Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Алматы, Шымкент — Казахстан, Москва — Россия Август 2011

Под песни Mylene Farmer мы мчимся к Аксу-Жабаглинскому заповеднику. Типичный таксист, такого можно встретить, наверное, в любой точке земного шара, готов поддержать беседу совершенно на любую тему. Через затемненное стекло видны выжженные солнцем степи, поля. Еще утро, далеко не раннее, около 9 часов, но солнце уже давно превращает все вокруг в громадный поток обжигающего воздуха.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

В голове пролетает бесконечный поток мыслей. И я все еще до конца не осознаю того, что нахожусь здесь, где мечтала побывать еще очень давно. Но раньше, это была лишь точка на карте, обрывки фраз из учебников по географии, редкие письма из детства, которые получала бабушка. Где-то глубоко внутри сидит это непонятное смешанное чувство, когда твои фантазии переплетаются с действительностью. И ты смотришь за окно и понимаешь, как много в этом мире зависит от случая, и каждый твой поступок, даже самый незначительный, меняет твою жизнь в корне и навсегда. И, конечно же, это здорово, вот так, играючи, что-то менять, идти наперекор, встречаясь с преградами и преодолевая их.

А ведь еще несколько дней назад мы брели под бесконечным петербургским дождем к метро, с чемоданом забитым до отказа. Ночной поезд Санкт-Петербург — Москва. Я его не помню совершенно, выдалась не самая легкая рабочая неделя. И даже, скорее намеренно, я не пыталась отдыхать, зная, что в долгой дороге такая возможность представится сполна.

Казахстан. Побывать там я мечтала уже очень давно. Я переписывалась с дядей Сашей еще с университетских времен, вначале это были обычные письма, потом появился интернет, и мы стали вести переписку там. Но, как бы странно это не звучало, чем проще становится написать письмо и поддерживать отношения, тем реже это получается. Так вот, однажды дядя Саша пригласил меня в гости. Я и подумать не могла, что когда-нибудь приму это приглашение, соберусь и поеду. Примерно год назад, когда записывалась на работе на очередной отпуск, я попросила 2 недели летом. Вариантов и мыслей — где буду отдыхать, к тому моменту еще не было. Ехать домой — нет смысла — далеко, только если на самолете. И тут появилась мысль — а не осуществить ли свою давнюю мечту о поездке в Казахстан. Решение пришлось принимать в считанные минуты — уже открывалась продажа на билеты и был огромный ажиотаж. В срочном порядке заказала дорожную форму на работе, уговорила Наташу, и нам все-таки удалось купить в буквальном смысле последние билеты на поезд — в разных купе, одно верхнее, одно нижнее.

Это был август, Питер провожал нас бесконечным дождем, последними днями северного лета, а впереди ждало солнце, тепло и приключения. Наш путь лежал через Москву, мы специально взяли билеты так, чтобы было время прогуляться. В Москве я была уже ни раз, поэтому все основные достопримечательности я уже успела посетить. Друзья посоветовали съездить в музеи-заповедники Коломенское и Царицыно. И я ни секунды об этом не пожалела.

Москва. Город, который меня всегда пугал, начиная с нашей первой встречи. Волей какого-то странного неведомого мне случая ни одна из поездок в столицу до этого момента не заканчивалась улыбкой. Расставания, опоздания на поезд, различные передряги. Но все плохое когда-то заканчивается. И сегодня я увидела город совсем другим. Возможно, причиной тому стал великий КОТ-путешественник. Хоть он и провел весь этот день в камере хранения, но его присутствие и поддержка ощущались мной каждую минуту.

Царицыно. Нет. Это не обычный парк! Это комплекс, грандиозный и невероятно красивый.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Солнце, лето, бесконечные зеленые газоны, свето-музыкальный танцующий фонтан, свадебные фотосессии чуть ли не под каждым кустом, пикники у водоемов, волейбольные площадки и, что меня особо порадовало — это табуны белок! Такого большого их скопления я не видела даже в Петергофе.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Они снуют в разных направлениях, выклянчивая у прохожих орешки, и тут же закапывают их. Такой наглой попытки залезть ко мне в сумку я не наблюдала даже на ж.д. станции Купчино в 12 часов ночи.

