Турист vladka
vladka
был вчера 11:48

Пушкинские горы — Россия Апрель 2022

Самые очевидные и туристически-раскрученные места в окрестностях Пскова — Пушгоры, Псково-Печерская лавра в Печорах, крепость в древнем Изборске. Именно их предлагают посетить в первую очередь большинство псковских и не только турфирм. Мы тоже решили там побывать, но самостоятельно, чтобы можно было свободно своим временем распоряжаться. Т. к. автовокзал в г. Пскове расположен рядом с железнодорожным, билет в Пушгоры и назад купили в день приезда во Псков. И правильно сделали, поскольку, как выяснилось, с вечерним возвращением оттуда могут возникнуть трудности, особенно в выходные дни.

Выехали  пораньше (в 07–20) и через два с небольшим часа были уже на Пушгородском автовокзале.

Музеи в усадьбах в апреле были еще закрыты, поэтому мы решили по возможности получить общее впечатление от этих мест. И вот что у нас из этого получилось.

Заранее было спланировано, что мы посетим все три местных усадьбы: начнем с Петровского, а оттуда пешком по маршруту Петровское — Михайловское — Савкина горка — Тригорское — Свято-Успенский монастырь — автовокзал Пушгоры.

От автовокзала до Петровского примерно 6,5 км пути. Пожалуй, изо всех усадеб эта — самая живописная. У ее границ слева — садовая беседка, справа — Ганнибалов пруд.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Она же — самая убористая по площади, с компактно расположенным хозяйством: плодовый сад и огород слева от господской усадьбы,

Дом управляющего и хозяйственный пруд с другой стороны.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

А за домом (как и прочие постройки, он был восстановлен в середине 1970-х) — ведущая к беседке Грот на берегу озера Кучане аллея деревьев старого парка образца 18-го века. Дамы в кринолинах, кавалеры в париках выглядели бы здесь очень органично.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Из Петровского вернулись на главную дорогу, прошли по ней около двух километров.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Потом, следуя указателю, свернули направо, к Михайловскому. Лесная дорожка, вдоль которой заметны были уходные работы (в Пушкиногорье есть даже отдельное лесничество)

вывела нас к обширному полю,

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

за которым располагаются постройки усадьбы. Дом с дубом-великаном перед ним

обращен фасадом к озеру.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

С другой стороны — уводящая в парк еловая аллея.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Мимо озера, вдоль впадающей в него речки Сороть, идет дорога на Савкино. По дороге можно увидеть и гранитный столбик с надписью «Отъ Санкт-Петербурга 432 версты» и такой вот, как из древних былин, камень-валун.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Недаром же места эти не только глубоко-поэтичные (строки "В их сенях ветра шум и свежее дыханье" чаще всего на ум приходили, поскольку день и впрямь был ветренный, прозрачный), но и легендарные. Городища Савкина Горка всего в километре от Михайловского — тому доказательство.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

И в общем-то не важно: что там было испокон, что потом появилось. Все органично вплелось в одну канву: и подвиг защитников, которые здесь когда-то полегли, и древние сказания, и подвижнечество тех людей, что все это воссоздавали-обустраивали. Кстати, не только панорама, энергетика там тоже совершенно особенная. Одно из самых ярких впечатлений всего путешествия.

Грела еще мысль о том, что моя родная бабушка родом из деревни Савкино. Сегодня там  всего несколько домов, среди которых и вот такой атмосферный гостевой.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Оттуда — по дороге до развилки и дальше по направлению к городищу Воронич.

Кстати, нам подсказали короткий путь до Тригорского: от этого места нужно спуститься вниз по тропке, обойти городище слева, и выйти прямо к усадьбе.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Перед зданием — необычный памятник-бюст Пушкину, за ним — церковь Георгия Победоносца.

За господским домом (восстановленном, как и постройки Петровского и Михайловского) в здании бывшей полотняной фабрики — когда-то на всю округу знаменитый Тригорский английский парк. У границ парка — банька, где когда-то с приятелями «Пушкин пировал».

