Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
сейчас на сайте

Тюмень, Тобольск — Россия Январь 2023

Этот слоган для названия я позаимствовала в одной из туристических фирм. И, действительно, отправились же мы туда по своей воле:). Что может быть увлекательней чем новое путешествие и новые открытия?

Начало

Утром 1 января самолет с серебристым крылом что, взлетая, оставляет Земле лишь тень авиакомпании «Аэрофлот» уносил нас в сторону Сибири, в Тюмень. В Москве совсем не по-новогоднему лил дождь. Зато Тюмень нас встретила настоящими сибирскими морозами: -27˚.

В Сибирь по своей воле

Заселившись в отель, мы отправились на «прогулку» по городу. Морозец, на удивление, не сильно щипал нас за открытые места, как то нос и щёки, но, несмотря на то, что мы были одеты подобающе погоде, слишком долго находится на улице, не заходя в помещение, всё же было не комфортно. План был таков: гуляем, смотрим, знакомимся, периодически заходим в кафе перекусить или попить кофе, а также можно и в торговые центры заглянуть. Всё равно музеи не работают, греться больше негде:)… Но тут нас ждала «засада» … Оказалось, что в Тюмени 1 января не работают не только музеи, но и кафе, и рестораны, и магазины. Для нас, привыкших к тому, что Moscow never sleeps, это был настоящий шок!

В последствии оказалось, что и ресторан в отеле не работал. И хотя бронирование было без питания, но зная, что на территории есть ресторан, я в тайне надеялась, что можно будет там позавтракать и поужинать. Такой опыт у нас уже был, но не судьба. К счастью, отель располагал небольшой кухней, где можно было разогреть или приготовить себе что-то, а в номере был чайник.

Порядком замёрзшие и зверски голодные мы с трудом нашли работающее кафе, где нам не дали не только умереть с голоду, но напоили вкуснейшим чаем:).

Позже, в информационном туристическом центре, я узнала, что обычно окончательно жизнь в городе восстанавливается полностью к 3 января:).

В Сибирь по своей воле

Погревшись и насытившись, мы отправились гулять дальше. Правда долго гулять не пришлось. Мы дошли до пешеходной улицы Дзержинского (бывшей Садовой).

Застраивалась улица в конце XIX — начале XX веков. Улица уникальна тем, что сосредоточила множество объектов деревянного зодчества, которые являются яркой визитной карточкой Тюмени.

В Сибирь по своей воле

Интересна эта улица и людьми, которые на ней жили: например, крупный судовладелец и меценат Игнатов, который являлся дядей известному писателю Михаилу Пришвину.

Великолепные деревянные дома — памятники архитектуры — богато украшены резьбой, оконными наличниками, парадными входами, дымниками. Каждый завиток этой необыкновенной резьбы можно рассматривать бесконечно (если бы не мороз).

В Сибирь по своей воле

С 1 декабря 2022 года улица Дзержинского стала пешеходной и это первая пешеходная улица Тюмени. Здесь появились скамейки, детские площадки, а рядом с кафе «Тамрико» поставили качели с подсветкой. Можно даже взрослым качаться.

На этом мы свою прогулку по городу завершили, заглянув в так кстати оказавшийся открытым небольшой магазин, и отправились в отель отсыпаться.

«День здоровья» в спа-комплексе ЛетоЛето

На следующее утро мы устроили себе «день здоровья» — отправились в спа-комплекс «ЛетоЛето».

В Сибирь по своей воле

В непосредственной близости от Тюмени находятся более 20 термальных курортов. Они различаются по составу воды, температуре и степени оснащенности — от скромных бассейнов до огромных спа-комплексов с саунами и бьюти-центрами.

Термальный курорт «ЛетоЛето» с аквапарком, спа-центром, бассейном под открытым небом с термальной водой, бьющей напрямую из подземной скважины, ресторацией и четырехзвездочным гостиничным комплексом находится непосредственно в черте города.

Температура воды в термальном бассейне на выходе из скважины составляет 38–43˚ и, как указано на сайте курорта, эта волшебная вода оказывает омолаживающее действие на организм.

В Сибирь по своей воле

Возможность понежится в термальном источнике при температуре на улице в -15˚ произвела неизгладимое впечатление! Вокруг тебя заиндевевшие ёлки, снег на бортиках бассейна…
У нас уже был, и не раз, опыт купания в термальном озере в венгерском Хевизе, но здесь совершенно другие ощущения.

В Сибирь по своей воле

В спа-комплексе мы провели несколько часов — поплавали в бассейне с морской водой, попарились в бане (их там 4 вида), посидели в джакузи, отобедали в ресторации и, наконец, окончательно омолодившись отправились снова гулять по городу.

Прогулка по городу. Попытка № 2

Жизнь в Тюмени к этому времени оживилась — народ высыпал на улицы, открылись ресторанчики.