Нагулявшись и насмотревшись по сторонам, мы решили прокатиться на маленьком паровозике. Вслушиваясь в рассказ экскурсовода, записанный на пленку, мы еще раз посмотрели на окрестности заповедника и оценили его масштабы.

В нашем распоряжении было еще несколько часов до отправления поезда. Запланированное посещение Коломенского вполне укладывалось в это время. Добравшись до заповедника, мы сразу же почувствовали разницу — здесь все намного проще. Чувствуется близость эпохи Ивана Грозного, соответствующие постройки того времени, восхитительный вид на Москву реку. Мое внимание тут же было обращено к яблоням, которые растут здесь на каждом шагу. Я не могла пройти мимо, не набрав пакет свежих красивых московских яблочек. Где еще удастся таких попробовать?! А впрочем, сбором яблок занималась не я одна. Пакеты из парка выносил почти каждый. Наташа, конечно же сделала вид, что это существо в красной майке, ползающее под деревом — не ее сестра. Но попробовать яблоко она все-таки не отказалась.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Вечернее Коломенское — это место, не лишенное романтики и какого-то таинственного магнетизма. Бесконечные клумбы с розами, разбросанные по территории кафе, проплывающие где-то внизу теплоходики.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Уходить отсюда не хотелось совершенно. Но время бежит быстро, и у нас оставалось его совсем немного в запасе, поэтому, мы решили не рисковать, и направились в сторону Павелецкого вокзала.

На табло высвечивается заветная надпись Москва — Алма-Ата, до отправления 40 минут. Перрон завален арбузами и дынями, незнакомая казахская речь, вперемешку с русскими словами, ну и, конечно же, голубой вагон с желтыми занавесками, под цвет казахстанского флага. И это тоже Москва!

— А где можно взять одеяло?

— Одеяла в Чимкенте не нужны!

Трое суток в дороге. Медленно наблюдаем за меняющимся за окном пейзажем и повышающейся в купе температурой. На заранее распечатанной карте Западной части России и Казахстана пытаюсь отслеживать наш маршрут. Вместе с проводником Жаргалом отмечаем точками станции, которые уже проехали. Самостоятельно мне это делать сложно, т. к. в расписании все надписи на казахском.

Ощутив свою неоценимую помощь, Жаргал предлагает мне бартер — помог тебе, помоги и ты мне. Выкладывает передо мной стопочкой листки со списком пассажиров нашего вагона. Необходимо перенести этот список в пограничную ведомость, в трех экземплярах. Ощущая себя современным навороченным ксероксом, я принимаюсь за работу. Всем купе разбираем по буквам казахские фамилии и имена, в случае резкой необходимости разыскиваю нужного пассажира в вагоне и подхожу с вполне приличным вопросом: «а как вас зовут?». Фамилию самого Жаргала оставляю на закуску — долго пытаюсь понять, как же правильно она произносится. В итоге выбираю вариант, который звучит красивее, и естественно промахиваюсь. Жаргал делает вид, что не обиделся.

Дорога на Алма-Атинском поезде была не самой простой, чем ближе мы подъезжали к границе, тем жарче становилось. Не спасали открытые форточки и прогулки на остановках. Границу наших государств пришлось пересекать три раза, и на каждом досмотре предъявлять документы. Просыпаясь в очередной раз от крика: «Граница! Подготовьте документы!», задумываешься — кто догадался так виртуозно и извилисто проложить границу между нашими государствами, явно этот товарищ был на тот момент не трезв.

Температура повышается. Открытые окна не спасают совершенно. Запасы провизии приходится в срочном порядке уничтожать. И если огурцы еще мужественно переносят высокую температуру, то сыр начинает морально разлагаться и принимает форму стола. За окном желтой бесконечностью до самого горизонта расстилаются степи.

Начинаю замечать, что в купе проводников после каждой станции появляется все больше и больше человек. Они вплотную сидят на нижней полке, утрамбовываются на верхней, занимают всю полочку рядом с водонагревателем. Зайцы! Вот они какие!

Из запасов достается последняя бутылка воды, ее нужно растянуть на сутки…

…И, как видно, растянуть бутылку все-таки удалось — перетерпев все препятствия, мы все-таки добрались до города Чимкент. Нас встретил на вокзале дядя Саша и сразу же взял на себя ответственность за все наши приключения.

А приключений за все время было немало.

