Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:07

Великий Устюг — Россия Декабрь 2022

Великий Устюг — замечательный старинный город Русского Севера. Этот небольшой город покоряет своим неповторимым обликом, богатым историческим наследием. Главное украшение города — удивительные древние храмы. Помимо храмов в Великом Устюге потрясающая старинная архитектура, создающая особую атмосферу старинного купеческого города.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

На правом берегу реки Сухона в начале 12 века, а точнее в 1147 году была заложена пришедшими сюда ростовско-суздальскими князьями город-крепость Гледен.

А вот точная дата основания Устюга точно не известна, первые достоверные упоминания о нем относятся к началу далекого 13 века, когда старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович, получив от отца во владение здешние земли, основал на левом берегу Сухоны город и назвал его Устюг из-за расположения в устье реки Юг. Хотя, как утверждают археологи, на левом берегу Сухоны люди жили и раньше.

Города разделяла река Сухона, буйная и непредсказуемая, весенние наводнения — обычное дело в этих местах, для жителей обоих городов это была общая беда. А еще набеги чудских племен, от которых доставалось и Гледену, и Устюгу. В этих суровых северных местах крупных поселений было мало, и жители городов старались держаться друг друга. Так что история у этих городов общая. Поэтому и считается, что история Великого Устюга началась именно с основания Гледена, с 1147 год. Этот год также считается годом основания Москвы и Вологды. Так что эти города — ровесники. И в 2023 году им «стукнуло» по 876 лет!

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

На протяжении нескольких веков и Устюг, и Гледен, находящиеся по разным берегам Сухоны, жили обычной на то время жизнью — воевали, занимались ремеслами. И так продолжалось вплоть до 15 века.

Но в 15 веке, не выдержав очередного нашествия, Гледен был сожжен и опустошен, многие жители к этому времени уже переехали в Устюг, так как у того было более удачное расположение, а те, что оставался в Гледене, или погибли, или разбежались по лесам.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

С середины 15 века Устюг стал одним из крупных городов не только на севере, но и среди всех русских городов. Времена были неспокойные. И устюжанам постоянно приходилось или от кого-то обороняться, или снаряжаться в военные походы, совершать набеги или прогонять тех, кто нападает.

Очередной князь — московский, галицкий, новгородский — посылал войско к Устюгу, чтобы разграбить его, и иной раз удавалось это сделать, а в другой раз устюжане давали отпор. А бывало и так, что устюжане сами нападали на соседей, и тем крепко доставалось от них. Вообщем, вот такая суровая жизнь царила в этих краях.

В конце XVI века Устюг, благодаря удачному расположению — на перекрестке путей с юга к Белому морю, из европейской части в Сибирь — разбогател и превратился в крупный торговый центр, можно сказать, в столицу русского купечества. Торговал он «мягкой рухлядью», то есть сибирской пушниной. Транзитом через Устюг шли соль и ткани, зерно и рыба, цветные металлы и стекло, бумага, предметы роскоши, восточные товары.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Тогда-то он, благодаря успешной торговле, стал значимым для государства, пополняя его казну, и за это получил титул «Великий». В Древней Руси было всего несколько городов, которые были особо выделены среди других за особые заслуги. И Устюг вошел в их число.

Во второй половине XVIII века главные маршруты российской торговли переместились. В связи с этим Великий Устюг утратил свое былое значение и постепенно пришел в упадок.

Долгое время Великий Устюг был в забвении, несмотря на богатое историческое наследие. О нем вспомнили только в 90-х годах прошлого столетия, когда возникла идея сделать Великий Устюг родиной Деда Мороза и поселить его здесь.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

И сейчас Великий Устюг — популярное туристическое направление. Сюда приезжают тысячи туристов со всех концов страны. Особенно много туристов перед Новым годом и на сам Новый год. В Великий Устюг приезжают со всех концов страны. Вот и мы, хотя от нас до Великого Устюга около 2000 километров, тоже приехали сюда, чтобы встретиться с Дедом Морозом ну и, конечно, погулять по удивительному северному городу.

Великий Устюг — город на Русском Севере — интересен сам по себе, даже без Вотчины Деда Мороза. Конечно, если бы не Дед Мороз, навряд ли мы бы приехали сюда, хотя город безусловно стОит увидеть!

В конце 18 века в Великом Устюге на 19 тыс. жителей было около 40 храмов. Купцы были людьми богатыми, они много и щедро жертвовали Церкви, вкладывая часть своих капиталов в строительство каменных храмов. Каждый уважающий себя купец считал своим долгом построить храм, ну или хотя внести посильный вклад в ее строительство.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

В более раннее время в городе строились деревянные храмы, но в то время в городе часто случались пожары, и деревянные церкви сгорали в огне. Поэтому до нас дошли каменные постройки более позднего времени, начиная с 17 века. Сейчас в городе 26 храмов, из них действующих всего 6, в том числе храм, находящийся на другом берегу Сухоны в Дымково. И именно эти церкви сегодня определяют архитектурный облик Великого Устюга.

