Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:27

Адыгея — Россия Октябрь 2023

Я всегда как-то по-особенному любила осень, уточняю — именно ту, которая дарит потрясающую палитру контрастных расцветок от ярко-оранжевого, порой даже багряного до нежнейшего желтого, феерию теплых пастельных красок, в которых ни разу не заметно увядание, а лишь медленный уход в небытие. Осень должна быть теплой с непременно голубым небом и солнышком, блуждающим по осенним листикам и словно успокаивающим их: не стоит грустить, совсем скоро вы вновь будете юными и зелеными. А как прекрасен теплый и едва заметный ветерок, который также нежно заботится об опадающих листиках и нежно кружит их, кружит, прежде чем они упадут на землю. Даже покрыв землю, осенние листья умудряются приносить радость. Вот скажите, кому не нравится собирать прекрасные, разные по формам и разноцветные осенние листья в букет? А шуршать ими, наслаждаясь необычным, но таким завораживающим звуком!

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

С недавних пор до наступления зимы я старалась непременно куда-то поехать в осень, чтобы насладиться ее очарованием и запомнить… Это была Северная Осетия, прекрасная Дигория, подарившая солнечную неделю и незабываемые эмоции. Это был Кольский полуостров и мощное бесконечное Баренцево море и опять же, захлестывающие меня как морские волны, эмоции. Это был Архангельск и Малые Корелы в осеннем пожаре, а затем совершенно удивительное поэтическое Пушкиногорье. А открытый мною ларец Петергофа, нет, нет, не тот обычный дворцовый, а Старый Петергоф с его полузаброшенными дворцами и сказочными парками, одна Сергиевка многого стоит. И как я правильно поступила, что свое знакомство с роскошным парком Монрепо, отложила именно на осень.

Но в этом году поездки свершились до осени, потому как альтернативы не было, пришлось выбирать, но душе ведь не прикажешь. Осень шла, а душа эта томилась, буквально изводила меня своим нытьем. А нынешняя осень словно ждала и дразнила — ну, когда же ты решишься и что-нибудь предпримешь? И когда практически заканчивался невероятно теплый октябрь, я решила использовать свой обычный в таких случаях вариант — тур выходного дня. Выбор направлений был не велик, да и предпочтения у меня были вполне реалистические и определенные: хочу на свое любимое плато Лагонаки. Нашла, отправила заявку и аванс, но заболел гид. Предложили поискать у них другой вариант и о, счастье, он нашелся и даже лучше прежнего.

Итак, суббота 21 октября, погода предполагалась не просто теплая и комфортная, а скорее даже жаркая — до +22 и полное безветрие! В городе вообще поджаривало до + 28!

Выезд из центра города в 6 утра, но так как я живу недалеко от дороги, ведущей в сторону гор, то и сажусь всегда позже. Автобус с 17 туристами подъехал к 6–30 и место мне досталось последнее, на заднем сиденье посередине! Ну и ладно, ехать-то будем не по грунтовке.

Первая локация, заявленная в туре-посещение совершенно удивительного чуда природы — Хаджохской теснины в поселке Каменномостском.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Это мое третье посещение теснины, являющейся частью Большого Хаджохского каньона и все равно я с огромным удовольствием прогулялась по оборудованным тропинкам, лесенкам и деревянным настилам в поисках особо привлекательных ракурсов. Обошла все смотровые площадки, специально огражденные для безопасности посетителей- вдруг кому-то вздумается нырнуть вниз? Скажу сразу, что фотографировать теснину очень сложно, как и передать с помощью стоп-кадра ее красоту, размах, мощь. Да к тому же солнце светило прямо в объектив, поэтому часть ракурсов вообще остались за кадром, но ведь не это главное!

Река Белая, протекающая вдоль автострады, перед поселком оказывается в сложной ситуации: ее водам приходится буквально прогрызать себе путь сквозь скалы, чтобы через 400 метров вновь вырваться на свободу.

Запертая в скалах за тысячелетия река пробила себе извилистую щель, попутно своими потоками вырубая в скальном массиве удивительной формы каменные изваяния и даже мосты, благодаря которому и был назван поселок Каменномостский.

Усердно работая, река, сама того не ведая, по капельке, по песчинке вытачивала в податливой известняковой породе свои неповторимые скульптуры. Каменные мосты, арки, колонны, причудливые острова и глубокие ниши в скалах — вот результат ее продолжительного труда.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Правда, до настоящего времени, благодаря все той же воде, не сохранился ни один каменныймост и кто знает, как долго будут ей сопротивляться оставшиеся арки, но, а пока, все выглядит весьма живописно.

А если к этому добавить осеннюю прелесть, опавшую листву, укрывшую своим ковром скальные берега и крошечные уютные заводи, солнечные блики на зеркальной глади реки, то впечатление будет весьма позитивным.

