие впечатления его предшественника. Это я хорошо знаю по себе. Однажды в своей жизни я уже посетил Прагу. Это случилось в 1977 году.

Этот год впоследствии вошёл в историю страны, как год рождения «Хартии-77», предвестника грядущих перемен конца прошлого столетия и начала нынешнего. Тогда в сентябре 1977 — го я провёл в Праге всего один день. Думаю, что узнаю и Староместкую площадь и Карлов мост и Златну уличку и Пражский град с собором Св. Вита и даже знаменитую пивную «U Fleku» и потому немного волнуюсь перед новой встречей с ними. Оформление документов доверил турфирме «Атлантис трэвел», где нам уже как-то готовили документы для поездки на Кипр.

День первый.

Итак, летим в Прагу. Сравнительно давно не дышали сладким воздухом столичных аэропортов. Летим из ШРМ-2 рейсом «Аэрофлота» на самолёте-аэробусе, А-310. Интересно, что сейчас все воздушные лайнеры «Аэрофлота» получили собственные имена, например, «Андрей Рублёв», «В. Кандинский» или «Г. Невельской». 10 лет тому назад мыс Ларисой вот так же вылетали из ШРМ-2 в Хургаду, а сейчас вот летим поближе в Прагу. Лёту всего-то 2,5 часа. Прибыли в аэропорт за 1,5 часа до вылета.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Стоим в очереди на предмет прохождения паспортного контроля. Подходит дама и спрашивает у кого из граждан имеется электронный паспорт? У меня биометрический, но, может быть, его называют ещё и электронным (других-то вроде бы нет). Говорю, что у меня. Тогда меня посылают на прохождение паспортного контроля без очереди, а заодно со мной вместе и супругу. Потом снимаем обувь, ремни и стоим в камере какого-то просвечивания. Ну, а потом, долгожданное «Duty free», радостные мгновения выбора коньяка и шоколада в ожидании посадки на самолёт.

Вылетаем точно по расписанию, «Аэрофлот» держит марку. А Праге нас приветствует представитель турфирмы «Travelsystem» и развозит по отелям, всего нас таких энтузиастов мартовской Праги оказалось 6 человек. По пути оборотистый молодой человек запродал нам местную валюту по выгодному ему обменному курсу (маленький такой личный бизнес), сказал, что впервые слышит о Prague card хотя в предложенной нам карте Праги была реклама этой самой дисконтной карты ну, и в конце концов убедил нас, что посещение замка Сыхров откладывать никак нельзя.

Честно говоря, я об этом замке раньше ничего не знал и посещение его не планировал, но так получилось, что судьба поездки существенно зависела от нашего решения (индивидуальные туры недёшевы) и я решил, что надо ехать. От коллектива отрываться нехорошо. Замок Сыхров находится в 80 км. от Праги. Замок этот принадлежал некогда французским аристократам Роганам, тесно связанным с высшим светом Франции, и вынужденным бежать оттуда во время революции. И вот этот осколок или островок королевской Франции оказался в самом сердце Чехии. Случайно ли это? Не знаю, но обращает на себя одна интересная деталь.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Один из Роганов во времена правления Людовика XVI был кардиналом, и конечно не мог не общаться с супругой короля Марией Антуанеттой. В свою очередь Мария Антуанетта была дочерью Марии Терезии — императрицы Австро-Венгерской, а Чехия в ту пору входила в состав этой самой империи. Возможно, что именно Мария Антуанетта подсказала кардиналу де Рогану, что где-то в центре Европы есть чудесное местечко под названием Сырхов, как знать. На стенах череда портретов людей, вершивших судьбы Франции и сопредельных с ней государств, знакомых нам по романам Дюма.

Во время своей эмиграции в замке побывал французский король Карл Х, в свите которого была герцогиня Мария Терезия Ангулема — дочь казнённых во время революции Людовика XVI и Марии Антуанетты. В Прагу вернулись уже вечером. Город мы пока что видели только из окна отеля да из кабины автобуса. Нужно где-то поужинать. А вот и ресторан «Groeta». Действительно грот, лестница ведёт вниз, в подвал, сводчатые потолки, свечи и пиво «Gambrinus». Заказываем жаркое из косули от браконьера Ржички и … ещё, пожалуй, по кружечке пива. Хорошо.

День второй.