Прогулку по городу мы начали от Вознесенской церкви на Торгу — древнейшей из сохранившихся великоустюжских церквей.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Церковь возведена в 1648 году на средства богатого устюженского купца Никифора Ревякина. На то время церковь имела 11 глав, для 17 века это было не совсем обычно, к тому же церковь выглядела сложным архитектурным сооружением. Не раз она перестраивалась, в результате всех этих перестроек претерпела изменения. Сейчас церковь увенчана пятью главами, имеющими традиционную луковичную форму, а одна часть храма представлены высокими шпилем, который устремился в небеса.

Вознесенская церковь похожа на церковь Рождества Богородицы в Москве. Учитывая этот факт, вполне возможно Вознесенская церковь была построена приезжими московскими мастерами, которые могли быть приглашены в Устюг заказчиком — богатым купцом Ревякиным, тесно связанным с Москвой. Однако наряду с мастерами из Москвы в строительстве церкви безусловно принимали участие и местные мастера, учась у столичных и в то же время внося свой вклад в строительство храма. Вот, наверное, поэтому архитектура храма своеобразная.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Церковь Вознесения Господня является одно из самых красивых православных обителей на территории Великого Устюга. Это была первая церковь, увиденная нами в Великом Устюге, и мы влюбились в нее с первого взгляда. Своим внешним обликом она нас просто потрясла. Сооружение масштабное, но вместе с тем оно кажется легким и невесомым, как будто парит в небесах.

Храм Вознесения на Торгу, как и другие устьюжские крепости построен по принципу: две церкви рядом — холодная летняя и теплая зимняя. Вначале был построен холодный храм с колокольней, позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 70-х годов 17 века церковь приняла тот архитектурный облик, который практически сохранился и до наших дней.

Сегодня на территории православной обители работает выставка, на которой можно увидеть древние скульптуры, старинные иконы и удивительные по своей красоте иконостасы. К сожалению, когда мы были здесь, выставка не работала. Поэтому мы от души полюбовались удивительным фасадом, погуляли около церкви и насладились умиротворенной атмосферой, царящей здесь.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Устюг протянулся вдоль реки Сухона. Говорят, Сухона — красивая и бурная река, по весне, как и тысячи лет назад, она выходит из берегов, широко разливаясь. Зимой же Сухона закована в лед, поэтому увидеть ее красоту нам не удалось, лишь бескрайние снежные просторы простирались перед нами.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Именно здесь на набережной зародился город. Особый колорит набережной создают расположенные вдоль Сухоны храмы.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Церковь Николая Чудотворца или Николы Гостунского выстроена в конце 17 века на старой городской торговой площади. Никола Гостунский считается покровителем купцов, неудивительно, что в купеческом городе построена церковь, посвященная этому святому. Традиционно для Русского Севера храм разделен на две части — отапливаемую зимнюю и неотапливаемую летнюю. Основан купцами, но не местными, а приезжими, поэтому ее иногда называют Гостинской, от слова «гость» по-старорусски.

Особую выразительность храму придает отдельно стоящая, устремленная в небо ярусная колокольня.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

После революции храм постигла судьба многих православных храмов, он был закрыт, долгое время в нем располагались различные хозяйственные заведения, в частности храм использовался, как помещение для лесопильного завода. Бревна сплавляли по Сухоне и прямо из реки их доставляли сюда, в здание церкви, где их и обрабатывали. Храм ветшал, и лишь в 90-х годах началась его реставрация. Но действующим храмом он не стал, там разместили краеведческий музей.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Ну, а мы свернем с набережной, обогнем храм и выйдем на площадь Ленина — центральную площадь города, где стоит городская елка.

С другой стороны площади — Советский проспект. Белый дом за елкой на проспекте — это жилой дом, между прочим, построенный в конце 19 века.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Немного прогуляемся по площади. Везде лежит снег. Но это же северный город, и зимы здесь самые настоящие — со снегом и морозами. Снег лежит здесь не один месяц, а целую зиму.

Вот такие малые архитектурные формы украшают площадь. Здесь указан год основания Великого Устюга — 1147 год, это подтверждает, что город — ровесник Москвы.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Недалеко от набережной памятник Шильниковскому Е.П. — руководителю художественной артели «Северная чернь», которая знаменита на весь мир красивейшими изделиями из черненого серебра. О «Северной черни» расскажу чуть позже.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Великий Устюг — купеческий город, но вместе с тем Великий Устюг знаменит еще тем, что это родина многих известных землепроходцев и мореплавателей. И вот в честь всех устюгских землепроходцев и мореплавателей в 70-е годы 20 века на набережной Великого Устюга появился необычный монумент — солнечные часы с корабельным штурвалом на вершине. Правда, снег засыпал основание часов, но стрелу со штурвалом можно увидеть.