В Сибирь по своей воле

Мы прошлись по центральным улицам, стараясь придерживаться разработанного маршрута.
Побывали в Свято-Троицком мужском монастыре, основанным в 1616 году пришедшим из Казанского Раифского монастыря монахом Нифонтом,

В Сибирь по своей воле

прогулялись по уникальной четырёх уровневой набережной реки Туры,

полюбовались на скульптуры Сибирских кошек в одноимённом сквере,

и побродили по Цветному бульвару. Да-да, в Тюмени тоже есть Цветной бульвар! Это пешеходная зона с множеством развлечений и аттракционов, и, конечно же, па-пам(!) — здесь расположен Тюменский цирк!

А ещё в центре Цветного бульвара находится удивительный фонтан, который носит название «Времена года». Фонтан сделан из натурального камня, бронзы и разноцветного стекла.

В Сибирь по своей воле

К сожалению, пока мы дошли до бульвара уже стемнело и показать фонтан во всей его красе не получится.

Поужинали мы в симпатичном грузинском ресторанчике «Самеба».

Уже совсем вечером мы забрали забронированную машину в компании по аренде автомобилей. Завтра нас ждал Тобольск.

Следующим утром мы тронулись в путь. Накануне ночью начался снегопад и это затрудняло движение. На улицы и трассы вышла снегоуборочная техника и скорость передвижения ещё заметно снизилась.

В Сибирь по своей воле

Дорога до Тобольска в результате заняла больше времени, чем мы рассчитывали, поэтому решили не заезжать в село Покровское, на родину Григория Распутина.

Кстати, о снегопаде. Должна заметить, что в Тюмени дороги всякой дрянью не посыпают, а просто чистят (в том числе и тротуары), а снег вывозят.

Тобольск

Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей мечтал о Рио-де-Жанейро, а я мечтала о Тобольске:).

В Сибирь по своей воле

При планировании поездки я обнаружила, что в городе существует туристический маршрут «О чём расскажут Ангелы Тобольска». Оказалось, что он очень удачно захватывает практически все достопримечательности города. Мне оставалось только наложить на этот маршрут свои хотелки.

Начало маршрута замечательно совпало с месторасположением гостиницы, где мы остановились.
Итак, что нам удалось увидеть и узнать в Тобольске.

Тобольск тесно связан с декабристами — 17 человек из них после каторги были сосланы сюда. Это Иван Анненков, Александр Барятинский, Николай Басаргин, Флегонт Башмаков, Николай и Павел Бобрищевы-Пушкины, Фердинанд Вольф, Семён Краснокутский, Вильгельм Кюхельбекер, Муравьевы Александр Михайлович и Александр Николаевич, Степан Семёнов, Михаил Фонвизин, Николай Чижов, Владимир Штейнгель, Гавриил Батеньков.

Приехав в Тобольск в разные годы, они сумели занять видное место в общественной и культурной жизни города.

Вслед за декабристами в Сибирь выезжали их жены. Первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Всего в Сибирь ухали 11 женщин. Здесь, в Тобольске, установлен памятник всем жёнам декабристов.

В Сибирь по своей воле

Главный элемент монумента — бронзовая женская фигура, по замыслу создателей символизирующая «мужество женщин и их гражданский подвиг». Символизирующая собирательный образ жён декабристов скульптура была установлена в канун празднований в честь Дня города в июле 2008 года.

В 1856 году ссылка декабристов подошла к концу. Но «царской милостью» смогли воспользоваться немногие. На старом Завальном кладбище, на главной аллее, нашли свой последний приют: С. Г. Краснокутский, А. П. Барятинский, В. К. Кюхельбекер, С. М. Семенов, А. М. Муравьев, Ф. Б. Вольф, Ф. М. Башмаков.

В Сибирь по своей воле

Могилы декабристов, расположенные по левую и правую стороны центральной аллеи, являются одной из главных достопримечательностей кладбища.

Здесь же, за кладбищенской церковью, покоятся П. П. Ершов, автор бессмертного «Конька-горбунка»

В Сибирь по своей воле

и И. П. Менделеев — отец выдающегося учёного.

Название «Завальное» связано с месторасположением кладбища за прежней северной границей города — земляным валом, сооруженным в 1688 году.

В Тобольске множество скверов, но самый красивый из них, пожалуй, носящий имя Петра Павловича Ершова.

В Сибирь по своей воле

Главным украшением сквера является памятник самому Ершову работы скульптора М. Переяславца. Вся жизнь русского поэта и прозаика прошла в этом городе. Ершов изображен в длинном сюртуке по моде того времени, в одной руке у него раскрытая книга, в другой — перо. У его ног встал на дыбы Конёк-горбунок, ниже постамента располагается Чудо-Юдо Рыба-Кит с внушительным сооружением на спине, в чертах которого можно узнать Тобольский кремль.

В нескольких шагах от памятника находятся скульптуры героев сказки.
Ивана-Дурака с Горбунком,

Жар-Птицы,

Царя, прыгающего в кипящий котел.

В Сибирь по своей воле

К сожалению, другие произведения Ершова мало известны широкому читателю. Он автор поэм, либретто к операм, рассказов, пьес, нескольких десятков лирических и юмористических стихотворений. При жизни автора опубликована лишь небольшая часть его работ. Архив Ершова до сих пор не найден.

