Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был 24 апреля 0:18
Молодой учёный-африканист

Стамбул — Турция Август 2023

О Стамбуле я думал давно. В голове он всегда был тем городом, который точно надо увидеть. Здесь пролив Босфор делит материк на Европу и Азию, а Стамбул их соединяет мостами. Это историческая столица четырёх империй — Римской, Византийской, Латинской и Османской. Стамбул — город, где мультикультурализм — это образ жизни.

Неделя в великом городе: много это или мало? В этой статье я решил поделиться маршрутом каждого дня в Стамбуле, акцентировав внимание скорее на личных впечатлениях, сохраняя хронологию. Таким я увидел Стамбул… Новый Рим, Константинополь, Царьград…

День 1

При посадке облетели по кругу практически весь город, из иллюминатора удалось рассмотреть азиатские и европейские пригороды, а также острова в Мраморном море. Самолёт днём приземлился в новом аэропорту Стамбула — он находится дальше всех от города. Трансфер доставил до отеля в самый центр города — в Olimpiyat Hotel в квартале Эминёню. День приезда было решено посвятить ближайшим кварталам — поесть местную кухню, посмотреть обстановку, «почувствовать» город.

Эминёню — один из центральных районов города, рядом находятся основные знаковые места, такие как Айя-София и Гранд-базар. Здесь шумные улицы, которые скорее напоминают бесконечный рынок, множество заведений с местной и европейской кухней. Машины, трамваи, многоязычные толпы прохожих… и чайки, смотрящие на всё это с высоты своего полёта — в таком вайбе ты проживаешь каждый день в Стамбуле. При этом, даже несмотря на, казалось бы, хаотичный и суетной ритм, ты чётко ощущаешь, что у турок здесь настроение релакса, радости и счастья.

Если говорить о практических вещах, то отмечу пару мест, где была вкусная турецкая еда. Уверен, она много где хороша, но я буду рекомендовать именно то, что пробовал сам. Первая рекомендация — кафе-столовая Balkan Lokantası, заведение, в котором представлен ассортимент только турецких блюд: сочное мясо, разные виды рыбы, овощи и закуски, довольно жирные десерты и турецкий чай. Для начала изучения города «на вкус» — самое то, тем более, что за столиками много местных — хороший показатель. Второе место, которое я буду советовать, удивительно, находится на той же улице, буквально напротив — кебабная Ziya Şark Sofrası Sirkeci. Взор привлекли сочные шашлыки в меню, которые по факту оказались ещё лучше, чем на картинке. Большие порции, хорошая еда и реально большой выбор как турецких, так и более стандартных европейских блюд.

День 2

Утро, быстрый завтрак в отеле — и в путь. На день запланировано много мест, которые удивляют своим возрастом, даже по историческим меркам. Как мы знаем из истории, Новый Рим, а затем Константинополь занимал полуостров на самом краю Европы, выходил с восточной стороны к Босфору, с северной — к Золотому Рогу, с южной — к Мраморному морю, а с западной был обнесён крепостной стеной. В современном Стамбуле историческая часть — это район Фатих.

Стамбул: 7 дней между Европой и Азией

Первый маршрут дня, до обеда, начался на трамвайной остановке у отеля, откуда можно уехать в западную часть исторического центра: от Gülhane до Aksaray — и далее пройти пешком к одному из старейших сооружений города — акведуку Валента, который называется так по имени римского императора IV века. Валент II остался в истории императором, после правления начался распад некогда гигантской империи.

От акведука маршрут пролегает по узким извилистым улицам квартала Эминёню с потрясающей архитектурой. Небольшие двух-трёхэтажные деревянные и кирпичные дома с балконами, небольшими магазинами и какой-то простой неспошной атмосферой. Наверное, в этот момент я окончательно понял, что влюбился в Стамбул!

Новый пункт на маршруте — Стамбульский университет и обширная площадь Беязит перед ним. Так совпало, что в это время там проходил выпускной: на площади нарядные уже не студенты фотографировались и разделяли это событие со своими друзьями и семьями.

Стамбул: 7 дней между Европой и Азией

На этой же площади стоит мечеть Беязит, за которой начинается легендарный Гранд-базар — один из крупнейших рынков в мире, занимающий 66 улиц в нескольких кварталах в центре города. Здесь можно найти и золотые монеты, и самые разнообразные шахматы, изделия ремесленников, одежду, антиквариат, ковры и так далее… Всё и не перечислишь! И вот уже шестой век этот гигантский базар привлекает людей со всего мира.