И вот мы опять на набережной. Зимой набережная, несмотря на то, что время предновогоднее, практически безлюдна, все в Вотчине Деда Мороза. А здесь царит спокойствие и умиротворение. И пусть на улице -15, и мороз щиплет нос, но в душе тепло от уютного старинного города, от его нетронутой патриархальности.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

В Великом Устюге, имеющем древнюю историю, сохранились по-настоящему старинные постройки. Одним из таких сооружений является усадьба купца Г. В. Усова, находящаяся прямо на набережной города. Этот двухэтажный особняк, уникальный образец классической архитектуры, был построен в конце 18 века. Владельцем его в то время был отец Григория Усова — богатейший устюжский купец Василий Усов.

Потом дом перешел к его сыну Григорию Васильевичу, который также, как и отец, занимался торговым делом, а еще в течение 14 лет являлся городским головой. Григорий Усов был неоднозначным человеком, да, он много сделал для города, но в то же время его запомнили, как человека с тяжелым характером и не брезгующим поборами и грабежами. В то время это был богатейшая усадьба, а особняк выглядел, как настоящий дворец.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

После смерти Григория Усова особняк перешел его жене, а та во второй половине 18 века продала эту красивейшую усадьбу под городскую управу. И с этих пор бывший купеческий особняк стал административным зданием. После Октябрьской революции и установления в Великом Устюге Советской власти дом переходит в распоряжении губернских учреждений. А в начале 30-х годов усовский дом был передан музею. В настоящее время здесь находится Музей истории Великого Устюга.

За долгие годы существования особняка его архитектурный облик претерпел изменения, и все-таки главным образом изменилась его внутренняя перепланировка, а вот фасад не очень-то и изменился. И надо отдать должное, сейчас особняк отреставрирован и выглядит презентабельно.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Рядом со знаменитым домом Усова находится не менее знаменитый дом Федосеева, возведенный в конце 18 века. К сожалению, по сравнению с отреставрированным домом Усова дом Федосеева находится в запущенном состоянии. И несмотря на это, в этом доме проживают люди. Поэтому осмотреть здание можно только снаружи.

А дальше Соборное дворище — главный действующий храмовый комплекс Великого Устюга. Это наиболее старый квартал Великого Устюга, представляющий собой плотную застройку из православных храмов.

Когда-то на этом месте находился великоустюгский кремль, внутри крепостной стены которого находилось несколько церквей. Сегодня на небольшом участке находятся главные храмы Соборного дворища: Успенский собор, соборы Прокопия-Праведника и Иоанна Устюжского, а также еще несколько церквей, меньших по размеру, и Архиерейский двор.

Так как церкви стоят близко друг к другу, увидеть все их сразу затруднительно. Говорят, что с Дымковской слободы на них открывается замечательный вид. Зимой можно и с Сухоны полюбоваться церквями, но там было столько снега, что мы просто не рискнули уйти с дороги, проложенной на набережной.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Соборное дворище находится на левом берегу Сухоны, а напротив — легендарная Дымковская слобода — небольшой район города, где сохранились древние сооружения. Сразу надо сказать, что Дымковская слобода не имеет ничего общего с дымковской игрушкой, дымковскую игрушку делают в Кирове, что на реке Вятка.

Дымковская слобода совсем недалеко от Соборного Дворища, если бы было побольше времени, можно было бы по льду пройти на ту сторону Сухоны, как нам сказали, местные спокойно переходят на ту сторону, по льду даже дороги проложены. Но мы только увидели издали с набережной расположенные в слободе рядом друг с другом церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, воздвигнутые в 18 веке. Эти храмы — гордость Дымковской слободы.

Главный храм Соборного дворища и к тому же главный храм города — Успенский собор.

Но сначала о Прокопьевском соборе, хоть он и второй по значению и времени возникновения в Соборном дворище, но первый встречается на нашем пути. Этот красивейший храм с черными куполами возведен над могилой святого Прокопия — блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

История святого очень необычна. Он был богатым немецким купцом. В середине 13 века Прокопий попал в Великий Новгород, принял православие, потом попал в Устюг и… стал юродивым. Почему? Да потому что в то время многие умные люди прикидывались сумасшедшими, а с них спрос меньше — говори, что хочешь, делай, что хочешь.