Из некоторых скальных образований вода создала и конкретные, легко узнаваемые фигуры. Вот, например, островок Дракончик,

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

кому-то он напоминает Черепашку, расположен уже в самом конце теснины. А это самая главная скала «Трехглавый дракон».

Наверное, именно здесь и был когда-то мост, соединяющий берега белой. Сейчас же, проходя по верху теснины, их соединяет обычный автомобильный мост.

Глубина теснины — около 40 метров, ее ширина варьируется от 2 до 7 метров. Обойдя все смотровые и заглянув, казалось бы, во все укромные уголки, я вспомнила, как мы не раз искали свободные подходы к теснине, не закрытые в созданный экскурсионный объект.

В самом начале теснины мне очень нравится своеобразная лагуна, с одной стороны заваленная огромными каменными глыбами, которую я всю облазила и вам уже показывала.

А вот в конце, со стороны драконов, мы никак не могли найти тропу. Так что надо делать очередную попытку и тогда Хаджохская теснина будет мною изучена по максимуму.

Буквально наспех покажу фото животных, живущих в вольерах, но близко к ним я не подходила.

Медведь Тимофей.

У входа в теснину большая площадка, туалет, кафе, столики под навесами, где можно перекусить — чем я и воспользовалась в оставшееся до отъезда время.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

К озвученному ранее гидом времени группа собралась у автобуса, прозвучала команда — по местам и мы отправились в сторону станицы Даховской на следующую локацию.

Через 9 километров резкий поворот направо и затяжной подъем в сторону плато Лагонаки. Но, немного попетляв по серпантинам и проехав километров 15, водитель свернул с асфальтированной дороге налево, на грунтовку. Еще километр и мы у цели — на территории базы отдыха «Горное настроение».

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Честно сказать, я и здесь уже была однажды зимой. Тогда я ехала в горы за снегом, вот, все время приходится за чем-то гоняться!))

Зимой смотровая на веранде здания была закрыта, сейчас же мы первым делом поднимаемся на верх.

Виды потрясающие, впереди море с плавными изгибами гор, завуалированных дымкой. Но солнце в самом центре панорамы и залило своим светом все вершины!

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Оно еще не в зените, но палит уже так нещадно, что и смотреть в его сторону и тем более фотографировать совершенно невозможно! Поэтому делаю кадры выборочно, кусочками, обходя слепящий центр.

Чуть левее угадываю знакомый рельеф манящих меня, но безрезультатно, Большого и Малого Тхачей, массива Чертовы Ворота.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Вот когда опечалишься, что нет хоть маленьких облачков, угомонивших солнце, пусть были бы даже тучи, я на все согласная, но увы!

Кое-как налюбовавшись, спускаемся вниз, к так называемому «гвоздю программы» — парящей над пропастью беседке, расположенной на высоте 1320 метров над уровнем моря.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Рядом с беседкой можно находиться сколько угодно, фотографироваться, позировать, селфиться, а вот за вход непосредственно внутрь беседки надо заплатить. Не очень-то и надо.

Территория вокруг тоже красивая, не лишенная вмешательства ландшафтных дизайнеров,

на базе несколько деревянных домиков.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Среди опавшего ковра желтых листьев заметила вот это яркое чудо!

Опять грузимся в автобус и через 20 километров вновь высадка. Все эти места мне давно знакомы, бывала много раз, но после продолжительного отсутствия в тот день я заметила огромные изменения. Там, где была грунтовка — проложен асфальт, сделаны парковки и тротуары.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Ранее, от последнего поворота дороги в сторону Азишского перевала, мы всегда на КПП Лагонаки покупали пропуск и ехали далее, а там уже гуляли, сколько хотелось. Объекты справа я как-то пропускала, и в этот раз следующая локация была как раз скала Утюг, про которую слышала множество раз.

Она реально меня раззадорила и хотелось на месте понять — стоит ли она такого шума вокруг себя? А далее, по странному сосновому лесу, растущему прямо на природных каменных террасах скалы, перескакивая по расползшимся словно щупальца спрута корням, мы стали подниматься вверх.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Каждого, кто добрался-таки на высоту 1800 над уровнем моря и стал на краю резко обрывающегося обрыва и увидел перед собой плато Лагонаки, без сомнения охватил восторг. Бархатный ковер уже приобрел немного пожухлый рыжеватый окрас, плато основательно готовилось к зимовке. Но зато как оно прекрасно ранним летом, когда по ярко зеленому покрытию разбросаны белоснежные заплатки — это мой любимый фасон плато!