После базара в голове шум, всё как в тумане! Но я на Гранд-базаре ничего не купил, зато нафотографировал множество интересных витрин. А следующий пункт сегодняшнего маршрута — старейший и крупнейший парк города — Гюльхане. Когда-то он был частью главного султанского дворца, о котором я ещё расскажу позже. Парк — островок уюта в многомиллионном городе: здесь яркие клумбы, птицы, лужайки… И много турок, наверное, даже больше, чем туристов. Некоторые из гостей играют в подвижные игры, особенно в бадминтон.

Пройдя парк насквозь, ты наконец-то видишь Босфор. Это очередная точка маршрута — мыс Сарайбурну, знаменитый тем, что здесь сходятся великий пролив Босфор и извилистый залив Золотой Рог. Огромный флаг Турции, ветер, чайки, рыбаки, отличная панорама как европейского, так и азиатского берега, соединённых мостами — вот так я бы описал это место. Самое уникальное здесь — вживую видеть, как встречаются части света — слева Европа, справа Азия.

Далее маршрут пролегает по набережной, которая названа в честь Президента США Джона Кеннеди — Kennedy Ave. Тут каменистый берег, на котором можно наблюдать «полнейший чилл» — турки сидят компаниями, общаются, отдыхают, купаются, рыбачат. Каким бы ни был Стамбул гигантским городом, а его настрой всё равно располагает к тому, чтобы наслаждаться жизнью, кайфуя от мира вокруг.

В нужный момент надо свернуть с набережной — и ты уже поднимаешься к главной святыне городе. Айя-София, которая вот уже 15 веков здесь стоит, производит впечатление, которое ты запоминаешь навсегда. Сочетание христианства и ислама — вот то, что удалось здесь. Для меня Святая София — одно из величайших сооружений в истории человечества. Достаточно вдуматься, что за 1500 лет эта твердыня выстояла всё: империи менялись, укрупнялись и рушились, а она оставалась. В августе 2023 года вход был бесплатный, знаю, что сейчас изменились правила посещения.

Собор-мечеть Золотого века Византии находится на центральной площади города — Султанахмет. Здесь же расположены и другие важные исторические памятники: главная мечеть Стамбула — Голубая мечеть, два обелиска на месте античного ипподрома — Египетский и Константина, Змеиная колонна. Каждый из них — наследие разных эпох, которые сейчас существуют вместе и в реальности демонстрируют мультикультурализм Стамбула и преемственность в его истории.

Финальная достопримечательность второго дня — поразительное место, сохранившееся со времён императора Константина I — Цистерна Базилика. Если кратко, это подземное водохранилище VI века. Внутри базилики дворцовые своды, колонны — кажется, что ты находишься в потайном храме. За этот день удалось познакомиться с самыми знаковыми местами Стамбула. Всё больше начинаешь привыкать к шумному городу и всё больше понимать его. Впереди ещё очень много впечатлений!

День 3

Новые впечатления начались с утра — впереди несколько часов в огромном султанском дворце Топкапы, который в XV веке основал один из ярчайших османских правителей Мехмед II Фатих (Завоеватель). Главный дворец Османской империи — это множество строений возвышающихся над городом и спрятанных в густых зелёных парках. Конечно же, было решено посмотреть абсолютно всё: и роскошные палаты, и музеи, и гарем. Любители турецких сериалов, специально для вас побольше фотографий!

Сначала — гарем. Меня удивили 2 вещи: большое количество комнат и красивое убранство. Самые роскошные здесь комнаты, относящиеся к султану и его ближайшему окружению, однако и другие помещения оформлены со вкусом: плитка с узорами, арабская вязь, внутренние дворики. В гареме проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы. В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин.

В других зданиях Топкапы сейчас располагаются музеи, раскрывающие подробности жизни османского султана и его двора. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц. В нём хранятся меч и плащ пророка Мухаммеда, относящиеся к главным мусульманским святыням.

С нескольких точек открываются широкие панорамы на Босфор: стоишь на самом краю Европы и смотришь на Азию, а по проливу проходят как огромные баржи, так и небольшие корабли.

Топкапы произвёл большое впечатление. Точно рекомендую к посещению! Главное, выделить действительно много времени на дворец, чтобы в своём темпе посмотреть всё, что заинтересует. На выходе из дворца можно посетить первую христианскую базилику Константинополя — церковь Святой Ирины, воздвигнутую в честь «Святого мира» при Константине I Великом. К сожалению, внутри была масштабная реставрация, поэтому удалось оценить только часть храма.