Как повествует церковное предание, Прокопий спас город от «каменной тучи». Падение камней из «каменной тучи» — это скорей всего метеоритный дождь. История о падении камней описана во многих древних преданиях, и в Великом Устюге это явление могло быть на самом деле. Так вот Прокопий своими молитвами спас устюжан от метеоритного дождя. И вот как это было: Прокопий предсказал, что через неделю случится страшное событие, и начал молиться и день, и ночь, и действительно, вскоре к городу начала приближаться черная туча, наполненная большими камнями, камни грозили выпасть из этой тучи прямо на город, но благодаря молитвам Прокопия камни выпали в 20 верстах от города, и все постройки в городе оказались целы и невредимы.

Камень, выпавший из той страшной тучи, лежит возле стены храма. На этом камне, как опять следует из предания, любил сидеть Прокопий. Говорят, камень обладает чудодейственной силой. Если сесть на него и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Из-за этого камня главным образом и совершаются паломничества к этому храму.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Прокопий Устюжский умер в 1303 году. В середине 15 века над местом захоронения Прокопия была построена скромная деревянная церковь. А в 1547 году юродивый был причислен к лику святых.

В те времена нередко случались пожары, и вот после пожаров церковь неоднократно перестраивалась, и предположительно лишь к концу 17 века возвели каменную церковь, выглядевшую примерно так же, как и сейчас.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Храм действующий. В нем регулярно проходят церковные службы. Нам удалось побывать в храме.

В храме великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас первой половины 18 века, являющийся настоящим украшением собора. Иконостас этот называют собранием устюжской живописи 17–18 веков. Также в храме находятся мощи святого Прокопия. Резной иконостас, сохранившиеся мощи святого, как и камень у храма, привлекают паломников отовсюду.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Совсем рядом с Прокопьевским собором собор Иоанна Устюжского. Жил в Устюге еще один юродивый (а мы уже знаем, кто такие юродивые), который скончался в конце 15 века и был похоронен между Успенским и Прокопьевским соборами. Спустя несколько лет тут была построена церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста с приделом, посвященным Иоанну. Как и все остальные храмы, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. В середине 17 века на месте деревянной церкви была заложена каменная церковь. За долгие годы своего существования она, как и другие храмы Великого Устюга, неоднократно подвергалась перестройкам. Несмотря на перестройки, церковь в целом сохранила свой первоначальный вид.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Этот собор 3-й по значимости среди храмов Соборного дворища. Он небольшой, скромный и внутри, и снаружи, но то, что он старинный, это видно сразу. Службы в нем проводятся, правда, на то время, когда ты там были, храм был закрыт.

И теперь про самый главный собор Великого Устюга — величественный Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий. Храм этот всегда был на особом положении: цари жаловали деньги на его реконструкцию и украшение, и сами частенько бывали здесь.

Вначале храм был деревянным, и будучи деревянным, не раз горел, но его каждый раз восстанавливали. А в начале 17 века был построен каменный собор по образцу Успенского собора Московского Кремля. Позже он не раз перестраивался. И то, что мы видим сейчас — это результат неоднократных перестроек на протяжении более четырех столетий.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

С приходом Советской власти Успенский собор постигла участь многих церквей того времени. Собор закрыли, тут был и пересыльный лагерь для ссыльных, и разные складские помещения. И лишь в конце 80-х начались работы по реставрации собора.

Сейчас храм принадлежит музею, попасть внутрь, к сожалению, нельзя, московские мастера реставрируют уникальный иконостас храма, поэтому можно только полюбоваться прекрасным собором снаружи.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Рядом с собором — колокольня. Сегодня на колокольне Успенского собора 10 колоколов. Она довольно высокая, ее высота — около 50 метров, примерно, как 15-этажный дом. Подняться на колокольню можно, представляю, какие виды открываются сверху, но, увы, мы туда не попали, зимой вход закрыт.

Со стороны Сухоны к Успенскому собору пристроена зимняя Благовещенская церковь, 19 века. Сейчас она отдана под библиотеку.

О Великом Устюге — старинном городе Русского Севера

Ну, а пока мы ходили-бродили по Соборному дворищу, погода не на шутку разгулялась. Снег повалил хлопьями. Вечером, при свете фонарей и в снежном одеянии, Великий Устюг особенно великолепен. Старинные церкви выглядели так, словно пришли с тех далеких времен…

Несмотря на то, что Великий Устюг совсем небольшой город, достопримечательностей в нем столько, что за один день точно все их не увидеть, и в одном рассказе о них не рассказать. Поэтому будет еще один рассказ — 101-й, а этот рассказ, между прочим, юбилейный — сотый! И хорошо получилось, что мой сотый рассказ об удивительном городе, каким является Великий Устюг.