Поездка в Аксу-Жабаглинский заповедник. Заповедник расположен в трех часах езды от Чимкента — места нашей постоянной дислокации.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Здесь нас ждала пяти-часовая прогулка на лошадях. Нашу небольшую процессию возглавлял Жаборгал. Умело управляя лошадью, узкими тропинками он вел нас все выше и выше к вершинам гор. Мы проходили по заброшенным советским яблоневым садам, стоило протянуть руку и вот уже у тебя в ладони спелое красное яблоко.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Я увидела, как растет миндаль, Жаборгал показывал нам гнезда местных птиц и укрытия зверьков, называл встречающиеся нам по пути деревья, кустарники, указывал на те, плоды которых можно попробовать. И я, не упуская уникальной возможности, крепко держась за седло, протягивала руку и срывала эти незнакомые мне ягоды и пробовала их на вкус.

Впереди нас ждал привал у горной реки. Пока наши лошадки отдыхали и пили воду, мы устроили привал и немного перекусили.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

По дороге сюда мы делали остановку в поселке Тюлькубас (родина моих бабушки и дедушки), здесь, у местных жителей мы купили самый настоящий домашний кефир. Такого я еще никогда не пробовала, он с легкостью составит конкуренцию даже самой густой магазинской сметане. Пока мы отдыхали, к нам подъехал на лошади местный лесничий. О существовании лесничих я знала только из книжек, как оказалось, они все-таки водятся в наших лесах. Хотя, леса эти далеко не наши, а Казахстанские. Лесничий сделал пометки в своем журнале и поехал дальше.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

А впереди нас ждал не самый простой выбор. Тропинка уходила все выше и выше, по самому ее левому краю шел резкий обрыв в бесконечность, который заканчивался горной речкой. Заманчивая красота гор манила нас вперед, и мы решили идти дальше. Но нашего энтузиазма хватило ненадолго. Камни из-под копыт лошадей срывались вниз и разбивались о горные уступы, тропинка становилась все уже, сердце замирало, и было ужасно страшно. И мы решили разворачиваться и идти обратно, но это было не так просто. Большим лошадкам не сразу удалось развернуться. Я чувствовала каждый шаг моего Солнышка, как соскальзывали копыта по скользкой сухой траве. Адреналин зашкаливал. Но от меня здесь почти ничего не зависело, я старалась спокойно разговаривать с лошадью, гладила ее по гриве, надеясь, что она все сделает правильно.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Когда это опасное приключение было уже позади, мы остановились у яблони. Наши уставшие лошадки с огромным удовольствием уплетали одно за другим упавшие на землю яблоки, а мы фотографировались на фоне горных пейзажей. Впереди была еще долгая дорога домой — горный спуск, переход через степь, где паслись отары овец. Раскаленное солнце нагрело воздух так сильно, что губы высыхали мгновенно, и постоянно хотелось пить. Но все эти моменты складывались в одну общую картину, яркую и неповторимую.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Поездка в Туркистан. Туркистан — это старинный город в южной части Казахстана. Сюда мы ехали долго и мучительно на машине. Проезжая мимо бахчи можно увидеть горы арбузов и дынь, которые можно здесь же купить. Загрузив в багажник несколько штук, мы движемся дальше. На горизонте начинают появляться верблюды, их концентрация постепенно растет.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Из этого наблюдения мы делаем вывод, что подъезжаем к какой-то центральной точке их дислокации. И правда, вскоре мы видим ферму, где разводят верблюдов, делаем остановку.

В небольшом магазинчике принадлежавшем ферме можно попробовать шубат — кисломолочный напиток из верблюжьего молока. Происходящее далее можно списать только на побочное действие от выпитого мной шубата. Вооружившись фотоаппаратом, я начала преследование одной стаи верблюдов, мирно жующих колючки на обочине дороги. В результате преследования — компания верблюдов оказалась далеко за горизонтом.

Целью нашей поездки в Туркистан было посещение мавзолеев Арыстан баб и Ахмеда Ясави. Не буду долго и много расписывать, хочу лишь отметить, что когда среди бесконечной выжженной солнцем пустыни возвышается громадное сооружение — это производит неизгладимое впечатление.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

А тот факт, что построено оно было много веков назад — еще больше удивляет и восхищает. Каждый камень здесь — это история.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Вокруг мавзолея археологами раскопан и восстановлен старинный город, торговые лавки, крепостная стена, подземная мечеть, баня для паломников.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

И пусть дорога была длинной, но она оправдала наши ожидания. Перед отъездом мы попробовали настоящие манты и горячий чай с молоком и двинулись в обратный путь.