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Из Тригорского парка — через деревню Шаробыки на Пушкиногорское шоссе до дер. Кокорино, потом на ул. Ермолаева на территории поселка, оттуда — на ул. Пушкинскую с Успенским храмом при монастыре. На подходах к храму — мемориал, посвященный освобождению Пушгор в марте 1944 г. На монастырской территории — памятный знак минерам, которые храм и некрополь разминировали. Не обошлось при этом без жертв.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Мимо монастыря по ул. Новоржевской мы вернулись к автовокзалу, на прощание сделав еще один снимок рядом с А. С. Пушкиным.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

С задачей погулять-посмотреть то, что успели за один день, мы справились. Если будет возможность, вернемся туда в другой сезон, на большее количество дней (наверное, дня три было бы оптимально), чтобы посетить музеи при усадьбах, неспешно погулять по паркам, посетить этнографическую деревню, пожить в гостевом доме, отведать кушаний в атмосферных кафе. Надеемся, все это у нас впереди. А в планах прошлогоднего путешествия было еще и посещение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и Изборской крепости.

До Печор мы доехали на автобусе от автовокзала в Пскове, что заняло примерно час времени. Можно было бы прогуляться по территории монастыря самостоятельно, пользуясь табличками-указателями, но мы решили взять экскурсию, чтобы было более компактно по времени и содержательно. Кстати, потенциальных экскурсантов встречают там прямо у входной Петровской башни.

От внешних стен монастыря-крепости

прошли в сопровождении гида на его территорию через Святые ворота, оттуда спустились по Кровавой тропе

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

к праздничным монастырским храмам. Всего их там (включая подземные) 11, у каждого свой характер и обличие.

Слева направо на снимке: Благовещенский (1541), Сретения Господня (1870), монастырская сокровищнеца — ризница, храм Успения Пресвятой Богородицы (самый древний в монастыре) + Покровская церковь (1757), над ним надстроенная.

На переднем плане слева — надкладезная часовня, справа, под зеленой крышей — Корнильевский колодец. А еще правее — дом Настоятеля и собор Архангела Михаила (1827).

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

В ходе экскурсии заходили мы и внутрь, посетили в том числе подземный храм. В целом все в монастыре (за исключением келий отшельников) дорого-богато.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

На территории монастыря есть лавочка, где мы купили бруснику в сахаре, местное лакомство.

После посещения монастырской территории прогулялись вдоль его внешних стен. За Михайловским собором — Тайловская башня с куртиной петровских времен рядом с нею.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

На снимке ниже она на первом плане, за нею — башни Верхних решеток и Тарарыгина.

Наш гид, узнав, что мы планируем посетить еще и Изборск, предложил подвести туда и провести экскурсию. Подумав, мы согласились, тем более что Изборск находится на пути из Печор во Псков. Кстати, решили, что и в Псков мы вернемся с нашим гидом-водителем, что оказалос очень удобно.

До отъезда у нас было немного свободного времени в Печорах и мы погуляли в окрестностях монастыря.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Обнаружилось, что, несмотря на намоленность места, не обошлось там и без некоторой чертовщинки.

Кстати, такой вот формы и цвета фигурки кошек — один из популярных сувениров этих мест.

По дороге в Изборск сделали остановку у новодельной часовни Державной Богоматери. Следующую — у Никольской церкви на Труворовом городище (16-17-й в.), откуда открывается широкий вид на Мальскую долину.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Оттуда — к самой крепости. Башня Талавская и захаб рядом с нею.

Башни Вышка и Рябиновка.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Знак-оберег на крепостной стене.

Крепостная башня изнутри. Интересно, что на разных уровнях окошки- бойницы для увеличения радиуса обстрела были ориентированы по-разному.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Колокольная с Никольским захабом, Никольскими воротами и Никольским храмом за ними.

А это уже вид из крепости.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Недалеко от этого места бьют из высокого речного склона Словенские ключи, возраст которых исчисляется в несколько тысяч лет.

Ключи впадают в Городищенское озеро, куда на кормление к туристам прилетают лебеди и прочая водоплавающая живность.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

От ключей вернулись в Изборск, откуда нам предстояло возвращаться в Псков. Изборск, как и Пушгоры, и Печорск сегодня место в первую очередь туристическое, поэтому и здесь путешественник для себя сможет найти все необходимое для приятного отдыха и массу интересных впечатлений впридачу. Старинные "кирпичи" там по-прежнему используют в строительных целях, а в исторических постройках разместились гостевые дома и сувенирные лавки.

Серебряный пояс России, вокруг Пскова

Подходило к концу время, отведенное нами для знакомства с достопримечательностями Псковской области, одного из самых древних, исконно-русских и живописных уголков России. Мы нашли там для себя много интересного.

Хотелось бы каждому, кто еще там не бывал, пожелать открытий на псковской земле.

Большое спасибо за внимание.