Погода в Праге не балует — сыровато, холодновато и пасмурновато. Завтракаем в отеле. Завтрак довольно обильный шведский стол, правда, ничего горячего кроме тостов, но всего остального вдоволь, сыр, колбаса, ветчина, йогурты и прочие колониальные продукты (чай и кофе). До Карлова моста решили прогуляться пешком, Влтаву посмотреть и к городу присмотреться, план городской у нас есть. От гостиницы до Карлова моста километра 3–4. Выходим на набережную Влтавы, и тут начинается привет с небес, полетели «белые мухи», закружило и завьюжило. Но нам деваться некуда, только вперёд.

Карлов мост уже хорошо виден. Гуляем почти в полном одиночестве, кто же в такую погоду выйдет на прогулку по доброй воле. Перед Карловым мостом есть небольшой остров под названием Кампа, здесь уже начинается туристическая зона, отели и ресторации. На Кампе нам очень понравилась фотовыставка городского пейзажа Праги, где вывешены фотографии, сделанные в начале прошлого века. Здесь же можно увидеть образцы классической и не совсем классической скульптуры.

Поднимаемся на Карлов мост, а здесь на мосту столпотворение, туристы ходят и толпами и поодиночке. Чтобы прикоснуться к отполированному барельефу у Яна Непомуцкого и сфотографироваться на фоне его статуи — очередь. Даже не верится, что ещё пять минут тому назад на острове Кампа мы пребывали почти в полном одиночестве. Так в окружении разноязычных туристов и продвигаемся в сторону Староместской площади. По пути на ул. Kaprova (как рекомендовали знатоки в И-нете) поменяли кровные евро на пока ещё не очень знакомые кроны.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

А вот и Староместская площадь, справа от нас собор Св. Мукулаша (Николая). Посидели на площади со стаканчиком глинтвейна, полюбовались часами на старой ратуше и пошли гулять по улочкам старой Праги, где очень даже легко можно заблудиться. По пути в информагенстве приобрели Prague card (по цене 790 крон за штуку), чтобы не заморачиваться по поводу билетов на предмет просмотра исторических достопримечательностей города. На обратном пути наткнулись на два своеобразных памятника ушедшей эпохе, о которых в путеводителе ничего не сказано.

Лестница, по которой спускаются исчезающие фигуры людей — оказалось, что это памятник жертвам коммунистического режима. Очень мрачная композиция, особенно в вечернее время. Второй «памятник» — часть советского танка, окрашенная в розовый цвет, валяющаяся на газоне у пустого постамента, где когда то, вероятно, стоял этот самый танк — который в 1945 году принёс освобождение пражанам от фашизма. Так чехи отреагировали на год 1968, когда советские танки вошли в Прагу и положили конец Пражской весне. Странно, что пострадал именно танк-освободитель.

Если бы не советские танки 1945 года, пришедшие на помощь, пражанам, взявшимся за оружие, то, как знать, не разделила ли тогда Прага печальную судьбу Варшавы. Жаль, что всё так легко забывается и год 1968 полностью затмил чехам год 1945. Неужели чехам не стыдно за поруганный ими танк-освободитель.

День третий.

На руках у нас Prague card, карта, позволяющая уверенно чувствовать себя на подступах к достопримечательностям. Курс на Градчаны и Пражский град. Едем на метро. Ближайшая к нам станция метро «Andel», что в переводе с чешского означает — ангел. В вестибюле барельеф Москва-Прага, метро пражанам помогали, стало быть, строить москвичи. Линий метро всего три, они, пересекаясь в центре города, образуют своеобразный треугольник. В метро чистенько, бомжи здесь, как в московском метро, не живут, расклейщики не бегают, попрошайки по вагонам не ходят.

Самый популярный транспорт в Праге — трамвай. Билеты действительны на все виды транспорта и содержат ряд хитрых ограничений. Так за 18 крон (29 руб.) на метро можно проехать не более 5 станций, на что даётся вам 30 мин. В трамвае за те же деньги можно находиться в пути 30 мин. За 26 крон можно уже прокатиться подальше (валидность билета увеличивается до 75 минут). А за 100 крон можно кататься по городу целый день. Отсчёт начинается с момента знакомства билета с компостером. Пражский град.