Такой была первая половина дня. После плотного обеда ждёт корабль, который отвезёт из центра города к одному из мостов через пролив. Паром от Eminönü довольно быстро доставит нас до Ortaköy — одному очень популярному району Стамбула на европейском побережье. По пути на обоих берегах Босфора много интересного: дворцы, мечети и другие крупные сооружения.

Ортакёй — место притяжения туристов, потому что именно отсюда отлично виден один из трёх «евроазиатских» мостов. Он известен как Босфорский мост, хотя несколько лет назад был переименован в честь Мучеников 15 Июля — так увековечели неудавшуюся попытку военного переворота 2016 года. Перед мостом — мечеть XIX века в стиле османского барокко.

Фотографии, несомненно, получаются красивые, но вот от самого района впечатения остались не самые лучшие. Кажется, что весь город решил на эту крохотную набережную приехать. Слишком много людей и какие-то непонятные тухлые запахи…

По пути обратно был закат: босфорские берега заиграли новыми красками. День получился удивительным!

День 4

Утро началось с того же причала — впереди путь в Азию, на Принцевы острова в Мраморном море. Напрямую от Eminönü не добраться, нужно сделать пересадку на азиатском берегу в Kadıköy, а оттуда на пароме идти до конечной остановки — Büyükada, потому что корабль останавливается на каждом из островов, а крупнейший остров находится дальше всего от города.

Водный путь до островов — это невероятно интересный этап всей поездки в Стамбул! Во-первых, отлично виден исторический центр Константинополя-Стамбула с куполами и минаретами, возвышающимися над всем остальным. Во-вторых, крупный порт в Азии с гигантскими кораблями, контейнерами и современными высотками на фоне. В-третьих, длинная панорама азиатских районов Стамбула: только тут ты понимаешь, какой это огромный город, когда ты видишь до горизонта бесконечные спальные районы. И в-четвёртых, с воды можно рассмотреть каждый из Принцевых островов.

Принцевы острова относятся к азиатской части Стамбула, располагаются в Мраморном море, буквально в 3–6 км от побережья. В прошлом острова были местом ссылки тех или иных лиц, а с XIX века стали престижным местом отдыха состоятельных горожан османской столицы. С тех пор острова — курорт, где можно на контрасте со Стамбулом найти уединение с природой.

Кыналыада, Бургазада, Хейбелиада и наконец Бююкада — вот такой путь на пароме по островам. Честно скажу, меня эти места так заинтересовали, что теперь хочется целую неделю провести здесь, чтобы передвигаться от острова к острову и неторопясь их исследовать.

Бююкада — самый большой остров, на нём располагается крупнейшее поселение островов — Адалар. Условно можно поделить Адалар на две части: шумная набережная со множеством ресторанов и тихие кварталы с аккуратными усадьбами. Не покидает ощущение, что ты находишься не в Турции, а где-то в небольшом греческом или итальянском городке. Однозначно рекомендую прогуляться по Çankaya Cd., чтобы увидеть светлые усадьбы, утопающие в зелени и цветах.

Вообще-то там где-то ещё располагается достопримечательность, связанная с Россией — дом Троцкого, но до него не получилось дойти. Уверен, вы удивились. Но на этом связь островов с российской историей не заканчивается: в 1919 году предполагалось провести «совещание на Принцевых островах», в котором приняли бы участие государственные образования бывшей Российской империи и государства Антанты. Этого не произошло, а факт в истории остался.

После прогулки самое время заглянуть в один из ресторанов на набережной. Выбор пал на Ali Baba Balık Restaurant — и на то есть причина. На пароме ходил турок и раздавал визитки, говоря о том, что именно этот ресторан самый крутой. И как итог — теперь у ресторана на несколько довольных клиентов больше. Вот такой маркетинг, который, кстати, на высоком уровне развит в Турции. Ресторан располагается прямо над водой, а рядом постоянно летают чайки, выпрашивая рыбу. Вайб шикарный, я с радостью вернусь сюда снова!

Обратный путь центр Стамбула был так же красив: за паромом летели чайки, провожая нас всё дальше и дальше, а на небе был жаркий закат. День больших открытий и впечатений, а также пополнения «коллекции» морей подошёл к концу.