Корявые деревья, принявшие такие формы в виду нахождения на обдуваемом всеми ветрами месте, невероятно оживляли пейзаж.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Наша группа как-то сразу разделилась: внизу осталась большая ее часть — а зачем нам идти дальше, когда тут и так красиво? А остальные, естественно в меньшинстве, но под руководством гида ломанулись дальше через лес, следуя отметкам на деревьях. Когда знаешь еще об одном объекте, расположенном буквально в километре, и чтобы в последствии не было мучительно больно, его непременно надо посетить — такое мое мнение.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

И вот мы шли, шли, через бурелом, теряя тропу, но потом находя ее снова, перелезали через поваленные деревья, уф, да скоро ли?

И вот деревья расступились и где-то внизу послышались голоса, значит пришли. Затормозив у крутого склона и зацепившись за сосну, правее в скале рассмотрела желаемый объект — грот.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Спуститься вниз без посторонней помощи без вариантов, но услужливо поданная рука спутника из группы решила проблему — дальше я уже сама. Грот уютный, кто-то по центру соорудил деревянный настил, усевшись на который можно любоваться панорамными видами лагонакского нагорья.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Сверив время, гид поторопил возвращаться. А оказавшись вновь на вершине скалы, мы поняли, что уже не успеваем спуститься ниже и увидеть ее с новой точки, откуда ее вид и напоминает «Утюгом»! Зато те, кто остался, смогли спокойно и спуститься, и полюбоваться.

Ну да ладно, в следующий раз, а мы, проехав буквально через пару-тройку минут выходим на последней локации — около Азишской пещеры, где запланирована целая уйма времени. Одна женщина даже возмутилась: и что здесь делать 3,5 часа? Вот же наивная — да гулять, гулять, дышать горным воздухом и отвлечься от всех городских и житейских проблем.

Здесь я тоже увидела перестройки: рынок с дороги убрали, соорудили большую парковку, тротуары.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Первым делом все направились в сторону пещеры, рынок и всевозможные лавки теперь были устроены вдоль этой дороги.

Гид расстарался рекламировать адыгейские сыры и мед с разными добавками и подвел всех к конкретному продавцу. Что меня удивило — пробовать можно, при чем везде, сколько угодно и совершенно бесплатно.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Все и напробовались вволю, кто-то что-то купил, я — кружочек копченого адыгейского сыра.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

А затем все разбрелись кто куда. Я пошла на знакомую мне смотровую.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Помню зимой я провела там очень много времени, удалившись в лес подальше от людей и наслаждаясь прекрасными панорамами и тишиной. В этот же день немного прогулялась, а затем пошла на другую смотровую, про которую узнала от гида.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Там почти никого не было, что мне и требовалось, хотя шум от шагов по опавшим сухим листьям раздавался далеко вокруг и как-то даже напрягал! Найдя удобные корни, я присела на них и устроила замечательный пикник!

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Время остановилось, я просто сидела и наслаждалась моментом, который сама для себя и организовала. А ведь был момент, что сомневалась — а стоит ли ехать в горы?

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Величие гор, раскинувшийся внизу разноцветный ковер из осенних листьев, еще не покинувших деревья, разветвление фактурных корней и веток хвойных деревьев — старожилов, повидавших на своем веку не мало, легкое дуновение теплого ветерка, все это завораживало и расслабляло.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Где-то позади раздавался шум работающей техники и только дома я узнала, что оказывается уже строится дорога, которая соединит Лагонаки и Гузерипль! Невероятно, я ведь знаю все эти места и знаю, как это технически сложно, но кусочек этой дороги уже виден на Googlкартах.

А чем же еще можно занять себя, кроме созерцания и ничего неделания?

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Можно прокатиться на этих монстрах-вездеходах.

А можно посетить Азишскую пещеру, что одна девочка из нашей группы им сделала, делясь потом восторженными впечатлениями. Я очень давно была в пещере, но возможно когда-нибудь мне и захочется повторить.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Для детей огранизован веревочный парк.

Нагулявшись, надышавшись, наша группа собралась в автобусе и мы отправились в обратный путь.

Уже почти на выезде с трассы Лагонаки-Даховская водитель остановил на новой смотровой и оборудованной площадке.

Прекрасное время приближающегося заката, когда краски буквально растеклись по открвышейся панораме Кавказских гор, расплоставшейся внизу станице Даховской. О том, что день плавно приближается к своему финишу, нам поведал и месяц, зависший над волнами гор и с высоты созерцающий прекрасные просторы.

Лагонаки. Успеть ухватить осеннее очарование гор

Вот так и закончился этот замечательный осенний день, заполненный благостным настроением и напитавший меня положительными эмоциями. Я словно прощалась с очередным подарком природы — неповторимой осенью, которая, впрочем вскоре вновь будет радовать нас своими красками. Ведь время летит быстро.

А еще, этот рассказ дал возможность вспомнить свои предыдущие замечательные поездки в эти места, некоторые из которых случились больше 10 лет назад. Ссылки побросала.