Над Пражским градом наряду с чешским флагом развивается украинский биколор. Интересно, это они так дружат просто так или против России? Собор Св. Вита — известный средневековый долгостой, строили его 6 веков и вообще непонятно как такое можно было построить при средневековой строительной технике. Воистину человек — это звучит гордо. Выглядит он грандиозно, как снаружи, так и изнутри и вполне может претендовать на звание одного из чудес средневековья. Кто же такой Св. Вит и почему собор назван в честь Св. Вита? Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось.

Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати лет), сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Всё это случилось в VI веке н. э. В XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин.

Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита». Король Саксонии подарил чешскому князю Вацлаву мощи Св. Вита (руку), а 4 века спустя Карл VI, собиравший мощи так же, как простой смертный собирает марки или монеты, смог заполучить всё, что осталось от святого. Это была большая удача, так как Св. Вит в средние века почитался как защитник не только от эпилепсии, но и от холеры.

В соборе хранятся также мощи святого чешского мученика Адальберта и Св. Вацлава, а также мощи Яна Непомуцкого, того самого который отказался раскрыть Вацлаву IV (не путать со Св. Вацлавом) в чём исповедовалась перед ним его супруга, за что и был сброшен во Влтаву с Карлова моста. Ян Непомуцкий мог бы стать символом конфиденциальности для столь популярной ныне психотерапии. В Чехии его очень чтут. Один из самых старых культовых сооружений Праги — базилика Св. Георгия, начали её строить в Х веке.

Злата уличка. Дома здесь малюсенькие, непонятно как в них помещались стражники императора Рудольфа II, они тоже были очень маленькими? В далёком 1977 году я сидел здесь за столиком на улице и пил то ли вино то ли пиво. Сейчас вход на уличку платный. Кроме того Злата учичка знаменита тем, что в одном из домов здесь жил некогда Франц Кафка. В самом конце улички находится башня Делиборка. Судя по представленным здесь экспонатам — средневековым орудиям пыток — здесь активно проводилась средневековая разъяснительная и воспитательная работа.

В историческом центре города (Прага-1), огромное количество обменников, практически почти в каждом доме. Это целая индустрия, на обменной марже кормится целая армия чешских трудящихся, для которых переход страны на евро будет равносилен личной трагедии. Наряду с впечатляющим количеством обменников, славящихся ко всему прочему теми схемами, как поинтересней развести клиентов (об этом много информации можно найти в И-нете), в Праге множество рестораций. Что касается чешской еды, то мне понравились картофельные лепёшки, что мы попробовали на Староместской площади в комбинации с горячим глинтвейном.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Те мясные блюда, что мы заказывали в ресторациях, как-то не воодушевили, очень ординарны. Понравились грибы, запеченные с сыром, и очень не понравились кнедлики. Про пиво говорить излишне, пиво здесь везде отменное. Недалеко от нашего отеля находится крупный шопинг-центр «Новый Смихов». Здесь есть всё, что можно вообще купить — еда, одежда, обувь, украшения, парфюмерия, игрушки и т. д. Но так оказалось, что при всём изобилии покупать то, вообщем то, нечего, чешская одежда, на мой взгляд, абсолютно не интересна.

Что здесь можно приобрести, так это украшения из чешского граната. Про богемское стекло ничего сказать не могу, его конечно здесь много, оно дорого и мне оно не нужно. Хотелось на память купить пивные стаканы украшенные брендами популярных сортов пива, но, как ни странно, ничего не нашёл. Везде стоят ужасные опять же, на мой взгляд, керамические или стеклянные кружки с видами Праги, но мне такие не нужны. Купил ещё пива. Интересное дело. Уже несколько раз видел на улицах Праги бомжей, многие из которых достаточно молоды, а сегодня видел даже женщину-бомжа. Вот тебе и капитализм с человеческим лицом.

День четвёртый.

Погода не балует, можно её охарактеризовать как «охлаждённую» пражскую весну. У Ларисы деловые встречи, так что я почти на полдня предоставлен сам себе. Совсем немного о Праге — самые общие представления. Прага оформилась как единый город сравнительно недавно, где-то во второй половине 18-го века. До этого существовало как бы несколько близко расположенных поселений — королевская резиденция Пражский град и Градчаны и Малая страна (немецкий квартал) на западном берегу Влтавы, а на восточном берегу — Старое место со старой ратушей исконно (исконно чешский квартал), Йозефов (еврейский квартал), Новое место с новой ратушей и Вышгород.