Поездка в Алма-Ату. Ночь в автобусе, 15 серий какого-то русского сериала и 101 способ «как уснуть сидя».

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Ранним утром прибываем на авто-вокзал, делаем пересадку и уже на городском транспорте доезжаем до горного стадиона Медео. Дорога плавно идет вверх, по пути нам встречаются громадные металлические преграды, которые защищают город от каменных селей, которые случаются в периоды таяния ледников.

Еще одна защита для города — это построенная громадная дамба — она соединяет вершины двух горных хребтов.

В период таяния снегов вся низменность по ту сторону дамбы заполняется талой водой, превращаясь в огромное озеро. Сейчас же можно увидеть лишь огромный глубокий котлован. Подъем на дамбу называется лестницей здоровья. И это правда — не каждому по силам преодолеть более чем 800 ступеней.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Кружится голова, перехватывает дыхание, приходится делать остановки. Но мы с гордо поднятыми головами, в надежде увидеть последнюю ступеньку лестницы, достигаем вершины. Отсюда открывается потрясающий вид, и на сам стадион, и на предгорье Тянь-Шанских гор, Талгарское ущелье.

Но все только начинается, главные приключения еще впереди. Дядя Саша указывает нам куда-то вдаль — вот оказывается где финиш нашего маршрута — где-то на горизонте в горах виднеются несколько домиков горнолыжной базы. Мы стоим перед выбором — или добраться до места в кабинках подъемника или же совершить легкую непринужденную прогулку по горной извилистой дороге. Конечно же мы выбрали второй вариант. И сейчас я об этом нисколечко не жалею. Но тогда, эти несколько километров постоянного подъема вверх показались не самыми простыми.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

За несколько дней до нашего приезда сюда, в горах был ураган, и можно было видеть, как многовековые сосны, как спички, разбросаны по горным спускам.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Мы шли вдоль дороги, слева обрыв, широкая горная река, справа — поднимаются вверх скалистые горы. Машины, которые встречались нам по пути, перегревались и двигались, сильно гудя — подъем вверх и жаркое солнце и для них были нелегким испытанием. По дороге встретили пасущихся необычных маленьких лошадок и ослика, которого мне удалось накормить печеньем.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

И вот последние метры. Мы были рады простой возможности стоять на месте. И в этот момент перед нами открылась возможность подняться на еще большую высоту — горнолыжный курорт, как выяснилось, открыл новые трассы, и теперь можно добраться и еще выше, к самому пику Талгар. Дальнейшее восхождение мы решили продолжить уже в кабинках подъемника и в считанные минуты оказались почти на самом верху.

Здесь намного прохладней, уже нет никакой растительности, только трава и мелкие горные цветы.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Зимой все это покрыто снегом. И вот, стоит перейти небольшую горную равнину, и перед нами открывается вид на пик Талгар.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Его вершина покрыта ледником, и скрывается за облаками. Здесь мы устроили привал и сделали много красивых кадров.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Погода начала портиться. В считанные минуты небо как бы опустилось. И мы поняли, что находимся уже среди облаков. Приняли решение начинать спуск.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Часть маршрута преодолели на подъемниках, остальной путь точно так же, как и поднимались — спускались пешком. Но спуск был не на много легче. К этому моменту все мышцы поняли, что им пришлось пережить и начали ныть все и сразу. И как только мы добрались до автобусной остановки — начался ливень. Нам неслыханно повезло!

И таких ярких воспоминаний об отпуске очень много. Виноградник во дворе дома, наши попытки сделать вино, прогулки по Чимкенту, настоящая казахская самса, манты и плов, восточный рынок, где мешками продают орехи и сухофрукты, необычные городские автобусы, кондукторы которых на каждой остановке выходят на улицу и озвучивают весь маршрут следования.

Петербург - Москва - Казахстан. И обратно

Возвращаться, в почти уже осенний Питер, совсем не хотелось. Но 2 недельки отпуска пронеслись как-то совсем быстро. Считаем дни до следующего…