День 5

Этот день начался рано утром, а закончился глубокой ночью. Ждал новый маршрут по модному и энергичному району города — Бейоглу. Для этого нужно на трамвае проехать по маршруту Gülhane — Fındıklı-Mımar Sınan Ünıversıtesı. Узкие улицы, идущие в горку, кошки и граффити — таким мне запомнился путь от трамвая до главной площади города — Таксим. Наверняка вы читали новости о событиях, происходивших время от времени на этой площади. Доминантой является монумент «Республика», изображающий основание Турецкой Республики во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком. Интересный факт: среди людей, окружающих Ататюрка, стоит полномочный представитель РСФСР в Турции С. И. Аралов.

От площади начинается стамбульский «арбат» — улица Истикляль со множеством брендовых магазинов, ресторанов и даже российским генконсульством. Тут же есть один туристический аттракцион — исторический красный трамвай.

Истикляль соединяет Таксим с генуэзским кварталом Галата, который известен 67-метровой одноимённой башней. Перед поездкой в Стамбул, я решил, что смотровая площадка на её вершине — лучшая в городе, поэтому очень хотел сюда попасть. Реальность превзошла ожидания!

В сторону отеля маршрут пролегал по Галатскому мосту, на котором постоянно работают много рыбаков, снабжая рестораны, находящиеся под мостом. Вечером, после заката мы отмечали юбилей брата на ужине на корабле, идя по Босфору. Мерцающие берега Европы и Азии, огромные мосты, луна и турецкая кухня… Также всё это сопровождалось шоу! День удался!

День 6

Этот день выпал на крупный турецкий праздник: 30 августа отмечается День Победы в решающей битве греко-турецкой войны в 1922 году. По этому случаю везде вывешены огромные национальные флаги, а общественный транспорт бесплатный.

Маршрут на день: от стен Константинополя к резиденции Вселенского Патриарха. Было решено добираться на метро, для этого пришлось сделать несколько пересадок. Кстати, в Стамбуле каждая пересадка оплачивается отдельно. Пешеходный маршрут начался от метро Topkapı — Ulubatlı в сторону Золотого Рога. В этой части располагаются кварталы, известные яркими домами — Балат. Однако у самих исторических стен дома попроще. Оказалось, что это даже другой квартал под названием Айвансарай. Отмечу, что здесь узкие улицы, на которых совсем немного людей живут обычной жизнью без туристов. Тут мини-маркеты и рыночки, а на балконах сушится бельё.

С каждой улицей дома всё ярче, а местность холмистее. И вот уже эти опрятные домики, выстроившиеся в линию на улицах, круто поднимающихся или спускающихся. Приятное место, правда, переполненное туристами. Чтобы почувствовать и эту сторону Стамбула, советую сюда добраться!

Ещё один удивительный факт, подтверждающий тезис о мультикультурализме Стамбула: здесь располагается резиденция Вселенского Патриарха, по сути это центр мирового православия. Патриархию найти несложно — совсем рядом с яркими кварталами Балата стоит собор Святого Георгия. Красивый, однако скромный. Важное место, которое точно стоит посетить.

Собор находится совсем рядом с пристанью Fener, откуда можно добраться до отеля. Однако не всё так просто. В реальности до Eminönü паромы не ходят, зато идут на противоположны берег Золотого Рога, в Kasımpaşa, а оттуда на корабле-такси можно добраться к нужному причалу. Так что к трамваю, метро и парому добавился ещё и корабль-такси в этой поездке!

День 7

Последний полный день в Стамбуле был посвящён — и вы снова удивитесь — российской истории. Из «Повести временных лет» мы знаем, что «Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда». Эти ворота сохранились.

Добраться можно на метро: от Sırkecı до Kazlıçeşme. Золотые ворота — главный вход в Царьград — сейчас находятся на территории османской крепости Едикуле. Стоя здесь, даже сложно вообразить, сколько видели эти ворота. Это место впечатляет, в первую очередь, истроическими смыслами, которые мы вкладываем.

В Золотые ворота можно зайти и подняться на крышу. Вот такие современные панорамы открываются: все берега Босфора, Мраморное море, Принцевы острова в дымке… Ради такого стоит путешествовать!

Покупка сувениров, финальная прогулка по полюбившимся кварталам города, ужин. А на следующий день: аэропорт, самолёт, поезд, дом.

Стамбул занял особое место в сердце. Он продемонстрировал фундаментальные истины: мир открыт, будь счастлив, мы все разные — и мы все люди.