Всё вместе представляет историческое ядро города — Прага-1. Сегодня я решил прогуляться в район Новое место, посмотреть на Новоместскую ратушу и протоптать тропу к пивным «U Fleku» и «U Kalicha» И давно уже пора навестить Вацлавскую площадь. Новое место на самом деле не такое уж и новое (всё относительно), но оно поновее старого. По пути зашёл в костёл Св. Игнации. Барочный очень красивый интерьер, тишина и покой. Новоместская ратуша знаменита тем, что именно из окон этой ратуши гуситы в 1419 г. выбросили членов горсовета — католиков, что послужило поводом к началу 30-летней войны.

Вообще создаётся такое впечатление, что выкидывание из окон это национальная чешская игра (существует первое, второе и третье выкидывание) и они этим очень гордятся. Вацлавская площадь больше похожа на бульвар, с одной стороны она упирается в кварталы Старого места, а заканчивается помпезным зданием Национального музея, перед которым установлен конный памятник князю Вацлаву, святому покровителю Богемии. Ознакомительный тур по чешским пивным начал с пивной «Branik» — это марка чешского пива, незнакомого российским потребителям этого напитка. В пивной колоритная атмосфера паба, где нет интуристов (кроме меня), народ пьёт пиво, беседует, курит и смотрит телевизор. И всё.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Так просидел я около часа, пригласил сюда Ларису, но ей здесь не понравилось, хотя женщины в пабе тоже присутствовали. Ну не понравилось, так не понравилось. Пойдём тогда в часто посещаемую туристами ресторацию «U Fleku». Как сказано в туристическом путеводителе только в этой пивоварне вот уже 5 веков по баварскому рецепту варится и тут же подаётся тёмное пиво. Что и превращает пивную в объект устойчивого туристического интереса. Атмосфера здесь соответственно тоже туристическая.

Нас встречает аккордионист, звучат чешские мелодии и песни, а потом и «Катюша», это как я понял для нас. Официант сразу же прилетел с полными пивными кружками (ведь не за кока-колой же мы сюда пожаловали) и замкнулся ещё один жизненный цикл — в далёком уже 1977 году я вот так же сидел в этой самой пивной и пил это самое тёмное пиво. Вечер провели в историческом центре Праги на Староместкой площади и соседних улочках, захотелось пофотографировать вечерне-ночную Прагу. А потом в который уже раз прошлись по знаменитому Карлову мосту и в ресторации на острове Кампа выпили ещё по кружечке пильзенского «Праздроя».

День пятый.

Давно так много не ходил, побаливает голеностоп. Ну, ничего — это мелочи. Это не горе, если болит нога, как пел в своё время Владимир Высоцкий. Мы уже неплохо ориентируемся, садимся на трамвай и едем на Вацлавскую площадь, Лариса здесь ещё не была. Первым делом решили посетить Национальный музей, где представлены различные экспозиции — зоология, палеонтология и пр., а также открыта тематическая выставка, посвящённая истории Чешской республики. Республика была провозглашена в 1918 г. после распада Австро-Венгерской империи.

Потом было оскорбительное для республики мюнхенское соглашение, по которому Германии отошли Судеты. А потом немцы оккупировали и остальную Чехию. Согласно архивным кинодокументам пражане приветствовала Гитлера весьма радушно. Прага в отличие от многих европейских городов в результате военных действий практически не пострадала. Берлин уже лежал в руинах, Германия капитулировала, а в Чехии ещё оставалась мощная группировка немецких войск, готовая оказать сопротивление.

Пражское восстание захлебнулось и капитулировало. В этот самый момент в город ворвались советские танки, спасли Прагу и пражан. А сейчас кусок растерзанного танка-освободителя валяется на пражском газоне, а российское правительство об этом не знает или знать не хочет. Вацлавская площадь буквально напичкана обменниками (нам они уже не нужны) и различными бутиками, и нас опять тянет на Староместкую площадь, к Старой ратуше, где гуляют толпы туристов и ждут когда же, наконец, под колокольный звон придут в движение фигуры на башенных часах. Очень много итальянцев и испанцев. На лифте поднимаемся на обзорную площадку Старой ратуши.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Любуемся Прагой. Виды отсюда открываются прекрасные. Особенно завораживает собор девы Марии над тыном. Ну прямо архитектурная игрушка! Наконец-то приобрёл собственного Голема. Я давно знал о его существовании из старого чехословацкого фильма «Пекарь императора» снятого в 50-х годах прошлого столетия, но с тех пор больше о нём ничего не слышал. Голем — персонаж еврейской мифологии. Этого гомункула каббалисты вылепили из глины и оживили с помощью тайных монипуляций.