Тобольскйй кремль по праву называют Жемчужиной Сибири — это единственный каменный кремль за Уралом.

В Сибирь по своей воле

Сначала на Троицком мысу появился деревянный кремль и храм Святой Софии, рядом с которым располагалось подворье митрополита. Деревянный город часто страдал от пожаров, которые производили страшные опустошения. Массовое каменное строительство в городе началось лишь в конце XVII века с сооружения Софийского собора. В октябре 1686 года Софийский собор был освящен. Это самый древний храм в Сибири.

Сразу по окончании строительства собора началось возведение крепостной стены вокруг Софийского двора. На это ушло 10 лет.

Дальнейшее строительство Тобольского кремля связано с именем замечательного картографа и географа Семена Ульяновича Ремезова. Почти 20 лет жизни отдал Ремезов строительству Тобольского кремля. За два десятка лет Ремезов сумел возвести в Тобольском кремле Вознесенскую церковь, Приказную палату, Рентерею (Казенную палату), Гостиный двор и крепостные стены.

В Сибирь по своей воле

Из музеев комплекса мы посетили три.
Губернский музей — старейший музей Западной Сибири,

Музей истории управления Сибирью во Дворце Наместника,

В Сибирь по своей воле

И «Дом мастеров» — музей сибирских промыслов и ремёсел.

Последний не входил в наши планы, но музей Истории освоения и изучения Сибири был по какой-то неизвестной причине закрыт, и мы отправились в ближайший.

В Сибирь по своей воле

Остальные кремлёвские музеи посетить мы не успели, а музей Сибирской каторги и ссылки я исключила из планов сознательно, памятуя, какое гнетущее впечатление произвёл на меня подобный музей в Хамеэнлинне.

На обратном пути в Тюмень мы заехали в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь.
Расположен он в 30-ти километрах от Тобольска на высоком берегу Иртыша. Основан на месте, где согласно Сибирской летописи произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца.

В Сибирь по своей воле

А далее, уже не задерживаясь, вернулись в Тюмень. И пусть не всё получилось в Тобольске, как задумывалось, но я безумно рада, что побывала в столь интересном городе!

И снова Тюмень

Последний день нашего сибирского турне мы решили посвятить тюменским музеям. Город ожил окончательно и нам повезло, что мы «ранние пташки» :).

Краеведческий музей «Городская дума» мы успели осмотреть до того, как там появилась экскурсионная группа школьников.

Музей обладает уникальной коллекцией, состоящей из полного скелета мамонта, и ископаемого бизона, шерстистого носорога и пещерного медведя. Это по-настоящему цепляет.

Экспозиция «Окно в природу» знакомит с многообразием флоры и фауны Тюменского края.

В Сибирь по своей воле

Заинтересовало представленное чучело фламинго. Где та Тюмень, и где фламинго! Но, оказывается, данная теплолюбивая птица иногда залетает на озеро Чёрное Армизонского района, которое учёные считают одной из самых северных точек обитания данного вида на Земле.

Обширна и экспозиция «Тюмень — Война — Великая Победа».

В Сибирь по своей воле

Здесь я узнала о существовании не только санитарных поездов-госпиталей, но и поезда-бани.

В январе 1942 года коллективом Тюменского отделения железной дороги было принято решение о строительстве поезда-бани для фронта. Около 1000 железнодорожников вышли на воскресник, запаботав 177 644 рубля на постройку. На строительство ушло 25 дней. В поезде были предусмотрены: 26 кабин, вагон-клуб с шахматами, книгами, музыкальными инструментами и «Ленинским уголком». Все вагоны были соединены между собой телефонной связью, состав радиофицирован.

14 февраля 1942 года поезд отправился на фронт. В ноябре 1945 года состав прибыл в Москву и был расформирован.

Ещё один интересный факт, связанный с войной и Тюменью. Сюда в июле 1941 года был эвакуирован саркофаг с телом В. И. Ленина.

В Сибирь по своей воле

Музей «Усадьба Колокольниковых» — единственная сохранившаяся в Тюмени классическая купеческая усадьба.

Постоянная экспозиция музея-усадьбы Колокольниковых «История дома XIX—XX вв." посвящена истории купеческих семей Иконниковых и Колокольниковых, историческим событиям, происходившими в этом доме.

Музей «Дом Машарова» представляет собой старинный особняк, построенный в стиле неоклассицизма и принадлежавший ранее Николаю Дмитриевичу Машарову — известному тюменскому промышленнику, одному из основателей чугунолитейного дела в Тюмени.

В Сибирь по своей воле

И не могу не затронуть один аспект каждого путешествия — местная кухня. Очень хотелось попробовать, но смогли мы это сделать только в последний день. И предоставило нам эту возможность маленькое, всего на несколько столиков, кафе «Сытый мамонт», где чувствуется северный и сибирский колорит.

Вот такая получилась поездка. О некоторых локациях я уже рассказала отдельно, о других хочется рассказать подробнее. Так что… Ну, вы поняли:) — не переключайтесь…