А между тем вполне возможно, что Мэри Шелли изобрела своего Франкенштейна именно после знакомства со старой пражской легендой про Голема и его хозяина раввина Лэва. Как знать. Т. н. Старое место это в основном пешеходная зона. Там же, где ходит транспорт время от времени со страшной сиреной пролетают полицейские машины, ну очень куда-то спешат. У нас тоже иногда ездят, но чтобы с таким воем… не припомню. Просматривая памятку принимающей турфирмы, обнаружил любопытную информацию — на территории Чехии необходимо иметь при себе всегда на случай проверки документов паспорт и полис медицинского страхования, при отсутствии оных штраф 2000 и 1000 крон соответственно и в скобках приписка (деньги не возвращаются).

Поэтому полицейские и гоняют по городу с сиреной, чтобы побольше проверить документов. Лариса, как только узнала про эту страшилку, сразу потребовала свой паспорт, ну, а страховой полис у нас, к сожалению, один на двоих — неразрешимая проблема, придётся передвигаться по Праге только в тандеме. Кстати о путеводителе-приложении к Prague card. Доброй трети предлагаемых туристических объектов, рекомендованных к посещению, на основном плане нет вообще. Правда, отсутствующие объекты представлены на мини-планах размером 3×3 см, где надписи можно прочитать только через сильно-увеличительное стекло, всё это несомненно сделано для удобства туристов. Сами-то изготовители этого бестселлера пробовали ориентироваться по своим чудо-планам?

День шестой.

Сегодня решили ещё разок посетить Пражский град. И не напрасно. Ещё раз прошлись по собору Св. Вита и я сфотографировал все витражи и мы ещё раз подивились человеч ескому гению. Штенбергский дворец. Очень интересны деревянные скульптуры и незнакомая нам живопись Чехии и Богемии. Интересны также предметы быта давно ушедших времён — ложки, вилки, тарелки, бокалы, одежда и обувь. Всё узнаваемо и не слишком-то изменилось. Покинули Пражский град и отправились на Староместскую площадь.

На площади нас ждал сюрприз праздничное действо, павильоны с сувенирами, едой и питьём, на сцене выступают артисты, исполняют чешские национальные песни и пляски. Взяли по шашлычку и по глинтвейну и включились в это весёлое ярмарочное действо, которое продлится с 28.03 (сегодня) по 04.04.09, вероятно это предпасхальные или пасхальные гуляния. Со Староместской площади решили прогуляться по еврейскому кварталу — Йозефов. Вышли к синагоге и старому еврейскому кладбищу, где согласно преданию покоится тот самый раввин Лэв — создатель, хозяин и разрушитель Голема.

Здесь в этом квартале встречаются дома потрясающей красоты, просто произведения искусства. Гитлер хотел превратить квартал в музей….- в музей исчезнувшей этнической группы. На еврейской ратуше любопытные часы, помимо непонятной отцыфровки стрелки на них движутся в обратную сторону (не по часовой стрелке). Здесь же мы обнаружили любопытную скульптурную композицию, посвящённую Францу Кафке. Да, программа у нас сегодня насыщенная, мы ещё решили сходить на концерт, что состоится в Климентиуме (собор Св. Климента), это то самое место, откуда берёт начало знаменитый Карлов университет и в своё время оттуда верховодили иезуиты.

А сегодня мы здесь слушаем Моцарта, Баха, Альбинони, Сметану и Дворжака. Концерт понравился, особенно адажио Альбинони в органном исполнении. В гостиницу как-то не хотелось. Решили посетить знаменитую пивную ресторацию «U Kalicha», где так любил посидеть за кружечкой пива бравый солдат Швейк. Я уже неплохо ориентируюсь в Праге и через полчаса мы уже сидели в ресторации. Мне сразу же принесли огромную литровую кружку пива.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

Здесь, по крайней мере, два зала, один очень большой, он был забит до отказа, там играл оркестр, люди танцевали, пили пиво и просто веселились. Мы пристроились в малом зале. Стены здесь расписаны очень колоритно на темы пребывания в заведении бравого солдата. В холле Швейк (кукла) с которым мы с удовольствием сфотографировались. На память приобрёл кружку с логотипом ресторации, на котором изображён… ну, конечно, же угадали — Швейк.

День седьмой.

Сегодня наш последний день пребывания в Праге. Уже завтра к вечеру мы будем в Москве. А сегодня первую половину дня решили провести в пражском аквапарке, который называется «Aquadream». Ни в одном из путеводителей, в тех, что я смотрел, он не упоминается. От нашего отеля аквапарк оказался не так далеко, ехали мы на трамвае менее 20 мин. Билет на 3 часа пребывания в аквапарке стоит 205 крон. В аквапарке есть бассейн, джакузи, две трубы для спусков с высоты, хамам и прочие развлечения.

Что касается хамама, то разглядели мы его не сразу. Проходим мимо указателя «Parni komora», Лариса решила, что это камора, т. е. комната для парней. Проверка показала, что в каморе для парней находятся не только парни, соответственно «Parni komora» оказалось просто парной каморкой или по-нашему парилкой, а по-турецки хамамом. Вообще в славянских языках можно встретить много забавных выражений, которые для нас звучат с точностью наоборот. Например, «Pozor vlak» на чешском означает вовсе не осуждение паровоза, а просто предупреждает «Внимание поезд». А по-польски «uroda» это вовсе даже не некрасивая девушка, а просто красавица.

А если поляк говорит своей подруге или жене, что он собрался в Sklep, это вовсе не означает, что он идёт на кладбище, просто в магазине нужно кое-что прикупить из продуктов. Вечером решили нанести визит вежливости Староместской площади (в который уже раз) и поучаствовать в народных гуляниях …но праздник — он был вчера, сегодня здесь оказалось весьма буднично. Нашли себе, тем не менее, новое развлечение, съёмки вечерней Праги на мобильники, так что у нас с Ларисой получилось что-то вроде соревнования.

Вечерняя Прага также красива. Прикинули сколько раз за это время мы проходили по Карлову мосту — оказалось, что много, сюда почему-то всё время тянет. Завтра улетаем в Москву. Я, честно говоря, по Москве соскучился. Там уж если взял билет в метро, то можешь ездить весь день или даже жить, как и поступают бомжи. Вот она российская широта. А что касается московского аквапарка, то был один, назывался «Трансвааль» — так называется провинция на юге Африки и оставил о себе дурную память.

Сейчас в Москве два аквапарка, один называется «Кимберли» — это тоже что-то южноафриканское, а второй «Ква-ква парк». Что касается первого, то это развлечение только для беднеющих на глазах олигархов, абонемент годовой стоит от 26 до 56 т. руб. Второй более демократичный — самый дешёвый билет на два часа стоит 660 руб. (цена указана на сайте). Итого час пребывания в этом аквапарке стоит 330 руб. В аквапарке Праги — примерно 110 руб. (естественно в кронах в пересчёте на рубли). При всём при том, что у нас энергоносители свои, та же Чехия покупает их у нас. Комментарии вроде бы излишни. Жаль, что забота о здоровье нации в России сводится только к лозунгам.

Прага, только Прага, и совсем немного замок Сырхов

А тем временем в пражском или парижском аквапарке или любом другом аквапарке Европы люди отдыхают семьями, веселятся, взрослые общаются друг с другом и с детьми и воплощают на деле, то, что у нас называется здоровым образом жизни. И эти оздоровительные программы, судя по всему, финансирует государство, которому нужны нормальные и здоровые люди.

Резюме: «Прага — только Прага"

• Прагу посетить нужно обязательно.
  • Совместное проживание в т. н. социалистическом лагере внесло свой негатив, но явно агрессивного отношения к россиянам у чехов нет.
  • Гостиницу лучше выбирать поближе к историческому центру (Прага-1).
  • Цены на всё не сильно отличаются от московских (до начала кризиса, возможно, было дешевле).
  • К транспортным особенностям привыкаешь быстро, основной вид транспорта — трамвай и 20–30 мин. (18 кроновый билет) достаточно, чтобы доехать до любой достопримечательности исторического центра (Прага-1).
  • Про особенности и хитрости обмена денег на кроны много интересного есть в интернете, чтобы не попасть впросак, лучше с этими особенностями ознакомиться заранее.
  • Что купить на память о Праге? Купите пива и Голема.

© Александр Руднев. Материал размещен с разрешения автора.